1. Обзор регулирования кредитования домашних хозяйств в различных странах

1.1. Финансовый кризис в Древних Афинах

Финансовые кризисы являлись причиной многих исторических потрясений. Например, знаменитые реформы одного из семи древнегреческих мудрецов Солона в древних Афинах (около 600 лет до н. э.) потребовались в результате кризиса, порожденным противостоянием олигархов и обычных граждан. [6]

Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая. Они продавали своих детей в рабство, закладывали самих себя, рабы активно вывозились и за пределы полиса. Напряжение в обществе грозило социальными потрясениями. Старый родовой уклад тормозил дальнейшее развитие, решить на его основе возникавшие конфликты было невозможно. Недовольство выражали не только лишенные, по сути, политических прав и закабаленные малоимущие слои населения, но и разбогатевшие, но недостаточно знатные граждане.

Солон решительно взялся за реформы. Для начала он провел так называемую сисахфию (дословно "стряхивание бремени"), по которой были отменены все долги. С заложенных земельных участков были сняты закладные долговые камни, на будущее было запрещено брать в долг под заклад людей. Многие крестьяне получили обратно свои участки. За государственный счет выкупались проданные на чужбину афиняне. Эти мероприятия сами по себе оздоровили социальную обстановку, хотя малоимущие и были недовольны тем, что Солон не провел обещанного передела земли. Зато архонт установил предельную максимальную норму землевладения и ввел свободу завещания – отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину, позволив отдавать землю не членам рода. Этим было подорвано могущество родовой знати, а также дан мощный импульс развитию мелкого и среднего землевладения.

Солон провел свои знаменитые реформы, положив начало Афинской демократии, поставив во главу угла свободу граждан, а не финансы.

Таким образом, появлению Афинской демократии мир обязан долговому (т. е. финансовому) кризису.

1.2. Современный финансовый кризис

Ипотечный кризис 2007 года привел экономику США к триллионным убыткам [7]. После этого начались проблемы во многих странах. Казахстанские банки также активно кредитовали население, используя массовые технологии кредитования. Для этого активно занимались деньги за рубежом. Также без особого внимания остаются высокие темпы потребительского кредитования. В качестве лекарства для кризиса было выбрано так называемое количественное смягчение (QE). То есть государство активно помогало банкам, используя свои валютные накопления и эмитируя тенге.

Тема финансового пузыря на рынке ипотечных и потребительских кредитов отличается от темы пузырей на других рынках тем, что страдают не только инвесторы, но и рядовые заемщики, вся финансовая экосистема государства в целом. Под экосистемой имеются в виду банки, миллионы заемщиков, все розничные предприятия и предприятия, связанные с ними.

В России рост потребительского кредитования остановился, и есть все признаки полномасштабного кризиса. Михаил Хромов, ведущий эксперт центра структурных исследований Института Гайдара в статье «Страна в долгу: что делать с тягой россиян к розничным кредитам» в августовском номере журнала Форбс в 2015 году отмечает:

«Существует мнение, что, хотя розничному кредитованию и присущи определенные риски, но все они уже заложены в установленные процентные ставки, учитываются скоринговыми моделями, поэтому банкам пока ничего серьезного не грозит. Такое мнение распространено в том числе и среди банкиров и отражается в банковских стратегиях развития.

Недаром в 2013 году впервые в истории величина прироста розничной задолженности обогнала прирост корпоративного кредитования. Руководство банков понять легко: номинальные доходы от розничных кредитов уже почти догнали доходы от корпоративного кредитования и развитие высокодоходной розницы – один из очевидных способов поддержать снижающуюся рентабельность банковского бизнеса (где они, докризисные времена с ROE (отношением чистой прибыли к собственному капиталу) близкой к 30 %?)

Но стратегия ускоренного развития розничного кредитования возможна лишь благодаря клиентам, которые соглашаются платить проценты, кратно превышающие уровень инфляции.

