Запахи скорее, нежели звуки или образы,
заставляют звучать струны сердца.
История использования ароматов начинается с незапамятных времен, когда наши первобытные предки, украшая себя цветами, заметили, что те не только красивы, но и приятно пахнут, а если бросить в костер поленья определенных деревьев, то запах в жилье становится лучше.
Ко времени зарождения письменности люди уже активно пользовались всевозможными благовониями. На шумерских глиняных табличках и в древнеегипетских папирусах неоднократно встречаются упоминания о различных душистых веществах. Так, герой шумерского эпоса Утнапишти в благодарность богам за окончание потопа «семь и семь поставил курильниц, в их чаши наломал… мирта, тростника и кедра…» (тростник когда-то тоже весьма ценился из-за своего приятного запаха).
Согласно легенде, первый рецепт благовоний для воскурений древнеегипетский бог мудрости Тот передал под строжайшим секретом верховному жрецу, чтобы он в дальнейшем оказывал ему почести именно таким образом. Алтари в древних храмах курились практически беспрестанно и в строгом порядке возжигания ароматов: например, в Гелиополисе утром в жертвенных чашах горел ладан, днем – мирра, а вечером – кипи (благовонное вещество, в состав которого входили мед, дрок, шафран, мирра, кардамон и ароматический тростник). Практически каждое древнее божество имело предназначенное только ему благовоние или душистое растение. Так, Астарта предпочитал мирру, угаритский бог Аттар – розу и жасмин, для приравненного к богам Заратустры возжигали сандал, а для Будды – ладан. Древние римляне посвящали мирт Венере, оливу – богине Афине, а благородный лавр – благородному Аполлону.
Со временем благовония из храмов проникли и в дома простых людей: более зажиточные пользовались миррой, а бедные пропитывали одежды настоями мяты, шафрана, герани, натирались порошком дикой корицы, смешанным с елеем, общедоступным оливковым маслом. Применение различных ароматов древними народами было так же естественно, как утоление жажды или прием пищи. Еще за несколько тысячелетий до нашей эры в странах Востока широко использовали методы прессования, кипячения и вымачивания для получения благоухающих эссенций из цветов, листьев, древесины и смол. В Китае, Индии, Персии процесс перегонки паров ароматических растений был настолько высоко поставлен, что не претерпел практически никаких изменений вплоть до наших дней. Жители Древнего Египта были так неравнодушны к душистым ароматам, что женщина-фараон Хатшепсут даже снаряжала специальные экспедиции за пахучими растениями далеко вглубь Африки.
Древний мир во всех направлениях пересекало множество торговых путей, по которым двигались караваны с благовониями. Ливан вывозил множество душистых веществ, но в первую очередь – неповторимый и целебный аромат ливанского кедра. Из Китая везли камфору, из Индии – корицу, из Кашмира и с Цейлона доставляли емкости с драгоценными цветочными эссенциями, арабы производили душистые масла из укропа и ромашки, нарда и мускатного ореха. Себейское царство, располагавшееся на территории нынешнего Йемена, считалось крупнейшим поставщиком ароматических смол, три тысячи его жителей занимались исключительно выращиванием священного дерева босвеллии, из надрезов на коре которого вытекает ладан – древнейшее благовоние, о котором упоминается в Библии. И сказал Господь Моисею: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ладана, всего поровну. И сделай из них… курительный состав, стертый и чистый. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе; это будет святыня великая для вас». В древние времена ладан высоко ценился не только как благовоние, но и как средство для заживления ран, поскольку считалось, что смолой, вытекающей из порезов на коре, дерево само себя излечивает, а что полезно дереву, то хорошо и человеку.
Ароматный дым всегда сопровождал культовые обряды в храмах, праздничные мистерии, лечебные процедуры и сладострастные оргии.
