Глава 6. Ситуативный анализ: причины и следствия

В темноте оказалось легче сосредоточиться – ничего не отвлекало. Мысли разрозненно кипели в голове, постепенно выделяя нужную и казавшуюся важной информацию. Лерка старалась все изложить подробно, разложить по полочкам, и даже не для Славы, а для себя. Ее рассказ не просто передавал факты, это был математический анализ ситуации. Она пыталась не реагировать эмоционально, а рассуждать холодно, не упуская ни малейшей детали. Но у нее это не всегда получалось. Тогда она перескакивала с одного на другое, находила несоответствия, начинала предполагать и искать другие причины и подбирать новые, еще не отмеченные факты. Иногда от отчаяния и от ощущения собственного бессилия ей становилось так себя жаль, что казалось, она вот-вот снова заплачет. Но она брала себя в руки и начинала снова рассуждать.

В какой-то момент она поняла, что если перепускать свою обиду в злость, то слезливость и жалость уходят и появляется желание бороться и сопротивляться. Слезы прекратились. Она вставляла жесткие ругательные слова и начинала чувствовать себя увереннее. Слава старался не перебивать, лишь изредка спрашивал «почему?». Она терпеливо отвечала или доказывала.

Одно для себя она поняла точно: нужно найти виновного и сдать его учредителям компании. Тогда она сможет спокойно жить дальше. Да и ее побег окончательно сделал из нее подозреваемую.

А началось все с того, что было созвано закрытое собрание, на котором присутствовали учредители, директор, начальник службы безопасности, бухгалтеры и финансисты, отвечающие за перемещение денег по счетам, она и системный администратор.

Учредители сообщили о выведении крупной суммы денег со счетов компании. Сделано было это пару недель назад, но только сейчас, при выводе отчетов, были обнаружены эти проводки. В ужасе Оля, тот самый финансист, которую потеряла Лера в сети в рабочий день, сообщила это финансовому директору, и далее на ушах стояло уже все руководство. Под подозрением оказались все, кто имел дело с выплатами. Но как попала в эту компанию Лерка, будучи так называемым арт-директором? Вот что мгновенно заинтересовало не только ее саму, но и могло привлечь внимание окружающих.

На самом деле тут было о чем подумать. Само собой, преступник должен был иметь доступ к возможности проведения таких операций. Кроме того, эти суммы нигде не застряли при переводе из банка в банк. Обычно такие крупные платежи сразу блокировались, но в данной ситуации все прошло гладко, как по маслу, и деньги нигде не задержались. Несомненно, подразумевался взлом системы. И те офшорные компании, которые пропускали через себя такие суммы, однозначно были готовы это сделать очень быстро в своих же интересах.

На собрании она чувствовала на себе пристальный взгляд начальника службы безопасности. Это был человек достаточно преклонного возраста, старше шестидесяти лет, наверное, седой и с розовой лысиной, дрожащий за свое место, потому что его постоянно хотели сместить на пенсию, но он умудрялся пресекать эти попытки на корню, убирал, сокращал, увольнял соперника и оставался руководить дальше. Звали его Щавелев Иван Владимирович. В свободное время – а его было у него достаточно – разводил как раз тех самых доберманов, с которыми впоследствии и познакомилась Лерка в сарае.


Леркин рабочий стол находился в одной из комнат бухгалтерии, она сидела вместе с Олей и бухгалтером Светой; дальше была комнатка кассы с бронированным окошком, где выдавали деньги сотрудникам. Накануне, как раз через несколько дней после взлома счета компании, и у кассира пропали деньги из кассы, но сумма была небольшая, и тогда же и начали все проверять. А при проверке кассы выявилась огромная пропажа денег с банковского счета. В общем, эта пропажа в кассе, с которой все началось, – сущая мелочь по сравнению с тем, что потом обнаружилось. Но если бы не эта мелочь, кто знает, когда бы это все всплыло? При закрытии квартала?

Как бы то ни было, сейчас все сидели на собрании, и от взгляда начальника службы безопасности становилось страшно. А он должен был, естественно, в короткие сроки найти виновника. Деньги уплыли, и учредители жаждали не только расправы.

В компании было три учредителя – один довольно серьезный и активный мужчина, тот, которого все боялись, и практически руководящий компанией, – Петр Николаевич Седов, лет пятидесяти, и два его старых друга: Валерий Павлович Реузин, имеющий завод по производству консервов и, соответственно, поставляющий их для своих же магазинов и в основном занятый своим производством, и Мишаня, Михаил Вишневский, довольно экстравагантный мужчина, неожиданно по стечению обстоятельств оказавшийся в этой компании.

Когда-то Мишаня занимался шоу-бизнесом и «чесом» в глубинке, подражая знаменитой в девяностых годах поп-группе, собрал неплохую сумму денег и, чтоб не спустить ее, вложил средства в создание «Лаурель». Тем самым он способствовал становлению и развитию предприятия, которому на тот момент катастрофически не хватало средств для полноценной работоспособности. Таким образом, Мишаня влился во вполне надежную компанию и мог вести свободный образ жизни, что и делал. На собраниях он всегда присутствовал формально, его интересовали только регулярные проценты с дохода, и далее он отчаливал на неопределенное время восвояси, посещал стильные тусовки местных звезд и людей творческих профессий, в общем, находился в свободном творческом полете, иногда даже продюсируя новоявленных звезд.