Чем это вызвано? Основная причина – это стремление поддержать определенный уровень потребления. Темп рост доходов в 2011–2012 годах заметно отставал от роста потребления, а разница покрывалась за счет банковских кредитов. В последнее время в качестве дополнительного фактора спроса на кредит выступает необходимость обслуживать ранее полученные кредиты. Это подтверждается и данными крупнейших бюро кредитных историй, согласно которым за последний год резко выросла доля заемщиков, имеющих более одного кредита.» [8]

Рынок потребительского кредитования в Казахстане рос, но не так быстро, как в России и Украине. Возможно, это связано с тем, что технологии массового кредитования проникли в страну позже. В свое время (2008–2009) Украина даже была мировым лидером по потребительскому кредитованию – 30 % от ВВП. Последствия хищнических действий олигархов – зомбированное население, хаос в стране, гражданская война, потерянный Крым.

Исторически в Казахстане банки развивались за счет корпоративных проектов без акцента на розницу. Крупные и средние банки боролись за зарплатные проекты и кредитовали в основном «своих» клиентов под относительно низкие проценты – 12–19 % годовых. Банкиры так и называют между собой клиентов: «зарплатные» и «с улицы». Первый тип клиентов лоялен и связан с банком несколькими продуктами: дебитная карт, накопительный депозит, кредитная карта, овердрафт и т. д. Риски по таким клиентам малы, NPL = 1–2 %.

После кризиса 2007 года многие банки – Каспи банк, Евразийский банк, Халык банк, ХоумКредит и др. внедрили технологии массового кредитования «людей с улицы» под высокие проценты – 40–100 % годовых. Такие банки, сконцентрированные на массовом кредитовании людей с улицы, называют розничными. Чтобы продать такой дорогой продукт плюс страховку упаковывается привлекательный продукт, чтобы скрыть стоимость кредита, нанимается дорогая инфраструктура, платятся большие агентские агентской сети из тысяч агентов, размещается дорогая реклама. Банки внедряются в крупные супермаркеты, сотрудничают с магазинами. Люди, охваченные потребительской лихорадкой, стремятся сохранить и повысить свой социальный статус среди своего круга знакомых с помощью автомобилей и гаджетов.

Высокие ставки могут обслуживать люди только с стабильным источником дохода. В случае рецессии экономики многие заемщики теряют источники дохода. Потеряв источник дохода, заемщик попадает в кредитную кабалу и в итоге перестает обслуживать долг. Высокая ставка, на первый взгляд, позволяет банку смириться с высокой долей плохих кредитов в портфеле. В нашей работе показывается, что высокие доходы при увеличении портфеля оборачиваются гораздо большими убытками для банка через несколько лет.

Если в стране конкурирует несколько розничных банков, то производство плохих кредитов ставится на промышленную основу. Банки становятся большими машинами по производству большого количества плохих кредитов, охватывая все виды розничных кредитов, и неизбежный кризис является делом времени. В конце этой пирамиды перекладывать плохие кредиты не на кого. Остаются только плохие заемщики и те, кто не берет дорогие кредиты. Весь портфель розничного банка становится убыточным.

Высокие проценты в таком масштабе просто не могут существовать в розничной финансовой среде без последствий. Экономика не растет со скоростью 20–100 % в год.

1.3. Охлаждение избыточного спроса домохозяйств на рынке потребительского кредитования России

1.3.1. Прекращение избыточного стимулирования

Отмечая в целом положительную роль государства, нельзя не отметить, что, стимулируя с помощью кредитных и налоговых инструментов потребительский спрос, государство существенным образом нарушает законы рыночной экономики.


Таблица 1. Влияние расширения кредитного спроса на совокупный спрос и совокупное предложение

Примечание: составлено автором


Излишнее стимулирование спроса приводит к росту цен. В результате те, кто для покупки товаров не берет кредиты, вынужден платить завышенную цену в результате возросшего спроса. Излишнее стимулирование предложения нарушает принципы оптимального распределения ресурсов и их эффективного использования. Именно по этой причине в некоторых странах отсутствует такое понятие как социальная ипотека. Западные государства всячески приветствуют и стимулируют инвестиционные начинания, процесс накопления средств для приобретения недвижимости, а вот кредитование для этих целей развивают на общих условиях. Потребительский кредит также увеличивает цену на товар: не увеличивая предложения, увеличивает объем спроса. Возникает так называемый «перегрев» экономики, когда экономика растет не интенсивно за счет технологий, бизнес-процессов, продуктивности труда, мышления нации, а экстенсивно – за счет стимулов.

Печальный результат избыточного стимулирования спроса домохозяйств на рынках потребительского кредитования продемонстрировали всему миру США, Великобритания и некоторые другие страны в 2008–2009 гг. Начавшаяся еще в 80-е годы XX века в США политика «рейганомики», одной из своих целей имела стимулирование потребительского спроса за счет кредитования. Если в начале 1980 г. учетная ставка Федеральной резервной системы была установлена на уровне 19 %, то в 2008 году она приблизилась к нулю. Практически беспроцентные кредиты стали широкодоступными, тем более что банки массово снизили требования к заемщикам. Большинство заемщиков, получивших в США ипотечные кредиты, не имели вообще ничего кроме той самой недвижимости, в которую они въехали благодаря облегченному кредитованию.

По данным МВФ и Всемирного банка, в США общая задолженность населения перед финансовыми институтами превышает 150 %, в странах Западной Европы – около 100 %, в странах Центральной и Восточной Европы – свыше 50 % ВВП. Значительная часть долга приходится на жилищный кредит. Например, в США доминирует ипотечное кредитование, и лишь пятая часть задолженности граждан приходится на «неипотечный» кредит.

Отношение объема ипотечных кредитов (1867,4 млрд. руб. на 01.11.2012) к ВВП в России составило около 3 %, в то время как в Евросоюзе – более 45 %, в США – почти 65 %, в Нидерландах – свыше 100 % (диаграмма 7). При этом рост кредита, вдвое превышающий ВВП, является угрозой национальной безопасности. Начинает раздуваться «ипотечный пузырь»: банкам отходит все большее количество заложенной ликвидности, доходы населения сокращаются, цены на недвижимость и соответственно спрос падают; недвижимость становится неликвидной и тяжелым грузом ложится на баланс банков. В результате растет уязвимость банковской системы, которая в любой момент может спровоцировать цепную реакцию банкротств.


Рисунок 1. Сравнение показателя «Ипотека к ВВП» России и зарубежных стран в 2012 году, %

Примечание: составлено автором


Рассматривая динамику основных показателей кредитования населения в России можно отметить, что до «кредитного пузыря» развитых стран еще далеко, однако тревожные сигналы налицо: в экономике отмечаются увеличение вновь выданных кредитов и увеличение просроченной задолженности. Высокие риски, сопровождающие экономическое поведение домохозяйств на рынках потребительского кредитования, связаны высокой неопределенностью среды.

Принимая решение, домохозяйство устанавливает связи между действиями и их последствиями. Ф. Найт предлагает учитывать три типа вероятностей: априорную – когда речь идет об однородных и независимых событиях (например, вероятность выпадения определенной грани игрального кубика); статистическую – когда производится искусственная группировка идентичных событий (так работают все страховые компании) и наконец, оценочную вероятность – наиболее вероятный исход на основе прошлого опыта [9]. Экономические субъекты, строя вектор своего поведения, оценивают издержки и выгоды, прибыль и выгоды. Но как уже было сказано ранее, речь идет не о построении математических моделей, а о субъективной оценке полезности и субъективной оценки вероятности имеющихся альтернатив.

Из трех наиболее распространенных определений риска как вида деятельности, а именно действие, исход которого определяется случаем; действие наудачу в расчете на счастливый исход; действие в неопределенной неясной ситуации, для экономического поведения на рынках потребительского кредитования в наибольшей степени подходит третье. «Индивиды, действующие в своих собственных интересах (зачастую довольно расплывчатых), без преувеличения не знают, и не могут знать, каков же будет конечный результат их взаимодействия» [10]. Наибольшую степень риска на рынке демонстрируют заемщики, адекватно не оценивающие свои возможности; и банки, снижающие требования к потенциальным клиентам.