Ароматов требовалось много: ароматный дым сопровождал культовые обряды в храмах, праздничные мистерии, сладострастные оргии и лечебные процедуры, поскольку уже тогда знали, что запахи душистых растений и благовоний могут снизить напряжение, создать нужное настроение и даже помочь больному выздороветь. Ароматы облегчали родовую деятельность, помогая появлению на свет младенцев, поддерживали бодрость тела и духа, сохраняли красоту и молодость, а также были неотъемлемой частью искусства любви. К примеру, Вергилий в своих «Буколиках» перед романтическим свиданием рекомендовал: «Воду сначала внеси, алтарь опоясай тесемкой. Сочных вербен возожги, воскури благовоннейший ладан!..»
С древнейших времен заслуженной славой афродизиака пользовался и неповторимый аромат розы, вызывающий и поддерживающий сексуальное влечение. Недаром, по преданию, царица Клеопатра перед свиданиями с Марком Антонием приказывала осыпать спальню лепестками свежих роз. Ценились и целебные свойства этого цветка. В конце XI столетия Одо из Мена в поэме «О свойствах трав» посвятил розе следующие восторженные строки:
Право, цветком из цветков по заслугам считается роза;
Все превосходит цветы ароматом она и красою.
Но не одним ароматом и прелестью роза умеет
Радовать нас, а полезна обильем целительных качеств.
Аромат розы древние врачеватели широко применяли при различных недугах: розовой водой лечили нервные расстройства, при заболеваниях легких окуривали дымом розовых благовоний, а при чахотке давали нюхать букеты свежих или высушенных роз…
Особой популярностью в Средние века пользовались специальные ароматные бусы и четки, которые позволяли наслаждаться и использовать для лечения целебный запах роз практически круглый год. Для их изготовления три стакана плотно уложенных мелко нарезанных лепестков роз красных сортов смешивали с 1¾ стакана муки, 4 ст. ложками соли и 10 каплями розового масла. Добавив немного воды, чтобы получившееся тесто стало мягким, его на доске, посыпанной мукой, раскатывали в пласт толщиной 2,5 см и наперстком вырезали кружки, которые затем скатывали в шарики-бусины. Их нанизывали на спицу и высушивали.
В Англии в XIX столетии широко применяли так называемые попурри – ферментированные концентраты душистых цветков, трав и специй, основным ингредиентом которых были лепестки роз. Готовили попурри следующим способом: фунт (примерно 450 г) лепестков роз раскладывали на бумаге, посыпали солью и оставляли сохнуть. Подобным же образом высушивали небольшое количество цветков гелиотропа и чубушника, а также листьев розмарина и майорана. Высушенную смесь помещали в банку, добавляли по щепотке хвои пихты бальзамической, гвоздики, мускатного ореха, корицы, кардамона, по унции (около 28 г) листьев эвкалипта и сухих цветков фиалки. Затем подливали немного спирта или водки, плотно закрывали банку и оставляли на несколько недель, время от времени встряхивая. Готовую смесь расставляли в открытой посуде для ароматизации комнат.
С давних времен ароматные испарения и дымы активно использовали для проведения различных лечебных процедур при целом ряде заболеваний. Так, при возникновении зубной боли автор знаменитого «Салернского кодекса здоровья» Арнольдо да Вилланова (1250–1313) рекомендовал:
Не откажись белену вместе с ладаном сжечь благовонным.
Дым заклубится густой и зубную он боль успокоит.
Знаменитый врач Авиценна (980–1037) считал, что вдыхание запаха мускуса, а также окуривание ладаном и сырым алойным деревом хорошо помогают при насморке, а для облегчения головной боли можно применять «нюхательные лекарства: мускус и амбру, к которым можно примешать камфору». В случае обморока для приведения человека в чувство Авиценна рекомендовал «прибегать к неприятным запахам», а при застарелом влажном кашле – взять «аристохолии, мирры, смолы стираксового дерева, смолы ферулы в равных количествах и мышьяка в количестве, равном остальной смеси»[1]. Все замешать на коровьем масле, скатать в шарики и использовать для окуривания больного, насыщая воздух «необходимыми для жизни испарениями». Высоко ценил целебные ароматы и выдающийся французский хирург XVI века Амбруаз Паре, который, в частности, утверждал, что запахи шалфея и розмарина возбуждают жизненную силу.
