Написали мы книгу.
Нет, не эту – другую. Возможно, вы ее читали, а возможно, и нет. Посредством той книги мы учили людей, как использовать дизайн-мышление для проектирования жизни. Демонстрировали им, что нужно встать с дивана и начать создавать прототипы альтернативных версий жизни и карьеры. Мы проводили мастер-классы, основанные на идеях той книги, и получали тысячи отзывов от читателей, чьи жизни изменились к лучшему. Их истории стали частью нашей истории. Многие из тех, кому полюбилась «ДВЖ», находились на перепутье: им требовалась помощь, чтобы сделать следующий шаг – понять, куда идти, что делать, а в некоторых случаях – и кем быть. Им предстояло придумать другое возможное будущее или способ реализовать пока что не реализованную мечту.
Та книга была о возможностях.
Эта – о том, как воплотить их в реальность.
Еще люди сетовали, что планирование Одиссеи, конечно, потрясающее занятие, но на деле взять да и, бросив все, заделаться инструктором по дайвингу на Багамах невозможно из-за препятствий в виде медицинских страховок, ипотеки, коммунальных платежей и детей, которые продолжают учиться.
Те люди просили нас написать другую книгу.
Им требовалась книга, которая прямо здесь и сейчас предоставила бы нужные инструменты и идеи и помогла бы преуспеть в работе.
Рабочее пространство постоянно меняется. По мере того как компании все изящнее и оперативнее подстраиваются под изменения рынка, трудовые отношения становятся все менее и менее предсказуемыми. Все мы ощущаем влияние пандемии 2020–2021 гг.; спровоцированные ею изменения рабочей среды будут рассмотрены в главе «Проектирование в эпоху потрясений». В подобных условиях успех и благополучие сотрудников все чаще зависят от самих сотрудников. Прозорливым руководителям стоит пойти навстречу работникам и предоставить в их распоряжение ресурсы (такие, как, например, эта книга), которые поспособствуют формированию гибкой корпоративной культуры. Последняя, в свою очередь, предоставит возможности для постоянного развития, и люди смогут подстраиваться под меняющиеся требования рабочей среды, пока та будет адаптироваться к меняющимся требованиям рынка. Однако чаще человеку нужны другие инструменты. Такие, что позволяют ему самосовершенствоваться и самостоятельно снова и снова добиваться успеха. (В отношении фрилансеров – а их количество продолжает увеличиваться – это утверждение верно вдвойне.) Очевидно, что больше остальных в значимом профессиональном опыте, то есть таком, который позволяет человеку чувствовать, что он изменяет мир, нуждаются миллениалы и представители поколения Z[2].
Всем нам хочется, чтобы рабочие будни были наполнены смыслом и приносили отдачу.
Большинство из нас проводит на работе значительную часть времени. Потому неудивительно, что именно там мы хотим отыскать смысл и значение. Тем не менее львиная доля должностей означает выполнение определенных задач и контроль за конкретными операциями, и, по большому счету, начальникам неудобно заявлять о смысле и значении подобной деятельности. Став дизайнером своей трудовой жизни, вы поможете руководителю и компании превратить вашу позицию в работу мечты. При наличии собственного бизнеса вы будете фантазировать до тех пор, пока тот не обретет нужный смысл. Проектировать свою профессиональную жизнь по силам как сотруднику, так и владельцу. Дизайн-мышление подходит всем – и тем, кто получает, и тем, кто платит зарплату. Идеи и инструменты, которыми наполнена эта книга, помогут не только придать жизни смысл, но и сделать счастливее каждый рабочий день.
Трудовая среда не просто меняется – она переживает коренные преобразования. Гиг-экономика[3], искусственный интеллект и роботы не где-то в далеком будущем – они уже здесь и готовы перевернуть наши представления о работе. Чтобы добиться успеха в этой новой высокотехнологичной реальности, от сотрудника требуется определенная подготовка. В этой книге есть множество практических инструментов, освоив которые вы будете реагировать на трудовые условия словно креативный дизайнер.