По данным Центробанка общая задолженность по предоставленным кредитам на 01.07.2010 года составляла около 1,54 трлн. рублей, за год выросла на 40 % – до 2,15 трлн. рублей, а к 1 июля 2014 года составила 2,92 трлн. рублей, т. е. выросла за два года почти на 90 %. При этом просроченная задолженность за пять лет выросла почти в 2.3 раза (сравнение данных июля 2014 года и июля 2009 года). Важно понимать, что факт стремительного роста просроченной задолженности является не только следствием кризиса 2008 года, но и следствием методики подсчета, когда просроченной задолженностью считается только неуплаченные платежи по кредиту, а не весь долг. К тому же, за счет падения курса рубля, возросла просроченная задолженность по валютным кредитам.

По статистике 9,72 % заемщиков в России платят по двум кредитам одновременно, 4,16 % – по трем, 2,58 % – по четырем и больше. Есть «маргинальный сегмент» – когда люди набирают много ссуд, не думая о последствиях. Получение кредита как аффективное действие раньше казалось невероятным, т. к. связано с оформлением большого количества документов, присутствия нескольких людей, но с распространением экспресс-кредитов, овердрафтов и особенно кредитных карт, оно уже рассматривается как распространенное. Многочисленные предложения небанковских финансовых организаций или вообще лиц, не имеющих никакого отношения к финансовому рынку, завораживают своей простотой и скоростью: «Деньги сразу», «Деньги мигом», «Только паспорт». Их можно оформить в кратчайшие сроки, без поручительства и без подтверждения доходов. Импульсивный спрос может быть связан с внезапным спонтанным желанием совершить покупку в состоянии психологической неуравновешенности и эмоциональной нестабильности. Экспресс-кредиты выполняют сглаживающую функцию для домохозяйств с невысокими доходами, но являются самой неурегулированной областью кредитного рынка. Проценты по таким кредитам обычно очень высокие, начисляются по дням, и приводят к мгновенному росту долга.

На одного должника в России приходится 1,3 проблемных кредита. 450 тыс. человек на 1.07.2014 года имеют 5 и более действующих кредитов. Максимальный же показатель – 17 просрочек разным банкам. 1 место по просрочкам занимают карточные кредиты. Объем карточных кредитов всего за один первый квартал 2013 года вырос на 11,8 % и достиг 981 млн. рублей [11]. На втором месте кредиты наличными, затем товарные кредиты и автокредиты. Рынок товарного кредита рос максимальными темпами последние четыре года: в 2010 году рынок вырос на 43 %, в 2011 году – на 24 %, в 2012 году – на 18 %, в 2013 году – на 14 %, и в 2014 году пришел к насыщению и упал на 16 %. Товарные кредиты и карточные кредиты наиболее востребованы населением как наиболее простые кредитные продукты.

За последние три года разрыв между моментом оформления кредита и образованием просрочки значительно сократился: в 2010 г. – это был год, в 2011 г. – 11 месяцев, в 2012 г. – 8 месяцев, в 2013 г. – 7 месяцев, в мае 2014 г. – 4,5 месяцев без учета ипотечных продуктов. Прослеживается следующая тенденция: чем ниже доход и меньше город, тем выше доля расходов на обслуживание кредита в общей структуре расходов. По данным Национального бюро кредитных историй ежемесячно россияне тратят 26 % своего дохода на оплату кредита. Домохозяйства с среднедушевыми доходами меньше 13000 рублей в месяц отдают примерно 33 % заработной платы, при средней величине долга 63000 рублей. Домохозяйства с среднедушевыми доходами меньше 18000 рублей платят 30 % заработной платы при средней величине долга 81000 рублей. Домохозяйства с среднедушевым доходами меньше 40000 рублей отдают 25 % заработной платы при средней величине долга 160000 рублей. И наконец, домохозяйства с среднедушевыми доходами выше 40000 рублей – 21 % при средней величине долга 440000 рублей. В городах миллионниках свыше 50 % своих доходов отдают на погашение долгов 13 % домохозяйств; в городах с населением 10000–100000 человек таких домохозяйств уже 20 %, а в малых городах с населением менее 10 тыс. человек – 30 %.

