Биржевая площадь

Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, разделяющий Неву на два рукава – Большую и Малую Неву, именуется Стрелкой Васильевского острова. Расположенная в ее «острие» парадная Биржевая площадь играет важнейшую роль в панораме центра города.

С середины XIX века называлась Биржевой площадью по зданию Биржи, с 1937 года – Пушкинской, по соседнему зданию Пушкинского Дома (см.: набережная Макарова, № 4), ас 1989-го – вновь Биржевой.

Более возвышенная и потому реже затопляемая, эта часть острова осваивалась ранее остальных. Первыми ее сооружениями были в 1700-х годах ветряные мельницы. Тогда же здесь, на удобной позиции, располагалась артиллерийская батарея Василия Корчмина.

Застройка Стрелки предусматривалась еще проектом планировки острова, утвержденным в 1716 году. С ним было связано возведение в том же году каменного трехэтажного, на подвалах, дома баронов Строгановых. Он находился на месте выхода Биржевого проезда к площади, рядом с будущим северным пакгаузом. С 1747 по 1757-й и с 1765 по 1800 год там шли занятия студентов Академического университета, организованного при деятельном участии М.В. Ломоносова. Переехавшая вместе с ним академическая гимназия занимала здание до сноса дома в 1800-х годах (см.: набережная Лейтенанта Шмидта, № 27).

Ключевое положение Стрелки в панораме общегородского центра предопределило ее важную роль в общественной жизни столицы. Так, еще в первой половине XVIII века мыс стали использовать для «Театра иллюминации» с его праздничными фейерверками.

В 1720-х годах на Васильевский остров перевели с Петербургской стороны морской торговый порт. Его учреждения разместились в зданиях на Стрелке, в том числе в жилых домах на берегу Малой Невы (см.: набережная Макарова, № 2 и 4). Причалы и склады заняли прилегающие набережные. В 1783 году началось сооружение Биржи по проекту Д. Кваренги, ориентированной главным фасадом на Зимний дворец. Композиционно она не связывалась с площадью перед Двенадцатью коллегиями, а решалась как автономный объект. В 1787 году строительство приостановили в связи с войной против Турции и Швеции.


Тома де Томон. Проект Биржи


Поперечный разрез Биржи


Продольный разрез Биржи


Новый этап в развитии Стрелки был связан с проектом планировки известного архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона. Менялась вся планировка мыса: ось Биржи ориентировалась перпендикулярно Двенадцати коллегиям. Перед ее главным фасадом устраивалась полукруглая площадь, искусственно выдвинутая на 123 метра в русло реки.

Законченное в 1816 году, здание Биржи по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона построено в виде античного храма на высоком гранитном подиуме. Центральный объем со всех сторон окружен мощной дорической колоннадой. С торцевых сторон на подиум ведут широкие гранитные лестницы. Новое сооружение приобрело в застройке невских берегов значение важнейшего ориентира, которым замыкается панорама центра города.

В художественном решении Биржи значительную роль играют скульптурные группы, высеченные из пудостского камня. Они раскрывают идейный замысел и назначение здания. Над колоннадой, обращенной к Неве, помещена аллегорическая композиция «Нептун с двумя реками»; «Навигация с Меркурием и двумя реками» установлена на противоположном фасаде (скульптор Ж. Камберлен). В 1913–1914 годах здание Биржи частично реконструировано с устройством железобетонных сводов (архитекторы Ф.И. Лидваль, М.М. Перетяткович).


Л.-П.-А. Бишебуа. Вид Биржи. 1840-е гг.


Биржа. Фото 1900-х гг.


«Нептун с двумя реками». Фото 1990-х гг.


Главный зал Биржи. Фото 1900-х гг.


В ансамбль Биржи вошли Ростральные колонны, спроектированные Ж.-Ф. Тома де Томоном. Они олицетворяли морские победы России. Установленные в 1805–1810 годах по краям полукруглой площади-мыса, у спусков к Неве, они сложены из кирпича. Внутренние винтовые лестницы ведут на верхнюю площадку, где стоят треножники с чашами-светильниками, служившими маяками. На широких гранитных постаментах колонн – фигуры из пудостского камня, олицетворяющие четыре русских реки. Три из них – Неву, Волхов и Волгу – выполнил скульптор Ф. Тибо, а Днепр – Ж. Камберлен.

Из пудостского камня их вытесала артель каменотеса Самсона Суханова. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями носовых частей древних кораблей – рострами. В 1998–1999 годах колонны были реставрированы по проекту института «Спецпроектреставрация» на деньги БалтОНЭКСИМ-банка.


Ростральная колонна. Фото 1900-х гг.


Фрагмент Ростральной колонны. Фото 1900-х гг.


Гранитная набережная Стрелки со спуском к Неве была устроена в 1804–1810 годах по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона. Формирование ансамбля Стрелки продолжилось после наводнения 1824 года, повредившего старые пакгаузы. В 1826–1832 годах под наблюдением архитектора И.Ф. Лукини были построены заново северный и южный пакгаузы (см.: Университетская набережная, № 1 и набережная Макарова, № 2). В 1894–1896 годах перед Биржей на полукруглой площади разбили сквер по проекту садового мастера И.П. Визе. Планировочные работы велись под наблюдением Н.М. Салько и И.И. Соколова. Композиция сквера-цветника, освященного 17 июня 1896 года, состояла из связанных между собой кольцевых дорожек, а также цветочных и древесных посадок. Цепочка стриженых деревьев по закругленной границе Стрелки имела в центре разрыв, открывавший обзор просторов Невы.