Во времена опустошительных эпидемий чумы, холеры, оспы и других повальных болезней также активно применялись дымы и пары различных ароматизированных веществ (амбры, ладана, мирры), химических соединений (уксуса, серы, неочищенной селитры), трав, коры и листьев деревьев и кустарников (можжевельника, лепестков роз и др.). Ими окуривали помещения для обеззараживания воздуха, который, согласно повсеместно признанной в те времена теории миазмов Гиппократа, считался основным распространителем заразных болезней. Так, жителям Лондона во время эпидемии чумы в 1665 году, по свидетельству Д. Дефо, «для устранения заразы с предметов и вещей больного, одежда и все драпировки спален» должны были быть «хорошо проветрены и прокурены с употреблением тех ароматических веществ, которые в таких случаях применяются». Чтобы очистить дом и пожитки после посещения чумы и сделать вновь обитаемыми свои жилища, покинутые на время эпидемии, жители Лондона «жгли в запертых комнатах ладан, лавровый лист, канифоль и серу».
Перед посещением больного врач для защиты от дурного воздуха и «моровой материи» облачался в специальный костюм из длинного, почти до земли халата из накрахмаленного льна, надевал длинные перчатки и высокие сапоги. Голову и лицо закрывала маска, пропитанная воском, а на месте носа имелся вытянутый клюв, заполненный пахучими веществами и травами. Согласно другому правилу, приходящий к пациенту врач должен был держать в одной руке горящий факел, а в другой – «амбровое яблоко для нюхания», а в закрытом рту – либо специально приготовленное лекарство, либо чеснок.
Во время эпидемий чумы врачи для защиты от болезни при контактах с пациентами использовали дымы и пары ароматизированных веществ: амбры, мирры и ладана.
После страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Марселе в 1720 году, во многих европейских странах для профилактики этой болезни стали широко использовать средство, получившее название «уксус четырех разбойников». В его состав входили уксус, камфора и измельченные части нескольких растений (шалфея, мяты, руты, чеснока, корицы, гвоздики и др.). Согласно легенде, послужившей причиной появления столь своеобразного названия, во время чумы в Марселе четыре разбойника без всяких для себя последствий проникали в зараженные дома и грабили их. Когда после окончания эпидемии они были арестованы, на суде им было обещано прощение, если они откроют секрет, спасавший их от заражения чумой. И они якобы сообщили рецепт средства, которое применяли. Согласно рекомендациям русских врачей XVIII столетия, «сей уксус препоручается от заразы и прилипчивых болезней; моют оным руки и лицо; курят в комнатах и избах, наливая на раскаленный камень или железо, также обкуривают им белье и платье». Кстати, данное средство было положительно оценено во время чумной эпидемии, вспыхнувшей в Москве в 1771 году, известным русским врачом Д. С. Самойловичем (1742–1805), который всю свою жизнь посвятил изучению этой опасной болезни и борьбе с ней.
. Будучи активным членом комиссии, созданной для предохранения и врачевания от моровой язвы (так тогда называли чуму), Д. С. Самойлович неоднократно испытывал на себе дезинфицирующее действие различных средств. Так, когда московский врач К. Ягельский предложил специальный порошок для окуривания зараженных вещей, помещений, предметов домашнего обихода, Д. С. Самойлович решил проверить его действие на себе, так как Ягельский переболел чумой, поэтому опыт, поставленный на нем, был бы неубедительным. Сильно загрязненное белье больных и погибших от чумы людей окурили дымом от зажженного порошка Ягельского, после чего это белье Д. С. Самойлович надел на голое тело и носил целые сутки. Он не заболел. Опыт был повторен многократно, пока наконец не решили, что предложенная дезинфекция действительно уничтожает заразу и порошок следует применять на практике.Примечание
О том, что пары и дымы от тлеющих растений и других ароматических веществ могут помочь при разных заболеваниях, хорошо знали и на Руси. Так, в «Книге, глаголемой Прохладный Вертоград», содержащей «ряд указаний, как себя всякому человеку во время морового поветрия беречь», рекомендовалось избы окуривать «полынью и можжевеловыми дровами и листьями рутовыми или дубовыми». Кроме того, во время эпидемий болезней полы в жилищах устилали полынью, хвойными ветками и другими ароматными растениями, а на стенах развешивали длинные связки репчатого лука и чеснока, чтобы их запахом очистить воздух в помещениях и предотвратить тем самым заражение.
