У всякого дела есть свои правила. Если вы заводите дома собаку или кошку, вам придётся кое-что узнать о том, чем их кормить, как с ними обращаться и как сделать так, чтобы ваша общая жизнь была гармоничнее. Ну, а если у вас появился ребёнок, обязательно нужно завести дома ещё и сказку. Кому-то может показаться, что для этого достаточно купить книжку со сказкой и принести её домой. Тогда дома поселится книжка, но ещё вовсе не сказка. А вот когда вы сядете вместе, приоткроете дверцу книги (её почему-то называют обложкой) и приступите к чтению, сказка высунет голову и оглядится: где это она оказалась? можно ли здесь жить? Тут-то всё и начинается…
Огненький человечек живёт в печках, в кострах и в лампочках, перелетая туда-сюда мгновенно. У него полные карманы яркостей и жаркостей. Он с ними очень осторожен, чтобы не было пожара. Однажды Ледышка выпросила у него горсточку искр, чтобы согреться. Только и сама растаяла, и все искры загасила. С тех пор Огненький человечек избегает всех изнутри холодных. Но если вам тепло и светло, будьте уверены: без него не обошлось!
Сказка – это встреча миров.
Сказка непременно должна быть общей. Она любит, чтобы её читали вместе. Она любит, чтобы в неё играли. Не откажетесь же вы поиграть с ребёнком в поселившуюся дома сказку? Она любит участвовать в нашей жизни. Она любит, чтобы её любили. И тогда она из книжной сказки становится совсем домашней, семейной. И остаётся с нами навсегда.
Конечно, сказка может и выпрыгнуть из телевизора. Но будьте осторожны: в телевизоре водятся очень разные сказки. Прижиться дома им гораздо труднее. Ведь из книжки мы выпускаем сказку сами. Сами приручаем её к ребёнку. Вместе с ним привыкаем к ней и к её характеру. А среди телевизорных сказок бывают и такие, что просто страшно оставить малыша с ними наедине. Некоторые сильно царапаются. А другие даже кусаются – да так, что не заметишь следов укуса, только со временем спохватишься: что-то с ребёнком не так. Поди догадайся, что его незаметно покусали дикие телевизорные сказки.
Когда мы заводим домашнюю сказку, она охраняет малыша, как охраняет его домашняя собака. И телевизорные сказки становятся не так страшны. Очень полезно завести дома сказку. А лучше не одну! Пусть их будет сколько угодно.
А ещё, кроме книжной сказки, дома могут поселиться папины или мамины сказки. Они совершенно не обязаны тягаться с книжными сказками по литературным достоинствам. Одно важное достоинство у них не отобрать: они совсем свои, родные. В родительской сказке каждое слово – для него, для неё, для нашего мальчика, для нашей девочки.
Не так давно появился новый вид детского книгоиздания. Книгу печатают с компьютера, а перед этим в её общий текст вставляют всюду, где можно, имя того ребёнка, чьи родители заказали книгу. Получается персональное издание: приключения Вани специально для Вани, приключения Даши специально для Даши. Но в нашей власти гораздо большее. Мы можем рассказать любую историю, и она ВСЯ будет обращена только к нашему малышу. Это вам не просто вставленное имя!..
Мы, родители, гораздо талантливее, чем нам иногда кажется. И если мы попробуем рассказать ребёнку что-то своё (сплетённое из того, что когда-то читали, или тут же на ходу придуманное), он непременно это оценит. И будет просить всё настойчивее:
– Расскажи СВОЮ сказку… Расскажи СВОЮ историю…
Можно не только вспоминать прочитанное, можно не только выдумывать. Ведь и в нашем собственном прошлом, если заглянуть в него, столько сюжетов, совершенно сказочных для сегодняшнего дня. Только доставай и разворачивай.
«Сказочник – не тот, кто придумывает, а тот, кто высекает сказку из самой заурядной повседневности».
А сколько сказок в нашей сегодняшней жизни с малышом!
