У людей, которые говорят, что спят, как младенцы, обычно младенцев нет.
Прежде чем вы воспользуетесь этим руководством из пяти шагов к здоровому сну ваших детей, давайте вкратце рассмотрим основы и плюсы тренинга сна. В главе 1 вы узнаете, сколько сна нужно вашему ребенку. В главе 2 речь пойдет о первопричине проблем со сном, а в главе 3 вы обнаружите, сколько пользы принесет тренинг сна вашему ребенку и всей вашей семье. А главное – вы поймете, что умение засыпать можно тренировать, как любой другой полезный навык.
Пятилетняя Майра ни одной ночи не спала столько, сколько ей положено по возрасту. Ее мама, врач приемного отделения больницы, работала в ночную смену и выходила из дома около 22:15. И несмотря на то, что у Майры было всё в порядке с ритуалом отхода ко сну, который заканчивался к 20:00, девочка по любому поводу звала маму к себе, чтобы еще немножко побыть с ней, пока та не ушла на работу. Таким образом, каждую ночь Майра недобирала два часа сна.
Как проще всего убедиться, что ребенок от 3 до 10 лет спит достаточно? Очень просто. Его не приходится будить по утрам, он должен просыпаться сам, без вашей помощи. Сколько часов сна требуется вашему ребенку? Эта цифра может немного меняться, но, в общем, дошкольникам необходимо от 10 до 13 часов сна (включая дневной), а школьникам – от 9 до 11 часов[2].
Если вам нужна более подробная информация о том, сколько рекомендуется спать детям дошкольного и школьного возраста, зайдите на сайт Национального фонда сна и ознакомьтесь с очень полезной таблицей.
Помните Аманду из пролога к этой книге? Она не могла заснуть без дюжины плюшевых зверей и голоса папы, который каждый вечер больше часа читал ей вслух. Прежде чем перейти к плану пяти шагов, давайте поговорим о том, с чего начинаются проблемы со сном. До того как отец Аманды стал отцом, он, возможно, представлял себе процесс укладывания ребенка как нечто простое и приятное. Он вполне мог рисовать себе такую картину: сначала на кухне он поит дочку теплым молоком с печеньем, затем помогает ей облачиться в мягкую фланелевую пижамку, и они вдвоем в обнимку читают ее любимую сказку. Скоро у девочки начинают слипаться глазки, и тогда папа укрывает ее получше, на цыпочках выходит из комнаты и идет в гостиную, к жене – скоротать вечер за сериалом и бокалом вина.
Однако то, что происходит по вечерам в доме Аманды, да и в вашем тоже, далеко от этой идиллии. Отход ко сну может растянуться на несколько часов. Заговаривание зубов и протестная активность начинаются сразу же после вечернего стакана молока, когда ребенку нужно отправляться из кухни в свою комнату. После мытья следует долгая борьба за облачение в пижаму. А стоит ребенку лечь в постель – и он категорически настаивает, чтобы ему чесали спинку / гладили по голове столько, сколько нужно, чтобы он крепко заснул. И если после всего этого вам удается на цыпочках скрыться из детской, будьте готовы, что скоро ребенок проснется и позовет вас обратно по одной из почти бесконечного ряда причин: еще попить, принести еще одну плюшевую игрушку, побольше, проверить, нет ли в шкафу чудовища…
И как только наконец вы уложили ребенка и устроились в своем любимом уголке дивана в гостиной, вы по опыту знаете, что скоро перед вами снова появится ваше дитя, которому нужно сказать вам «еще одну вещь». И уж тут оно наверняка заявит, что без вас ему очень, очень, просто очень одиноко и нужно еще раз обняться и поцеловаться. Вы соглашаетесь без уговоров, полагая, что, как только удовлетворите все запросы, ребенок в конце концов ляжет и заснет. Но, как вы подозреваете или знаете по опыту, дело обычно совсем не в том…
Вы, возможно, столкнулись и с тем, что при вашей попытке установить четкие границы во время отхода ко сну ваш ребенок злится или плачет, и вы, не желая расстраивать его прямо перед сном, сдаетесь и уступаете вечер за вечером.
