Две с половиной тысячи лет тому назад в Древней Греции мыслил, а следовательно, существовал (cogito, ergo sum) философ Аристипп. В молодости он приехал в Грецию на Олимпийские игры, случайно услышал о Сократе и поехал к нему в Афины учиться.
Выучившись, Аристипп стал преподавателем и создал учение гедонизма и свою школу. Это была очень интересная философская школа, актуальная до сих пор. Она учит искусству разумно извлекать из жизни все удовольствие, которое она может нам предоставить. Гедонизм не учит наслаждению любой ценой. Он учит разумному наслаждению, когда любое действие должно приносить человеку больше удовольствия, чем неудовольствия.
Следует признать, что современники недолюбливали Аристиппа. Он был последовательным человеком и не только учил других наслаждаться жизнью, но и сам, точно следуя своему учению, наслаждался жизнью. В этой связи про него говорили и писали много плохого. Но нам интересен лишь один момент.
Среди всего прочего современники долго осуждали Аристиппа за то, что он отказался ехать на похороны своего учителя Сократа. Благородные жители Афин осудили Сократа на добровольную смерть, и он покончил с собой. Аристипп сказал, что смерть Сократа огорчила его, а участие в похоронах огорчило бы еще больше. Тем более что поступок Сократа огорчил его дважды. Хорошо известно, что Сократ мог легко бежать. Многие друзья предлагали ему помощь. У него были и время, и возможности. Но Сократ отказался из идейных соображений. Он считал, что должен подчиняться мнению граждан, даже если граждане не правы. Аристипп не видел в этом никакого смысла. Поэтому, чтобы не расстраивать себя еще больше, на похороны Сократа он не поехал.
Философская школа гедонизма мне очень близка, и я глубоко согласен с Аристиппом: не стоит губить свою жизнь только потому, что большинство решило тебя ее недостойным. И у меня есть очень страшный, но показательный пример.
В середине ХХ века (много столетий после самоубийства Сократа и жизни Аристиппа) произошла еще одна масштабная трагедия – нацисты уничтожили 60 % еврейского населения Европы, треть всего еврейского этноса, шесть миллионов евреев.
В этой трагедии меня всегда больше всего поражало, огорчало и даже злило то, как погибло большинство этих людей. Нацисты последовательно занимали европейские города, деревни и объявляли, что представители еврейского населения должны сами определенным образом обозначить себя и явиться на пункт сбора для эвакуации в «места компактного проживания».
Все это практически никогда не происходило одномоментно. Информация опережала приход нацистов. У большинства евреев было время бежать. Куда угодно. На 360 градусов. Но люди предпочитали верить и надеяться, что слухи имеют отношение к каким-то отдельным эксцессам и не может быть, чтобы культурные, расчетливые, прагматичные немцы просто так уничтожали бесплатную рабочую силу.
И все вместе с детьми, родителями шли в обозначенные места сбора, откуда в лучшем случае их увозили в гетто или концентрационные лагеря (для дальнейшего уничтожения), а в худшем – до ближайшего оврага. И я всегда думал: как же так!
И лишь несколько лет тому назад я узнал, что были люди, которые в подобной ситуации не стали надеяться и верить. Они просто бежали. Моя мысль нашла свое подтверждение. В августе 2003 года в Соединенных Штатах вышла книга «Братья Бельские» журналиста Питера Даффи с подзаголовком «Правдивая история трех человек, которые победили нацистов, спасли 1200 евреев и построили деревню в лесу». Три брата (Тувья, Асаел и Зусь) спасли столько же евреев, сколько всемирно известный Оскар Шиндлер. О подвиге братьев Бельских в 2008 году режиссер Эдвард Цвик снял фильм «Вызов» с Дэниелом Крейгом в главной роли.
Старший брат Тувья говорил бежавшим с ним узникам гетто: «Друзья, я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем, ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрем как люди».
Отряд братьев Бельских все годы войны просуществовал в глубинах белорусских лесов, помогал партизанам и боролся с нацистами. И в июле 1944-го после освобождения территории советскими войсками деревенские жители с удивлением увидели, как из глубины белорусской пущи выходят растянувшиеся почти на километр евреи Тувьи Бельского.
После войны Тувья работал водителем грузовика в Бруклине. Незадолго до его смерти спасенные им люди сняли шикарный банкетный зал в отеле «Хилтон» в Нью-Йорке, и когда 80-летний Тувья вошел в зал, 600 человек встали и встретили его громом аплодисментов. Один за другим люди поднимались на подиум и рассказывали о героических делах Тувьи.
Умер Тувья в декабре 1986 года. Сначала его похоронили на еврейском кладбище в Лонг-Айленде, но через год он был перезахоронен с воинскими почестями в Иерусалиме на кладбище, где покоятся самые известные герои еврейского Сопротивления.
