О церковном разделении праздников на великие, средние и малые и о различии церковной службы в оные см.: Церковный Устав, гл. 47.
Нельзя не заметить, что благочестивые русские цари с особенной заботливостью пеклись о том, чтобы в святых храмах были иконы двунадесятых праздников. Так, в 1627 году образа этих праздников царской грамотой повелено было дать в Никольскую церковь Ныробского погоста в Пермской губернии.
Пример таких табелей можно найти в постановлениях Карфагенского Собора, который извещал христиан о времени празднования Пасхи (см. 43 и 62 правила Карфагенского Собора).
Здесь и далее автор говорит о тех реалиях, которые имели место в церковной жизни дореволюционной, императорской России: царских днях, общегосударственном праздновании некоторых дней богослужебного года, крестных ходах с иконами, установленных в память тех или иных исторических событий и т. д. То же относится и к тем сведениям, которые автор сообщает о местонахождении чудотворных икон и других известных святынь Русской Церкви.
Так как некоторые священные события, предсказанные и прообразованные в Ветхом Завете, воспоминаются Церковью не в великие праздники, то и эти праздники могут быть предваряемы предпразднством. Так, например, праздник Происхождения древа Креста 1 (14) августа, хотя и является малым, но, однако, имеет один день предпразднства.
Также оно называется стихирами «на Господи воззвах», то есть песнопениями, предваряемыми стихами, избранными из псалмов. Стихи для стихир «на Господи воззвах» заимствуются из псалмов 140, 141, 129 и 116, поэтому и сами стихиры получили свое название по первому стиху 140-го псалма: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.
Каноном называется определенный состав пения на утреннем богослужении во славу Бога и в честь святых.
См.: Церковный Устав, гл. 47.
Церковный Устав, гл. 17: о стихологиях. В царской грамоте об уложении Собора, бывшего в 1651 году, сказано: «Полиелеос – хвалите имя Господне». По пению полиелея, которым отличается служба праздника от других богослужебных дней, ее часто называют полиелейной, сам праздник – полиелейным, а также и колокол, которым призывают к богослужению, носит название полиелейного.
Церковный Устав, гл. 2, 50.
Церковный Устав, гл. 47.
В главе 50.
См.: Церковный Устав, гл. 2.
Кн. 2, гл. 59.
Правило 15.
Правило 91.
Правило 20.
Правило 90.
Грамотой московского патриарха Иосифа в 1650 году 20 марта было постановлено, чтобы там, «где при Церкви два священника или более, служба была во всю Светлую седмицу. И чтобы нечередные священники ходили с образы. Где же один священник, там он, отправив службу в воскресный день
Апостольские постановления. Кн. 5, 12; 8, 33.
См.: Апология. 1, 87.
Евсевий Кесарийский. О жизни блаженного василевса Константина. Кн. 4, гл. 17, 18, 19, 22, 23.
См. 20-е правило Пятого Орлеанского Собора, бывшего в 549 году.
См.: Свод законов. Т. 14, ч. 4.
См. его Слово на Пятидесятницу.
Правило 72.
Свод законов. Т. 14, ч. 4.
Из 5-й беседы на Евангелие от Матфея.
В этом разделе речь пойдет только о непереходящих праздниках. Дни богослужения, привязанные к Пасхе, будут рассмотрены в третьей книге настоящего издания.
См. первый канон на Рождество Христово, песнь 1.
См стихиры на «Господи воззвах».
См. первый канон на Рождество Христово, песнь 5.
См.: Пролог на Рождество Христово. Слово святителя Афанасия Александрийского.
Пролог на Рождество Христово. Слово святителя Афанасия Александрийского..
См. богослужение в Неделю перед Рождеством Христовым, стихиры на «Господи воззвах».
Беседа 6 на Евангелие от Матфея.
Четьи-Минеи. 25 декабря, о поклонении волхвов.
Против Цельса. Кн. 1, 59.
В Слове о звезде, волхвах и избиении младенцев.
В 13-й Беседе на Книгу Числа.
В Слове о воплощении Бога Слова.
В Беседе на день Рождества Христова.
В Слове на день Рождества Христова.
См.: Пролог 25 декабря, поклонение волхвов; Четьи-Минеи, 25 декабря, сказание о поклонении волхвов.
См. канон Космы Маюмского на Рождество Христово, песнь 4.
См.: Четьи-Минеи, 25 декабря, сказание о поклонении волхвов; Григорий Богослов, свт. Слово 38.
См. канон Космы Маюмского на Рождество Христово, песни 4 и 8.
Кн. 5, гл. 12.
Кн. 8, гл. 33.