ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Водителя трамвая регулярных городских пассажирских маршрутов ГУП «Московский метрополитен»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция водителя трамвая ГУП «Московский метрополитен» (далее – ДИ) определяет обязанности, права и ответственность водителя трамвая.

1.2. Водитель руководствуется в своей деятельности «Правилами: Дорожного движения Российской Федерации» (далее – ПДД РФ), «Правилами технической эксплуатации трамвая (далее – ПТЭ). нормативными актами Министерства транспорта РФ, нормативными актами Правительства г. Москвы, настоящей Инструкцией, а также иными локальными нормативными актами метрополитена по вопросам, относящимся к его должностным обязанностям, а также местными правилами по охране труда и пожарной безопасности.

1.3. Квалификационные требования к водителю трамвая (далее – водитель):

– к самостоятельной работе водителем трамвая допускается лицо возрастом не моложе 21 года, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, признанные медицинскими комиссиями по освидетельствованию водителей транспортных средств и профессиональной пригодности годными к работе водителем наземного городского электрического транспорта, прошедшие профессиональную подготовку, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «Тт», прошедшие практическое обучение (стажировку), и выдержавшие приёмные теоретические и практические испытания, группу электробезопасности не ниже третьей.

Объём знаний, порядок и сроки испытаний устанавливаются локальными нормативными актами и распорядительными документами метрополитена.

1.4. Приём на работу, присвоение и снижение разряда квалификации, применение дисциплинарных взысканий, представление к поощрениям и наградам, перемещение и увольнение производятся работодателем на основании приказа по предприятию.

1.5. Водитель обязан сообщить в отдел кадров предприятия адреса регистрации и фактического места жительства, контактный телефон, а также немедленно извещать работодателя в случае изменения указанных данных.

1.6. Водитель обязан проходить в установленные работодателем сроки плановые и внеплановые инструктажи по охране труда, необходимую подготовку и переподготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти и законодательством Российской Федерации в сфере транспорта, с последующей аттестацией, технические занятия, семинары, инструктажи, курсы повышения квалификации и т.п., теоретическое и практическое обучение

Водитель не прошедший инструктаж по охране труда в установленный срок или итоговую аттестацию к работе водителем не допускается.

1.7. Являться по требованию заместителя начальника депо по эксплуатации (или лица его замещающего) на собеседование по вопросам безопасности движения.

1.8. Водитель, принятый на работу по окончанию обучения в учебном центре, закрепляется за узлом (маршрутом) на котором он проходил стажировку, сроком на 6 месяцев. По окончании этого срока он может быть привлечён к работе на других узлах (маршрутах).

Водители, имеющие перерыв в работе водителями городского пассажирского электротранспорта более трёх месяцев, допускаются к самостоятельному управлению подвижным составом после обучения в учебном центре по программам переподготовки водителей трамвая.

1.9. Основным рабочим местом водителя при работе на линии является трамвайный вагон (поезд).

1.10. Водитель подчиняется непосредственно начальнику узла (маршрута), в административном отношении – заместителю начальника Трамвайного управления по эксплуатации, начальнику отдела эксплуатации, заместителю начальника отдела эксплуатации. Во время работы на линии маршрутному диспетчеру диспетчерского центра (далее – ДДЦ), при нахождении в резерве или работе на территории депо (конечной станции) диспетчеру трамвайного депо (далее – ДТД). Распоряжения указанных лиц водитель обязан исполнять.

Водитель также должен исполнять оперативные распоряжения работников связанных с движением поездов трамвая, сотрудников полиции и ГИБДД, руководителей бригад технической помощи.

1.11. Водитель обязан пройти перед началом и по окончанию работы (смены) медицинский осмотр, а также иные плановые и внеплановые медицинские осмотры и освидетельствования, предусмотренные действующими нормативными актами и трудовым договором. Водитель, не прошедший в установленные сроки медицинские осмотры и освидетельствования, а также при выявлении факторов, препятствующих допуску к управлению транспортным средством к работе водителем, не допускается.

1.12. Режим рабочего времени и времени отдыха водителя определяется месячным графиком и суточным нарядом.

1.13. Водитель при работе на линии должен иметь при себе и предъявлять по требованию должностных лиц осуществляющих контроль работы водителя, сотрудников полиции, ГИБДД и представителей Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: водительское удостоверение, удостоверение о проверке знаний по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП) напряжением до 1000В., полис ОСАГО, путевой лист, бортовой журнал, расписание движения по маршруту;

Должностное лицо осуществляющее контрольные функции обязано представиться и предъявить своё служебное удостоверение (знак).

1.14. Вносимые изменения в ДИ, в период её действия доводятся до сведения водителя под роспись.

2. НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

2.1. Водитель осуществляет перевозку пассажиров с учётом необходимости исполнения графика движения, погодных условий, состояния трамвайного пути, условий и интенсивности дорожного движения.

При работе на линии водитель должен применять способы и приёмы вождения поезда, обеспечивающие безопасность движения и пассажиров, сохранность подвижного состава, обеспечение необходимого уровня комфорта.

2.2. Водитель трамвая регулярных городских пассажирских маршрутов должен знать и исполнять:

2.2.1. Устройство и технические характеристики подвижного состава, приписанного к депо, принципы работы его узлов, агрегатов и систем, устройство пути и контактной сети.

2.2.2. Правила дорожного движения Российской Федерации;

2.2.3. Правила технической эксплуатации трамвая;

2.2.4. Настоящую должностную инструкцию;

2.2.5. Правила внутреннего трудового распорядка;

2.2.6. Содержание и требование нормативных документов, касающихся работы водителя и доведённые до его сведения под роспись.

2.2.7. Требования правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности.

2.2.8. Способы выявления и устранения неисправностей подвижного состава

2.2.9. Трассы, профиль, особенности и опасные участки маршрутов, расположение остановочных пунктов, конечных станций и их путевое развитие, светофорных объектов, дорожных и специальных знаков, дорожной разметки, криволинейных участков пути, специальных частей пути, контактной сети и порядок их проезда, участки (узлы) с интенсивным движением транспорта и пешеходов, расположение пешеходных переходов, детских и медицинских учреждений, постов и отделений полиции, станций метрополитена, пассажирообразующие пункты.

2.2.10. Порядок взаимодействия и способы связи с ДДЦ, ДТД, регламент переговоров с диспетчерским персоналом, порядок подачи заявок на ремонт подвижного состава и оформления путевой документации.

2.2.11. Порядок действий при ликвидации задержек движения на маршрутах трамвая (Приложение № 1 к настоящей инструкции).

2.2.12. Правила проезда стрелочных переводов и спец. частей пути и контактной сети (Приложение № 1 настоящей инструкции).

2.2.13. Порядок работы с аппарелью для посадки и высадки маломобильных пассажиров (Приложение № 1 к настоящей инструкции).

2.2.14. Порядок действий в случае ДТП, задержек и чрезвычайных ситуаций (Приложение №№ 1 к настоящей инструкции).

2.2.15. Особенности эксплуатации трамвая в неблагоприятных погодных условиях (Приложение № 1 к настоящей инструкции).

2.2.16. Инструкцию по сцепке и буксировке трамвайных вагонов (Приложение № 3 к настоящей инструкции).

2.2.17. Памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на городском пассажирском транспорте общего пользования (Приложение № 4 к настоящей инструкции).

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ

3.1. Обеспечение безопасного управления подвижным составом трамвая в соответствии с требованиями ПДД РФ, ПТЭ трамвая и настоящей должностной инструкции, обеспечение его сохранности.

3.2. Обеспечение комфортной и безопасной перевозки пассажиров.

3.3. Принятие в критической ситуации мер по предотвращению угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в салоне и на пути следования управляемого им подвижного состава.

4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

4.1. Прибыть в пункт начала работы (смены) не позднее указанного в наряде времени, полноценно отдохнувшим, одетым по погоде в опрятную форменную одежду, имея при себе: водительское и служебное удостоверение, а также удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП.

Если по медицинским показаниям водитель обязан управлять транспортным средством в средствах коррекции зрения – иметь очки или контактные линзы. Водитель со стажем работы до шести месяцев обязан иметь при себе «Книжку молодого водителя».

В случае невозможности выйти на работу, водитель обязан сообщить об этом нарядчику или ДТД не позднее, чем за 4 часа до начала смены.

4.1. Перед выездом на линию водитель обязан:

4.2.1. Получить у ДТД путевой лист, бортовой журнал, полис ОСАГО и расписание движения по маршруту.

4.2.2. Пройти в соответствии с установленным порядком предрейсовый медицинский осмотр, получить отметку о допуске к работе, расписаться в путевом листе о готовности к исполнению служебных обязанностей.

Запрещается явка на работу (работа) в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, под воздействием веществ, средств, лекарственных препаратов, ухудшающих внимание, реакцию, зрение и слух, а также в болезненном или утомлённом состояниях, ставящих под угрозу безопасность движения.

Перед проведением медосмотра водитель обязан сообщить лицу, проводящему медосмотр (освидетельствование), о приёме препаратов, средств или веществ, которые могут оказать влияние на результаты освидетельствования.

4.2.3. Получить необходимое оборудование АСКП и БСК выхода. Установить в салоне трамвая съёмное оборудование АСКП, проверить его исправность. При обнаружении неисправностей немедленно отключить питание оборудования и обратиться к работнику отдела АСКП. Запрещается выезд из депо с неисправным или отключенным оборудованием АСКП.

4.2.4. Проверить техническое состояние подвижного состава (Приложение № 1 к инструкции).

4.2.5. По окончании приёмки подвижного состава расписаться в книге (ведомости) технической готовности транспортного средства к выпуску и в путевом листе. Предъявить путевой лист дежурному КПП и выехать из депо согласно расписанию.

4.2.6. В случае выявлении при приёмке неисправностей или повреждений препятствующих выходу на линию, сообщить об этом лицу ответственному за организацию выпуска (дежурному по выпуску, ДТД) и дать заявку на ремонт в установленном порядке. В дальнейшем выполнять распоряжения указанных лиц.

4.2. На первом километре рейса водитель обязан обратить внимание на работу узлов, агрегатов и систем подвижного состава при выявлении неисправностей, которые возможно устранить самостоятельно, устранить их с соблюдением требований охраны труда. При невозможности их устранения сообщить ДТД и действовать согласно его указаниям.

4.3. При работе на линии водитель обязан:

4.4.1. Соблюдать требования ПДД Российской Федерации;

4.4.2. Соблюдать требования ПТЭ трамвая в части касающейся;

4.4.3. Соблюдать требования настоящей должностной инструкции и приложений к ней, которые являются её неотъемлемой частью.

4.4.4. Во время управления подвижным составом водитель обязан следить за исправной работой узлов, агрегатов, оборудования трамвая, дорожной обстановкой, состоянием пути, контактной сети и их специальных частей

4.4.5. Соблюдать установленный скоростной режим и утверждённое расписание (график). Максимальная скорость движения трамвая не должна превышать 60 км/час. Допускается прибытие на контрольные и конечные пункты с отклонением от расписания на 1 мин. раньше (нагон), и на 2 минуты позже (опоздание) времени, предусмотренного расписанием движения. Умышленные опоздания и нагоны не допускаются.

4.4.6. Соблюдать установленную дистанцию безопасности:

Между неподвижными трамвайными вагонами:

На территории депо – не менее 1,5 м.

Сдвоенные остановочные пункты, конечные пункты, задержки движения, скопление вагонов и т.п. – не менее 3 м.

На перегоне – не менее 15 м.

На перегоне с уклоном более 40‰ – не менее 60 м.

Между трамвайными вагонами, находящимися в движении:

При скорости до 20 км/час – не менее 60 м.

При скорости более 20 км/час – не менее 120 м.

На подъёмах и спусках более 40‰ – не менее 200 м.

При «юзовом» состоянии пути все указанные в таблице расстояния (за исключением территории депо) должны быть удвоены.

Безопасная дистанция за впереди идущим безрельсовым транспортным средством выбирается водителем самостоятельно в зависимости от скорости, дорожных и погодных условий, состояния трамвайного пути и нагрузки вагона (п. 10.1; п. 10 ПДДРФ).

4.4.7. Производить остановку на всех остановочных пунктах, оборудованных знаком остановки трамвая (в т.ч. «По требованию» при наличии желающих войти/выйти)

4.4.8. Порядок остановки трамвая на остановочном пункте:

– при размещении остановочного указателя на стойке, стене, поперечном тросе остановить трамвай первой дверью напротив указателя остановки;

При наличии разметки 1.17 руководствоваться разметкой.

– при размещении остановочного указателя на остановочном павильоне – остановиться серединой вагона напротив павильона;

– на посадочной платформе остановиться в начале платформы.

