«…Механиков-водителей и наводчиков операторов мы умеем готовить достаточно эффективно. Разработано множество тренажёров для их обучения и оттачивания умения. К тому же достаточно дёшево даже на боевых машинах готовить эти специальности. Ведь что нужно для подготовки механика-водителя? – глядя на группу молодых людей, сидящих за своими столами, на которых стояли огромные мониторы (по два на стол), полковник вводил в курс дела, – Механику-водителю кроме знаний матчасти нужны навыки управления тяжёлой и мощной машиной. Он, также, должен быстро распознавать поломки, которые он может починить на поле боя, а об остальных сообщить командиру, что машина нуждается в эвакуации для капитального ремонта. Всё это можно изучить на различных макетах: двигателя, шасси, трансмиссии и других агрегатов. А водить танкисты учатся на полигонах, так же, как и в автошколе. Учат они, кстати, и ПДД».
Четыре пары глаз внимательно следили за полковником, пытаясь понять к чему он всё это рассказывает.
«Наводчиков-операторов тренируют на других тренажёрах, на которых обучают владению всеми видами прицелов. Как правило, это динамические платформы, которые имитируют движение танка по пересечённой местности. Так что, броня крепка и танки наши быстры! Но! – поднял указательный палец вверх полковник, – Но в современном бою главное команда! Без слаженной и синхронной работы нескольких экипажей, без хорошего знания местности, расположения и передвижения противника победы не бывает».
Полковник сделал паузу, ещё раз прошёлся взглядом по каждому и продолжил:
«Так вот, командира танка, командира танкового взвода или роты мы, всё ещё, готовим по-старинке – только теоретически и на редких, очень тривиальных манёврах. Ведь, что для командира важнее всего?» – полковник обвёл взглядом ребят. Те молчали, не пытаясь отвечать на риторический вопрос.
«Правильно! Тактика! А тактике у нас учат только по книжкам и методичкам. Практически, как в фильме про Чапаева – на столе картофелинами картину боя рисуют. В лучшем случае, в ящике с песком».
– Так ведь янки уже придумали электронные тактические карты. И можно картину боя видеть на экране мониторов, – перебил полковника щупленький паренёк в очках по имени Стас, – Неужели у нас таких тренажёров нет?
– Есть. Но это только тактические игры. Курсанты быстро приспосабливаются к картам, которых не так уж много, все становится простым, они перестают учиться. А перенастройка на другие карты очень долгий и затратный процесс.
– Ну, можно карты пересоставлять, перерисовывать программно.
– Можно и студентов посадить эти карты рисовать. Это всё мы проходили, – терпеливо отвечал на замечания Стаса полковник, – Перед нами поставлена более амбициозная задача. Мы должны разработать не просто электронную карту для тактической игры. Нам нужен электронный видео тренажёр для отработки слаженной работы танкового взвода и роты в обороне, в засаде, на марше, в городе, в горах и т.д. Причём, это должна быть не только тактика, а комплекс – отработка вождения танка и стрельбы. То есть, совмещение механических тренажёров с компьютерной системой, которая будет синхронизировать действия всех членов экипажа на соответствующих мониторах.
– Это на одну онлайн-игру похоже, – выразил своё мнение Максим, – хм…. Пожалуй, это интересно!
– Да, – подтвердил полковник, – и это будут не просто танковые бои – танки против танков. А также танки против пехоты, против укреплённого района с поддержкой артиллерии и авиации.
Улыбка полковника говорила о том, что у него что-то из сюрпризов ещё осталось, но он хотел увидеть реакцию команды.
– Итак, что нужно нашим доблестным танкистам? – начал загибать пальцы полковник, – Первое, им нужен хороший симулятор на тактической карте построенной на основе реальной местности. Второе, для оттачивания слаженности экипажа в движущемся танке нужно управление системой, состоящей из трёх тренажёров – водителя-механика, наводчика-оператора и командира танка. Третье, нужна связь со всеми танками взвода и роты. Четвёртое, нужна модель прицеливания и попадания с учётом ветра, влажности, типа снаряда, угла попадания и т.п.
– Обработка данных – это мой конёк! – в паузе, пока полковник переводил дыхание, тихонько сказала девушка. Её звали Дина. Длинные, ниже плеч светлые волосы. В голубых джинсах и в таком же голубом джемпере.