В 1920 году здесь, как и на многих других городских скверах, был создан огород, для спасения жителей голодающего Петрограда. Окончательно сквер был разрушен наводнением 1924 года.

К планировке нового сквера по проекту архитектора Л.А. Ильина приступили в 1926 году. Основой строгой регулярной композиции стали две радиальные дорожки, исходящие от смотровой площадки со стороны Невы. На центральном газоне были поставлены обращенные лицом к Бирже бетонные бюсты архитекторов Д. Кваренги и К.И. Росси (скульптор А.А. Улин), существовавшие до 1949 года. Оградой сквера служили гранитные тумбы с цепями.

В 1937 году, в связи с празднованием столетия со дня смерти А.С. Пушкина и переименованием площади, предполагалось установить в сквере памятник поэту; место отметили закладной плитой. Но позднее от этого проекта отказались.

В годы блокады, как и в период основания города, на Стрелке находились артиллерийские батареи. Они защищали небо Ленинграда. Но уже в 1946 году сквер был приведен в порядок.

В 2001 году к предстоявшему 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга при содействии фирмы «Экрос» в сквере установили огромный якорь-кошку, произведенный на Олонецком заводе в 1723 году, который нашли при работах на Шкиперском протоке. В год юбилея на Стрелке появился ее рельефный бронзовый план с наименованиями всех зданий, дат их строительства и имен архитекторов (авторы А.В. Тимофеев, Ю. Никитин, Д. Никитин). Так Северо-Западное таможенное управление отметило основание порта и таможни.

В течение XIX века на бирже были сосредоточены основные оптовые сделки, в том числе и с иностранными купцами. Ею управлял специальный Биржевой комитет. Деятельность биржи регулировалась правительственными распоряжениями. С появлением в России процентных бумаг здесь осуществлялись и фондовые сделки. В 1900 году фондовая и товарная биржи разделились, но действовали в одном здании. Биржевые собрания проходили ежедневно (с 1832 года право заключать сделки имело русское купечество 1-й и 2-й гильдий, иностранное – 1-й гильдии, заводчики и фабриканты, петербургское купечество 3-й гильдии, крестьяне, торговавшие по свидетельствам 1-го и 2-го разрядов, и некоторые другие категории).


Биржевая площадь. Фото 1990-х гг.


Во второй половине XIX века с южной стороны Биржевой площади был сооружен деревянный двадцатипятипролетный Дворцовый мост. В 1912–1916 годах его заменили металлическим пятипролетным по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Р.Ф. Мельцера. В конце XIX века с северной стороны площади построили деревянный Биржевой мост. В 1918 году его переименовали в мост Строителей, а в 1989-м он снова стал Биржевым. Заменен в 1960 году металлическим по проекту инженеров В.В. Демченко и Б.Б. Левина, архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева, расположенным значительно ниже старого по течению Малой Невы, симметрично Дворцовому. Прямолинейный отрезок набережной на Стрелке заменен стенкой криволинейного очертания – аналогично стенке у съезда с Дворцового моста. Мыс приобрел правильную форму, а ансамбль Стрелки – планировочное завершение.

В начале XX века Биржевая площадь нередко становилась ареной для проведения митингов, а ступени Биржи – трибуной. О выступлении здесь И.В. Сталина 18 апреля 1917 года с речью о Временном правительстве напоминала мемориальная доска, существовавшая в начале 1950-х годов. В 1919–1920 годах здесь проводились театрализованные праздники и народные гулянья.

Здание Биржи неоднократно меняло свое назначение. В 1918 году здесь находился клуб моряков, с начала 1920-х годов его занимала Торговая палата Северо-Западной области и при ней постоянная выставка экспертных товаров. Затем – биржа чернорабочих, в 1930-х – Совет по изучению производительных сил СССР (председатель – И.М. Губкин), Трест по машиностроению для деревообрабатывающей и бумажной промышленности «Лесобуммашина», Энергетический институт имени Г.М. Кржижановского. В 1930-х годах в здании размещался проектный институт «Гипрорасжирмасло». Затем здесь обосновался Аэроклуб, и началось размещение экспонатов Аэромузея, но часть помещений в 1940 году занимал трест «Союз-литье».

В 1940 году здание было передано Центральному военно-морскому музею. Он был основан в 1709 году по указу Петра I и именовался «Модель-каморой». Название «Морской музей» появилось в 1805 году. Одним из его начальников был декабрист Н.А. Бестужев. После ссылки Бестужева, в 1827 году, музей был закрыт. Лишь спустя 40 лет его возобновили. Долгие годы он размещался в здании Адмиралтейства.

Экспозиция музея, открытая в здании Биржи после войны, рассказывает об истории создания русского флота и его победах при Гангуте, Чесме, Корфу, Синопе и других морских сражениях, повествует о географических открытиях и кругосветных плаваниях и экспедициях. Широко представлена роль ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Несколько залов посвящено развитию флота в 1950—1980-х годах, представлены не только Балтийский, но и Черноморский, Тихоокеанский и Северный флоты.

В собрании музея более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамена, образцы оружия и навигационных приборов, многочисленные произведения изобразительного искусства.

Загрузка...