Нет.
Ст. 153 ГК РФ ч. 1: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Далее смотрим указанную статью во взаимосвязи с п. 1 ст. 154 ГК РФ ч. 1: «Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними». И получаем простой и понятный вывод, что не все сделки являются договорами, но все договоры являются сделками. В свою очередь, подытоживая сказанное, понятие договора раскрывается в ст. 420 ГК РФ ч. 1: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
Юридическую силу договору в большинстве случаев придает факт подписания сторонами. В некоторых случаях возможно заключить договор не только через прямое его подписание, но и через явное выражение своей воли. Например, вам поступает предложение (оферта [1]), а вы соглашаетесь, т. е. производите ее акцепт [2]. Названные варианты вступить в договорные отношения не являются исчерпывающими, ведь к договору еще можно присоединиться [3] и т. д.
Двухсторонняя сделка (договор) – это когда имеется ровно две стороны в предмете договора, а многосторонняя – это когда сторон в договоре более двух (три, четыре и т. д.). Чтобы вам не запутаться, воспринимайте здесь стороны как подписантов по договору.
С двухсторонними и многосторонними сделками (договорами) разобрались. Теперь давайте разберем, что такое односторонняя сделка? П. 2 ст. 154 ГК РФ ч. 1: «Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны». Например: завещание (требуется волеизъявление одного завещателя), выдача доверенности, зачет, заявление лица о выходе из общества с ограниченной ответственностью и т. д.
Правоспособность. Ст. 17 ГК РФ ч. 1: «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами». П. 2 той же статьи: «Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью». Например, граждане могут иметь имущество на праве собственности, заниматься предпринимательской деятельностью, избирать место жительства, быть авторами произведений (науки, литературы и искусства) и т. д.
Дееспособность: «Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста» [4].
Простым языком – право на заключение договора – это правоспособность, а вот для его непосредственного заключения нужно обладать еще и дееспособностью, т. к. это не что иное, как сделка, связанная с распоряжением гражданскими правами и созданием соответствующих обязанностей. Дееспособность ограниченна у малолетних и несовершеннолетних.
Простыми словами, односторонний отказ – это, когда одна из сторон по сделке отказывается от ее исполнения просто потому, что так хочет, или потому, что условиями договора это прямо дозволено. А расторжение договора может быть инициировано только в судебном порядке, т. е. сторона по сделке выходит с соответствующим требованием в суд, где последний принимает решение о его удовлетворении или отказе. В этом и вся разница, которая, по сути, сводится к порядку выхода из договора – добровольному или принудительному. Нужно также понимать, что иногда расторжение договора может быть и по соглашению сторон, но сейчас речь не об этом.
Когда можно отказаться от исполнения договора? П. 1 ст. 310 ГК РФ ч. 1 [5]: «Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами». Далее читаем уже названную выше статью во взаимосвязи с п. 1 ст. 450 ГК РФ ч. 1: «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором». И получаем простой вывод, что односторонний отказ возможен в случаях, предусмотренных ЗАКОНОМ или ДОГОВОРОМ.
Случаи одностороннего отказа, предусмотренные законом, – это определенные типы договоров (не все подряд!), например: договор возмездного оказания услуг [6], подряда [7] и т. д., которые указаны в ГК РФ и прочих законах. А случаи, предусмотренные договором, – это условия, включенные в текст самого документа, например: «От договора можно отказаться, если сегодня среда». Это напрямую переплетается с принципом свободы договора [8], заложенном в гражданском законодательстве.
Когда договор подлежит расторжению в суде? По общему правилу, такое право появляется у сторон, когда имеются нарушения существенных условий договора. П. 1 ст. 432 ГК РФ ч. 1: «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».
Судебная практика выделяет следующие основные существенные обстоятельства:
1. просрочка исполнения обязательства. Это могут быть сроки, оплата и т. д.;
2. неоднократность каких-либо нарушений;
3. нарушение целевого характера сделки. Так по одному из дел о расторжении кредитного договора Верховный суд РФ указал, что нецелевое использование кредита является существенным нарушением условий кредитного договора. Нецелевое использование арендованного помещения также является основанием для расторжения договора аренды и т. д.;
4. иные обстоятельства, которые суд посчитает существенными.