– Что у нас есть? – продолжал полковник, не обращая внимания на реплику юной программистки, – Во-первых, у нас есть графический движок и модель физики, уверен, вы догадались, откуда. Оттуда же и модель выстрела, попадания, пробития и урона, естественно, с учётом реальности – никаких «ХП» и «дамага», пробил, значит пробил и если попал в двигатель, то танк дальше не поедет, то же самое и с гусеницами. Это во-вторых, – снова начал перечислять полковник, на этот раз разгибая пальцы. – В-третьих, у нас есть база данных по современным танкам: ТТХ, информация о бронировании и вооружении. Кроме этого, есть данные по противотанковым средствам: начиная с дальнобойной и противотанковой артиллерии и заканчивая самодельными фугасами.
– Не хватает движка построения электронной карты на основании фото и видео съёмки местности, – задумчиво высказал своё мнение, Олег. Высокий молодой человек, в фирменных синих джинсах, дорогой брендовой рубашке-поло белого цвета, – Если уж мы хотим разнообразие в картах, то их нужно делать на основе реальной местности. Генерировать случайную местность практически не реально и долго.
– Именно так, – подтвердил Павел Леонидович, – И это все нужно завязать в одну систему с голосовым мессенджером.
– А почему бы не взять готовый мессенджер? – спросил Максим, намекая на массу онлайн-сервисов и open-source решений.
– Военные в любой стране хотят иметь всё своё, – спокойно ответил полковник, – А если и не своё, то всё это разбирается на мелкие детали, анализируется, нет ли там каких закладок и собирается снова. Так что, все исходники, о которых я говорил, ещё нужно будет проанализировать, ну, и, за одно, оптимизировать, убрав лишнее. Производительность нужна максимальная.
– А использовать штатную военную связь нельзя? – поинтересовался Стас, – зачем писать свой мессенджер?
– Можно! И будем! Но нам нужна возможность моделировать различные помехи, а наши военные системы установки помех не действуют на наши системы связи. Хорошо, – подытожил полковник, – задача понятна?
– В общих чертах. Но хотелось бы получить более подробное описание требований, техническое задание или, ещё лучше, спецификацию, – задумчиво произнёс Стас, поправляя очки на носу.
– Ага! А ключи от квартиры, где деньги лежат, вам не нужны? – полковник дал понять, что ничего подобного нет и не будет, – Ок, кое-какое описание требований вам будет. Кроме меня его писать некому, так что на выходных набросаю. Но более чем то, что вы сегодня услышали и не надейтесь получить. Это будет скорее тезисы, чем требования. Так что, придётся вам изобретать свой велосипед самим.
– А кто тестировать будет наш тренажёр? – спохватился Олег.
– Сами и будете! Кроме вас у меня никого нет. Бета-тест будем проводить в военной академии с привлечением курсантов выпускников. Итак, если задача понятна, какие будут соображения с чего начать?
– Ну, я могу посмотреть исходники графического движка и физику, – поднял руку Стас.
– Я могу заняться сервером обработки событий и расчётов выстрелов, – тихонько сказала Дина.
– Я займусь недостающими моделями техники и вооружения. Ну, и беру на себя связь – сообщил Олег.
– Полагаю, Максим займётся динамическим построением карт на основе фото– и видеосъёмки. Я уверен, у него это получится – посмотрел на Макса полковник, завершая распределение задач, – Надеюсь, сами договоритесь как потом это все склеить в одну систему.
– Договоримся, – ответил за всех Олег.
– Ок. Если все понятно, тогда за работу!
– Павел Леонидович, – остановил полковника Максим, – нам нужны сервера, исходные тексты обещанных движков и «толстый» Интернет-канал.
– Все что вам нужно у вас в почтовых ящиках, включая настройки для выхода в Интернет. Если что-то ещё понадобиться, пишите мне в ответ на то письмо – на следующий день будет!
– А если понадобиться пицца и пиво? – с вызовом спросил Олег.
– Пишите. Продукты питания будут доставлены в течение часа. Из алкоголя только пиво и только по пятницам не больше литра на человека. Ещё вопросы?
Молодые люди заулыбались, переглянулись и хором заявили:
– Нет вопросов, товарищ полковник!
– Ок. Тогда последнее: каждое утро в 9.00 standup!
– Понятно…, – тихо сказали ребята и открыли почтовые ящики…
***
Как пролетели две недели, ребята даже не заметили. Каждый день приносил свои результаты, которые заставляли задерживаться допоздна в небольшой комнатке с пятью столами, холодильником, микроволновкой и проектором. Множество необходимых белых досок для рисования заменяли стены, окрашенные специальной белой краской, по которой можно было писать специальными фломастерами и стирать специальным ластиком.