А какое отношение все эти далекие и печальные события имеют к «Гарри Поттеру»? Рассказываю. В пятом томе «Гарри Поттер и Орден Феникса», если вы помните, появляется такой персонаж, как профессор Долорес Амбридж, которая заняла место учителя защиты от темных сил. Ученики быстро убедились, что она не собирается учить их реальной борьбе с темной магией. После серии бесполезных конфликтов Гермиона предложила ученикам организовать обучение защите от темных сил самим. Был создан «Отряд Дамблдора». Гарри стал его лидером и главным учителем. После приказа генерального инспектора профессора Амбридж о запрете всех ученических организаций, обществ, команд, кружков и клубов отряд перешел на нелегальное положение.
В главе 27 профессор Амбридж с помощниками-слизеринцами выслеживает и отлавливает многих членов «Отряда Дамблдора» и приводит их в кабинет к Дамблдору. Там уже находится министр магии Фадж. Дамблдор берет всю ответственность на себя. Министр магии счастлив. Он собирается отправить Дамблдора под конвоем в Министерство, где ему будет предъявлено обвинение, а суда он будет дожидаться в Азкабане.
Как поступил в этом случае Дамблдор? Отправился ли он в Азкабан дожидаться суда? Нет. Он огорчил министра магии тем, что есть «небольшое затруднение», что он не собирается добровольно, так сказать, «по-хорошему» отправляться в Азкабан. Он предпочитает провести свое время с большей пользой. Временно оглушив министерских работников, Дамблдор попрощался с ребятами и исчез до лучших времен.
Дальнейшее развитие событий показало, что он был прав. Прав был и Сократ. Время показало, что то, чему он «научал других», имеет непреходящую ценность для человечества, а тех афинян, которые приговорили его к смерти, никто и не вспомнил бы, если бы не их причастность к этому событию. Выиграл ли от этого Сократ? Сложно сказать. Выиграли ли от этого мы? Очевидно, что нет. Сколько всего еще мог бы сказать мудрый Сократ, а его ученики могли бы все это передать нам.
Поэтому мой совет прост. Общество, большинство не всегда правы. Поэтому, если вы считаете себя правыми, если вы уверены в этом, бегите, не ждите, когда общество разделается с вами.
Знаете старый анекдот времен нацистской Германии? Когда нацисты забирали коммунистов, я молчал. Когда они забирали гомосексуалистов, я молчал. Когда они забирали «Свидетелей Иеговы», я молчал. Когда они пришли за мной, я кричал, но уже никто не ответил.
Не нужно молчать, ждать и потом кричать. Бежать нужно было. И коммунистам, и гомосексуалистам, и «Свидетелям Иеговы».
Мне кажется, что лучший способ не переживать о том, что окружающие думают о тебе, это сразу допустить худший вариант из всех возможных: думают очень плохо. Потом понять, что вы ничего не можете с этим сделать (люди имеют право думать и говорить о тебе все что угодно), и перестать переживать по этому поводу.
Да, окружающие не только думают о том, что вы старая, страшная, неумная истеричка, но и еще намного хуже. Вы не можете запретить им это думать. О чем вам переживать? Вы старая, страшная, неумная истеричка? Нет. Не такая уж старая. Вот и расслабьтесь.
Один мой клиент через три года работы спросил меня: «Юрий Робертович, а можно задать вам вопрос?», «Можно». «А вы не обидитесь?» «Не знаю». «А правда ли, мне рассказывали, что вы настолько хороший психотерапевт, что когда работаете с клиентом с нетрадиционной сексуальной ориентацией, вы ему во время сеанса оказываете сексуальные услуги, чтобы хоть как-то помочь человеку».
Я смеялся. «Слушай, – сказал я ему, – мы три года работаем, ты три года каждый сеанс смотришь на меня и думаешь об этом?» «Ну почему же каждый? Не каждый», – покраснел клиент и тоже посмеялся.
Друг мне рассказал, что его знакомая, которая не знает, что он со мной дружит и мы знаем друг друга сто лет, поведала ему, как она была у меня на консультации и я «грязно приставал к ней и домогался, но она стойко мне отказала».
Мы смеялись. Поэтому смейтесь и вы, когда услышите, что на самом деле окружающие думают о вас. Но не забывайте: чтобы смеяться, вы всегда должны быть готовы к тому, что окружающие думают о вас всякую гадость.