Мишаня сидел на собрании, хлопал глазами и понимал, что скоро, возможно, его розовый мир рухнет. Он нервно теребил свой театральный шарф и совершенно не понимал, что теперь будет, и из-за этого нервничал еще сильнее.

Оля, контролировавшая платежи, то поднимала круглые глаза на начальника службы безопасности, то украдкой поглядывала на Эдика, системного администратора. Тот сидел, сложив руки на груди, сосредоточенно глядя в пол.

Лера сначала тоже хлопала глазами, и пока она разглядывала все это действо, как в театре, наблюдая со стороны, до нее вдруг стало доходить, что из «зрительного зала» она уже может и не выйти. И вот почему.

Из всех наемных сотрудников, сидящих тут, она оказывалась самой респектабельной.

В компанию она пришла работать пять лет назад, практически сразу после того, как окончила институт и получила специальность «программист». Она устроилась дизайнером рекламного отдела «Лаурель», потому что ей это больше нравилось. Сначала дизайнеров было три, включая начальника отдела. Со временем общая тенденция оптимизации предприятий докатилась и сюда. В первую очередь стали сокращать творческие штатные единицы, потом освобождать дублированные вакансии и на их место брать одного сотрудника. Поскольку у Лерки была самая низкая зарплата, а работала она как трактор, то уволили дорогих сотрудников отдела, и когда она осталась одна, чтоб ей совсем не было грустно, обозвали ее арт-директором. К этому моменту трудовая ее деятельность резко расширилась. Если при поступлении на работу в ее обязанности входило готовить рекламные и газетные макеты для печати, то после увольнения всех сотрудников она должна была организовывать рекламные кампании, контролировать печать рекламных изданий, заказывать услуги и подбирать исполнителей для тех или иных рекламных кампаний, закупать и контролировать сувенирную продукцию, утверждать цветопробы и проверять макеты, и так далее и тому подобное… Создавать макеты сама она уже не успевала, таким образом, часть работы уходила на аутсорсинг, а ей нужно было контролировать качество и выполнение. Так как компания была огромной, то многие рекламные студии и производства стремились получить эти заказы, за что Лерке предлагалась часть гонорара. Естественно, это стало приносить ей дополнительный доход. Кроме того, представители рекламных кругов обращались к Лерке и за личными дизайнерскими услугами, и через пару лет Лерка купила себе небольшую женскую, но престижную машину, а полгода назад приобрела скромную однокомнатную квартиру.

Светить свои доходы она не стремилась, потому что это было слегка непатриотично по отношению к собственному работодателю, но и отказываться от дополнительной работы и, соответственно, заработка она не находила причин.

Таким образом, не знающим всех этих обстоятельств посторонним людям было непонятно, откуда у Лерки, имеющей среднестатистическую зарплату, были такие средства. Даже сослаться на состоятельного мужа она не могла за неимением такового на данный момент.

А когда компания решила сэкономить еще и за счет отказа от аренды лишних помещений, Лерка из дизайнерской комнаты была переселена к бухгалтерам, так как в результате сокращений она осталась одна в дизайнерской.

Соответственно, Лерка могла иметь доступ к компьютерам бухгалтеров. А учитывая ее профессиональную продвинутость и нестандартные способности, нетрудно было сделать выводы совсем не в Леркину пользу.

Лерка перестала хлопать глазами и понимала, что надо что-то делать, иначе она станет легкой добычей для начальника службы безопасности, которому нужна жертва, легкая и быстрая победа, дающая ему возможность еще пару лет не уйти на пенсию.

В довершение всего, самыми ужасными были события, которые произошли дальше. Поскольку из кассы исчезли деньги, которые поступили для выдачи зарплаты сотрудникам, решили посмотреть записи с видеокамер, стоящих в коридоре, бухгалтерии и кассе. Эдик запустил файлы, и все склонились у компьютера, чтобы просмотреть их. Час-полтора на видео ничего особенного не происходило, потом приехали инкассаторы и привезли деньги. Это была зарплата для офисных сотрудников. Кассирша проверила деньги, расписалась в бумагах, заперла пачки банкнот в сейф и отпустила инкассаторов. Какое-то время она разбиралась с бумагами, потом извлекла из сейфа две запечатанных пачки – для выдачи зарплаты, положила их на стол, поговорила по телефону и вышла из кассы в бухгалтерию и затем в коридор. Но доводчик не закрывает за ней ни одну дверь! Дверь за ней должна тут же автоматически закрываться на магнитный замок! И тут Лерка, которая, как видно из записи, тоже поднимается с места, заглядывает к кассиру, чтобы спросить про зарплату, и, видя, что ее нет, тоже выходит из комнаты, но дверь за ней тоже не закрывается! При этом Света и Оля настолько поглощены работой, что не реагируют на перемещения по комнате. Лерка смотрит запись и понимает, что доводчик сломался, но та Лерка, которая на видео, этого не видит, потому что спешит! Все привыкли, что двери закрывать не надо, они сами закрываются! Рефлекс закреплен годами. Запись просматривают дальше. На видео в комнату входит мужчина в плаще, по всей видимости, здоровается, что-то спрашивает, кивая в сторону комнаты кассира, и проходит в пустую кассу. Света и Оля даже не поднимают головы: понятно, что они вообще не видели, что кассира нет на месте. Через какое-то время мужчина возвращается как ни в чем не бывало, поворачивается к девочкам и задом выходит в коридор.

Загрузка...