Пятый стол стоял в центре комнаты и служил комнатой переговоров для собрания всей команды вместе. Над ним висел проектор, который можно было повернуть на три стены, включая окно, над которым висел опускающийся экран для проецирования изображения с проектора. За этим же столом ребята обедали и ужинали. Завтраки не были привычными, все завтракали дома и приходили в офис кто, когда хотел. Обещанные standup’ы в девять утра не прижились, ибо собрать всех вместе утром не представлялось возможным. Зато в полдень, когда привозили обед, все собирались за круглым столом и можно было провести общее собрание, на котором все по очереди делились достижениями прошлого дня, планами на этот. Обсуждались проблемы и делались заказы «Визарду».
«Визардом» за глаза ребята называли Павла Леонидовича. Отчасти потому, что он выполнял все их пожелания, но в основном потому, что полковник, обладая хорошим чувством юмора, назвал свой почтовый ящик wizard.
Каждое утром Максим просыпался от того, что отдохнувший мозг подсказывал ему решение вчерашней проблемы. И Максим быстро собирался, умывался, иногда забывая позавтракать, летел в офис. Ожидание автобуса выводило его из себя и, стоя на остановке, он работал на планшете. Но такая работа его не устраивала. Поэтому на четвёртый день Макс поехал на работу на велосипеде – это сократило его время на дорогу в два раза и хорошо компенсировало сидячий образ жизни.
Прилетая в офис, там уже сидела Дина и увлечённо нажимала кнопки, отрываясь на каждого вошедшего для дружеского приветствия и улыбки, которая вдохновляла ребят на интеллектуальные подвиги.
Бросив, Дине обычный «Привет!», Макс сразу садился за комп, и быстро вносил изменения, которые обдумал по дороге на работу. Только после этого он мог расслабиться, выпить чашку чая и съесть разогретую в микроволновке вчерашнюю пиццу. К этому времени приходили Стас и Олег. Их приход всегда был для Макса загадкой, ибо он так увлекался работой, что не замечал, как здоровался с парнями. Именно поэтому, рукопожатия, как способ приветствия, были практически сразу забыты. О них вспомнили только когда воскресенье сделали выходным, который они провели в баре
Сразу после завтрака на скорую руку и пару слов с ребятами Макс брался за следующую задачу, которую ставил сам себе. Максим выстроил в своей голове все алгоритмы построения трёхмерного пространства по видеосъёмке. Фотографии он сразу отмёл – визуальной информации мало, хотя качество гораздо выше.
Практический на третий день он понял, что и простого видео будет мало для определения глубины и высоты объектов. Качество и скорость построения 3D-модели сильно зависели от траектории камеры съёмки местности. И практически карта строилась только после обработки всего видео. А строилось она со скоростью сьёмки. То есть, если камера снимает местность, облетая её со скоростью двадцать метров в секунду и глубина съёмки (для качественного распознавания) составляет тысячу метров съёмка квадратного километра займёт одну минуту. А карта нужна, как всегда – сразу. Поэтому Максу пришла в голову простая идея – нужно обрабатывать параллельно две-три-четыре видеозаписи с нескольких камер одновременно. Таким образом, скорость построения карты тысяча на тысячу метров сокращалась до нескольких секунд. Один из первых запросов «Визарду», как раз, и была просьба предоставить несколько видеозаписей одной и той же местности, сделанной четырьмя камерами, расходящимися в противоположные стороны и с набором высоты.
К обеду проходил Павел Леонидович и приносил еду, заказанную накануне ребятами по меню из ближайшего ресторана. Вернее, он приходил вместе с лейтенантом, который нёс сумки, накрывал на стол и разогревал то, что остыло. Сначала ребята скромничали и заказывали простые блюда типа киевской котлеты с пюре из обеденного меню. Потом простая еда приелась, ребята вошли во вкус и перестали стесняться, начали заглядывать в вечернее меню, где были блюда из французской и итальянской кухни. Максим узнал, что такое фуа-гра. Дина попробовала куриное фрикасе с уксусом и зеленью. Олег подсел на итальянскую кухню и перебрал всё – начиная с пиццы и заканчивая лазаньей с соусом бешамель, марсалой, пармезаном и луком. Один только Стас обходился славянской кухней.
Как только все было готово, вся команда вместе с полковником усаживалась за столом, и Павел Леонидович спрашивал каждого: «Как дела?». Все знали, что это означает и подробно рассказывали, что сделали вчера, чем занимаются сегодня и какая им нужна помощь. Иногда кто-то говорил, что столкнулся с определённой проблемой и ему тут же накидывали различные способы её решения. Как правило, все идеи генерировал Максим, но многие фичи были реализованы и по идеям Стаса и Дины. Олег больше был критиком, но без его замечаний многие решения были бы не такими эффективными. Его перфекционизм способствовал решению любой проблемы самым эффективным способом.
По окончанию обеда полковник записывал пожелания ребят на следующий день – это были просьбы встретиться с архитекторами тех модулей, что ребята использовали в своей работе, выделить дополнительные сервера и установить на них необходимый системный софт. Дина попросила запустить на ночь продолжительные процессы обработки информации, которые требовали много процессорного времени. Макс просил очередные видеозаписи, Олег – книги по вооружениям и чертежи.
После ухода «Визарда», ребята садились за свои компьютеры и продолжали работу. Олег надевал наушники и отстранялся от внешнего мира. Только через две недели он узнал, что Макс, увлечённый работой, мог начать петь различные весёлые песенки. Дина, слушая их, улыбалась, не отвлекаясь от монитора. Стас закатывал глаза и тоже натягивал наушники.
Каждый сам заказывал «Визарду» ужин и, получив последнее письмо от команды, полковник в сопровождении все того же лейтенанта приходил на ужин. Как правило, это было после восьми вечера. За ужином на большом экране показывали достижения дня. Начинал Максим, который демонстрировал сначала видео, потом поток данных, описывающий виртуальную карту. Эти данные генерировал его сервер на основании видео, распознавая объекты и материалы, из которых они состоят. Затем вступал в дело Стас. Он брал поток данных Максима и рисовал виртуальную реальность. Олег каждый день «выпускал» в эту реальность новую технику, и все могли наблюдать как танк, машина, автобус или мотоцикл двигался по сетке 3D-мира. Затем Дина ставила на карту второй танк или противотанковую пушку и пыталась уничтожить «новый» танк Олега.
Только к концу второй недели, с горем пополам, с массой «вылетов», «зависаний» и перезагрузок серверов, ребята смогли показать всё вместе. До этого вечерний «сеанс» был всегда по частям, зачастую в виде исходных текстов, диаграмм классов, архитектуры или моделей баз данных. Только после десяти вечера, запустив ночную компиляцию и длительные процессы, ребята расходились, разъезжались по домам, чтобы завтра ворваться в офис с новыми идеями.
В воскресенье вечером, после, ставшей уже обычной, презентации, когда наконец-то у команды получилось всё запустить в комплексе, Павел Леонидович не мог скрыть своего удовольствия от того, что его идея начинала обретать чёткие очертания. По завершению презентации полковник встал, улыбнулся, окинул взглядом всю команду, которая ждала от него соответствующей оценки. После непродолжительной паузы полковник спокойно объявил: «Молодцы! Я всегда верил в вас! Прекрасная работа!»
Ребята радостно зашумели, делясь друг с другом эмоциями.
– Завтра у нас выездное совещание. Форма одежды – повседневная-спортивная, – остановил все общее ликование Павел Леонидович.
– На физкультуру пойдём? – пошутил Олег.
– Нет, но я уверен, вам понравиться.
На следующее утро Максим приехал в офис на автобусе, так как «Визард» обещал вечером всех развести по домам. У входа в офис уже стоял микроавтобус. Рядом с ним уже тусовались ребята – Стас и Дина. Не было Олега и не видно было полковника. Через минуту на такси приехал Олег в спортивном костюме Nike. Остальные ребята были просто в майках, спортивных штанах и кроссовках.
Полковник, как всегда, появился с молчаливым лейтенантом, который в этот раз нёс большой мешок цвет хаки. Оба офицера были в полевой форме и десантных кожаных берцах.
– Здравия желаю, товарищи новобранцы! – официально, по-военному приветствовал молодых людей полковник.
– Здрасте, – послышался нестройный, удивлённо-тихий, где-то испуганный хор ребят.
– Чего приуныли? – перешёл на привычный стиль общения полковник.
– Я вам подарки вам принёс! Доставай «Дед мороз», – обратился он к лейтенанту.
