Из статьи Dokshitsy, Jewish Dokshitsy
Из статьи Dokshitsy, Jewish Dokshitsy [5].
В 1800 году Докшицы, снова местечко, насчитывали 152 двора, 1118 жителей; действовали еврейская школа и две униатские церкви. Во время войны 1812 года местечко было частично сожжено французской армией.
Из англоязычной еврейской виртуальной библиотеки
Из англоязычной еврейской виртуальной библиотеки [6].
ДОКШИЦЫ (польск. Dokszyce), город в Молодечненском районе, Беларусь. Перешел от Польши к России в 1793 году; находился в составе Польши с 1921 по 1939 год; затем входил в Белорусскую ССР. Еврейская община, вероятно, возникла в начале XVIII века и увеличилась с 210 евреев в 1766 году до 2775 (49,1% от общей численности населения) в 1878 году. В 1897 году она насчитывала 2762 человека (75,8%).
Евреи торговали лесом и сельскохозяйственной продукцией, экспортируя ее в центральную Польшу, Россию и даже в Лейпциг. Они также занимались ремеслами и сельским хозяйством. В 1925 году их было около 3000 человек. Между двумя мировыми войнами евреи потеряли свои рынки и были обязаны платить высокие налоги, что привело к экономическому упадку.
Фонд займа, спонсируемый Американским еврейским объединенным распределительным комитетом, насчитывал в 1925 году 250 членов у. Там была еврейская школа Тарбут, которая была центром сионистской деятельности.
Немцы оккупировали город 22 июня 1941 года, создав гетто в сентябре30. Во время Пейсаха 1942 года было казнено 65, а позднее 350 евреев. Ликвидация гетто началась 29 мая 1942 года. Она длилась 17 дней, и было убито около 3000 евреев. Община после Второй мировой войны не была восстановлена.
Из польской Википедии
Из польской Википедии [7].
В 1909 году на местных выборах в городской совет были избраны 6 русских, 3 поляка, 1 еврей и 1 представитель другой национальности.
С 1921 года Докшице и поместье Докшице принадлежали Польше, город был центром гмины Докшице.
По данным Всеобщей переписи 1921 года, в городе проживало 3004 человека, из них 546 католиков, 417 православных, 4 евангелиста, 2055 евреев и 72 мусульманина. При этом 1120 жителей заявили о польской национальности, 355 белорусской, 1 немецкой, 1456 еврейской и 72 татарской. Здесь было 492 жилых дома
В 1931 году в городе проживало 3269 жителей и 585 домов.
В поместье Докшице проживало 24 человека, 23 из которых были католиками и 1 православным. При этом 23 жителя заявили о польском гражданстве, а один – о другом. Здесь было 5 жилых домов.
Доктор Леонид Смиловицкий о Докшицах
Доктор Леонид Смиловицкий пишет [8]:
Антон Астапович (слева) и Ежи Гарбинский. Докшицы, август 2016 г. Фото доктора Леонида Смиловицкого. Источник: https://club.berkovich-zametki.com/?p=43947
«Докшицы – старинное местечко, известное с XV века. Оно входило в Ошмянский повет Виленского воеводства Речи Посполитой, а с 1793 г. было включено в составе Российской империи, как уездный город Минской губернии. В 1766 г. в Докшицах проживало 210 евреев, а в 1897 г. уже 2762 или 75,8% от всего населения. Перед войной почти три тысячи евреев Докшиц молились в четырех синагогах города.
Еврейская община Докшиц прекратила свое существование весной 1942 г., когда было ликвидировано гетто. Через много лет на месте расстрела по ул. Маяковского установили несуразный бетонный памятник – четыре фигуры, три взрослые и одна детская. Лики, женские и мужские, походили, как две капли воды. Типичные лица белорусских крестьян, не имеющие ничего общего с семитскими чертами. Надпись на монументе тоже призвана была все запутать: «Здесь в 1941—1945 гг. зверски замучены и расстреляны фашистскими палачами 4300 советских граждан». При чем тут 1945 год, если Докшицы освободили в 1944 г.?»
Кастусь Шыталь. Синагога | Докшицы. Не существует. Год постройки (перестройки):? Утрачена: 1943 (44?). Источник: https://radzima.org/ru/object/sinagoga-7859.html
Аарон Гинсбург о Докшицах
Аарон Гинсбург о Докшицах [9].
Нижеследующее было написано членом Храма Израиля Аароном Гинсбургом о штетлахе, который его отец покинул в 1921 году, чтобы присоединиться к большому числу членов семьи в Америке; столь же большая мишпоха осталась позади.