Если вы читали «ДВЖ», значит, владеете дизайн-мышлением, и установки из новой книги помогут вам достичь счастливой трудовой жизни – вне зависимости от планирования Одиссеи. Не читали (или читали, но не делали упражнения) – новая книга научит вас задействовать дизайнерское мышление и добиваться практических изменений на работе. Вы станете счастливее и будете ощущать гораздо большее удовлетворение от тех 40, 50 или 60 часов, что проводите в «офисе» в течение недели. Вам даже не придется менять должность или карьеру – если, конечно, это не входит в ваши планы. Ну а если входит, мы покажем, как это сделать.
Так что пора вставать с дивана и разбираться со своей работой. И, прежде всего, пора заставить работу работать!
Бонни 30 лет, и после колледжа она сменила пять мест работы. Поначалу она всегда преисполнена оптимизма, воодушевления и ожиданий относительно того, что принесет ей новая должность, но все, как и обычно, заканчивается разочарованием. Надежды не оправдываются, и Бонни не понимает, в чем причина. «Ничего не вышло», – объясняет она родителям всякий раз, когда ей приходится занимать деньги на аренду. Бонни осознает, что ее оправдания неубедительны, но, хоть убей, не может объяснить точнее, чем «что-то не так, но что именно – не знаю».
Луис – менеджер среднего звена на предприятии среднего бизнеса, где он работает вот уже 15 лет. Каждое утро мужчина садится на поезд, появляется в офисе ровно в 8:15 и вместо того, чтобы мотивировать сотрудников своего отдела продаж, которые пусть и сидят в выстроенных по линейке кабинках, но работают спустя рукава, начинает озираться по сторонам, словно только что свалился с Луны.
Это не моя компания.
Все это не имеет значения.
Домой Луис возвращается на поезде в 17:15. У него двое детей школьного возраста. Ипотека погашена на треть. На обратной дороге в голове у Луиса, который глазеет на проносящийся за окном пейзаж, снова и снова крутится песня группы Talking Heads:
И ты можешь спросить у себя,
Как я сюда попал?
Мэри – врач, ведущий специалист в своей области; ей ужасно скучно, однако она не собирается отказываться от успешной медицинской карьеры. Раджив любит свою работу, но у него слишком много дел – даже самые срочные выстраиваются в очередь, – а времени не хватает. Брюс работает таксистом через приложение и иногда подрабатывает где-то еще. Несмотря на удобный свободный график, ему не нравится отсутствие стабильной зарплаты, четкого пути продвижения по карьерной лестнице или «настоящей работы». Дженнифер возглавляет отдел кадров в научно-технологической компании и знает, что сотрудники не переживают за результат и не выполняют план, но из-за недостатка образования не понимает, как им помочь, поэтому вновь и вновь подает отчеты о неудовлетворительной работе.
Все эти люди недовольны своей трудовой деятельностью. У каждого есть грустная история, связанная с работой. У меня не получается. Я не подхожу для этой работы. Слишком сложно что-то изменить или исправить, и я не знаю, остаться мне или уйти. Что я должен делать дальше?
Дисфункциональное убеждение: «Здесь у меня ничего не получится».
Переосмысление: «У меня может получиться (почти) все и везде».
Если на протяжении 40 лет 50 недель в году (с двумя неделями перерыва на скудный «американский» отпуск) еженедельно отрабатывать по 40 часов, получится 80 000 часов или даже больше. Многие из читателей в среднем будут работать дольше 50 лет и более 50 часов в неделю, то есть более 125 000 часов. Ничто в вашей жизни не отнимает столько времени и сил, как работа.
Тем не менее, согласно опросам Института Гэллапа[4], в США около 69 % работников не проявляют интереса к собственной трудовой деятельности (включая как простое «выпадание», так и негативно окрашенное «активное отстранение»). В целом по миру доля сотрудников, которые недовольны местом, где проводят бóльшую часть своей жизни, составляет поразительные 85 %. Эти люди часто называют работу «унылой и скучной» и отправляются туда без улыбки.
