У некоторых людей может возникнуть мысль: а зачем мудрить с дорожками, ведь их функция заключается лишь в том, чтобы соединить между собой объекты сада или разные его зоны. Кажется, достаточно набросать на бумаге с помощью линейки и карандаша примерную схему, а затем быстренько воплотить ее на участке, залив бетон, раскидав камни, уложив брусчатку или кирпич. Однако не все так просто, и тот, кто думает лишь об утилитарном значении дорожек без учета эстетических нюансов, в результате получит скучные, серые и чужеродные элементы садовой обстановки. Вряд ли такая ситуация сможет понравиться. Наоборот, дорожки с изящными изгибами, подчеркнуто эффектными материалами их мощения, органично вписывающиеся в окружающий ландшафт, станут подлинным украшением участка.
Прежде всего следует сказать, что месторасположение и направление садовых дорожек необходимо продумать еще на стадии планирования участка. На плане надо отметить все предполагаемые постройки (дом, сарай, баню, беседку и другие), объекты инфраструктуры (дорожки, площадки), водоемы и уже имеющиеся на участке деревья. Связующим звеном между всеми этими элементами сада и станет главная дорожка. Причем если в саду регулярного стиля она будет прямой, как стрела, и, скорее всего, совпадающей по ориентации с композиционной осью (в ландшафтном дизайне она представляет собой условную линию, на которую как бы «нанизывают» прочие его элементы), то в пейзажном стиле дорожки свободно разветвляются, тяготея к пространственной композиционной оси. Какой бы стиль вы ни избрали, главная дорожка (да и другие тоже) не должна быть чрезмерно широкой и витиеватой. Разумнее всего выполнить ее там, где есть протоптанная тропинка.
Если подходы к дизайну сада решено совместить, то обычно делают так: композиционную ось и главную дорожку прокладывают от основного входа на участок. Фасадную часть участка, т. е. ту, на которой в первую очередь оказываются посетители, оформляют в регулярном стиле с привязкой к геометрическим линиям, а в центре участка основную дорожку разбивают на множество мелких, ведущих к периферии сада и реализованных в пейзажном стиле (они должны обеспечивать возможность познакомиться с красивыми уголками сада).
Таким образом, требуется тщательно продумать стилистику дорожек, потому что их формы, направления, материалы обязаны дополнять общую картину. Чтобы установить приемлемую ширину дорожек, следует просчитать примерную интенсивность движения в отдельных местах участка. Как правило, по дорожкам, ведущим к бассейну, площадке с мангалом, детской площадке, должны свободно проходить 2 человека плечом к плечу, соответственно их ширина составит 100, 120 или 150 см. Что же касается дорожки, по которой можно попасть в беседку, расположенную в укромном уголке сада, то ей быть широкой не требуется, а потому вполне хватит 60–70 см (такой ширины достаточно и для дорожек на маленьком участке). Получается, что размеры главных дорожек несколько больше второстепенных, поскольку делают их с расчетом на оживленность движения и, например, на возможность провоза по ним тележки. Ширина более 2 м является излишней, поскольку тогда дорожка станет похожей на трассу. На маленьком участке ширина дорожек должна быть достаточной для того, чтобы на них разошлась пара человек.
Создание сети дорожек требует поисков грамотного решения относительно выбранного направления и оптимального расстояния, чтобы газон пришлось дробить по минимуму, но при этом в полной мере осуществить удобную связь всех хозяйственных объектов на участке. Обширный газон придется разрезать дорожкой в любом случае, потому что понадобится проход к колодцу, бане, беседке, патио и т. д.
Создание дорожно-тропиночной сети – занятие не самое легкое, но именно оно является базовым в планировке ландшафтной архитектуры. Неискушенный пользователь садового хозяйства вправе подумать, что на собственном участке обладает абсолютной свободой в плане передвижения, и даже не догадывается, что вокруг него – сплошь линии вполне реальной, но невидимой паутины, которая определяет направления перемещений человека. Например, мало кому приходит в голову, что хождение по тропинке к беседке представляет собой передвижение по транзитному маршруту и тропинка протоптана именно по этому пути совсем не случайно.
Точно так же народ прокладывает тропинки в общедоступных местах, пользуясь лишь интуитивным чутьем, – и вот один человек прошел, за ним следующий, потом третий и т. д. Однако 1-й путник не просто так выбрал направление, а руководствовался соображениями оптимальности. Любая земная поверхность имеет незримую сеть рациональных маршрутов. Впрочем, когда люди по ним ходят, то маршруты становятся вполне осязаемыми.
Конечно, оптимальность часто нарушают требования эстетики, но в любом случае о рациональности необходимо позаботиться, поэтому об этом стоит немного поговорить. Итак, с помощью грамотно спроектированной и реализованной дорожно-тропиночной сети осуществляют как связь различных объектов участка (например, крыльца дома с гаражом, теплицей, площадками, сараем и т. п.), так и обеспечение удобного прохода на участок и прогулок по его территории.
Дать какой-то универсальный совет, пригодный для создания любых дорожных сетей, невозможно, поскольку все участки разные и здесь надо принимать во внимание их площадь, конфигурацию, рельеф, количество и величину построек, объемы зеленых насаждений. Причем, чтобы определить площади мощения дорожек и площадок, нужно знать количество человек, занятых садовой деятельностью, особенности их образа жизни и то, сколько в среднем посетителей (пешком и на машинах) бывает в конкретном саду. Дорожное покрытие должно быть безопасным для использования независимо от погоды, будь то продолжительные дожди, распутица или гололед.
Надо сказать, что на участке потребуется большое количество дорожек (если, конечно, он не совсем маленький), иначе не получится создать условия для удобного перемещения между 2 пунктами и облегчения ухода за садом. Лучше предусмотреть возможность доступа ко всем элементам участка в любое время года и дня.
Обычно замощенная поверхность на территории участка достигает 20 % от его общей площади. При этом если в саду будет слишком мало дорожек, то эффективность его использования снизится, не говоря уже об удобстве. Однако и в противоположную крайность впадать не следует. При наличии в саду многочисленных перекрестков можно с уверенностью утверждать, что имеет место ошибочное планирование.
Самым оптимальным вариантом для небольшого участка площадью до 20 соток будет реализация круговой прогулочной дорожки с отходящими от нее второстепенными тропинками.
При составлении схемы дорожной сети и поиске наилучшего направления дорожек желательно искать грамотное решение с самым интересным маршрутом, как можно меньшим дроблением газона и более короткими дистанциями между садовыми объектами и зонами.
Не получится сперва воплотить дорожную сеть, а потом уже привязать к ней другие элементы садового интерьера, как и реализация этих элементов не может быть осуществлена перед тем, как настанет момент задуматься о дорожках, – грамотное проектирование и разбивку дорожно-тропиночной сети выполнить довольно трудно. Необходимы муки творчества, но в то же самое время и соблюдение некоторых жестких условий.
Можно вспомнить классический пример создания дорожной системы в пионерском лагере «Артек»: этим занимались дети, гуляя по территории и протаптывая самые оптимальные и удобные маршруты. Подобный прием весьма эффективен, а потому активно используется людьми с чисто рациональным отношением к организации пространства своего участка. У таких хозяев все просто и аскетично: дорожки сокращают расстояние, вытянувшись строго по прямой (своеобразные садовые магистрали). При выходе из дома прагматик рассчитывает направление так, чтобы быстро добраться до пункта назначения, не имея желания тратить время на лицезрение красот. Для таких людей основным условием является порядок. Соответственно они предпочитают регулярный стиль.
Если же владелец земли по натуре эстет и склонен к ландшафтному стилю, то на путь от дома до бани у него уйдет не меньше времени, чем на обход всего участка по периметру. Ведь он наслаждается прогулкой по живописнейшей извилистой тропинке, постоянно отвлекается на завораживающий вид далекого леса, заслушивается умиротворяющим журчанием ручейка и не способен пройти мимо цветника, не впитав в себя сладостный аромат каждого из нескольких сотен цветков.
Очевидно, что обе эти ситуации являются крайностями, которых допускать не стоит, а истина как всегда где-то посередине. Таким образом, наиболее сложным в проектировании дорожной сети представляется нахождение гармонии между рациональным и эстетичным подходами.
Для начала нелишне начертить план и попытаться вообразить себя передвигающимся по дорожкам, указанным на нем. Этим способом можно установить, что перемещаться по ним не так-то легко, причем на практике ситуация окажется еще хуже. Если трудно представить все на бумаге, можно прикинуть, как все будет непосредственно на участке. Для чего выполняют грубую разметку дорожек с помощью колышков и веревки. Далее нужно неторопливо прогуляться по ключевым направлениям, попутно оценивая степень удобства и согласованность пешеходного маршрута с остальными элементами ландшафта. Постепенно, исправляя недочеты с учетом мнения близких и делая повороты более плавными, добиваются подходящего варианта.
При создании дорожек основными условиями можно считать их многофункциональность, удобство и приятный внешний вид. Они просто обязаны приводить людей к цели, не лишая их при этом возможности любоваться окружающими видами. Причем не следует их дублировать: сходятся они обычно только у входа в дом, а в остальных случаях разбегаются (рис. 1).
Рис. 1. Схождение дорожек у дома: а – неправильно; б – правильно
Очень желательно не пересекать дорожками красивые открытые пространства, поскольку такие участки, скорее всего, перестанут быть привлекательными (рис. 2).