Не всё же время стояла на месте наша любимая старая берёза. Ведь когда-то она была крошечным самолётиком, летавшим среди облаков над разными странами. Ну и навидалась она всего – и в Америке, и в Париже. Но прорасти навсегда решила именно возле нашего дома, в самом лучшем месте на свете.
Или вот – о чём разговаривают ночью предметы на столе? Какие у них отношения друг с другом? Какие происшествия случаются с ними, когда мы не видим?..
Или вот этот игрушечный медвежонок. Чем он хуже Винни-Пуха? Ведь тот когда-то был тоже всего лишь обычным плюшевым медведем обычного мальчика Кристофера Робина. Но когда в семье Милнов завели дома сказку – и Винни-Пух, и Кристофер Робин навсегда стали её волшебными обитателями. Сказка эта прославилась по всему миру, но просто так уж получилось. Нам ведь нужно не это. Нам нужно, чтобы малышу было интересно жить.
В этом, наверное, главное волшебство домашней сказки: в том, что она делает жизнь интересной.
Сказка – это воображение с соображением.
Сказка – это волшебное существо, которое оживляет для ребёнка всё, с чем к нему обращаются. Когда-нибудь, в мудром будущем, сказка станет одним из главных инструментов школьной педагогики. А пока мы вполне можем сделать её инструментом педагогики домашней.
Если малышу скучно учить буквы, может быть ему интересно будет узнать про весёлого дракончика Буквоеда, очень разборчивого в своём питании. Сегодня он ест только букву «С», завтра – только буквы, которые поются, а на что у него разыграется аппетит послезавтра?..
Мальчик может неохотно мыть руки, но с энтузиазмом примется намыливать особой уничтожительной пеной невидимых злых пришельцев с планеты Микробия. Только надо ему поведать об их коварных замыслах против людей.
Девочке не хочется подметать пол? Конечно, скучное занятие. Другое дело – подготовить комнату к ежевечернему прилёту Ночных Феечек. Они прилетают в очень длинных тонких платьях, и если к подолам прилипает мусор, Ночные Феечки ужасно огорчаются. Тогда сны, которые они навевают, уже совсем не такие радостные, как могли бы быть…
Не обязательно заставлять сказку работать. Она и так отблагодарит вас за то, что вы поселили её у себя дома. Отблагодарит невидимыми прочными ниточками, которые навсегда свяжут вас с ребёнком. Но если надо, она окажется и неплохой помощницей.
«Сказка – это такой жанр, которому предопределено перемещаться из века в век и даже из тысячелетия в тысячелетие».
Разве я могу его забыть – Огненького человечка?
Огненького человечка, который живёт в печках и в лампочках, но любит и путешествовать, попадая в самые удивительные приключения и чудесным образом выпутываясь из самых сложных ситуаций… Приключений его я уже почти и не помню. Главная сказка для меня – сам Огненький человечек.
Сказка про то, как давным-давно, в незапамятные времена жил-был мальчик. Жил он в очень странном доме – наполовину каменном, наполовину деревянном. Шёпотом тогда говорили, что это была старая богадельня при разрушенном храме, а вслух говорить об этом в той стране, где он жил, не полагалось. Наша семья (то есть семья этого мальчика) жила в большой квартире на втором этаже. В этой же квартире жили ещё несколько семей и называлось это загадочным словом «коммуналка». Там в коридоре стояла печь, которую отец мальчика топил дровами. Когда дрова превращались в угли, мальчик с отцом садились перед печкой на раскладушку, глядели на мерцающие огоньки и рассказывали друг другу истории про Огненького человечка.
Какие-то истории рассказывал отец (с этого и начиналось), какие-то сочиняли мы с ним вместе. Что-то придумывал и я сам. Но сказка всегда была общей, словно она просто жила тут, у печки, и вылезала погреться, полюбоваться вместе с нами горкой вспыхивающих углей.
Много-много лет прошло с тех пор. Давно уже ушёл в сказку мой отец. Но до сих пор – в моей памяти – мы сидим с ним вечерами перед волшебной печкой, из которой подмигивает нам Огненький человечек…
Сказочник – это тот, кто лепит из фантазии новую реальность.
У домашних сказок есть и ещё одно важное свойство. Они исподволь приучают малыша к работе воображения и фантазии. Ведь ваша сказочная работа разворачивается у него на глазах. А раз так – почему бы не взять его в соавторы?
Сначала это может быть совсем небольшая помощь. Придумать имя персонажу. Решить, сколько окон было в домике, где жил наш герой. Выбрать цвет для наряда Трумбубона Второго. А если соавтор легко справляется с небольшими заданиями, можно вовлечь его в совместное творчество ещё активнее.
Например, можно затеять в сказке разговор двух персонажей. Один пусть будет большим, а другой маленьким. Тогда естественно взрослому придумывать реплики за первого персонажа, а ребёнку – за второго.
Не стоит делать это участие ребёнка в вашей сказочной работе обязательным. Это всего лишь ВОЗМОЖНОСТЬ участия. Подержим паузу после слов «его звали…». Если малыш не выдержит, подскажет нам – хорошо. Если промолчит, значит момент участия ещё не пришёл. А всё-таки будем время от времени делать выжидательные паузы. Или зададим вслух вопрос (не ему, себе!): «Какое бы имя придумать?..» И уж если мы получили подсказку, постараемся её не забраковать.
И сказка постепенно будет становиться частью нашей общей жизни, нашего общего творчества.
Посмотрим, достаточно ли у нас в запасе сказок. Если нет, пополним этот запас. И в любом случае – попробуем мастерить сказки сами.
Из каждого предмета нашей жизни можно сделать сказку. Попробуем! Один заинтересованный слушатель у нас точно есть. Ради него стоит постараться.
Подыщем для сказок педагогическую работу. Они вполне могут нам помочь в решении текущих проблем.
Используем сказку и просто для общения с ребёнком. Для того, чтобы побыть вместе, поговорить, пофантазировать, или даже подурачиться.
Будем вовлекать ребёнка в создание сказки, разными способами побуждая к участию в развитии сюжета. Он внутренне готов к этому – как ко всякой игре.
Позвольте усомниться в известной премудрости: «Когда я ем, я глух и нем». Кто и когда придумал эту оглушающую и оглупляющую поговорку? Неужели мы и вправду будем внушать это палочное правило малышу – вместо того, чтобы жить с ним за едой замечательной общей жизнью?..
Когда этот чайник закипал, он пел разные песни. А у тех, кто ему подпевал, голоса становились удивительно музыкальными. Иногда на чаепитие даже приходили заслушавшиеся прохожие. Пришлось вокруг дома построить концертный зал. Ведь чайник пел только в этом доме.
«Стол – это фундамент для пиров и творческих фантазий».
«Конвивиум» – так древние римляне называли трапезу. Смысл этого слова: общая жизнь, жизнь вместе. Общее удовольствие от еды, общая беседа, общая радость. Общение!..
Если взрослому, который садится за стол с друзьями, сказать, погрозив пальцем: «Помни: когда я ем, я глух и нем!» – он удивится или рассмеётся. Взрослым естественно общаться за едой и в наше время. Почему же нас совершенно не удивляет строгое: «Помолчи за столом!», «Не приставай!» – если это обращено к ребёнку? За что такая несправедливость? Неужели просто на всякий случай (вдруг поперхнётся)? Тогда почему бы не водить ребёнка на поводке (вдруг споткнётся)?..
На самом деле для нас с ребёнком время еды тоже может стать «конвивиумом», приятным и полезным временем общей жизни. Если… Если не поленимся, если будем расположены к этому. Если общение за едой будем всем нам в радость.
Еда – это превращение продовольствия в удовольствие.
Основному застольному меню мы привыкли уделять большое внимание. Сколько выходит всевозможных кулинарных книг! С каким аппетитом мы делимся друг с другом заветными рецептами!