П. 1 ст. 1102 ГК РФ ч. 2: «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)». Как правило, неосновательное обогащение подлежит возврату в натуре [9]. Если возвратить имущество в натуре невозможно, то должна быть возвращена его действительная стоимость, а также убытки, которые возникли вследствие неисполнения такой обязанности немедленно [10].
Самый простой и яркий пример неосновательного обогащения – это, когда договор расторгается стороной заказчика (потерпевшего) и сторона исполнителя (приобретателя) должна вернуть по нему деньги обратно в неотработанной части. Вот именно в момент расторжения договора и появляется неосновательное обогащение на стороне исполнителя, а у заказчика, соответственно, право требовать его немедленного возврата.
П. 1 ст. 1107 ГК РФ ч. 2: «Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения». Более того, на сумму неосновательного обогащения также начисляются проценты за пользование чужими средствами по ст. 395 ГК РФ ч. 1 [11]. Очередной пример: Петя доверил Васе ключи от своей квартиры и уехал в отпуск, а позже узнал, что Вася сдавал его квартиру без разрешения. Вырученные средства за сдачу в наем жилого помещения являются неосновательным обогащением для Васи и должны быть переданы Пете.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения (ст. 1109 ГК РФ ч. 2):
1. имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2. имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3. заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4. денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
П. 1 ст. 166 ГК РФ ч. 1: «Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)». Далее п. 2 ст. 167 ГК РФ ч. 1: «При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом». Здесь мы видим общие положения для признания сделки (договора) недействительной и последствия такого признания.
В итоге недействительные сделки, как мы уже выяснили, делятся на: оспоримые и ничтожные. Ничтожные, в свою очередь, делятся на мнимые, притворные, с пороком субъекта (малолетний), воли (недееспособный), формы (устная, вместо письменной) и т. д. Наша задача здесь, не углубляясь в подробности, просто разобраться в самой сути недействительности, поэтому все составляющие терминологии ничтожности я раскрывать отдельно не буду, но рекомендую при необходимости ознакомиться с § 2 ГК РФ ч. 1 (недействительность сделок).
Если говорить обобщенно о недействительности, то в ст. 168 ГК РФ ч. 1 указано:
1. п. 1 – сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки»;
2. п. 2 – «сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки».
Важно также понимать, что ничтожные сделки, ничтожны с момента их совершения. Это вытекает в т. ч. из основополагающих принципов, заложенных в ст. 166 ГК РФ ч. 1, с которой мы начинали данный параграф. А вот что касается применения последствия недействительности ничтожной сделки, то здесь зачастую требуется обращаться в суд. Фантазийный пример: ваш ребенок в возрасте 10 лет (порок субъекта) продал велосипед и получил за это деньги. Средства вы как родители готовы вернуть покупателю, а вторая сторона не согласна и велосипед отдавать не собирается. Для таких случаев требуется обратиться в суд за применением последствий недействительности ничтожной сделки в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ ч. 1. Т. е. вернуть все в первоначальное состояние, вам – велосипед, покупателю – уплаченные деньги. В таком случае суд рассмотрит ваше требование и, вероятно, вынесет положительное для вас решение. Более того, даже если вы первоначально не заявляли требования о применении последствий недействительности к ничтожной сделке, но ваш спор касался именно этого обстоятельства, то в соответствии с п. 4 ст. 166 ГК РФ ч. 1: «Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов и в иных предусмотренных законом случаях».
С оспоримыми сделками, в отличие от ничтожных, на мой взгляд, все гораздо проще. Есть сделка, которая затрагивает в силу каких-либо обстоятельств чьи-то права и законные интересы. Тогда пострадавший субъект идет в суд доказывать такие нарушения. Если он прав, – сделку признают недействительной. Если ошибается, то сделка сохраняется в первоначальном виде. В отличие от ничтожных сделок, оспоримые будут действительными до того момента, пока суд не установит иное. Но если все же суд установит нарушения, то в соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ ч. 1 сделка будет недействительной с момента ее совершения.
Теперь о сроках исковой давности по сделкам [12] (срок на судебную защиту по сделкам, не путайте с общими сроками исковой давности на судебную защиту). Ст. 181 ГК РФ ч. 1:
1. п. 1 – «Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки».