По благословению
Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
ВЛАДИМИРА
Одобрено издательским советом Московской Патриархии
Таинственно, непостижимо для человека многое из происходящего в Святой Церкви, которая сама есть великая тайна Божественной любви. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32).
Например, человек непривычный, неосведомленный, спросит с недоумением, а может быть, и некоторой иронией, для чего, дескать, писать записки Богу, Который и без того все знает, и для чего писать молебные записки Матери Божией, Ангелам и святым угодникам, если они и так непрестанно молят Бога о людях. Обратиться к Богу и святым мысленно или в словах молитвы – это понятно и объяснимо, но записочки… Даже забавно немного. Пишутся имена в столбик, подаются листочки в алтарь, там их (каждое имя) прочитывают… Какое это может иметь значение?!
Именно о поминальной церковной записке мы поведем сегодня речь. Начнем с действительных примеров, с рассказов прихожан. Вот пример первый.
«Верно сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский: “Острие скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдет и в твое сердце по строгому закону возмездия: в ню же меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Не хочешь скорби, не делай ея и другому”. Когда-то я сильно обидел одного человека, потом мы разъехались в разные города, прошло много времени, но зло, которое я причинил ему, не давало мне покоя. Конечно, я каялся в этом, но боль оставалась. Потом мне удалось выяснить, что этот человек крещен в Православную веру, и я подал за него записку на проскомидию. И очень скоро мне стало гораздо спокойнее, словно какие-то тиски разжались…»