Рис. 2. Оформление дорожками открытых пространств: а – правильно; б – неправильно
Кроме того, лучше не прокладывать пути слишком близко к заборам и массивам зелени (рис. 3).
Рис. 3. Дорожки вдоль забора: а, б, в, г – правильно; д – неправильно
При планировании дорожек важно оставить возможность полюбоваться не только открывающимися в саду видами, но и пейзажами за его границами. Всякий объект на участке, представляющий интерес с эстетической точки зрения, должен быть легкодоступен с любых позиций. Не следует поворачивать дорожки без необходимости; как правило, их изгибы нужны для того, чтобы появилась возможность для созерцания объекта в отдалении (рис. 4). Образцами совершенства в использовании изгибов могут служить японские сады, речь о которых пойдет в соответствующей главе.
Рис. 4. Дорожка для обзора
То, что все дорожки и тропинки обязаны в конце концов встречаться в одном месте, можно назвать главным правилом при проектировании их сети. Причем данное место воспринимается как композиционный, а не топографический или геометрический центр сада. Что именно выбрать в качестве такого центра и как его оформить, зависит от предпочтений хозяев: это могут быть патио, беседка, альпинарий и т. п. Надо только помнить, что композиционный центр не должен подавлять своими габаритами все остальное на участке (рис. 5).
Рис. 5. Центр схождения дорожек: а, б – правильно; в – неправильно
Укладывая дорожку, необходимо делать это так, чтобы она выступала над поверхностью земли хотя бы на 50 мм, так как растущая трава постепенно приподнимает грунт, в результате чего дорожка окажется ниже уровня земли. Кроме того, какой бы ни была дорожка, ее нужно делать с уклоном для стока воды (если ширина довольно большая, то уклон от середины дорожки к краям обязан составлять пару сантиметров на погонный метр) или оснастить специальными дренажными системами.
На дорожках с уклоном более 50 мм на 1 м их длины не обойтись без ступенек, которые выполняют с учетом того, что их двукратная высота, как и глубина с шириной, не может быть менее 60–70 см, что равняется длине шага. У шаговой дорожки такое же расстояние должно быть между центрами плиток или камней, при этом стороны у элементов покрытия не превышают 40 см.
Непосредственной укладке дорожного покрытия предшествуют исследования, посвященные выяснению того, какой тип грунта характерен для участка в целом и его отдельных зон в частности, после чего уже надо учесть предполагаемую интенсивность использования дорожки и выбрать подходящий материал для покрытия.
Сначала устанавливают состав грунта и то, насколько глубоко находятся грунтовые воды, – от этих параметров зависят надежность основания и требуемый объем работ. Наилучшим считается песчаный грунт, который встречается на участках земли, некогда намытых водой или расположенных около рек. Трудозатраты на устройство дорожек будут несущественны: понадобится лишь убрать слой песка, соответствующий предполагаемой толщине покрытия дорожки, плюс несколько сантиметров для того, чтобы она возвышалась над землей.
Остальные грунты обеспечат устойчивое основание дорожки при заглублении в землю на несколько десятков сантиметров. При этом в образовавшуюся канаву необходимо последовательно засыпать щебень, гравий и крупнозернистый песок, обязательно выровнять и утрамбовать каждый слой. Сверху на песок кладут собственно дорожное покрытие. Конкретную глубину канавы определяют исходя из имеющегося уровня грунтовых вод и способности почвы впитывать влагу. Вторая характеристика тем ниже, чем выше первая; а чем меньше влагопроницаемость, тем глубже должна быть канава.
Выемку земли на торфяных и болотистых почвах осуществляют на максимальную глубину. При отсутствии толстого подстилающего слоя дорожке хватит всего пары лет, чтобы погрузиться под землю. Довольно эффективным средством усиления слабых грунтов является заливка бетонного основания, на которое укладывают покрытие, например плитку на цементе.
Допустим, что на участке расположена глинистая почва. Для того чтобы сделать дорожки в таких условиях, потребуется вырыть канаву глубиной до 40 см, иначе зимой глина может вспучиться и свести на нет усилия по мощению дорожки или площадки. Рекомендуется полностью убрать из канавы плодородный слой, который плохо поддается уплотнению. Дно канавы тщательно утрамбовывают, после чего необходимо сделать несущий слой: засыпать щебень или крупный гравий слоем 15 см и опять утрамбовать. Затем должен идти крупнозернистый песок, непосредственно на слой которого укладывают дорожное покрытие. Имеющиеся между его отдельными элементами зазоры заполняют песком и утрамбовывают.