Для проведения ароматических лечебных процедур в качестве простейшего ингалятора часто использовали раскаленный печной кирпич. На него сыпали измельченную траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым. Больной наклонялся над кирпичом и втягивал в себя летучее лекарство. В рукописных русских «травниках» XVII века для лечения простудных заболеваний, заразных болезней и ревматизма рекомендовалось так называемое чепучинское сиденье – помещение больного в небольшую деревянную камеру, наполненную парами различных распаренных растений.
Чтобы был крепкий, спокойный и здоровый сон, а утром ощущалась бодрость в теле и ясность в голове, матрацы и подушки набивали высушенным клевером, тысячелистником, шалфеем и другими душистыми травами. Подушки с цветками вереска или нежной хвоей пихты использовали для лечения простудных заболеваний и облегчения дыхания при ночном кашле, а для дневного отдыха, чтобы быстро восстановить работоспособность, подушки наполняли тонизирующими душистыми травами: полынью, лавандой, геранью…
Перед сном такие душистые подушки энергично встряхивали, чтобы усилить целебное действие хранившихся в них ароматов. Небольшие ароматные подушечки клали рядом с головой или подкладывали под основную подушку. Когда ароматные целебные свойства душистых растений начинали ослабевать, содержимое подушек заменяли свежими травами.
Издавна ароматы широко применяли и для защиты от назойливых насекомых, а также чтобы избавиться от неприятных запахов. Например, Одо из Мена утверждал, что если засушенную траву душицы «в кровать ты подкладывать станешь, прочь изгонит она, говорят, всех тварей зловредных». Чтобы прогнать комаров, Авиценна советовал окуривать помещение «опилками дерева пинии, чернушкой, сухим миртом, могильником, который можно класть и в постель, а также листьями и шишками кипариса». Блохи покидают места, где «пахнет серой, не любят они и запаха олеандра», а ос можно отпугнуть «парами серы и чеснока» или смазав тело «выжатым соком мальвы с оливковым маслом». А если регулярно смазывать тело «соком мирта, отваром чабреца, мяты, майорана, розы» и других ароматных растений, кожа станет пахнуть гораздо приятнее.
Однако в XIX столетии многие натуральные методы оздоровления, в том числе с помощью целебных ароматов, стали восприниматься как старомодные, «знахарские». Вместо природных лечебных средств официальная медицина отдавала предпочтение их «химическим двойникам». И только натуральные эфирные масла, получаемые из душистых растений, избежали подобной подмены, поскольку содержат в своем составе необычайно большое количество различных компонентов, не поддающихся химическому воспроизведению. Их по-прежнему продолжали активно использовать в психиатрии и неврологии, и именно из этих областей официальной медицины началось постепенное возрождение интереса к подобному способу лечения и других заболеваний.
В 30-х годах прошлого столетия во многих клиниках Европы начали широко применять методы ароматерапии для быстрейшего восстановления больных, перенесших различные травмы, хирургические операции и прочие острые патологические процессы. Кстати, тогда же, а именно в 1937 году, французским химиком Р. М. Геттерфоссе, случайно обнаружившим эффективность эфирного масла лаванды при ожогах, и был введен термин «ароматерапия». Работая в своей лаборатории, он получил ожог руки и сразу же опустил ее в первую попавшуюся емкость, полагая, что там находится вода, но это оказалось лавандовое масло. Обратив внимание на быстрое исчезновение боли, Геттерфоссе начал ежедневно накладывать повязки на пострадавшую руку с этим же маслом, и в итоге рана зажила довольно быстро. Это открытие дало еще один дополнительный толчок к новым научным исследованиям целебных свойств эфирных масел. Так, в те же годы наш соотечественник, биолог Б. П. Токин высказал мнение о важном биологическом значении летучих фитоорганических веществ как стимуляторов и замедлителей (ингибиторов) физиологических функций организма.