Введение

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений овладения счетной деятельностью у детей обусловлен тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка.

Развитие математических представлений у детей имеет практическую важность, поскольку человеку постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Счетная деятельность играет важную роль не только для подготовки детей к обучению в школе, на начальном этапе школьного обучения, но и в течение последующих лет при усвоении программ по математике, физике, химии, географии, труду и т. п., обеспечивая общеобразовательную подготовку.

Цель дисциплины:

Ознакомление студентов с особенностями проявления специфических нарушений счетных навыков (дискалькулии) у детей дошкольного и младшего школьного возраста; спецификой ее диагностики, преодоления; теоретическими и методологическими основами организации коррекционного воздействия.

Задачи дисциплины:

– формирование представлений о механизмах и симптоматике дискалькулии у дошкольников и младших школьников;

– сообщение фактических знаний об особенностях проявлений предрасположенности к дискалькулии у дошкольников и младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР);

– определение значимости учений отечественных и зарубежных исследователей в области изучения и коррекции дискалькулии у детей;

– формирование у студентов умения осуществлять коррекционную направленность педагогического процесса с учетом применения научно обоснованных диагностических методик, направленных на выявление факторов риска возникновения дискалькулии, направлений, содержания и приемов логопедической работы по профилактике и коррекции данного нарушения у дошкольников и младших школьников;

– подготовка студентов к участию в коррекционно-педагогическом процессе по профилактике и коррекции дискалькулии у дошкольников и младших школьников.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В процессе изучения содержания дисциплины студент овладевает следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

– способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

– способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными

– способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

– способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с нарушениями речи и ОВЗ (ПК-1);

– готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

– способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

в области диагностико-консулътативной деятельности:

– способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи и с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

– способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

– способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

– готовность к оказанию консультативной помощи лицам с нарушениями речи и с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

– способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

– в области культурно-просветительской деятельности:

– способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Преподавание дисциплины «Дискалькулия у детей» строится с учетом знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки (логопедия, логопедические практикумы, логопедические технологии, онтогенез речевой деятельности), медико-биологическим (анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология и др.) и общегуманитарным (коррекционная педагогика, психология, педагогика и др.) дисциплинам.

Принцип интегрирования знаний из различных областей наук позволяет сформировать у студентов современные научные подходы к изучению общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета в совокупности анатомо-физиологических, психолингвистических, социально-психологических факторов. Вопросы изучения факторов риска возникновения дискалькулии, и в частности, нарушений пространственных представлений, зрительно-моторной координации, слухоречевой и зрительной памяти, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, восприятия и воспроизведения ритма, логических операций, речи, пальцевого гнозопраксиса, развития ручной моторики, временных и количественных представлений, рассматриваются с учетом представлений об общих закономерностях нормального и аномального развития в рамках деятельностного подхода и системного анализа, с позиции учения о функциональных системах и межфункциональных взаимодействиях, о первичном и вторичном дефекте, с учетом положения того, что невербальные психические процессы являются базой для развития речи, и в то же время речь развивает, совершенствует, перестраивает многие неречевые психические функции и др.

Учебный процесс организуется в системе лекций, а также предусматривает самостоятельную работу студентов. Содержание лекций формирует теоретическую основу подготовки студентов по данной дисциплине. Самостоятельное знакомство студентов с научно-методической литературой способствует формированию навыков работы с литературными источниками, позволяет уточнить и расширить полученные теоретические знания, оценить вклад ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области изучения профилактики и коррекции дискалькулии у дошкольников и младших школьников, обогащает научно-педагогический кругозор. Самостоятельный подбор речевого и дидактического материала, используемого на различных этапах коррекционного воздействия, формирует у студентов практическую основу овладения материалом данной дисциплины.

Содержание учебного материала курса определяется объемом теоретических знаний и практических умений, необходимых специалисту для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Программа предполагает последовательное изложение учебного материала: комплексное исследование невербальных и вербальных функций, лежащих в основе формирования навыка счета, изучение механизмов, симптоматики и классификации дискалькулии, вопросов профилактики и коррекции дискалькулии.

Особое внимание при рассмотрении вопроса о профилактике дискалькулии у дошкольников и младших школьников уделяется содержанию логопедической работы, основанной на механизмах нарушений счетной деятельности с учетом классификации дискалькулии. Подчеркивается значение знаний о методах и приемах логопедической работы по предупреждению возможных отклонений в формировании счетной деятельности, нарушений в овладении лексико-грамматическим строем речи на основе математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математической символикой и т. п. с целью готовности детей к школьному обучению. Раскрываются педагогические понятия, являющиеся основополагающими для данной дисциплины.

Основные дидактические единицы

Примечание: понятия, отмеченные звездочкой должны войти в активный словарь студентов.

акалькулия*

вербальная дискалькулия*

временные и количественные представления*

графическая дискалькулия*

дискалькулия*

дислексическая дискалькулия*

зрительно-моторная координация*

культура познания математики*

операциональная дискалькулия*

оптико-пространственный гнозис и праксис*

общефункциональные механизмы речевой деятельности*

пальцевый гнозопраксис*

практогностическая дискалькулия*

предметно-развивающая среда

пространственные представления *

профилактика школьная неуспеваемость*

речевая деятельность*

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Промежуточная аттестация качества усвоения студентами знаний по курсу определяется в течение семестра в виде устных опросов и практических заданий, направленных на выявление уровня овладения методами и приемами профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи в ходе логопедического воздействия, умения использовать речевой и дидактический материал, различные виды наглядности на разных этапах коррекционной работы, использование предметных, предметно-схематических, графических моделей, использование экспериментирования и опытов и т. п.

Итоговая аттестация по курсу

Курс завершается зачетом, который предусматривает выявление:

– качества усвоения теоретического материала курса;

– умения использовать теоретические знания для решения практических вопросов логопедической работы по профилактике и коррекции дискалькулии у дошкольников и младших школьников;

– качества усвоения основных понятий курса;

– степени сформированности практических умений и навыков по профилактике и коррекции дискалькулии у дошкольников с нарушениями речи;

– уровня знания основных научно-методических исследований в области изучения диагностики, профилактики и коррекции дискалькулии у дошкольников и младших школьников.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает:

– самостоятельное изучение некоторых тем учебной программы, освещенных в литературе (например, «Почему ребенок не хочет учиться?», «Шестилетки в школе», «Многие ли дети умеют учиться?»);

– изучение и реферирование предложенных литературных источников;

– составление библиографии по предложенной теме;

– подбор дидактического и речевого материала для исследования профилактики и коррекции дискалькулии.

Загрузка...