Достаточно много (21,3 %) заемщиков берут новые кредиты, чтобы погасить старые. Таким образом, изменяется основная функция потребительского кредитования – кредит перестает выполнять функции стимулирования спроса, кредитные средства ходят по кругу от банка к банку, минуя товарный рынок. Рассчитываемый каждый год индекс кредитного здоровья показывает, что количество просроченный более чем на 60 дней кредитов неуклонно возрастает.

В связи с высокими рисками просроченной задолженности был принят закон о банкротстве физических лиц. Закон позволяет физическим лицам с долгом выше 500 000 рублей обратиться в суд и «реабилитировать свою платежеспособность». По предложению АИЖК необходимо запретить банкам выдавать новые займы тем людям, которые тратят более 45 % своего ежемесячного дохода на выплаты по кредитам. Критическим считается показатель в 60 %.

1.3.2. Повышение финансовой грамотности

Защита прав потребителей и предоставление полной и надежной информации тесно связано с общими вопросами повышения финансовой грамотности. Согласно Статье 3 Закона «О защите потребителей»: «Право потребителей на образование в сфере защиты прав потребителей должно обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы общеобразовательной подготовки и профессионального обучения, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимости защиты их прав».

Несмотря на правильность приведённых слов, до настоящего времени всего несколько программ по обеспечению финансовой грамотности входят в учебную программу начальной или средней школы в 10 и 11 классах. Мало или совсем не уделяется внимания развитию персональных поведенческих моделей в сфере услуг финансового рынка или привитию, или пониманию чувства личной ответственности у будущих потребителей таких услуг.

Обучение должно быть практическим и давать элементарные представления об ипотечных и потребительских кредитах, кредитных картах, методике работы кредитного калькулятора, сравнении процентных ставок. Проблема видится, прежде всего, в общей перегруженности учащихся средних общеобразовательных школ, отсутствии эффективных учебных материалов и низкой квалификации самих преподавателей. Финансовый ликбез нужен и им, и родителям. Например, в Программе по финансовым возможностям для взрослых в Великобритании (the Adult Financial Capability Framework in Great Britain) определены критерии грамотных потребителей. Краткие информационные передачи или видеоролики способствуют разъяснению прав и обязанностей банков и потребителей при открытии потребителем банковского счета или подписании им кредитного договора.

Первое в России общенациональное диагностическое обследование финансовой грамотности было осуществлено в июне 2008 года при частичном финансировании Всемирного банка на основе выборки более 1600 человек в 40 регионах России, представляющих всю страну [11]. Краткий вопросник, содержащий 6 вопросов, позволил раскрыть уровень осведомленности соответствующих положений о защите потребителей (например, эффективная годовая процентная ставка, охват страхованием депозитов, и т. д.), понимания основных финансовых механизмов (например, инфляции, процентов по кредитам и депозитам, и т. д.), финансовых математических навыков (вычисление процентов, и т. д.).

Во время обследования выявлено следующее:

1. Примерно 50 % населения считает, что уровень их финансовой грамотности неудовлетворителен;

2. Большая часть россиян имеют совершенно нереальные ожидания от Правительства в вопросах обеспечения их личного финансового благополучия. Например, 50 % населения продолжает считать, что Правительство компенсирует все (а не только 700000 рублей) потери физических лиц, связанные с банкротством коммерческих банков, а 15 % и 16 %, соответственно, ожидают, что Правительство покроет любое снижение стоимости вложений в инвестиционные компании или недвижимости;

3. Имеются существенные пробелы в осведомленности о правах потребителей в сфере финансовых услуг, включая законодательство. Более 60 % населения не информированы об обязательстве банков по раскрытию информации об эффективной годовой процентной ставке, оплачиваемой потребителем, при предложении кредитов потребителям. Люди так же, как правило, не знают о правильных процедурах рассмотрения жалоб в отношении финансовых услуг.