При покупке материала для мощения дорожки, помимо его эстетических и технических характеристик, нужно учитывать стоимость вкупе с другими соображениями (сроком службы, затратами по уходу и т. д.). Например, дорогой натуральный камень оказывается выгоднее дешевого бетона, так как долго служит, становясь со временем лишь красивее, мелкие дефекты на нем не портят общего впечатления, и его можно укладывать многократно.
Сейчас в продаже представлены высокотехнологичные материалы, с помощью которых можно сделать подстилающий слой более качественным и эффективным. Речь идет, например, о геостекстиле. Листы материала кладут на слой гравия – это защитит дорожное покрытие от прорастания сорняков в щелях между его элементами.
Песок насыпают уже на геотекстиль. Если при устройстве дорожки используют мелкий гравий, то листы геотекстиля желательно постелить под него. В этом случае геотекстиль будет служить для усиления засыпной конструкции, представляя собой нечто вроде арматуры. К тому же листы материала не позволят гравию погружаться в землю, что предотвратит размывание песочного слоя.
Вместо геотекстиля часто применяют материалы, подобные лутрасилу или спанбонду и представляющие собой плотное нетканое «покрывало». При использовании его складывают в несколько слоев. Причем полиэтилена в основании дорожки быть не должно, поскольку из-за него возникнет угроза застаивания воды.
Для уменьшения толщины основания также применяют георешетки – сотовые конструкции, изготовленные из полиэфирного волокна, не подверженного химическим воздействиям. При растягивании такая решетка превращается в крепкий каркас со множественными ячейками, в каждую из которых засыпают щебень, гравий, песок.
При всем этом учтите, что то, каким станет основание, зависит прежде всего от вида декоративного покрытия, применяемого для мощения дорожек. Так, если предполагается использовать штучные элементы (натуральный камень и т. п.), то серьезного основания не потребуется – вполне достаточно смоченного песка, сухой цементно-гравийной смеси или цементного раствора, который не предполагает песка, поэтому покрытие размещают на гравии. Каменную плитку нужно подбивать резиновым, пластиковым или деревянным молотком.
Чтобы доски деревянного настила не соприкасались с землей, их располагают на брусьях-лагах. Как правило, уклон для стока воды выполняют двухсторонним, если участок дорожки ровный, и односторонним – если рельефный. В последнем случае уклон делают в сторону понижения.
В песчаных грунтах выкладывают любые типы дорожек: как из камня, так и из дерева. Дело в том, что песок обладает отличной дренирующей способностью, благодаря чему дерево будет хорошо защищено и не станет гнить от влажности. При использовании брусчатки из природного, искусственного или бутового камня углубляться в песок придется где-то на 14 см плюс-минус еще несколько сантиметров, что определяется толщиной выбранного материала. Подходящими грунтами являются супесчаные и легкие суглинистые. На них дорожки можно делать из любого природного или искусственного камня, а также гравия или литого бетона.
Для начала убирают слой дерна (как правило, толщиной до 15 см), после чего углубляют канаву, чтобы без проблем заполнить ее 8-сантиметровым слоем крупного гравия или щебня, 5-сантиметровым слоем мелкого гравия и 3-сантиметровым слоем песка. Если грунты тяжелые глинистые, торфяные или болотистые, то сначала потребуется устроить дренажную систему для отведения грунтовой, дождевой и талой воды. В этом случае засыпают 20-сантиметровый слой крупного щебня, 8-сантиметровый слой мелкого гравия и 5-сантиметровый слой песка. Здесь гравийно-песчаная прослойка послужит фундаментом и в то же время примет на себя функции дренажа. Обязательно следует придерживаться того правила, что край дорожки должен выступать над землей как минимум на 50 мм. Выбирать в качестве кладочного материала песок не стоит, вместо него лучше использовать сухую 2-компонентную смесь (цемент, известь или гипс вперемешку с песком, доломитом и т. п.) либо цементную подушку.
Одновременно с перекопкой земли под дорожки рекомендуется закладывать дренажные системы, например специальные канавы или ливневую систему, а также внедрять необходимые элементы садовой инфраструктуры, в частности системы освещения и полива. Благодаря подобному комплексному подходу можно существенно сэкономить время и деньги, ведь если известно, в каком месте будут дренажные решетки и ливнеприемники, то путем нехитрых подсчетов несложно точно выяснить параметры дорожки, при осуществлении которых вода не станет задерживаться на газоне и площадках. Кроме того, в канавах под основания дорожек часто протягивают электрические кабели («одетые» в пластиковые или металлические гофрированные шланги) и трубы системы полива. Если территория имеет рельеф с достаточно резкими перепадами высот, то нужно подумать об укреплении земляных склонов (с помощью георешеток), что особенно актуально для дорожек, проложенных по краю террасы.
По обочинам дорожек часто устанавливают бордюры, которые придают им целостность, играют роль декоративного элемента и предотвращают размывание, однако они уместны не всегда.