Лейтенант поставил на землю мешок, развязал и достал оттуда четыре больших полиэтиленовых пакета. Пофамильно раздал каждому свой. Ребята раскрыли пакеты:
– Зачем это нам? – спросил Олег, доставая такие же, как у полковника берцы, – Мне в кроссовках удобнее.
Обувь можете оставить свою, но форму рекомендую сменить, поверьте мне на слово, так будет лучше.
– Мы что едем на полигон? – спросил догадливый Максим, разглядывая китель зелёной защитной раскраски, и натянул его поверх своей майки.
– Типа того. Дина, может переодеться в автобусе, парни могут и на улице. Свою одежду положите в пакеты, заберём с собой.
– Так куда мы едем? – спросил Стас, натягивая новеньки брюки.
– Всему своё время, скоро увидите.
Переодевшись, ребята расположились в автобусе, предварительно сложив все свои пакеты в багажник. И микроавтобус выехал на проспект и покатил в сторону кольцевой, на выезд из города. Ребята рассматривали маршрут, пытаясь угадать, куда они едут. Уже на трассе Стас, который сидел спереди увидел указатель «Линия Сталина. Историко-культурный комплекс 26 км» и догадавшись, объявил всем: «Мы едем на линию Сталина!»
– Будем кататься на танках? – спросил Макс.
– Вот, какие вы нетерпеливые…
Оставшиеся двадцать шесть километров ребята делились своими впечатлениями от посещения этого историко-культурного комплекса: кто-то был с родителями давным-давно, кто-то с классом на экскурсии, кто-то стрелял из охолощённого оружия. Макс заявил, что ему отец подарил на день рождения катание на танке – это был плавающий ПТ-76.
Бус, действительно, завернул на комплекс, но запарковался не на стоянке, а проехал чуть дальше, за выставку военной техники: танков и самолётов, ракет и вертолётов.
Полковник провёл ребят через КПП времён второй мировой. На посту стоял настоящий красноармеец в обмотках, гимнастёрке с петлицами и с «трёхлинейкой» на плече, к которой был примкнут трёхгранный штык.
За КПП был тир. Но это был не обычный стрелковый тир, он больше походил на музей. Здесь были образцы оружия всех времён, но ничего иностранного не было заметно. Похоже, здесь был мужей русского оружия.
Сюрприз, который я обещал – это новый музей стрелкового (и не только) оружия, который только что открылся на «Линии Сталина». Он ещё не введён в эксплуатацию, но нам разрешили его посетить, – начал полковник, – А сейчас, в одну шеренгу становись! Смирно!
Ребята построились по росту и вытянулись в струнку, кто как мог. Полковник прочитал лекцию на тему безопасности, так как музей предполагал возможность не только посмотреть и потрогать, но и пострелять из всех представленных видов оружия.
Первым делом Павел Леонидович привёл ребят к стенду, где висели мечи XI века из булата и дамасской стали. Не все захотели взять в руки такое оружие. Дина сразу отошла к другому стенду разглядывать луки. Меч взял Олег, повертел его в руке, рассмотрел рисунок на клинке, помахал им осторожно. Вообще-то, страшно им махать не умеючи, можно пораниться – уж больно хорошо он был заточен. Но сотрудник музея рассказал историю ковки мечей и предложил испробовать силу меча на соломенном чучеле. Очень осторожный удар Олега практически не нанёс манекену повреждений. Но в руках профессионала – полковника – меч показал, на что он способен, перерубив наискосок всё чучело, как говорится, «от плеча до бедра».
Луки взяли все, включая Дину, которая выбрала арбалет. Каждому дали по три стрелы. Для того чтобы не поранить руку тетивой при спуске, на предплечье надели крагу – специальную кожаную защиту. Без неё на руке останется большая гематома, если тетива ударяет по руке во время выстрела. Никто, кроме Дины, не попал в мишень – всё то же соломенное чучело, но на расстоянии тридцати метров. Дина все три болта пустила в цель.
На следующем стенде стояла чугунная пушка на деревянном лафете. Рядом лежало чугунное ядро диаметром с мячик для пинг-понга. Сотрудник музея затолкнул в ствол пачку дымного пороха, завернул в тряпицу ядро и затолкал его шомполом. Затем острой иглой через специальное отверстие на казённой части пушки проткнул пачку с порохом, воткнул тонкий фитиль и пригласил нацелить пушку на соломенного врага. Ребята с азартом наводили пушку на цель – что-то подкручивая, что-то подкладывая, ругаясь и смеясь. Через минут пять коллективного труда все сошлись на том, что пушка наведена правильно. Поджечь фитиль доверили Дине. Она взяла приготовленный факел, зажгла его от любезно предоставленной зажигалки и поднесла к фитилю. Фитиль горел три секунды и с оглушительным взрывом, пушка изрыгнула пламя и дым. Когда дым рассеялся, все увидели, что чучело осталось невредимым. Куда улетело ядро, было не ясно, но всем понравилось.
Стрелять из фузеи (кремневого ружья времён северной войны со шведами) никто не захотел. Результат был бы тем же – много шума и дыма. Но в руках подержали.
А вот из легендарной «трёхлинейки» по три патрона выпустили. И на этот раз все парни попали в грудную мишень на пятидесяти метрах. Дина стреляла из пулемёта «Максим». Ей дали ленту из пяти патронов. Она были в восторге, который разделили все ребята.
Дальше шли автоматы и пистолеты времён Второй Мировой Войны: ТТ, ППШ, ППС, АВС. Ребята резвились от души, расстреливая мишени и огорчались, когда кончались патроны.
Стас с Максимом вторым снарядом из 45-миллиметровой противотанковой пушки попали в силуэт танка на расстоянии 200 метров – это был хороший результат.
К обеду все устали от дыма, плечи болели от сильной отдачи, уши – от шума. И проголодавшиеся «вояки» охотно проследовали за полковником к полевой кухне. Там им выдали армейские котелки. В крышку от котелка налили борщ, в сам котелок – гречневую кашу с тушёнкой, а в алюминиевую кружку налили компот из сухофруктов. Рядом стояла легендарная «Тридцатьчетверка» сорокового года выпуска и Макс тут же залез на танк, чтобы его сфотографировали с котелком, как он ест на броне танка.
«Отделение! Закончить приём пищи! – скомандовал полковник, – Становись! Равняйсь! Смирно! После обеда мы знакомимся с современной военной техникой, а именно – основным боевым танком Т-72Б».
Полковник вывел ребят из музея-тира, погрузились в микроавтобус и через полчаса были на танковом полигоне. На полигоне было шумно, пыльно и многолюдно. Все суетились – из ангаров выезжали танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки и БТРы. Сразу за КПП автобус остановился, и полковник повёл ребят к ангарам, где одиноко стоял танк, рядом с которым стояли, сидели или копошились внутри машины танкисты. Увидев старшего по званию, танкисты собрались у машины, выстроились в шеренгу и один из них приветствовал офицера. Он доложил, что экипаж танка занимается подготовкой техники для манёвров.
Следующий час танкисты по очереди рассказывали ребятам об истории создания танка, тактико-технические характеристики, показывали танк снаружи и изнутри, рассказывали о функциях каждого члена экипажа. После чего Павел Леонидович поинтересовался: кто кем себя видит в качестве члена экипажа танка. Стас сказал, что ему хотелось бы попробовать себя в качестве механика-водителя. Олег заявил, что ниже, чем командиром танка он себя не видит. Максу досталась роль наводчика-оператора. Про Дину все как-то забыли, и она спряталась за спины танкистов вполне удовлетворённая отсутствием внимания со стороны мужчин.
«Ну, тогда по местам», – скомандовал полковник, и ребята полезли на танк занимать свои законные места.
У каждого на своём месте лежал шлемофон. Ребята уже знали, как его надевать и как подключать к бортовой связи. Полковник взял в руки портативную рацию и начал раздавать команды.
– Наша задача на сегодня: первое, сделать марш-бросок на километр, до танкового тира. Второе, провести стрельбы из танкового орудия. Третье, поразить все цели из танкового пулемёта. После чего вернуться на исходную. Как поняли, вопросы есть? Приём.
– Никак нет! – три раза прозвучало из рации полковника.
– Тогда вперёд!
Не сразу, но все-таки Стас завёл танк и с дёрганием и рычанием начал движение. Тут же в наушниках ребята услышали голос Стаса:
– Да тут ни черта не видно! Как? Куда ехать? Я боюсь что-то раздавить или поцарапать.
– Бегемот плохо видит. Но при его габаритах и массе – это уже не его проблемы, – услышали ребята в шлемофонах голос полковника, – двигай по дороге.
И танк потихоньку, сначала только прямо, потом поворачивая, пополз по дороге в сторону тира. Благо дорога была прямая и просматривалась далеко. Через пятнадцать минут танк был на позиции для стрельбы. Пусть неровно, но все же в сторону целей танк встал, и Стас заглушил двигатель.