Предисловие

Становись, становись, становись человеком скорее…

В. Высоцкий

Под развивающим чтением мы понимаем восхождение читателя к постижению нравственных ценностей, отраженных в художественной литературе. Цель пособия – через углубленное чтение лучших литературных произведений гуманизировать сознание и поведение детей, развивать в них способность к состраданию, отзывчивости, милосердию. В пособии сделана попытка соединить педагогику чтения с педагогикой этической культуры, рассматривающей поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Это проблема не частного порядка. Как рассуждал философ Иван Ильин: «Всякий добрый – независимо даже от своих внешних поступков – добр не только про себя, но и для других; всякий злой – даже если он злится про себя, – зол, и вреден, и ядовит для всего человечества». Сегодня, когда в обществе произошло крушение одной системы ценностей и становление другой, особенно пострадали дети. Главным учебником жизни стал Интернет – территория свободы, полная соблазнов и опасностей для неокрепшей души. Как пишет в журнале «Твоя семья» девятиклассница из Санкт-Петербурга: «Нам дали свободу, но не объяснили, зачем и как ею пользоваться». В условиях, когда добрым стало быть стыдно, не прогрессивно, когда ржавчина безнравственности проникла в основу жизни, в том числе в детскую среду, проблема этической культуры, основанной на постулатах морали и ценности каждой человеческой личности, особенно обострилась. Нравственность как стратегическая цель человеческого бытия превратилась в пережиток. Границы между добром и злом оказались размытыми, что приводит к разрушению самого понятия «культура», а вместе с ней к разрушению человеческой личности. Дети воспитываются в равнодушии друг к другу. Нравоучениями и лекциями о гуманности проблемы не решишь. Готовность к состраданию живет в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания. А они, как известно, «питаются» не знаниями о том, что хорошо, а что плохо, а искусством, квинтэссенцией которого является искусство слова – художественная литература, отражающая жизнь в образах и влияющая на читателя через чувства.

О чем бы ни рассказывал настоящий писатель в своем произведении, он всегда говорит о человеке, исследует его состояния и, улавливая движения души, пробуждает к нему «чувства добрые». Не давая готовых рецептов обретения нравственной культуры, литература силой художественных образов развивает в читателе способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим людям и включать читаемое в контекст собственной жизни. Читая художественное произведение, читатель получает не просто знания, а знания, которые захватывают душу: знания-погружения, знания-переживания, знания-интерпретации. Это индивидуально-личностные, не тиражированные знания, входящие в «я» читателя и по-своему преобразованные его сознанием.

Психологами замечено, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен по каким-то только ему известным признакам отличать злого человека от доброго. Но не все так просто. Внутренний мир человека скрыт от непосредственного наблюдения. Человек может казаться совсем не таким, каков он есть на самом деле. За улыбкой может скрываться горе. За грубостью – душевная щедрость. Произнесенное слово может содержать и правду, и ложь. Как все это распознать? Как строить свои отношения с людьми? Как найти точку опоры в своих суждениях о них и о себе?

Большое значение в нравственном воспитании школьников средствами художественной литературы имеют обсуждения, диспуты, беседы о прочитанном. Проблемные вопросы, связанные с поведением конкретных литературных героев и их взаимодействием с другими, активизируют самостоятельные нравственные поиски читателя, заставляют его задуматься о людях и о самом себе, анализировать, определять критерии оценки реальных людей, высказывать свои суждения.

Обсуждения литературного произведения в отличие от школьного анализа текста строятся как разговор с детьми о жизни, о людях, о субъективном восприятии прочитанного, о духовных ценностях и о себе самих. Цель обсуждений – не теоретизирование о добре и зле, а сугубо практическая задача: прослеживая судьбы героев, почувствовать гуманную интонацию автора, включиться в жизнь персонажей, вдуматься в мотивы их поведения, разделить с ними и радость и горе, поставить себя на их место, открыть в себе собственные возможности и перспективу нравственного роста.