Мы ведем речь не только о заурядном «офисном планктоне», заводских рабочих, занятых однообразным ручным трудом, или сотрудниках фастфуда, которые изо дня в день тянут лямку в ближайшей сети закусочных. Учителя, генеральные директора, тренеры, врачи, дантисты, фермеры, банкиры, парикмахеры, инвестиционные советники, библиотекари, пилоты армейских вертолетов, физиотерапевты, водители грузовиков, государственные служащие, юристы (на самом деле их очень много), мужчины, женщины, молодые, средних лет, старые, холостые, женатые, разведенные – во время наших многочисленных бесед и семинаров «ДВЖ» представители всех профессий и возрастов по всей стране твердили одно и то же:
– Мне не нравится моя работа!
Как мы уже отмечали, отсутствие у работников вовлеченности – глобальная проблема, и в некоторых странах дела обстоят совсем плохо. В Японии к категории немотивированных относят себя более 93 % работников. Для таких даже есть целый ряд названий: «работник сятику» (社) переводится как «корпоративный скот» или «корпоративный раб», а «кайся но ину» (会 社 の 犬) – это «офисный пес». Существует также термин «кароси» (過 労 死), который можно трактовать как «смерть от переутомления на работе»: в Японии не редкость самоубийства сотрудников, уставших от долгих часов работы и тяжелых условий труда.
Так что считайте, что вам еще повезло! Ведь бывает намного хуже. Правда, кому охота чувствовать себя «корпоративным скотом»?
Причин, почему работа не приносит радости, множество.
Дело в самой работе: она такая неинтересная…
Это все из-за начальства: оно контролирует каждый шаг…
Дело в компании: я еще ни разу не получил отклика о своей работе, в которую вкладываю душу…
Кажется, я выбрал не ту специальность…
Мы слышим вас. И мы здесь затем, чтобы объяснить: все может быть не так плохо, как кажется. Если у вас есть работа, уже неплохо – можете считать, что вам повезло. По крайней мере, у вас имеется хоть какая-то подстраховка, стабильный доход и основа для редизайна. Многие перебиваются от халтуры к халтуре, а кто-то, согласно статистике занятости, относится к категории «хронически безработных». Вот им намного сложнее. К счастью, в этой книге содержатся идеи и инструменты, которые будут полезны для всех – независимо от ситуации.
Если у вас пока нет работы, вы найдете тут множество отличных инструментов, которые помогут отыскать занятие по душе, а также позволят убедиться, что ваша будущая должность и есть то самое место, где вы сможете учиться, приносить пользу, развиваться и стать тем, кем видите себя в дальнейшем.
Наша философия заключается в том, что именно ВЫ выступаете дизайнером своих жизни и работы и, используя дизайн-мышление, делаете их намного лучше. Вы способны получить абсолютно новый профессиональный опыт, повлиять на отношение руководства и, возможно, даже на культуру компании в целом. Мы верим, что каждому по силам научиться добиваться успеха и создавать рабочее пространство, которое станет лучше для всех. И хорошая новость в том, что это не так и сложно.
Дисфункциональное убеждение: «Я винтик в механизме».
Переосмысление: «Я рычаг, который может воздействовать на механизм».
Дополнительное переосмысление: «Я человек, а не робот и потому заслуживаю творческой и интересной работы».
До того как вы начнете проектировать и менять свою трудовую жизнь, придется научиться мыслить подобно дизайнеру. Как это делается, мы объясним, но вам следует осознать одну очень важную вещь: дизайнеры не продумывают, а прокладывают путь. Чтобы действовать аналогичным образом, следует освоить и практиковать дизайнерское мышление. В первой книге мы привели пять установок дизайн-мышления, в этой книге их уже шесть. (Появился дополнительный и очень важный инструмент.) Вот эти установки: любопытство, нацеленность на действие, переосмысление, осознанность, радикальное сотрудничество и – бонус – сторителлинг.