Для ребёнка, как бы мы ни заботились о его питании, нам необходимо дополнительное меню. О чём мы заведём сегодня разговор? Чем ответим на просьбу «расскажи что-нибудь»? Хорошо, если кто-то из нас чувствует себя мастером экспромта. А если нет? Тогда будем овладевать мастерством предусмотрительности.
Ведь если мы заранее об этом подумаем, окажется, что есть много замечательных тем для общения.
Ну вот, например, некоторые рецепты:
– О том, как мама или папа, бабушка или дедушка были маленькими. Можно выбрать эпизод нужного размера и подходящего к сегодняшней жизни содержания. Повторять эти рассказы только на пользу. Ведь омлет или сырники мы тоже готовим не один раз. Невозможно переоценить калорийность этих рассказов для семейной жизни.
– О том, что произошло у нас, взрослых, вчера или сегодня. Это очень аппетитно: послушать о взрослой жизни, пусть даже ты не всё ещё понимаешь.
– Пересказы прочитанных историй, сказок, стишков. Такое питание, готовое к употреблению, найти нетрудно. А если разогреть его своим отношением к событиям и героям, если приправить это улыбкой и даже деталями нашей собственной жизни… Пальчики оближешь!
– И, наконец, фантазии. Поначалу, может быть, наши собственные. Потом – наши с ребёнком. Они совсем не так сложны в приготовлении, как это кажется. Было бы у нас желание, а уж малыш и поддержит, и поможет. Ну вот, например, как было с червячком Игнатием…
Когда червячок Игнатий уставал рыхлить землю, он читал книжки. Когда уставал читать, выползал подышать свежим воздухом и поразмышлять о жизни. А те, кто больше любил поболтать, чем думать, приходили к нему пить чай. И разговоры за чаем у червячка Игнатия были самой замечательной болтовнёй на свете.
«Сюжет – это способ пересматривания жизни».
Червячок Игнатий возник как один из случайных персонажей наших застольных историй. Помню, как я даже поколебался, стоит ли во время еды говорить о червяке. Но неприхотливая история о том, как он рыл очень длинную норку (коллегам-родителям могу признаться: длина норки в точности соответствовала длительности обеда) прошла благополучно.
На следующий раз мне не понадобилось придумывать, про кого бы рассказать. «Про червячка Игнатия!» – пожелание было настойчивым и непреклонным. И повторялось ещё много-много раз.
Пришлось заставить червячка Игнатия трудиться вовсю. Он усмирял пьяницу (нашего соседа снизу), бросавшего пустые бутылки с балкона, предотвращал лесной пожар, устраивал музей в стеклянной банке, рыл артезианскую скважину. Он учил английский язык, дружил со всеми насекомыми и другими существами, которые попадались нам на прогулке. Пришлось даже отрастить ему крылышки, чтобы расширить его возможности.
Если я не спешил с началом рассказа, дочка уже вполне усвоила «запев» к этим историям: «Однажды червячок Игнатий, нарыхлившись земли и начитавшись книжек, вылез из своей норки продышаться. И вдруг…» Дальше, правда, наступала всё-таки моя очередь (дочка демонстративно принималась за еду, что нас, родителей, вполне устраивало). Но мало ли что случается вокруг каждый день! Почему бы не пересказать какое-то из мелких событий с точки зрения нашего червячка? А потом сюжетных подсказок со стороны стало всё больше…
«Фантазия – импровизация на темы реальности».
Были у нас и другие герои сериалов. В раннем возрасте это были Зайчик и Ёлочка, которые верно дружили, несмотря на различия между биологической природой Зайчика и ботанической природой Ёлочки.
Одно время действовал энергичный Молоток Ток-Ток. Он был простым и решительным парнем, готовым и к дружбе – и к бою, если нападали на его друзей. Он командовал гвоздями, но и приходил к ним на выручку в сложных ситуациях.
Девочка А совершала у нас необычные (и ненавязчиво познавательные) путешествия по Земле и по космосу. Эта героиня, кстати, быстро перешла от папы к маме, и именно с помощью маминой фантазии совершала тайные чудеса застольной педагогики.