Трудности с укладыванием и установкой границ встречаются еще чаще, если у ребенка есть особые потребности или медицинский диагноз или когда родители винят себя в том, что не могут проводить с детьми достаточно времени. И, наконец, многие родители просто не знают, как ставить четкие границы во время укладывания, если ребенок у них гиперактивный или тревожный.
Прежде чем вы начнете отрабатывать у своего ребенка навыки засыпания, давайте поговорим о двух самых частых ошибках, которые вы, возможно, совершаете, укладывая его спать:
• Вы сидите с ребенком, пока он не уснет крепко и глубоко.
• Вы не устанавливаете четких границ, допуская слишком много лишних просьб или выходов из комнаты после того, как весь ритуал отхода ко сну завершен.
Разумеется, эти ошибки вы допускаете из лучших побуждений, но приводят они к тому, что ребенок совсем не умеет засыпать. И вот почему.
Все родители знают, как приятно полежать с ребенком в обнимку перед сном. И вот первая ошибка, которую вы совершаете в этот момент: остаетесь с ребенком каждый (или почти каждый) вечер, пока он полностью не уснет, вместо того чтобы постепенно приучать его успокаиваться, расслабляться и засыпать самостоятельно.
Если вы остаетесь рядом с ребенком до последнего, тем самым вы учите его зависеть от вашего присутствия, чтобы уснуть. Подчас вы предлагаете ему даже больше, чем просто свое присутствие. Это дополнительные расслабляющие опции: подержать за ручку, спеть несколько раз одну и ту же колыбельную песню, погладить по спинке столько, сколько нужно – пусть даже очень долго. Поскольку эти действия помогают малышу уснуть и постепенно становятся необходимы каждый вечер, их иногда называют «костыли для сна» или «реквизит для сна» (или даже более громоздко – «негативные ассоциации начала сна»).
Как их ни называй, все они подтверждают тот факт, что ваш ребенок не научился засыпать самостоятельно. Например, он умеет засыпать под ваше чтение вслух. Или, возможно, он быстро засыпает, теребя прядь ваших волос или держа вас за руку. А может, он умеет засыпать только на диване в гостиной, пока родители смотрят телевизор, или – хотя ребенку уже скоро в школу – способен уснуть, только если пьет молоко из чашки или бутылочки, куда вы его периодически подливаете.
Дети, привыкшие к таким способам успокоения, часто засыпают вечером с огромными трудностями. Это происходит потому, что периодически вы пытаетесь выйти из детской прежде, чем ребенок полностью заснет, и он должен вас караулить, чтобы точно знать, что вы рядом. Если вы всё же пытаетесь улизнуть, ребенок может просить о том, что включает в себя физический контакт, чтобы вам труднее было сбежать слишком рано, – например чтобы вы держали его за руку.
Такой способ расслабления перед сном становится проблемой еще и потому, что детям свойственно просыпаться несколько раз за ночь, обычно в конце очередного цикла сна. Поскольку ваш ребенок привык засыпать только с вашей помощью, ему может быть трудно опять заснуть, если он проснется, будь то сразу после вашей попытки скрыться из детской или позже, среди ночи.
Когда ребенок просыпается, а вас нет в зоне доступа, у него отсутствует то, что требуется для дальнейшего сна. Если вы не рядом, не гладите его по спинке и не держите за руку, он позовет вас или пойдет вас искать. Должен же он восстановить те условия, которые были предоставлены ему при отходе ко сну.
Ваш ребенок не способен сам заснуть без этих вещей, а дать их ему можете только вы. В результате вы получаете многочасовой ритуал отхода ко сну и долгие периоды ночного бодрствования, что, в свою очередь, окончательно лишает родителей сил, а детей – нормального настроения.
Конечно, свои атрибуты отхода ко сну есть и у взрослых. Возможно, вам требуется подушка определенной формы или вы любите спать с какой-то одной стороны кровати. Если вы просыпаетесь среди ночи и не находите эту подушку или оказываетесь не на той стороне, вам тоже может быть трудно уснуть снова. Когда ваш ребенок просыпается, а вас рядом нет, ему будет точно так же трудно вернуться ко сну. Если он боится, что вы уйдете прежде, чем он уснет, он будет бороться со сном и следить за вами точно так же, как вы, если бы вы опасались, что кто-нибудь заберет вашу подушку, пока вы пытаетесь заснуть.
