Примечания

1

О церковном разделении праздников на великие, средние и малые и о различии церковной службы в оные см.: Церковный Устав, гл. 47.

2

Нельзя не заметить, что благочестивые русские цари с особенной заботливостью пеклись о том, чтобы в святых храмах были иконы двунадесятых праздников. Так, в 1627 году образа этих праздников царской грамотой повелено было дать в Никольскую церковь Ныробского погоста в Пермской губернии.

3

Пример таких табелей можно найти в постановлениях Карфагенского Собора, который извещал христиан о времени празднования Пасхи (см. 43 и 62 правила Карфагенского Собора).

4

Здесь и далее автор говорит о тех реалиях, которые имели место в церковной жизни дореволюционной, императорской России: царских днях, общегосударственном праздновании некоторых дней богослужебного года, крестных ходах с иконами, установленных в память тех или иных исторических событий и т. д. То же относится и к тем сведениям, которые автор сообщает о местонахождении чудотворных икон и других известных святынь Русской Церкви.

5

Так как некоторые священные события, предсказанные и прообразованные в Ветхом Завете, воспоминаются Церковью не в великие праздники, то и эти праздники могут быть предваряемы предпразднством. Так, например, праздник Происхождения древа Креста 1 (14) августа, хотя и является малым, но, однако, имеет один день предпразднства.

6

Также оно называется стихирами «на Господи воззвах», то есть песнопениями, предваряемыми стихами, избранными из псалмов. Стихи для стихир «на Господи воззвах» заимствуются из псалмов 140, 141, 129 и 116, поэтому и сами стихиры получили свое название по первому стиху 140-го псалма: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.

7

Каноном называется определенный состав пения на утреннем богослужении во славу Бога и в честь святых.

8

См.: Церковный Устав, гл. 47.

9

Церковный Устав, гл. 17: о стихологиях. В царской грамоте об уложении Собора, бывшего в 1651 году, сказано: «Полиелеос – хвалите имя Господне». По пению полиелея, которым отличается служба праздника от других богослужебных дней, ее часто называют полиелейной, сам праздник – полиелейным, а также и колокол, которым призывают к богослужению, носит название полиелейного.

10

Церковный Устав, гл. 2, 50.

11

Церковный Устав, гл. 47.

12

В главе 50.

13

См.: Церковный Устав, гл. 2.

14

Кн. 2, гл. 59.

15

Правило 15.

16

Правило 91.

17

Правило 20.

18

Правило 90.

19

Грамотой московского патриарха Иосифа в 1650 году 20 марта было постановлено, чтобы там, «где при Церкви два священника или более, служба была во всю Светлую седмицу. И чтобы нечередные священники ходили с образы. Где же один священник, там он, отправив службу в воскресный день

20

Апостольские постановления. Кн. 5, 12; 8, 33.

21

См.: Апология. 1, 87.

22

Евсевий Кесарийский. О жизни блаженного василевса Константина. Кн. 4, гл. 17, 18, 19, 22, 23.

23

См. 20-е правило Пятого Орлеанского Собора, бывшего в 549 году.

24

См.: Свод законов. Т. 14, ч. 4.

25

См. его Слово на Пятидесятницу.

26

Правило 72.

27

Свод законов. Т. 14, ч. 4.

28

Из 5-й беседы на Евангелие от Матфея.

29

В этом разделе речь пойдет только о непереходящих праздниках. Дни богослужения, привязанные к Пасхе, будут рассмотрены в третьей книге настоящего издания.

30

См. первый канон на Рождество Христово, песнь 1.

31

См стихиры на «Господи воззвах».

32

См. первый канон на Рождество Христово, песнь 5.

33

См.: Пролог на Рождество Христово. Слово святителя Афанасия Александрийского.

34

Пролог на Рождество Христово. Слово святителя Афанасия Александрийского..

35

См. богослужение в Неделю перед Рождеством Христовым, стихиры на «Господи воззвах».

36

Беседа 6 на Евангелие от Матфея.

37

Четьи-Минеи. 25 декабря, о поклонении волхвов.

38

Против Цельса. Кн. 1, 59.

39

В Слове о звезде, волхвах и избиении младенцев.

40

В 13-й Беседе на Книгу Числа.

41

В Слове о воплощении Бога Слова.

42

В Беседе на день Рождества Христова.

43

В Слове на день Рождества Христова.

44

См.: Пролог 25 декабря, поклонение волхвов; Четьи-Минеи, 25 декабря, сказание о поклонении волхвов.

45

См. канон Космы Маюмского на Рождество Христово, песнь 4.

46

См.: Четьи-Минеи, 25 декабря, сказание о поклонении волхвов; Григорий Богослов, свт. Слово 38.

47

См. канон Космы Маюмского на Рождество Христово, песни 4 и 8.

48

Кн. 5, гл. 12.

49

Кн. 8, гл. 33.

Загрузка...