Эта практическая задача особенно актуальна сегодня в связи с введением в школе нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс рассматривается как основной элемент системы духовно-нравственного воспитания личности, члена современного общества и гражданина России. Основная задача этого курса – дать ответы на вопросы: почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы хороших людей было как можно больше?

Как и любая наука, этика дает знания и осваивается через мыслительную деятельность школьника. В отличие от нее художественная литература дает читателю не просто знания, которые надо запомнить. Она дает опосредованный через художественные образы и сопереживание с ними опыт жизни. Она эмоционально вовлекает человека во внутренний мир людей, в борьбу мотивов, дает навыки нравственного самоанализа и сопоставления себя с литературными героями. Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношений людей, погружается в мир чужих радостей и страданий, тренирует себя на ответную реакцию. Литературные герои и те жизненные обстоятельства, в которые они попадают, помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы.

Среди разных жанров литературы особое место в разработке методики обсуждения занимает жанр рассказа. Незначительный объем повествования о каком-то случае из жизни в сочетании с емкостью содержания произведения требует от читателя особо вдумчивого чтения и сотворчества. Рассчитанный на усвоение сразу и целиком, как говорят, «в один глоток», рассказ отличается оперативностью воздействия. Это делает его удобным материалом для работы в классе, дома, в библиотеке, не отнимающим времени на подготовку. Чтение вслух небольшого рассказа занимает времени меньше, чем его обсуждение. Свежесть впечатлений и нравственных переживаний, не успевшая еще угаснуть острота чувств, полученных при чтении или слушании произведения, внимание к деталям возбуждают мысль школьника, стимулируют активность участия в общем разговоре. Но чтобы рассказ задел за живое, он должен быть и в художественном, и в психологическом, и в нравственном отношении безупречен и принадлежать перу писателя-гуманиста, болеющего душой за моральный облик ребенка.

К подлинным мастерам названного жанра духовно-терапевтической направленности, не имеющего срока давности, можно отнести многих отечественных писателей второй половины прошлого столетия, чьи произведения переиздаются до сих пор. В их плеяду входят и детские писатели, и взрослые, пишущие для детей. Среди них В. Астафьев, В. Распутин, В. Солоухин, Ю. Нагибин, В. Драгунский, В. Голявкин, Ю. Томин, Р. Погодин и многие другие. Их произведения, актуальные для своего времени, не только не устарели, но еще более актуализировались для нашего времени – времени «расшатывания» нравственных ценностей, культа потребления, информации и Интернета. Внутренний мир нынешних детей в большинстве своем оказался несформированным, лишенным гуманности и цельности. Опыт показывает, что блага цивилизации в виде электронных информационных технологий и личного комфорта не преобразуются в блага духовной и нравственной культуры и порой несут в себе не гуманное, а антигуманное содержание, противоречащее традиционным нравственным устоям. Страдают этим и многие произведения современной массовой литературы, адресованной детям.

При отборе рассказов для чтения и обсуждения я, как составитель данного пособия, исходила из следующих критериев: чтобы рассказ был о детях и культивировал традиционные нравственные ценности; чтобы его можно было прочитать за несколько минут целиком или во фрагментах и по свежим впечатлениям обсуждать; чтобы рассказ был художественно совершенным и содержал сюжетную нестандартность, обостряющую интерес читателей и пробуждающую желание откликнуться; чтобы он, поднимая важные нравственные проблемы, не давал готовых решений, а предоставлял читателям самим думать, отстаивать свою позицию и через активность размышления и сопереживания с литературными героями делать самостоятельные выводы. Вместе с тем чтобы, отражая разные варианты и нюансы человеческих отношений, рассказ был бы близок опыту подростков и мог вызывать у них жизненные ассоциации. Найти такие рассказы было все равно что найти крупинку золота в груде песка. Большую помощь в поисках рассказов оказали мне пособия для родителей И. Н. Тимофеевой «Что читать вашему ребенку от года до десяти» (СПб., 2000) и М. С. Костюхиной «Детская литература о проблемах детства» (СПб., 2003). Схожую идею организации материала, какая заложена в публикуемом пособии, я обнаружила в учебном пособии для вузов Е. И. Николаевой «Воспитание толерантности: психологическое сопровождение обучения в начальной школе» (М., 2007), в котором нравственные категории рассматриваются автором на материале отрывков из художественных произведений. Однако в подборе литературных произведений для обсуждения и в принципах методического подхода к ним я более всего опиралась на собственный библиотечный опыт. Движимая личным профессиональным интересом, я собирала лучшие рассказы для детей всю жизнь и проверяла их восприятие на детях и взрослых. Со временем рассказы в зависимости от нравственной проблематики объединились в десять разделов. Среди них: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О правде, лжи и детской фантазии», «О силе воли и силе духа», «Доброта – счастью сестра» и др. Каждый раздел содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в нем рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы, расширяющей рамки обсуждаемого литературного материала. Ни одно из включенных в тот или иной раздел произведений не повторяет другого ни в сюжетном плане, ни в нравственной проблематике.

Решающее значение для успеха обсуждения имеют вопросы. Они не похожи на вопросы викторинного типа: «что?», «где?», «когда?», «сколько?», какими нас в обилии снабжают ведущие с экрана телевизора. Как говорит библиотекарь Татьяна Михайловна Плохотник – мастер обсуждения литературных произведений в жанре рассказа, – у хороших вопросов много общего с символическим образом: они неисчерпаемы, в них скрывается бесчисленное множество ответов, оттенков, поворотов мысли. На них нельзя ответить однозначно «да» или «нет» и оценить ответы «правильно» или «неправильно». Ответы могут быть или глубокими, или поверхностными, аргументированными или нет. Такие вопросы помогают налаживать диалог между литературными героями и читателями, между писателями и участниками обсуждений, между взрослыми и детьми. Они заставляют думать. Они провоцируют споры, рождают читательское вдохновение, задевают за живое. Вопросы к литературному произведению должны соответствовать природе восприятия: будить воображение читателя и его жизненные ассоциации, обострять внимание к существенным деталям, активизировать эмоции и самостоятельную мысль, в знакомых ситуациях искать новые смыслы, побуждать к смене эгоистических установок, дополнять написанное собственным творчеством. В данном пособии вопросы для обсуждения рассказов составлялись исходя из названных критериев.

М. Горький писал: «Чтобы судить о таланте автора, я должен видеть… как он изображает человека, как его люди говорят, что они думают, что делают и почему они поступают вот так, а не иначе». Из этого следует, что и само обсуждение произведения, направленного на человека, на его внутренний мир и поведение, может быть полезным не только в плане воспитания гуманного отношения к людям, но и в отношении развития у юных читателей образного мышления, культуры восприятия, реализации своего творческого потенциала в чтении. Как известно, нынешние подростки не любят литературную классику, особенно произведения большие по объему. Содержание романа или повести, как правило, многопланово. В этом отношении рассказ имеет преимущества. В нем чаще всего изображен один нравственный конфликт, разрешение которого и падает на долю читателя, взывает к его активности. Собранные вместе рассказы образуют своего рода «банк» нравственных ситуаций, в какие попадает или может попасть каждый растущий человек. Малая доза хорошей литературы, глубоко осмысленная и эмоционально воспринятая подростком, может стать прививкой интереса к большой литературе. Когда-то писатель В. Солоухин в капле росы увидел солнце и написал об этом книгу. В «маленьких часиках» рассказа предстоит разглядеть большое время и попытаться через искусство слова ответить на вечные вопросы бытия: Что такое добро и что такое зло? Что такое счастье? Что такое душа? Что такое Человек и зачем среди них «я» в этом мире? Как заметил Андрей Кураев, автор учебника для школьников «Основы духовно-нравственной культуры народов России», задача состоит в том, «чтобы ребенок научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на болевой укол своей совести».

Загрузка...