Однако такой способ утешения можно постепенно заменить поведением, которое позволит вашему ребенку успокаиваться самому, и символами безопасности, которые всегда будут при нем. Если вы проснетесь и обнаружите, что вашей подушки нет рядом, но вы легко можете дотянуться до нее и вернуть на место, вы быстро сделаете это и уснете снова. Если ваш ребенок проснется и обнаружит, что всё необходимое для успокоения находится рядом, он скоро научится засыпать быстро и самостоятельно – после тренировок и упражнений.
Также очень важно каждую ночь укладывать ребенка в кровать в его собственной спальне. Ваш ребенок умеет быстро засыпать в вашей кровати, даже когда вас там нет, потому что он знает, что вы всё равно придете. Также он умеет легко засыпать на диване в гостиной, пока вы что-то делаете на кухне или смотрите телевизор неподалеку, но он просыпается в своей собственной кровати после того, как его туда отнесли, и почти всегда зовет вас или идет вас искать. Иногда ребенок может даже вернуться спать на диван в гостиной, проснувшись среди ночи, и опять включить телевизор, чтобы уснуть. Он просто не приучен засыпать в своей уютной и тихой комнате. И для вас тоже было бы некомфортно проснуться не там, где вы заснули, поэтому придется учить ребенка засыпать только в его собственной спальне.
Если ваш ребенок не умеет засыпать самостоятельно, он будет пытаться оттянуть засыпание насколько возможно. И вот ваша вторая ошибка: вероятно, вы позволяете слишком много лишних просьб или выходов из комнаты после завершения ритуала отхода ко сну. В этой книге мы назовем подобные лишние просьбы «повторные вызовы», а выходы из комнаты – «выходы на бис».
Повторные вызовы – это все дополнительные просьбы или требования, которые выдвигает ваш ребенок после того, как его уже уложили спать. Он пытается рассказать вам еще что-то о том, как прошел его день, или просить еще воды. Или его нужно несколько раз подряд сопровождать в туалет, или еще раз обнять и поцеловать. Он может жаловаться, что у него что-то болит, даже когда незадолго до отхода ко сну ничто его не беспокоило. Он может начать шуметь, прыгать на кровати, чтобы вы прибежали к нему в комнату. Может даже демонстрировать, будто ему страшно: липнуть, плакать, говорить, что видел чудовище (или еще что-то, наводящее ужас).
Выходы на бис – это вылазки из комнаты, к которым прибегает ваш ребенок, чтобы найти вас и предъявить вам вышеупомянутые запросы. Ему может понадобиться еще раз вас обнять, сообщить, что он уже по вас скучает, или рассказать, что смешного сегодня случилось с ним в школе. Возможно, вы допускаете эти повторные вызовы и выходы на бис, ошибочно полагая, что, получив всё, в чем нуждается, ребенок наконец заснет. На самом же деле ребенок понимает, что у ритуала отхода ко сну нет внятного финала. Терпеливо отвечая на все его запросы, вы – непреднамеренно, разумеется, – поощряете ребенка подольше не ложиться спать!
Ваш ребенок любит быть рядом с вами и, конечно, хочет проводить с вами как можно больше времени (даже если ему давно пора в кровать). Если сочетать это с тем фактом, что он пока не умеет засыпать самостоятельно, ритуал отхода ко сну будет растягиваться до бесконечности (и далеко за грань изнеможения). И тогда речь об обучении самостоятельному засыпанию не зайдет в принципе.
Подобное поведение обычно вовсе не говорит о наличии у ребенка проблем с уровнем тревожности. Ваш малыш просто таким образом демонстрирует, что он еще не умеет самостоятельно засыпать. И он будет один за другим применять все эти приемы, чтобы удержать вас рядом, потому что таков единственный известный ему способ сделать это. Типичные повторные вызовы и выходы на бис: