Шпионаж
Шпион. Источник: https://ru24.net/smi/bgr-news-front-info/316475083/
У дипломатии наблюдается тесная связь со шпионажем или сбором разведывательных данных. В отношении посольств можно сказать, что это базы как для дипломатов, так и для шпионов, причем некоторые из дипломатов на самом деле представляют собой открыто признанных шпионов. К примеру, для военных атташе важно располагать обширными знаниями о вооруженных силах страны, к которой они приписаны. Они не стремятся к сокрытию этой роли и, как таковые, приглашаются лишь на разрешенные их хозяевами мероприятия,, такие, например, как авиашоу или военные парады.
Также многие посольства наполнены работающими там тайными шпионами. Их наделяют поддельными должностями, однако в их основную задачу входит осуществление нелегального сбора разведданных, что становится возможным благодаря координации групп из шпионов либо местных жителей.
Шпионы, которые работают в посольствах, обычно самостоятельно не производят сбор большого объема информации, а их личности, как правило, известны оппозиции. Подобные дипломаты могут оказаться изгнанными из посольства, но чаще всего контрразведывательные органы предпочитают держать их под пристальным наблюдением на местах.
Сбор шпионами информации в дипломатии становится все более значимым. Без разведывательных спутников и агентов, которые следили бы за их соблюдением, договоры о контроле над вооружениями были бы нереальны. Получаемая шпионами информация является полезной почти во всех формах дипломатии – от торговых соглашений до пограничных споров.
Неприкосновенность дипломатов
Соблюдение неприкосновенности дипломатов (это еще известно как дипломатический иммунитет) – старая история и то, что лежит в основе современной концепции дипломатической неприкосновенности. Истории известны случаи убийства дипломатов, это обычно рассматривают как серьезное оскорбление чести. Чингисхан и монголы-завоеватели прекрасно известны, и в том числе своей решительностью в области настаивания на правах дипломатов, и если какое-то государство позволяло себе нарушать данные права, они жестоким образом ему мстили.
Установление дипломатических прав произошло в семнадцатом столетии (в его середине) в Европе. После имело место распространение этого по всему миру.
Формализация рассматриваемых прав осуществилась благодаря Венской конвенцией о дипломатических отношениях (год 1961-й). Этой конвенцией обеспечивается защита дипломатов от преследований либо судебного преследования во время их дипломатической миссии.
При совершении дипломатом серьезного преступления при его нахождении в стране пребывания, его могут объявить нежелательным лицом (персоной нон грата). Потом таких дипломатов зачастую на родине судят за совершенные ими преступления.
Неприкосновенна также и дипломатическая связь (так, про крайней мере, считается). И давно уже дипломатам разрешили перевозку документов через границу без обыска. Существует для этого даже механизм, называемый «дипломатической почтой». Если цифровая или радио- связь для посольств превратились в более стандартизованные, дипломатическая почта по-прежнему довольно распространена, и некоторые страны, не исключая США, идут на объявление дипломатической почтой целых транспортных контейнеров, чтобы обеспечивать доставку в страну конфиденциальных материалов (нередко строительных материалов)
Во времена враждебности сторон дипломатов зачастую отзывают из соображений личной безопасности, а также в случаях, когда страна пребывания считается дружественной, но имеет место существование предполагаемой угрозы со стороны внутренних диссидентов. Послов и других дипломатов иной раз временно отзывают странами их происхождения – ради выражения таким образом неудовольствия страной их пребывания. В обоих случаях служащих низшего звена по-прежнему оставляют, чтобы они занимались дипломатией.
Арбитраж и посредничество Международный арбитраж
Иногда страны прибегают к использованию возможностей международного арбитража, когда сталкиваются с требующим разрешения спорным либо конкретным вопросом. Для подобных разбирательств на протяжении большей части истории формальные или официальные процедуры не существовали. Общепризнанным было то, что ими обеспечивалось соблюдение общих принципов и протоколов, которые касались международного права и правосудия.
Они иной раз принимали форму официальных арбитражей и посредничества. В таких случаях возможен созыв дипломатической комиссии, чтобы обеспечить выслушивание всеми сторонами вопроса и принять базирующееся на международном праве какое-то решение. В современную эпоху выполнением большей части этой работы занимается Международный суд в Гааге либо иные формальные комиссии, агентства и трибуналы, работающие при ООН (Организации Объединенных Наций).
Ниже дано приведение примера [2]:
Договор Хэя-Герберта был принят после того, как Соединенные Штаты и Великобритания передали международному посредничеству спор о границе между Канадой и США.
Президент Бразилии Пруденте де Мораиш обменивается рукопожатием с королем Португалии Карлосом I во время восстановления дипломатических отношений между Бразилией и Португалией после переговоров при посредничестве королевы Соединенного Королевства Виктории, 16 марта 1895 года.
Конференции
В иных случаях поиск решения происходил путем созыва международных конференций. В подобных случаях меньше формального применения международного права и основных правил. В то же время ожидается, что участники станут руководствоваться принципами международной справедливости, протокола и логики.
Некоторые из примеров официальных конференций [2]:
Антон фон Вернер, Берлинский конгресс (1881 г.): заключительная встреча в рейхс канцелярии 13 июля 1878 г.
Венский конгресс (1815 г.). После поражения Наполеона осталось решить множество дипломатических вопросов. Это включало форму политической карты Европы, диспозицию политических и националистических притязаний различных этнических групп и национальностей, желающих иметь некоторую политическую автономию, и разрешение различных притязаний различными европейскими державами.
Берлинский конгресс (13 июня – 13 июля 1878 г.) – встреча ведущих государственных деятелей европейских великих держав и Османской империи в Берлине в 1878 г. После русско-турецкой войны 1877—1878 гг. изменить ситуацию на Балканах.
Переговорные процессы
Иногда странами практикуется созыв официальных переговорных процессов, чтобы урегулировать определенный спор или закрыть конкретный вопрос между рядом стран, являющихся сторонами в каком-либо споре.
Переговоры подобны конференциям, так как технически у них не имеется установленных процедур или правил. В то же время имеет место существование общих принципов и прецедентов, содействующих определению направления такого разбирательства.
Рассмотрим соответствующие примеры [2]:
Кэмп-Дэвидские соглашения – созваны в 1978 году президентом Соединенных Штатов Джимми Картером в Кэмп-Дэвиде для достижения соглашения между премьер-министром Израиля Мехамом Бегином и президентом Египта Анваром Садатом. После нескольких недель переговоров было достигнуто соглашение и подписаны соглашения, которые позже привели непосредственно к мирному договору между Египтом и Израилем 1979 года.
Портсмутский договор – вступил в силу после того, как президент Теодор Рузвельт собрал делегатов из России и Японии для урегулирования русско-японской войны. Личное вмешательство Рузвельта уладило конфликт и принесло ему Нобелевскую премию мира.
Решение проблем
Со временем изошло развитие различных процедур и процессов для решения дипломатических споров и вопросов.
Умиротворение как политика уступок
Под умиротворением понимают политику уступок агрессору ради избежания конфронтации. Данную политику не принято считать законным инструментом современной дипломатии.
Дипломатия малых государств
Все большее количество внимания в международных отношениях и дипломатических исследованиях уделяется малой государственной дипломатии. На малые государства в большей мере оказывают влияние происходящие за пределами их границ события,, такие скажем, как происходящие в мировой экономике, водная безопасность и изменение климата.
Дипломатия представляет собой основное средство, с помощью которого малые государства могут обеспечить достижение своих целей на мировой арене. Это означает, что у малых государств имеются серьезные стимулы для участия в международном сотрудничестве. Однако в их распоряжении находятся ограниченные ресурсы, из-за чего обеспечение эффективной дипломатии для них проблематично, а стоящие перед ними задачи – уникальны.