Докшицы и Парафьяново – соседние города, расположенные в 10 километрах друг от друга в Беларуси, в 65 милях к северо-востоку от Минска. В 1766 году в Докшице насчитывалось 210 евреев-налогоплательщиков, что свидетельствует об устоявшейся общине. Эта община росла в течение в основном мирного XIX века, но иммиграция унесла многих из них в период с 1905 по 1921 год. Оставшиеся евреи жили в Польше, которая становилась все менее дружелюбной в 1920-е – 30-е годы, и все больше беднели.
Тем не менее, еврейская жизнь продолжала существовать. Давайте послушаем Цви Маркмана, одного из бывших жителей:
Мне вспоминается парад на Лаг ба'Омер, с национальными флагами и лозунгами «Да здравствует наш национальный язык!». Затем базар «Керен Каемет» с прекрасными экспонатами и рисунками, которые воодушевляли молодежь, превращаясь во время народной демонстрации из любви и искренности в сионистский образ мышления. А также оживленные молодежные организации: Ха-Шомер ха-Цаир, Хе-Шалуц, Хе-Шалуц ха-Цаир, Бейтар, Ком-Юнг. Повсюду кипела деятельность, дискуссии были полны рвения и страсти. Вечерние собрания групп с жаркими спорами, которые иногда заканчивались драками. И в целом – это была радость!
Товарищ уезжает в Израиль. Весь штетл провожает его песнями и танцами, на мосту танцуют ариву, а затем путешественник отправляется в свой долгий путь. Шум печи для выпечки мацы возвещает о приближении Песаха. Милхики, Тиша Б'Ав – со штехехцем (маленькие колючки, брошенные в бороду, – восточноевропейский обычай Тиша Б'Ав). Нарядные и праздничные девушки, идущие в синагогу на Рош а-Шана, чтобы услышать удар шофара. У реки стоит множество евреев, вытряхивающих из карманов все свои грехи за прошлый год.
oneforisrael.org. Источник: https://www.pinterest.com/pin/198932508519498684/
Позже начинается церемония искупления шлогна капорес, предшествующая Йом Кипуру. Накануне Йом-Кипура евреи, закутанные в талисимы и китлы, постятся и молятся более дня и ночи в переполненных синагогах, где огни горят не переставая.
Кол Нидре – это грандиозное событие для всех евреев штетла.
Примечание:
«Кол нидре (кол нидрей, коль нидрей, коль нидре, от иуд.-арам. כָּל נִדְרֵי – „все обеты“) – молитва, читаемая в синагоге в начале вечернего богослужения праздника Йом-кипур. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их.
Молитва „Кол нидре“ была создана в Испании. Обычно её произносил лишь хаззан. В сидуре раввина Амрама отсутствует.
Называется по первым двум словам, которыми начинается. Была введена в богослужение вопреки авторитетным мнениям многих раввинов [кто?]. Нередко противники евреев [кто?] пользовались ею для обоснования своих утверждений, что присяга для евреев – не обязательна, а потому ей нельзя верить. Это привело к созданию специальной присяги для евреев». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кол_нидре)
Сюда прибегают шамеш с эсрогом и луловом для женщин, чтобы они не пропустили эту мицву. И улицы наполняются радостью, как и все шесть мидрашим бейси:
Симхат Тора над вами, евреи. В состоянии легкого опьянения община начинает хокофот. Благословения с «шехаклен» (благословения над напитком) над полными чашками, целые семьи желают л'хаим!
Снова возвращаются серые будни, старые заботы и хлопоты.
Тихо идет похоронная процессия на кладбище, и сосны, покачиваясь в такт, затеняют свежую могилу. А товарищи подбирают друг у друга шутки и розыгрыши, чтобы вызвать смех, а также гнев. Эта богатая еврейская культура была подавлена в 1939 году. В июне 1941 года пришли немцы, которые вели не только завоевательную, но и убийственную войну. В Докшице только 130 из 4000 душ выжили во время Холокоста. Схема была знакомой – евреев обнищили, поместили в гетто и морили голодом. Большинство из них были убиты в три разных дня весной 1942 года. Их согнали в яму на окраине города, напротив еврейского кладбища, и убили.
Источник: https://virtual.belarus.travel/history-6.html
В Парафианове немцы, когда пришли, повесили моего двоюродного дядю Ахарона Левитана, потому, что он участвовал в русском городском самоуправлении. Большинство других жителей было согнано в близлежащий лес и убито в 1941 году.
Первый двоюродный брат моего отца, Шмуэль Маркман, с которым я познакомился в Израиле в 2004 году, внес 70 своих – и моих – родственников в книгу Йизкора Докшицы- Парафьяново, в тщетной надежде, что кто-то из них мог выжить.
В Докшице стоит памятник освободителям; памятника жертвам нет. (На самом деле, памятник жертвам есть. Но в нем не указано, что они евреи.) В близлежащем котловане лежат не только тела мучеников, но и их воспоминания и надежды. И сейчас мне нужна ваша помощь.