Помните, как в четвертой части саги про Гарри Поттера журналистка Рита Скитер написала клеветническую статью про Хагрида, назвав его «кровожадным, жестоким монстром, запугивающим своих учеников на уроках». Хагрид, узнав об этом, закрылся в своей хижине, впал в депрессию и написал заявление об увольнении с должности учителя. Его друзья Гарри, Рон и Гермиона пришли поддержать Хагрида и случайно застали там директора школы Дамблдора. Директор убеждал Хагрида, что не все люди верят тому, что написала Рита Скитер и что с тех пор, как он сам стал директором Хогвартса, не проходило и недели, чтобы кто-нибудь не прислал ему обвинительное письмо, в котором выражал несогласие с его действиями. «И что, – сказал Дамблдор, – мне тоже забаррикадироваться в своем кабинете и ни с кем не разговаривать? Если ты, Хагрид, жаждешь вселенской популярности, тебе долго придется просидеть в своей хижине», – сказал ему мудрый Дамблдор.
Не ждите вселенской популярности и вы. Не будет ее. Часть людей всегда будут думать про вас самые гнусные гадости по одной простой причине: они не представляют себе, как люди могут жить по-другому, нежели они. Не стоит закрывать двери своего дома для друзей только потому, что про вас сказали какую-то гадость ваши враги.
Чтобы окончательно убедить вас, позвольте мне привести часть высказываний, которые были написаны в мой адрес после всего лишь одной небольшой статьи. В статье шла речь о том, что моя клиентка, которая не испытывала особого удовольствия от занятий сексом со своим мужем, придумала брать с него за это деньги. Мы с ней посмеялись над этой идеей. Она попробовала. Муж согласился. И ей настолько это понравилось, что со временем она стала получать удовольствие даже без денег. Муж был счастлив. Я рассказал эту историю как казуистическую, забавную и никак не ожидал той реакции, которую получил. Более полутора тысяч комментариев. Я даже попросил своих учеников, чтобы они проявили научный подход и систематизировали все комментарии.
Итак, я – «психолог-сутенер» (семь раз), «психолог-проститутор», «психолом», «психолух», «псевдопсихолух», «называет себя психологом, а сам не лечится», «отобрать лицензию» (пять раз), «вам нужен супервизор» (пять раз), «садист» (четыре раза), «неэтичен для психолога» (тоже четыре раза), «самому пора к терапевту» (три раза), «моральный урод» (три раза), просто «урод» (два раза), «насильник» (три раза), «маразматик», «фантазер», «нарцисс», «тупой», «мерзавец», «абьюзер», «вы не только женоненавистник, ваши советы унизительны и для мужчин тоже», «я в ужасе и как клинический психолог, и как женщина», «ничего психотерапевтического здесь нет», «мне его жаль, но больше жаль его пациенток», «советы, конечно, дикие», «полное непонимание функционирования женской физиологии и сексологии», «каждому психологу нужен свой психолог, здесь же просто бригада необходима», «сочувствую вашим пациентам, если они есть вообще», «классический насильник, самый больной на голову», «вы позорите свою профессию», «жесть какая», «он непрофессионален», «больной человек».
Мне лично кажется, что в этих комментариях прекрасно все. И стиль, и чувства. Вот она – настоящая народная любовь. Поэтому, когда вам будет казаться, что о вас кто-то где-то плохо думает или не любит, вспоминайте Дамблдора, Хагрида и то, что я здесь написал, и мы будем вместе смеяться.
Вы слышали, что шоколад содержит особые антидепрессивные вещества, положительно воздействующие на наше настроение? И что шоколад можно использовать как своеобразный антидепрессант? Именно шоколад в «Гарри Поттере» является универсальным средством для борьбы с безнадежностью и депрессией, которую вызывают ужасные дементоры.
«Съешь шоколадку, легче будет», – говорит профессор Люпин Гарри сразу после его встречи с дементорами в купе поезда в третьей книге. И Гарри вправду сразу же почувствовал себя лучше. Позже мадам Помфри, узнав, что профессор Люпин дал Гарри плитку шоколада после встречи с дементорами, одобрительно замечает, что наконец-то в Хогвартсе появился преподаватель защиты от темных сил, который знает свое дело.
Словом, не случайно Джоан Роулинг наделила именно шоколад особыми целительными свойствами от тоски, отчаяния и депрессии, которую несут с собой дементоры. Но, к сожалению, не так давно ученые выяснили, что как антидепрессант шоколад может действовать только в романе про юных волшебников. В реальной жизни это невозможно.
Нет, в реальной жизни тоже можно получить эффект от особых веществ, которые содержатся в шоколаде и которые, воздействуя в головном мозге на гормоны счастья, вызывают кратковременное поднятие настроения. Но вот проблема: чтобы получить лишь кратковременный разовый эффект от этих веществ, придется съесть примерно грузовик шоколада. А я авторитетно заявляю: съеденный грузовик шоколада крайне отрицательно скажется на вашем здоровье и настроении.