Завершив мощение, проделанную работу следует проверить на предмет наличия небольших дефектов, засыпать песком промежутки между плитами, если таковые были использованы, убедиться в устойчивости деревянного настила, разровнять песок, гравий, кору, щебень и т. п. Если дорожка выложена камнем, то с нее необходимо убрать мусор или смыть излишек использованных материалов, направив на покрытие струю воды из шланга под слабым напором.
После уяснения технологии создания и характеристик дорожек (длины, ширины, формы, высоты, наличия бордюров) наступает момент, когда из огромного многообразия надо выбирать подходящий вам материал покрытия.
Комбинируя элементы покрытия с разными рисунками, можно добиться создания настоящей мозаичной картины под ногами. Конечно, главными факторами, на которые следует ориентироваться при выборе покрытия, будут:
♦ органично ли оно вписывается в окружающий ландшафт и общий дизайн сада;
♦ как часто по конкретным дорожкам будут передвигаться (по прикидкам);
♦ насколько обременителен материал для кармана хозяина.
При первом приближении материалы покрытия дорожек и площадок можно сгруппировать в 2 категории: жесткие и мягкие. В первом случае это такие материалы, как природный и искусственный камень, кирпич, брусчатка, цементные плиты, керамическая или тротуарная плитка, бетон, асфальт и т. д. Главными достоинствами жестких покрытий считаются их прочность и внешняя привлекательность (хотя опять же все зависит от общего дизайна сада). Во втором случае используют песок, дерево, измельченную кору, гравий, дерн и т. п. Обычно по дорожкам из таких материалов добираются до удаленных уголков участка, куда люди ходят нечасто. Сделав часть дорожек из мягких материалов, можно уменьшить расходы на создание садовой дорожной сети.
Надо заметить, что наиболее эффектной она получится в том случае, если применять разные типы мощения. Так можно создать уникальную ландшафтную композицию, которая визуально увеличит пространство.
При выборе материалов для покрытия дорожек необходимо знать, что существуют материалы-«доноры», способствующие активизации организма, которые используют в местах активного отдыха (галька, гравий, тротуарная плитка, дуб, береза), а есть материалы-«релаксанты», применяемые в местах для спокойного отдыха и помогающие расслабиться (песок, кирпич, древесная кора, сосна, осина). Есть и материалы, не относящиеся к указанным типам, – монолитный бетон, который со временем просто сливается с окружающим ландшафтом, а также ясень, липа, ольха.
Среди традиционных стилей ландшафтного дизайна существуют те, которые просто немыслимы без природного камня. В первую очередь это относится к японским садам. Впрочем, в этом случае дорожки обычно пошаговые и потому каменного материала потребуется не слишком много. При использовании натурального камня необходимо обращать особое внимание на естественные оттенки цветов, свойственные различным породам.
С помощью грамотного подбора материалов с соответствующими текстурой и окраской добиваются создания классических узоров наподобие рыбьей чешуи, разнообразных мозаик, уникальных орнаментов, которые превращают дорожку в произведение искусства, оказывающее на зрителей неизгладимое впечатление. Природный камень органично и эффектно выглядит в «компании» объектов, выполненных из аналогичного материала: цветочных горшков, вазонов, домиков для птиц, скамеек, подпорных стенок и столбов и т. п.
Из-за своей высочайшей твердости и декоративности главенствующая роль среди природных каменных покрытий дорожек и площадок по праву принадлежит граниту, обладающему к тому же широчайшим набором различных цветовых оттенков, что возводит его в ранг идеального для ландшафтного (и не только ландшафтного) дизайна материала. Можно себе представить, как в щелях между крупными каменными плитами пробивается белесо-зеленоватый мох, – такое покрытие подчеркнет естественный шарм сада. С наступлением осени ветер живописно гоняет по камням желтую листву, поднимая маленькие вихри и забивая ее в зазоры между плитами…
Если возникнет желание сделать уголок для отдыха в средиземноморском стиле, то для этого лучше использовать плиты из песчаника желтого и красного оттенков. Произвольные линии сломов на краях плит будут выгодно оттеняться речной галькой или щебнем. Чтобы подчеркнуть естественность картины, в щелях между плитами высаживают растения.
Если почва глинистая, водостойкая, то покрытие дорожки обязательно должно располагаться на тщательно выровненном песочном фундаменте. Далее уже на это основание плотно укладывают плиты и камни таким образом, чтобы они не смещались и не ломались под давлением, когда по ним будут передвигаться. Зазоры между элементами покрытия заполняют песком. У широких дорожек обычно имеются достаточно большие промежутки между плитами или камнями, поэтому зазоры можно залить цементом – надо только не забыть полностью очистить поверхность дорожек от излишков раствора до того, как он засохнет.
В качестве покрытия для подъездных дорожек и площадок, естественно, используют жесткие материалы, а мощение по сути представляет собой стандартную кирпичную кладку. Такие дорожки, как и площадки, требуют хорошо подготовленного фундамента, поэтому землю тщательно утрамбовывают, покрывают слоем песка толщиной около 3 см, а затем кладут на основание раствор цемента и устанавливают кирпич либо намазывают раствор на его грани. После кладки зазоры между кирпичами можно заполнить раствором или сухой цементно-песчаной смесью, впоследствии увлажненной. В цементный раствор необходимо подмешать песок с зернами средних размеров в пропорции приблизительно 1: 5, также имеет смысл добавить в раствор извести. Подготовленный раствор должен быть использован не позднее, чем через 2 ч после его приготовления.
При использовании газонокосилки она не должна задевать за дорожное покрытие, поэтому следят за тем, чтобы газон возвышался над ним по меньшей мере на 3 см. Можно сделать и по-другому: оставить между газоном и дорожкой полоску незасеянной земли шириной в несколько сантиметров.
Как правило, площадки служат логическим завершением (продолжением) садовой дорожки и не важно, располагаются ли они перед входом в дом или на участок либо призваны быть основанием под скамейки, мангал или стоянку для автомобиля. Технология их создания в основном аналогична дорожкам, поскольку площадка обязана служить естественным продолжением дорожки или красиво венчать ее.
Если сад выполнен в регулярном стиле, то лучше вымостить площадку кирпичом, бетонными плитами правильной формы, округлым натуральным камнем. Совмещением различных видов покрытия можно получить весьма любопытные результаты, например, составив композицию из камней различной фактуры и окраски. В пейзажных садах используют тот же материал, но распределяют его хаотично, без прямых линий и углов.
Несомненно, вид у площадок значительно «тяжелее», чем у дорожек, в связи с чем первые требуют грамотного и богатого оформления растениями. Если по обочине дорожек есть кустарники, то вокруг площадки желательно тоже высадить растения, но большей высоты. Нет необходимости в поиске одного и того же вида кустарников – вполне подойдут сходные по очертаниям, цвету или форме листьев растения. Этот прием позволит связать дорожку и площадку, даже несмотря на отличающиеся покрытия.
Для полноценного вписывания дорожек и площадок в окружающий ландшафт недостаточно правильно подобрать покрытия и бордюры. Только продуманный характер зеленых насаждений по обочинам дорожек, тропинок и площадок даст желаемый эффект. Грамотный подбор растений обеспечит благоприятное впечатление, которое окажет на посетителей дорожка, придав ей живописный вид, подчеркнув изысканность материала, скрыв мелкие недостатки при наличии таковых.
Если сад предполагается оформить в регулярном стиле, то хватит газона или рабатки с однолетними растениями. В пейзажном саду этого будет уже мало – потребуется разнообразие растительности, начиная от хвойных пород и заканчивая декоративными мхами.
При подборе растений руководствуются как их внешними декоративными качествами, так и ботаническими характеристиками, особенно касающимися условий произрастания. Например, если высадить светолюбивые растения в глубокой тени, то они вытянутся и потеряют привлекательность, что будет хорошо заметно с дорожки.
Следует сказать несколько слов о таком специфическом типе ландшафтных садов, как японский сад. Не секрет, что существуют несколько путей до нужного места: короткий, прямой и целенаправленный, а также длинный, на первый взгляд не самый удобный, так как идет по кривой. Японцы традиционно считают, что второй вариант предпочтительнее, поэтому в восточных садах дорожки чаще извилистые. При прогулке по ним независимо от размера сада возникает ощущение, что за очередным поворотом обязательно откроется что-то новое, неожиданное и чудесное. Движение по кривой в наибольшей степени соответствует естественным природным формам и линиям – плавным изгибам русла реки, береговой линии, звериной тропе и т. д.
Японцы отлично усвоили, что дизайн дорожки определяется как ее покрытием, так и окружением, в том числе и видами, которые с нее открываются. Главное – следить за тем, чтобы движению по дорожке не мешали нависающие ветви деревьев.
Также в японском саду стараются не прокладывать дорожки через центр участка – середина непременно должна оставаться свободной. Рекомендовано разбить дорожную сеть по боковым зонам, причем некоторые специалисты даже советуют использовать под дорожки в основном западную часть доступной территории.
Ширина дорожек играет немаловажную роль. Как уже говорилось, дорожка к главному входу в дом и тропинка к грядкам несопоставимы, однако излишняя ширина тоже не идет на пользу, поскольку провоцирует захламление – получается своего рода площадка, на которой весьма удобно ставить разные предметы, например велосипеды или садовый инвентарь. Такая дорожка может превратиться и в площадку для игр.
Ширина дорожек на периферии участка должна соответствовать размерам данной территории. Узкие дорожки на обширном пространстве выглядят неудачным решением, но и широкие дорожки на малом, мягко говоря, неуместны: нарушают уют садика и занимают лишнее место.
За всеми хлопотами по организации дорожек нельзя забывать об их безопасности. Главная дорожка из сада в дом должна быть достаточно освещена как днем, так и ночью (надо хотя бы предусмотреть включение света при выходе из дома). Дорожки внимательно инспектируют для выявления недопустимых выбоин, ухабов, а поверхность их не должна быть скользкой даже в дождь.
Дорожки прокладывают таким образом, чтобы передвижение по саду осуществлялось без вынужденной необходимости пачкать или мочить ноги, соответственно покрытие должно пропускать воду или эффективно отводить ее. Многие садовые участки могут «похвастаться» неэстетичными проходами между строениями, например между домом и гаражом. В этом случае путем некоторых ухищрений несложно добиться благоприятного впечатления привлечением внимания идущего то к одной стороне дорожки, то к другой. Для чего нужно пустить вьющиеся растения вверх по стене, украсить ее шпалерами, барельефами или мозаикой. Нелишне установить вразнобой по разные стороны от дорожки горшки или вазоны с цветами.
В сумерках и ночью внимание можно привлечь установкой на стенах соседних с дорожкой строений светильников. При достаточной ширине прохода в вазоны высаживают маленькие кустики или многолетние растения; располагать их нужно также неравномерно, чтобы глазу было за что зацепиться и человек шел не по прямой линии. Таким способом создастся впечатление, что у дорожки есть изгибы.
В любом случае при выборе растений нужно учитывать, какие из них хорошо себя чувствуют в данной конкретной местности. Кроме того, в узких проходах, как правило, мало света и постоянные сквозняки, а в таких местах выживают действительно выносливые растения, например, разнообразные сорта вечнозеленых (пиракант и т. д.) или вьющихся (плющ, гортензия, актинидия и др.).
Насыпные дорожки с давних пор являются наиболее популярными. В немалой степени это связано с тем, что их укладка не представляет практически никакой трудности и доступна садоводу независимо от его опыта по части ландшафтного дизайна. Кроме того, устройство насыпной дорожки займет очень мало времени.
В качестве покрытия используют любые сыпучие материалы, например щебень, песок, гравий, измельченную кору, каменную крошку, гальку, ореховую скорлупу и др. Перед созданием дорожки следует выполнить разметку и осуществить соответствующие подготовительные действия. Преимуществом насыпных дорожек в первую очередь считается простота их создания, а фундаментом для них служит песчаник. Материал покрытия равномерно рассыпают и утрамбовывают, после чего уже можно наслаждаться прогулками по готовой дорожке.
Обычно в садовом строительстве для покрытия проезжих и пешеходных дорожек и небольших площадок используют гравий, представляющий собой дробленый камень из каменоломен. Если нужно украсить отдельные отрезки дорожки, можно взять мраморную крошку, гальку или кору, но гравий выгодно отличается от многих аналогичных материалов не только своей низкой стоимостью, но и универсальностью в применении, поскольку хорошо смотрится и у входа в дом, и в отдаленных уголках территории сада.
Покрытия из гравия не потребуют практически никакого внимания хозяев в плане ухода, но в то же время выглядят очень натуралистично, легко сочетаясь с постройками в любом стиле. Преимущества гравия, а также похожих на него гальки и щебня особенно отчетливо проявляется в садах небольших размеров. Там, где мощение представляется сложной процедурой в силу особенностей рельефа, слой гравия будет весьма кстати. Светлый гравий, насыпанный в темных местах, создаст ощущение освещенности.
В японских садах традиционные гравийные площадки, на которых граблями создают изображение, встречаются часто. В этом случае волнистые линии символизируют море или речной поток. Это один из приемов, используемых для обозначения элемента воды в саду при отсутствии возможности иметь настоящий водоем или ручей. Ведь струящаяся вода традиционно символизирует изменения, движение.
В отличие от волнистых линий концентрические круги на сыпучем покрытии вокруг какого-то предмета, например камня, символизируют землю. Единственным минусом столь колоритных узоров на гравии и других подобных покрытиях можно считать необходимость их периодического подновления граблями. Впрочем, всегда можно использовать в качестве засыпки более крупные камни гравия или щебня.