Проявляйте интерес. Уделяйте внимание людям, работе и миру в целом, потому что дизайнер все начинает с чистого листа и в первую очередь задается вопросом «Почему?». Любопытство – а оно вполне естественно для человека – придаст вам сил выбраться из скорлупы и начать общаться с теми, кто интересен. Любопытство – самая важная установка дизайнерского мышления: оно побуждает к поиску и действию и лежит в основе почти любой проектной деятельности. Забудьте о рациональном мышлении (оно пригодится позже, когда будете оценивать предложенные варианты) и проявите любопытство. Окружающий мир невероятно интересен! А когда вы искренне уделите людям внимание (то есть продемонстрируете заинтересованность), они только обрадуются иметь с вами дело. Запомните: заинтересованный значит интересный.
Пробуйте новое. На этом этапе вы уже нацелены на действие – ваши вопросы и любопытство превращаются во взаимодействие с миром. В книге «ДВЖ» мы показали, как создавать прототипы разговоров и ощущений, в этой продемонстрируем гораздо больше способов заглянуть в будущее и подсмотреть, что придется по душе дома и на работе. С такой установкой вам всегда будет чем заняться, с кем поговорить и что попробовать. В этой книге мы представим эксперименты с различными стратегиями. Дизайнеры прокладывают путь и, нацелившись на действие, опытным путем узнают, что им подходит как на работе, так и в жизни.
Посмотрите на проблему под другим углом. Освоив такой важный прием, как переосмысление, или рейфреминг, вы уже не сможете зайти в тупик. Дизайнеры начинают с переосмысления возникшей проблемы, потому что та редко бывает по-настоящему сложной. Данная книга посвящена сфере труда и серьезным трудностям, которые мы называем «дисфункциональные убеждения». Речь идет о не соответствующих действительности точках зрения, которые не просто не помогают, но и мешают развиваться. Они относятся к уже не подходящим вам работе и жизни. Мы покажем, как переосмыслить эти дисфункциональные убеждения и превратить их в подлежащие решению вопросы. Вам нужно научиться менять угол зрения – это важнейший подход, который поможет щелкать проблемы как орешки. Есть старое выражение: «Правильно поставленная задача – половина успеха». Так вот, переосмысление гарантирует: если вы правильно определите проблемы, над которыми стоит работать, то наилучшим способом сумеете справиться с затруднениями на работе и в жизни. Рефрейминг настолько важен, что почти всю главу 3 мы посвятили практической отработке этого приема. Переосмысление – ваша суперспособность как дизайнера.
Осознайте, что это займет какое-то время. В процессе проектирования случаются периоды, когда вы генерируете идею за идеей. Временной отрезок, когда в вашей голове появляются хорошие, плохие и безумные решения, мы называем «фаза воображения». Далее вы сосредоточиваетесь на определенной точке зрения или прототипе, который хотите опробовать, причем фокусируетесь на интересном вопросе или очень конкретной идее. Две эти составляющие дизайнерского мышления – озарение и сосредоточенность – имеют принципиальные различия, и именно поэтому хорошие проектировщики учатся осмысленно подходить к процессу. Вы должны осознавать, когда время фонтанировать идеями, а когда – фокусироваться на чем-то одном, понимать, когда стоит продолжить задавать вопросы, а когда следует обобщить полученные ответы и двинуться дальше. Это особенно важно при работе в дизайн-команде, так как, чтобы добиться прогресса, все должны действовать в унисон. Придерживаясь процедуры, вы будете уверены, что ничего не упустили, исследовали мотивацию и сгенерировали идеи, а значит, готовы принять правильное решение.
Не стесняйтесь просить о помощи. Если решили выяснить, каким образом допустимо изменить свою профессиональную деятельность, то не можете просто остаться дома и предаться размышлениям – нужно взаимодействовать с коллегами, обращаться за помощью. Этап, на котором приходит время просить о содействии, мы называем «радикальное сотрудничество». Вы уже нацелены на действие, поэтому в этот период быстро обучаетесь, открываете для себя множество возможностей для создания прототипов и приобретаете впечатления, которые изменят вашу жизнь. Поэтому сейчас крайне важно выйти в мир и пообщаться с как можно бóльшим количеством интересных людей, занимающихся вещами, что увлекают и вас. Это ваше исследование в качестве дизайнера. Действуя в рамках радикального сотрудничества, вы также обнаружите, что не одиноки в своих исканиях и очень многие задаются теми же вопросами и испытывают те же проблемы. Так как речь идет о работе, мы настаиваем: проектирование – это совместный процесс, и многие из ваших лучших идей будут исходить от других людей. Вам нужно лишь попросить о помощи. Согласно нашему опыту, когда вы открываетесь миру, тот открывается в ответ. И это меняет все.
