Пролог

Пир в конторе. Контора. Тенора пьют декокты. Придверники разносят капли, хинин, антипирин и проч. Г-н Шаляпин сидит в костюме Руслана.


Богатырь в вицмундире:

Сядем мы за почестен стол,

Уж мы гой еси, мы подумаем,

Что играти нам, воспевати что,

То ли «Фауста», с «Кавалерией»,[7]

«Риголетто» ли с «Травиатою»…

(Оркестр играет, будто бы, марш тореадора из «Кармен», а на самом деле это музыка Дорошевича).

Придверник (вбегая в испуге):

Там пришел, пришел злой насильничек,

Сторожам он всем супротивничек!

Богатырь в вицмундире (строго).

Ты вяжи ему руки белые,

Отправляй его ты в участочек!

(Но двери распахиваются. На пороге Алеша Гречанинов млад. В руках у него партитура. Он бьет партитурой сторожей. Сторожа валятся).

Г-н Гречанинов:

Тщетно волшебная сила

Тучи сдвигает на нас…

Богатырь в вицмундире:

Откуда ты, прелестное дитя?[8]

Г-н Гречанинов (тряхнув кудрями).

Уж я гой еси, добрый молодец, музыкантельщик…

Шаляпин (басом): – Почему «музыкантельщик»?

Г-н Гречанинов: – А это всегда так в былинах!

Второй богатырь в вицмундире (с испугом). – Не возражайте Федору Ивановичу!

Г-н Гречанинов (тряхнув кудрями):

Я из Берлина, злому Вагнеру

Монументик там вдруг поставили.

Возмутился я, Гречанинов млад,

Стал я Вагнеру выговаривать:

«Уж ты, гой еси, злой нахальничек

И байретская ты бахвальщина![9]

Серед площади раскорячился?

Сокрушу тебя, Гречанинов млад!

Монументик весь исковеркаю».

Размахнулся я, задрожал тут весь,

На колени пал свет Рихардушка,

Нибелужьим он молвил голосом:[10]

«Уж ты гой еси, Гречанинов млад!

Вот „Зигфрид“ тебе, вот „Валькирии“,[11]

Ты с меня возьми сколько вздумаешь,

Не коверкай лишь монументика,

Не срами меня в Неметчине».

Взял тогда себе, добрый молодец,

Я «Валькирии» – и мои они!

(Грозно).

То честной был бой, Бородинский бой!

Богатырь в вицмундире: – Позвольте, при чем же тут Бородино?[12]

Г-н Гречанинов. – Не Бородино, а Бородин. Увидав, как я Вагнера всего лишил, Бородин явился с того света и мне все, что он написал, подарил: «Награждаю. Твое. Пользуйся»

(Гордо).

Тень «Игоря» меня усыновила[13]

И Глинкою с восторгом нарекла,

Вокруг меня музыку возмутила

И в жертву мне «Руслана» обрекла!

Г-н Альтани (почтительно): – Да это Мусоргского музыка-с!

Богатырь в вицмундире (неразобрав): – Да, да, совсем Мусоргский! Гениальный молодой человек!

Г-н Альтани (скромно): – Точно так-с.

Второй конторский богатырь в вицмундире: – А как он с Вагнером-то разделался! Весьма отрадно-с, что может, так сказать, «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать»![14]

Богатырь в вицмундире:

Уж ты гой еси, Гречанинов млад!

Уж не все тебе партитурою

Сторожей лупить, капельдинеров.

Ты подай, подай партитуру нам!

Воспоем ее всею труппою!

(Тенора начинают усиленно пить декокты и принимать капли).

Кому бы только поручить сей богатырский подвиг? На чьи бы плечи возложить? (Басы поджимают плечи и едят облатки[15]). Уж ты гой еси, Федор свет Иванович…

Г-н Шаляпин (поднимаясь): – Не хотелось бы мне, Федю-шеньке…

Один из басов: – Почему же это вдруг «Федюшенька»? Нежности какие.

Г-н Шаляпин: – А почему же в опере у господина Гречанинова Добрыня себя все «Добрынюшкой» величает? Стало быть, так уж выходит, по-богатырскому.

Загрузка...