Устройство насыпной дорожки происходит следующим образом: сначала удаляют дерн, вырывают канавку глубиной примерно 30 см, потом заполняют дно 20-сантиметровым слоем засыпного материала крупнее того, что заготовлен для покрытия, трамбуют его, не забывая при этом тщательно смачивать водой. По возможности следует уложить на получившееся основание жирную глину слоем до 2 см для влагозащиты, хотя это и не обязательно. Потом засыпают более мелкий материал слоем в несколько сантиметров, например песок, мелкую щебенку и другой, и утрамбовывают, обильно поливая водой. Для предотвращения ситуации с растущими из середины дорожки сорняками на фундаменте можно расстелить геотекстиль.
По краям дорожки устанавливают каменные или кирпичные бордюры достаточной высоты, которые нужны для того, чтобы покрытие элементарно не «расплылось» в разные стороны на газон и цветники (с другой стороны, возвышающиеся над землей бордюры ухудшают сток воды). Конечно, здесь нужно учитывать интенсивность предполагаемого движения по дорожке, но если ее будут часто использовать по назначению, то рекомендуется сделать хотя бы что-то похожее на бордюры. Альтернативный вариант состоит в заполнении траншеи глубиной до 20 см только гравием – тогда бордюры дорожке не понадобятся.
Будущая интенсивность перемещений по дорожке также требует размещения в канаве нижнего слоя, сформированного из крупного щебня или битого кирпича, на который сперва насыпают песок и трамбуют его, а потом – мелкий гравий слоем около 4 см и тоже уплотняют. Затем уже можно устанавливать бордюрный камень. Если дорожку станут использовать редко, то хватит удаления дерна и заполнения образовавшейся траншеи гравием с последующим его трамбованием. В появляющиеся в процессе уплотнения ямы подсыпают используемый материал.
Есть у гравийных покрытий и недостатки. В первую очередь это необходимость периодического восстановления верхнего слоя, что на практике означает банальное разравнивание поверхности граблями, поскольку дорожка имеет свойство местами продавливаться от перемещений по ней. Кроме того, при отсутствии геотекстиля вид дорожки будут портить многочисленные сорняки. Обязательное наличие жестких бордюров и связанное с ними ухудшение водостока тоже относится к минусам насыпного покрытия. Летом от таких дорожек в воздух поднимается много пыли, поэтому их нужно регулярно смачивать водой. Часто использовать насыпные дорожки довольно проблематично, поскольку они плохо поддаются уплотнению и со временем теряют привлекательный вид.
Впрочем, ради справедливости следует признать, что грамотно устроенное дорожное покрытие из сыпучих материалов бывает эффективным настолько, что по нему без проблем можно передвигаться на машине.
В плане ландшафтного дизайна использование сыпучих материалов имеет свое преимущество – появляется возможность подобрать покрытие для сада независимо от его стилевой специфики, ведь в общей массе гравия, щебня или гальки присутствует огромное множество различных фракций и оттенков. Наиболее востребованы такие материалы на участках, оформленных в деревенском и восточном стилях.
При этом никто не заставляет применять только сыпучие материалы. Можно и даже необходимо сочетать их как между собой, так и с другими материалами наподобие тротуарной плитки или камня. Весьма выразительны дорожки с пошагово распределенными плитками, промежутки между которыми заполнены сыпучим материалом мелкой фракции.
Площадка представляет собой более серьезное сооружение, чем дорожка. На ней можно расположиться с мебелью или приспособлениями для барбекю, разводить костер, поэтому понадобится высококачественный дренаж, чтобы дождевая или талая вода быстро уходила, причем наклонной площадка не может быть по определению.
Очень хорошо сыпучие материалы подходят для использования в качестве покрытия боковых и потаенных дорожек, проложенных в местах с декоративными растениями. Так как люди появляются в таких уголках нечасто, то дорожное покрытие может быть выполнено даже из измельченной древесной коры, скорлупы орехов, древесной стружки. Визуальное впечатление усилится от расположенных по обочине дорожек кашпо с однолетними растениями. Размеры отдельных фракций в таком покрытии должны быть довольно малыми (до 2 см), чтобы по нему было приятно ходить.
Насыпное покрытие, несомненно, заслуженно пользуется большой популярностью, однако оснащенные им дорожки совершенно не приспособлены к регулярным нагрузкам, а ведь, помимо эстетического впечатления, решение проблемы дорожной сети должно быть практичным. Поэтому при выборе покрытия для мощения дорожек рекомендуется обратить внимание на природный камень.
Большинство камней отличаются крепостью и прочностью, кроме, наверное, мрамора, который подвержен воздействию минусовой температуры и влаги. Во всех остальных случаях дорожки из натурального камня будут служить садоводу верой и правдой: не раскиснут от дождя, без проблем очистятся от снега, выдержат большой вес (можно замостить им площадку под стоянку автомобиля или подъездную дорожку). Также каменные покрытия выгодно отличаются от сыпучих и тем, что последние необходимо регулярно подсыпать.