Расскажите свою историю. Дополнительное правило дизайнерского мышления – сторителлинг. Настроившись на рассказ своей истории, вы не упустите возможность поразмыслить над уже состоявшимися беседами и полученным опытом и станете изыскивать новые способы заинтересовать окружение. Все любят хорошие истории, а при условии, что вы проявляете любопытство, нацелены на действие и создаете множество прототипов, у вас появится уйма историй. Вы можете стать отличным рассказчиком, и, как только это случится, сторителлинг превратится в один из основных способов взаимодействия с окружающими, профессионального развития и жизненных перемен. Стоит вам начать рассказывать о себе, как произойдет удивительная вещь: мир в ответ поведает собственную историю в виде возможностей трудоустройства, новых друзей и творческих способов достижения ваших целей. Помните, как, говоря о любопытстве, мы сказали, что заинтересованный значит интересный? Это правда. Другая сторона этой идеи в том, что интересный означает интересный, и именно она лежит в основе мышления рассказчика. Объединив искреннее любопытство с мастерством рассказывать истории, вы получите в свое распоряжение мощное сочетание двух приемов. Но чтобы мир смог вам ответить, следует поведать ему собственную историю. Мы покажем, как это сделать.
Освоив новый подход, сторителлинг, вы обратитесь к невероятно мощному источнику человеческого опыта – повествованию. Рассказывание историй – естественный элемент эволюции человека. Посредством сторителлинга мы обдумываем свои переживания и жизнь, общаемся друг с другом. Лиза Бортолотти, профессор философии Бирмингемского университета, предположила, что мастерство рассказчика повышает наши сексуальную привлекательность и шансы на появление потомства. Доктор Пол Зак, руководитель Центра нейроэкономических исследований в Клермонтском университете, провел исследование, показавшее, «что иммерсивные истории способны менять наши отношение, мнение и поведение». Сторителлинг, особенно применительно к самому себе, может стать мощным способом изменить собственное впечатление от работы. Это, вероятно, объясняет, почему пещерные люди, мужчины и женщины, расположившись на камнях вокруг нового продукта технологии, огня, начали рассказывать истории. И больше уже не останавливались. Хороший рассказ и хороший рассказчик приветствуются и у костра, и у офисной микроволновки, и на скамейке, пока дети играют в футбол. Мы покажем, как стать таким человеком.
Обратитесь к сторителлингу – станьте привлекательнее.
Если же нынешняя история вас не устраивает, не расстраивайтесь. Мы поможем вам спроектировать такую профессиональную деятельность, какую вы хотите, и одновременно переписать историю вашей жизни. Поможем стать любопытнее, научим пробовать новое и занимать активную жизненную позицию. В итоге нам хотелось бы, чтобы вы проявляли интерес и творческий подход ко всему, чем занимаетесь на работе. Ведь правда заключается в следующем: если вы в корне недовольны своей профессиональной деятельностью – вы в корне недовольны своей жизнью.
Так жить нельзя.
Вы должны испытывать удовлетворение от работы. А миру нужно больше счастливых и увлеченных сотрудников.
На страницах этой книги мы поделимся собственными историями, а также историями наших читателей, участников мастер-классов и других людей, которые применили идеи и инструменты «ДВЖ», чтобы изменить место работы, карьеру и компанию. Все они такие же люди, как и вы, просто заставили работу работать. Мы покажем, как спроектировать такую трудовую жизнь, которая будет интересной и занимательной, принесет моральное удовлетворение и позволит ощутить собственную значимость.
В будущем работа станет приносить вам счастье. Нужно только узнать, как подобраться к этому будущему.
Давайте начнем…