В очередной книге Алексея Макарова «Дорис», вошедшей в серию «Морских рассказов» рассказана история судового механика, поверивший в честность людей и их порядочность, но был ими обманут.
Ведь, моряк приучен, что в море штормы и любые неприятности он встречает лицом к лицу и справляется с этим сам, потому что живет по принципу – ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО?
А, приходя на берег, он всегда беззащитен перед хитросплетениями береговой жизни.
Автору и самому понятна история, описываемая в этих рассказах, потому что он знает всю подноготную жизни моряка и прочувствовал её на себе.
За сорок лет морского стажа немудрено всё это пережить.
А с чего всё начинается? Конечно же с денег.
Деньги, с таким трудом заработанные моряком в рейсе, в конце отпуска куда-то испарились. А содержать семью – это святое дело каждого настоящего мужчины.
Опять надо идти в отдел кадров, сдавать аттестации и получать сертификаты.
А когда документы готовы, то инспектор отдела кадров, или как сейчас говорят, менеджер по распределению – твой бог и царь.
Он с тобой не церемониться. У него одна задача – заткнуть, невольно образовавшуюся дырку.
Делая честное лицо, он обещает моряку золотые горы.
Моряк знает, что бесплатный сыр находится только в мышеловке, но деваться ему некуда.
Приходиться соглашаться и идти на любое предложенное судно. Ну, а если не пойдет, то потом долго-долго будет кусать локти, в ожидании следующего контракта.
Хорошо, если у моряка есть авторитет, хорошие рекомендации и инспектор полностью в него верит.
В этом случае контракт у моряку обеспечен на четыре месяца с достойной зарплатой. Она всё равно намного ниже, чем у гражданина Евросоюза, если он работаешь на европейском судне. Но для россиянина и такая зарплата сойдет.
А если инспектор не уверен в моряке, то надо готовься к контракту месяцев на восемь, а то и на год на какую-нибудь развалюху под флагом стран третьего мира.
Дома все огорошены, что моряк покидает их настолько надолго. Жена, в преддверии разлуки, смахивает горькую слезинку, но старается не огорчать мужа и бодриться.
Дети – а это зависит от того, как их воспитала жена по отношению к отцу, во время его долгих плаваний, по-разному воспринимают отъезд отца. Но, в основном, спокойно. Ведь они с рождения привыкли, что папа всегда в море.
Потом перелет. Приёмка дел. И моряк уже один на один со всеми проблемами. Он за всё отвечает и всё обязан знать и делать.
Не дай Бог, если произойдёт какая-нибудь поломка. То тут начинается переписка, телефонные переговоры и работа, не прекращающаяся двадцать четыре часа в сутки.
Кого волнует, что моряк не спал, не отдохнул, что у него сердце выскакивает из груди…
Никого волнует, что в пятидесятиградусной жаре, обливаясь потом, он дергает поршни и производит различные ремонтные работы… Никого!
Судно должно идти! Судно должно зарабатывать деньги!
Моряка ведь для того и наняли, чтобы судно приносило доход!
А он кто? Он – пыль морская. Рвань каботажная. Он должен сутки напролет выполнять те обязанности, на которые подписался в контракте и радоваться, что ему платят зарплату. Ведь он же сам согласился на неё.
Иногда, когда нет штормов и поломок, выдаются минуты, во время которых моряк вспоминаешь свой последний отпуск. Плохое обычно не вспоминается. Помнится только самое хорошее и яркое, что моряка грело дома.
Ему хочется всё это повторить и пережить заново. Он начинаешь мечтать и придумывать себе то, что может произойти после окончания контракта.
При любой возможности моряк звонит домой из любой страны, где бы ни находился. Деньги тут уже не считаются. А когда он получает ответы на свои письма или слышит в трубке телефона далекий, родной голос, то счастливее него человека на всём земном шаре нет. И он готов этим счастьем поделиться со всеми…
Теперь он готов вновь преодолеть все шторма, чтобы добраться до того места, где его ждут и любят.
Но вот контракт окончен. Точно такой же полу растерянный механик меняет его, а он, подхватив чемодан, летит домой.
Его радостно встречают. ОН – в центре внимания. Семья, друзья, знакомые рады его появлению.
Но, это ненадолго, об этом моряку говорят взгляды и чувства любимых. Они и сами об этом знают, но жалеют моряка и не хотят портить его отпуск. Ведь праздник всегда заканчивается и начинается быт…
Жена – на работе. Дети заняты своими делами. Ведь они без моряка нормально жили… Справлялись… А тут он со своими порядками и прибабахами, приобретёнными за время одиночества и многолетних плаваний.
Может быть, на этой почве и возникнут конфликты. Но если моряк любит свою семью и ценит их отношение к себе, то он должен вникнуть во все семейные дела, заботы и быт. Он должен переломить себя. Он же умный человек. Он же смог сдержать эмоции подчиненных ему моряков в любых ситуациях. Поэтому, если на судне он смог избежать конфликтов, тогда и дома их не будет.
А о себе и своих мечтах он должен забыть. Ведь без него как-то же обходились. А он без них жить не сможет.
Если жена любит своего мужа и уважает его работу, то это состояние: ты для всех, а не все для тебя – сгладится, и моряк почувствует себя нужным, любимым и отпуск пролетит счастливо, радостно и незаметно.
Об этом незабываемом времени, когда моряк вновь останется на судне один, он будет в тиши каюты просматривать фотографии и вновь и вновь мечтать о том, что снова окажется дома, и почувствует себя нужным счастливым и любимым.
Любые совпадения имен и событий, описываемые в этих рассказах, являются случайными, которые автор развил своим воображением.
С уважением ко всем морякам и их семьям.
Алексей Макаров