4. Большинство россиян не способны незамедлительно разрешать вопросы, касающиеся финансовых услуг. Например, более 60 % населения, неудовлетворенных финансовыми услугами или продуктами, не предпринимают никаких мер, и лишь 3 % подают жалобы в регулирующие органы. Около 50 % потребителей не ожидают быстрого и справедливого разрешения финансовых проблем, и лишь 7 % надеются на своевременное разрешение любых споров. Один из десяти потребителей воспользовался хотя бы одной финансовой услугой плохого качества в течение последних пяти лет. Чаще всего это были потребительские кредиты. Несомненно, резкое увеличение потребительских кредитов, доступных в торговых точках в магазинах сильно повлияло на финансовых потребителей с ограниченным пониманием даже самых основных положений подобных операций.

5. Есть повышенный интерес к конкретным темам для финансового образования. Примерно треть населения желает узнать больше о законах, защищающих права потребителей, а также о процедурах разрешения финансовых вопросов и защиты этих прав. В этой связи, наиболее высоким спрос оказался в сфере потребительских кредитов. В действительности, среди лиц, недовольных полученными ими финансовыми продуктами, 47 % разочарованы именно потребительскими кредитами. Обычно люди хотя бы сообщают, что эта сфера является самой нерегулируемой, с недостаточной надежной информацией, в результате банкам удается, и они пользуются в своих интересах необразованностью и неопытностью потребителей в данной сфере.

6. Явное предпочтение отдается тем, кто заслуживает доверия в предоставлении услуг по финансовому образованию. 26 % респондентов считают, что государственные учреждения могут лучше предоставлять услуги образования и обучения.

1.3.3. Ужесточение требований к заемщикам

В настоящее время требования банков к заемщикам достаточно мягкие: минимальные требования для необеспеченных потребительских кредитов с высокой ставкой – только паспорт РФ, возраст больше 18 лет и меньше 70 лет и никаких документов, подтверждающих доход. В этом случае потенциальный заемщик может рассчитывать на 25 % и выше. С уменьшением ставки требования возрастают: регистрация по месту жительства, стаж работы по последнему месту работы – не менее 6 мес., справка 2 НДФЛ, залог или поручитель. Рынок потребительского кредитования (как было уже доказано ранее) в полной мере относится к рынкам с асимметрией информации. Неравномерное распределение информации препятствует оптимальному принятию решений и создает возможности для оппортунистического поведения. У сторон сделки разная осведомленность об условиях сделки и намерениях друг друга. Потенциальный заемщик имеет информационное преимущество, т. к. только он знает, будет ли он платить по долгам или станет очередным звеном мошеннической схемы. Банк знает о заемщике только исходя из предоставленной информации, и стараясь снизить риски невозврата кредита, либо завышает процентные ставки, либо завышает требования к потенциальному заемщику. Более высокие проценты предполагают более низкую информированность и наоборот. Развивается ситуация неблагоприятного отбора – в результате добросовестные заемщики вынуждены платить более высокие проценты из-за потенциально недобросовестных. Для снижения риска недобросовестности банки применяют разные методы снижения риска на стадии заключения договора: дополнительные сигналы (требования к ипотечному покрытию – например, износ не менее 60 %, поручительство), фильтрацию на основе банка кредитных историй и других институтов информационного посредничества, рационирование (банки не дают новые кредиты при непогашенных старых). К сожалению, банк может снизить только риск на стадии заключения договора, но не во время действия договора. Между тем, сам факт заключения договора может привести к изменению поведения заемщика. Следовательно, выявление скрытых качественных характеристик домохозяйств становится обязательной процедурой. Для выявления недобросовестных плательщиков банкам целесообразно использовать процедуру скоринга – математическую (статистическую) модель, с помощью которой банк на основании кредитной истории определяет насколько высока вероятность, что тот или иной клиент не вернет деньги в долг [12]. Наиболее известной является техника кредитного скоринга по Дюрану, однако каждый банк разрабатывает свои показатели и свои весовые коэффициенты с учетом своего опыта и социально-экономических условий. Значение полученного коэффициента ниже 1,25 означает, что потенциальный клиент нежелателен.

Загрузка...