На сдвоенных остановочных пунктах разрешена одновременная посадка в два поезда разных маршрутов, с соблюдением дистанции безопасности (п.4.4.6.)

При скоплении воды (грязи) на остановочном пункте, по возможности остановить трамвай так, чтобы вода (грязь) не препятствовала выходу и входу пассажиров.

4.4.1. Активировать систему самостоятельного открытия дверей пассажирами.

4.4.2. Следить за высадкой и посадкой.

4.4.3. Начинать движение убедившись, что высадка и посадка закончены, двери закрыты, системы блокировки активированы и отсутствуют препятствия для движения.

4.4.4. При неисправности информационных систем (далее – ТИС) объявлять перед отправлением название следующей остановки, а при подъезде к ней – повторить её название, при необходимости транслировать дополнительную информацию в салон пользуясь микрофоном. Запрещается трансляция несанкционированной, а также не связанной с обслуживанием пассажиров информации.

4.4.5. Вести себя с пассажирами вежливо и предупредительно, избегать конфликтных ситуаций, но при этом требовать от пассажиров соблюдения Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в г. Москве

При возникновении конфликта немедленно сообщить ДДЦ, в случае необходимости обратиться к сотрудникам полиции.

4.4.6. При вынужденной остановке трамвая вне остановочного пункта длительностью свыше трёх минут (кроме стоянки у действующего светофора) по требованию пассажиров обеспечить их безопасный выход через первую дверь. В случае технической неисправности, ДТП и т.п. водитель обязан обеспечить пересадку пассажиров в маршрутные транспортные средства попутного направления. Остановка маршрутного транспортного средства осуществляется поднятием руки.

При высадке пассажиров вне остановочного пункта предупредить пассажиров об опасности со стороны попутно движущегося транспорта, первым выйти из вагона и, стоя лицом к движущемуся навстречу транспорту, обеспечить проход пассажиров по проезжей части к тротуару. В случае необходимости открытия всех дверей подвижного состава, находиться у задней двери.

Во время простоя трамвая на линии при задержке движения в трамвае могут находиться пассажиры, не желающие покидать салон, конфликты с которыми не допускаются.

При температуре воздуха ниже +5°С разрешается оставлять поднятым токоприёмник на каждом четвёртом вагоне.

Начать движение можно только после удаления стоявшего впереди трамвая на расстояние не менее 60м.

4.4.7. Посадку и высадку пассажиров в инвалидных колясках производить в соответствии с Инструкцией для водителей подвижного состава обслуживающего маломобильных граждан (Приложение № 1 к инструкции).

4.4.8. Запрещается оставлять управление транспортным средством при возникновении угрозы ДТП или несчастного случая. Водитель обязан принять все возможные меры для их предотвращения.

4.4.9. Включать полностью внешнее и внутреннее освещение трамвая в тёмное время суток, а также в условиях плохой видимости.

4.4.10. Немедленно прекратить движение при всяком внезапном толчке, стуке, вибрации, резком колебании проводов, обрывах, снятии напряжения с контактной сети, сходе вагона с рельс, тревожных сигналах (криках) пассажиров, прохожих, других лиц, если в междупутье при встрече вагонов находится человек или препятствие, по требованию сотрудников полиции, ВАИ, ГИБДД, линейных работников предприятия связанных с организацией движения трамвая, а также в других случаях, предусмотренных ПДД, ПТЭ и настоящей инструкцией.

В случаях, угрожающих безопасности движения и/или жизни людей водитель обязан применить экстренное торможение.

4.4.11. В случае необходимости выйти из кабины (вагона) водитель обязан затормозить подвижной состав стояночным тормозом, убедиться, что он удерживается на месте, включить аварийную световую сигнализацию, поставить реверсивный переключатель в положение «О», вынуть и взять с собой ключ, отключить все высоковольтные электрические цепи, надеть сигнальный жилет, закрыть дверь кабины на замок и соблюдая осторожность выйти из трамвая. На уклоне поставить под колеса противооткатные упоры со стороны уклона.

Если по возвращении требуется поднять токоприёмник, убедиться, что все высоковольтные электрические цепи выключены, рукоятка контроллера водителя (далее – KB) и переключатель реверса стоят в положении «О».

Запрещается покидать подвижной состав без производственной необходимости.

Примечание: При выходе из вагона на проезжую часть, быть осторожным, держаться за поручни, обращать внимание на попутно движущийся автотранспорт, всегда находиться лицом навстречу движению.

4.4.20. Соблюдать тепловой режим салона и кабины (Приложение № 1 к настоящей инструкции).

4.4.1. В осенне-зимний период, при риске возникновения буксования и юза водитель обязан:

– вести трамвай с учётом погодных условий, состояния пути и дорожной обстановки, быть готовым к торможению при внезапном появлении препятствия в условиях значительного увеличения тормозного пути;

– подъезжать к остановке как можно более плавно, выбегом, не допуская резкого торможения,

– если возник юз, водитель должен немедленно отключить механический тормоз, кратковременно перейти в режим тяги (чтобы колеса начали вращаться), а затем вновь начать плавное торможение с обязательной подачей песка на рельсы. В случае угрозы безопасности движения немедленно применить экстренное торможение с подачей песка;

– учитывать, что юз создаёт водитель неправильным выбором скорости в условиях загрязнения пути. Применение песка и противоюзовая защита вагона лишь уменьшают риск возникновения юза, но не предотвращают его появления;

– при пуске вагона не допускать буксования. Пуск производить на начальных позициях с обязательной подачей песка.

4.4.2. В туман, грозу, метель, и при плохой видимости водитель обязан включить противотуманные фары, габаритные огни, все группы освещения салона и двигаться со скоростью, не превышающей 15 км/час. При видимости менее 30 м. двигаться со скоростью не более 5 км/ч, подавая периодически короткие звуковые сигналы.

4.4.3. На нерегулируемом слиянии путей, при одновременном приближении к пошёрстной стрелке двух трамваев преимущественным правом проезда пользуется трамвай, следующий с правой (по ходу движения) стороны.

4.4.4. При проезде участков пути, покрытых водой или мокрым снегом, скорость не должна превышать 5 км/час. Движение запрещается, если уровень воды или мокрого снега превышает 100 мм. Водитель должен остановиться не менее, чем за 30 м. до участка пути покрытого влагой и сообщить об остановке движения ДДЦ.

4.4.5. При обрыве контактного провода и падении его на землю водитель обязан сообщить об этом ДДЦ. До прибытия ремонтной бригады находиться не ближе 8 метров до упавшего провода, не касаться его, и не подпускать к нему людей, предупреждать об опасности водителей проходящего мимо транспорта.

4.4.6. При обнаружении неисправности контактной сети водитель обязан остановить трамвай не ближе, чем за 30 м. до места повреждения, включить аварийную световую сигнализацию, выйти из вагона (п.4.4.19), оценить характер неисправности и возможность проследовать место повреждения. Сообщить ДДЦ о причине остановки движения. Если неисправность позволяет дальнейшее движение с использованием функции подвижного состава «Автономный ход» (далее – АХ), необходимо дождаться и лично предупредить водителя сзади идущего трамвая о наличии неисправности. Водитель следующего трамвая обязан поступить аналогичным образом.

4.4.7. В случае задымления (возгорания) водитель обязан немедленно остановить трамвай, затормозить его стояночным тормозом, включить аварийную световую сигнализацию, отключить все высоковольтное электрооборудование, опустить токоприёмник, принять меры к высадке пассажиров (п.4.4.14), и приступить к ликвидации задымления (возгорания). Тушение производится только углекислотным или порошковым огнетушителями, песком. Использовать пенные огнетушители и воду запрещается. Сообщить о возгорании ДДЦ.

Примечание: Водители сзади идущих поездов должны оказать помощь в сообщении о случившемся ДДЦ, ДТД, а также в ликвидации задымления (возгорания).

4.4.8. При вынужденной остановке на линии, в течение 5 минут, водитель обязан сообщить ДДЦ следующую информацию:

– время остановки движения, точный адрес, направление движения, номер маршрута и вагона, свою фамилию и табельный номер

– о характере неисправности и техническом состоянии подвижного состава;

– об отсутствии напряжения в контактной сети;

– о ДТП, сходе с рельс, разъезде, несчастном случае, повреждении трамвайного пути и его спецчастей, контактной сети и их спец.частей и т.п.;

– о внезапном заболевании, полученной во время работы травме, несчастном случае с другими водителями, свидетелем которого он стал.

Примечание: При невозможности связаться с ДДЦ или ДТД сообщить о происшествии водителю встречного/сзади стоящего трамвая, который обязан немедленно передать информацию в ДЦ всеми доступными способами.

4.4.9. По прибытии на конечную станцию маршрута водитель обязан осмотреть салон и технологические отсеки трамвая на наличие посторонних предметов, а также проверить состояние кузова, токоприёмника, наличие песка в песочницах, исправность систем АСКП, КБТОБ, «Антисон» (исправность видеорегистратора, ведение записи и проч.).

Примечание: В осенне-зимний период поддерживать чистоту номерных знаков и указателей маршрута. При необходимости очищать их от грязи, снега и льда.

4.4.10. Находясь на конечной станции (пункте смены, в депо) по требованию должностных лиц отдела эксплуатации или отдела безопасности движения пройти инструктаж, ознакомиться с нормативными документами, касающимися работы водителя.

4.4.11. При обнаружении в пути неисправности, препятствующей нормальной работе трамвая, водитель принять меры к её устранению.

В случае, если время на обнаружение и устранение неисправности занимает более пяти минут, о неисправности вагона сообщить ДДЦ (п. 4.4.28.) сцепить и буксировать неисправный подвижной состав на ближайший запасный путь.

Если неисправность не угрожает безопасности движения и не повлечёт дальнейшего повреждения подвижного состава, контактной сети, пути, прочей инфраструктуры трамвая, следовать до ближайшего запасного пути или возвратиться в трамвайное депо самостоятельно.

Движение неисправного подвижного состава осуществляется без пассажиров.

4.4.12. Водитель должен производить работы по ремонту предусмотренные инструкцией по эксплуатации подвижного состава без вызова технической помощи в следующем объёме:

– находить сработавший автоматический выключатель и включать его;

– определять и отключать неисправные группы тяговых двигателей;

– производить перезапуск вагона;

– восстанавливать подачу песка на рельсы путём осторожного простукивания песочных рукавов, перемешивания песка в бункере;

– регулировать работу стеклоочистителя (без разборки);

– заливать очищающую жидкость в бачок стеклоомывателя;

– пополнять запас песка в песочницах;

– восстанавливать подачу песка на рельсы путём осторожного простукивания песочных рукавов, перемешивания песка в бункере;

– регулировать работу стеклоочистителя (без разборки);

– заливать очищающую жидкость в бачок стеклоомывателя;

– пополнять запас песка в песочницах;

– менять съёмные указатели маршрута;

– регулировать угол обзора зеркал.

4.4.13. При обнаружении в салоне забытых вещей, подозрительных предметов сообщить ДДЦ (п. 4.4.28.), высадить пассажиров (п. 4.4.14.), и проследовать до ближайшего запасного пути.

До прибытия спец. служб организовать охрану трамвая и не допускать к нему посторонних лиц. Водитель должен действовать в соответствии с «Памяткой водителю транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе» (Приложение № 4 к настоящей инструкции).

4.4.14. Обнаруженные в салоне забытые вещи, не представляющие опасности, сдать ДТД по приёмо-сдаточному акту.

4.4.15. В случае отстоя трамвая на конечной станции или запасном пути принять все меры, исключающие использование трамвая посторонними лицами (п. 4.4.19.).

4.4.16. В случае внезапного заболевания или травмы, при невозможности продолжать движение, немедленно остановить трамвай, включить аварийную световую сигнализацию, высадить пассажиров (п. 4.4.16), сообщить ДДЦ и следовать его указаниям.

4.4.17. При заболевании водителя впереди идущего трамвая в пути следования, водитель следующего за ним трамвая обязан:

– сообщить о случае ДДЦ (п. 4.4.28) и следовать его указаниям;

– при необходимости вызвать Скорую медицинскую помощь заболевшему водителю;

– высадить пассажиров из обоих трамваев (п. 4.4.14.);

– сцепить оба трамвая, и управляя буксиром с первого вагона довести его до ближайшего запасного пути.

Примечание: Помощь в сцепке вагонов обязан оказать водитель сзади идущего трамвая, который при сцепке считается водителем исправного вагона.

4.4.18. В случае ДТП водитель должен руководствоваться требованиями пунктов 2.5; 2.6; 2.6.1. раздела 2. ПДД РФ:

– немедленно остановить трамвай, включить аварийную световую сигнализацию, высадить пассажиров (п.4.4.14.);

– выйти из вагона (п. 4.4.19.), выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м. от трамвая;

– сообщить о ДТП ДДЦ (п.4.4.28.);

– если имеются пострадавшие принять возможные меры по оказанию им доврачебной помощи, вызвать Скорую медицинскую помощь, при необходимости принять меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение;

– не перемещать транспортные средства и предметы, имеющие отношение к происшествию;

– в течение суток после ДТП (исключая выходные и нерабочие праздничные дни) явиться в отдел БД имея при себе процессуальные документы выданные сотрудниками ГИБДД по факту ДТП, и письменное объяснение.

4.4.19. В случае схода трамвая с рельс (разъезда на стрелочном переводе) водитель обязан действовать согласно пунктам 4.4.14; 4.4.19; 4.4.28; 4.4.38 настоящей инструкции. Запрещается самостоятельная постановка подвижного состава на путь.

4.4.20. При сходе с рельс (разъезде) впереди идущего трамвая, водитель должен остановиться не ближе, чем за 30 м. до места происшествия (до входных контактов стрелки). Встречное движение разрешается до начала аварийно-восстановительных работ со скоростью не более 5 км/час при условии беспрепятственного проезда.

4.4.21. При вынужденной остановке трамвая в тоннеле, под мостом, или путепроводом, а также в условиях метели, тумана водитель должен включить освещение салона, габаритное освещение, сообщить ДДЦ (п. 4.4.28.), действовать согласно пунктам 4.4.14; 4.4.19. настоящей должностной инструкции, в 15м. позади трамвая выставить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь;

4.4.22. Производить остановку и посадку пассажиров вне остановочного пункта по сигналу водителя, остановившегося по технической неисправности или в результате ДТП маршрутного транспортного средства, следующего попутным направлением.

Проезд пассажиров с сошедшего по неисправности или в результате ДТП транспортного средства осуществляется без дополнительной оплаты проезда.

4.4.23. Если на линии производится ремонт подвижного состава, водитель должен затормозить трамвай стояночным тормозом, выключить всё высоковольтное и низковольтное электрооборудование, поставить переключатель реверса в положение «0» и передать ключ и бортовой журнал специалисту, производящему ремонт, опустить токоприёмник, подставить противооткатный упор под колесо справа по ходу движения. После ремонта специалист производивший ремонт передаёт реверсивный ключ лично водителю, что означает окончание ремонта. В бортовой журнал должна быть внесена запись о произведенном ремонте.

4.4.24. Сцепку подвижного состава на линии осуществляет водитель неисправного трамвая (Приложение № 2 инструкции). При необходимости помощь ему оказывает водитель исправного трамвая. В случае, указанном в п. 4.4.37. помощь в сцепке оказывает водитель идущего следом трамвая. Запрещается привлекать к сцепке посторонних лиц.

4.4.25. При остановке трамвая на обесточенном участке контактной сети (спецчасти) немедленно опустить токоприёмник. Трамвай выводится с обесточенного участка в режиме АХ. Подвижной состав не оборудованный АХ или при невозможности использования АХ выводится буксировкой сзади идущим трамвайным вагоном или машиной технической помощи.

Запрещается принудительное (ручное) отключение механических тормозов подвижного состава, без сцепки его с исправным вагоном или транспортным средством технической помощи.

4.4.26. Движение трамвая задним ходом осуществляется только при использовании заднего (маневрового) пульта управления.

Подвижной состав не оборудованный задним (маневровым) пультом осаживается с помощью проводника (работник предприятия, другой водитель), находящегося на передней по ходу движения площадке, при этом салон должен быть освобожден от пассажиров.

Запрещается движение подвижного состава назад из кабины при отсутствии проводника (по видеокамерам).

Движение двухсторонних вагонов назад осуществляется только из передней, по ходу движения, кабины (площадки).

4.4.27. Во время движения трамвая в кабине могут находиться: ученик водителя (стажёр) при наличии у него документов на право управления подвижным составом, руководители отдела эксплуатации и отдела Безопасности движения, начальник узла, водитель-наставник, ревизор при исполнении ими служебных обязанностей.

4.4.28. Водитель передаёт управление подвижным составом лицам, указанным в путевом листе, а также, в случае производственной необходимости лицам, указанным в п.4.4.47. при наличии у них действующего водительского удостоверения категории «Тт». При передаче управления в путевом листе должна быть сделана отметка о времени передачи управления, причине, Ф.И.О. и должности лица, принявшего управление подвижным составом.

Загрузка...