Иногда появлялись герои, поддерживать которых мне оказывалось не под силу. Такой оказалась Белая Мышь В Белом Халате, которая от экспериментальных таблеток стала ростом с человека и ужасно умной. Она стала работать исследователем в том же институте, где её вырастили, а на досуге помогала милиции разгадывать загадочные детективные истории (в которых, разумеется, не было ни убийств, ни прочих ужасов). Когда я перебрал несколько миролюбивых сюжетов, запомнившихся мне из Эдгара Алана По и Артура Конана Дойла, наша Ксюша вошла во вкус и стала заказывать Белую Мышь снова и снова. Но разрабатывать экспромтом НОВЫЕ сюжеты оказалось не так-то просто.
На выручку пришёл Бам-Бум, пещерный человек, который попал в наше время. Он обладал громадной силой и пещерной наивностью. И автомобиль, который он мог запросто затащить на крышу дома, вызывал полный восторг и вместе с тем – прилив аппетита.
Но всё это лишь примеры. Можно хоть каждый день придумывать нового героя. Если он окажется ребёнку по вкусу, он сам заставит нас продолжать сериал. Будем радоваться, что нам удалось получить такое одобрение, и стараться его оправдать.
«Герой – тот, кто велик в малом».
Когда мы выбираем, чем накормить ребёнка, мы следим, чтобы было и вкусно и полезно. Мы даже начинаем разбираться в витаминах и микроэлементах, в различных кулинарных премудростях. С дополнительным, «рассказывательным» меню всё точно так же, только возможностей у нас здесь гораздо больше.
Мы постараемся, чтобы ребёнку было интересно нас слушать (но чтобы при этом он не забывал про еду). Постараемся, чтобы он участвовал в общении. В умеренной степени это питанию не повредит, а неумеренность вредна всюду, не только за столом. А главное – постараемся добавить к нашему общению необходимые витамины.
Маленькому человечку можно рассказать за обедом про букву «А», а за ужином про букву «Б». Через две-три недели перед ним пройдёт весь алфавит. А если закреплять эти рассказики за игрой, мы одолеем азбуку без всяких специальных уроков.
Человечку побольше можно рассказать историю, из которой он незаметно узнает, как устроен холодильник или газовая плита. Можно рассказать про Геракла или Одиссея. Можно рассказать про Петра Первого или про мать Терезу.
Любая сказка или история может иметь отношение к текущим проблемам развития. Не обязательно выводить мораль (даже лучше этого не делать). Вполне достаточно показать силу слабенького червячка Игнатия, стремление Бам-Бума овладеть премудростями современной жизни или ум Белой Мыши, делающий её человеком.
Ведь сказка – это полигон, на котором мы можем примерить к себе любые свойства в таком ярком виде, чтобы понять их значение. Сказочные витамины и микроэлементы нужны ребёнку не меньше, чем то, о чём нам не устают твердить диетологи. Застольное питание может оказаться таким же важным, как и настольное.
Сидел мальчик за кашей. Надо было её съесть. Но он больше любил путешествовать, чем есть. И отправился он в самую глубь каши. Там жили КАШНЫЕ СИЛЫ. Накинулись они на него, еле отбился. Выбрался обратно и доел кашу. Теперь КАШНЫЕ СИЛЫ стали его силами и помогали ему, как могли.
«Путешествия – перемещения восприятия».
Еда – это не просто соединение пользы с удовольствием. Это даже умножение удовольствия и пользы, если мы готовы к общению.
Материала для такого общения – бескрайнее море. Можно черпать его из детских и взрослых книг, из текущей жизни, из собственной памяти, из фантазии. Можно сделать героем застольных историй Незнайку, или любимую игрушку (как её зовут?), или, например, Унудука (кто такой Унудук и каковы его свойства, пожалуйста, придумайте сами).
Если мы захотим превратить еду в «конвивиум», каждый раз, садясь за стол, мы будем предпринимать небольшое, но неожиданное путешествие. Общее путешествие, в котором нас – и ребёнка и взрослого – ждут удивительные открытия.