Примечания

1

Oxy. I.12, столбец iv:Ὀλυμπιάδι ἑκατοστῇ δωδεκάτῃ . . . ταύτης κατὰ τὸ πρῶτον ἔτος Ἀλέξανδρος ὁ Φιλίππου Τύρον εἶλεν· καὶ Αἴγυπτον παρέλαβε ἐκουσίως αὐτὸν προδεξαμένων τῶν ἐνχωρίων διὰ τὸ πρὸς Πέρσας ἐχθρόν.

2

Πολυπραγμονῶν τι Ἀμύντας ἀποθνλησκει ὑπὸ τῶν ἐγχωριών (Арриан, II.13.3).

3

Hogarth D.G. Alexander in Egypt, J.E.A. II (1915). P. 55.

4

Там же.

5

Страбон. География. Кн. XVII. М., 1964.

6

Gaston Jondet. Les Ports submergés de l’ancienne Ile de Pharos (Mémoires présentés а l’Institut Egyptien, vol. IX, Cairo, 1916).

7

Les Ports antéhelléniques de la côte d’Alexandrie, et l’empire Crétois, Bull. De l’Institut français d’archéologie orientale (1919), т. XVI.

8

Сэр Флиндерс Питри пишет мне: «Затопленная гавань вполне может оказаться эллинистической. Там произошла большая осадка. Катакомба находится в 9 футах под водой, а она должна была располагаться намного выше уровня моря для защиты от сырости, скажем в 15 футах и выше. Однако и это еще не все; берег опустился еще на 20 футов, а потом поднялся, как Путеолы, до теперешнего уровня».

9

Breccia. Alexandrea ad Aegyptum. P. 66, 67.

10

Витрувий называет его македонянином, но в вопросах местной истории Александрии «История» является более достоверным источником.

11

По одной версии (Арриан, Страбон), архитекторы собирались разметить линии, как обычно, светлым песком, но его не хватило, и тогда они взяли белой муки у воинов. Предзнаменование заключалось в том, что они неожиданно взяли муку. По другой версии той же истории (Курций Руф. История Александра Великого), архитекторы с самого начала решили размечать линии мукой; это было в обычае у македонцев при закладке городов (Курций Руф) – что, как мы видим, несовместимо с первым вариантом предания, – и знамение состояло в том, что слетелись птицы и склевали муку. В первом варианте птицы совсем не упоминаются.

12

Страбон, XVII. С. 814.

13

Киренец Феодор у Платона (Политик, 257B) называет Аммона «нашим богом».

14

В связи с поездкой Александра Магаффи создал одну несуществующую проблему. Он пишет: «Интереснее отметить, что ни в одном из источников не говорится об использовании верблюдов в этом походе» – и объясняет это странное умолчание гипотезой, согласно которой верблюды еще не были одомашнены в Египте. Он проглядел место у Курция Руфа, IV.7.12: «Aqua etiam defecerat, quam utribus cameli vexerant» («Не хватало уже и воды, которую везли в мехах верблюды»).

15

Масперо передает рассказ путешественника XIX века Бейла Сент-Джона, побывавшего в Сиве в 1847 году, о странном совпадении. Он и его спутники на какое-то время сбились с дороги в пустыне. «В этом напряженном состоянии мы увидели двух воронов, которые недолго покружили в воздухе, а потом полетели на юго-запад. Если бы мы жили в суеверный век, то сочли бы это достаточным указанием и последовали бы за нашими любезными проводниками, быть может, потомками тех птиц, которые в схожих обстоятельствах и, согласно преданию, очень близко от места, в которое мы прибыли, избавили Александра Великого от ужасов бездорожной пустыни. Если бы мы вняли предзнаменованию, мы не ошиблись бы; но мы не поддались советам фантазии и стали ждать возвращения Вахсы (проводника), который определенно исправил свою ошибку наилучшим способом» (Maspero. Adventures in the Libyan Desert, 1849. P. 69).

16

См.: C. D. Belgrave. Siwah (1923).

17

Сэр Флиндерс Питри пишет: «Мафкат – это только малахит; мафкат нешау, «несовершенный мафкат», – зеленый шпат; изумруд был неизвестен до греческих времен, так же как и «предок изумруда», или берилл».

18

Maspero. Etudes de Mythologie et d’Archéologie Egyptiennes. V. VI (1912). P. 271.

19

Страбон, XVII. С. 814.

20

Арриан, VI.19.4.

21

См.: W.W. Tarn in Journal of Hellenic Studies, XLI (1921). P. 2.

22

J.E.A. II (1915). P. 38.

23

По-видимому, персы не считали (хотя Эсхил полагал, что считали) великого царя богом или сыном бога.

24

Арриан, III.2.7.

25

Можно усомниться в правоте Арриана, называющего номархами людей, чья власть простиралась над всем Нижним и Верхним Египтом. См.: Holwein. Musée Belge, XXVIII (1924). P. 125 и дальше.

26

«В греческом тексте дается форма «Петисий», но в папирусах часто встречается более полный вариант, который переводится как «дар Исиды» – по существу, это греческое имя Исидор. Имя Долоасп неизвестно мне как египетское и, вероятно, является персидским» (Флиндерс Питри).

27

Арриан, III.5. (Пер. с лат. М.Е. Сергеенко.)

28

Демосфен. Против Дионисодора.

29

Перевод с древнегреческого Г.А. Тароняна.

30

W.W. Tarn. Journal of Hellenic Studies XLI (1921). P. 5. Эта статья важна для понимания того, какой пост занимал Пердикка.

31

Тарн считает, что утверждение взято у Клитарха и недостоверно.

32

То, что тело было сначала оставлено в Мемфисе, подтверждается фрагментом надписи, вырезанной на куске паросского мрамора (Athen. Mitt., XXII (1897). P. 187).

33

XVIII. P. 28.

34

XVII. P. 794.

35

Два документа (O. Rubensohn. Elephantine-Papyri, 2 Berlin, 1907; Grenfell and Hunt. The Hibeh Papyri, 84a, 1906) могут датироваться 301–300 гг. до н. э.; остается неясным, означает ли «пятый год» пятый год правления Птолемея или пятый год после того, как Менелай стал жрецом. См.: H. I. Bel. Archiv, VII (1923). P. 27–29, ср.: Plaumann, Pauly-Wissowa, статья Hiereis.

36

От ptolemos – эпической формы слова «война», polemos.

37

В папирусе из Эль-Хибы, также относящемся к тому времени, мы видим обычную форму Lagos.

38

Цари из династии Птолемеев обычно не назывались Лагидами в древности, хотя наименование Лагид встречается в поэме Феокрита. В наши дни у французских ученых принято называть их les Lagides, Лагиды.

39

Арриан. События после Александра, I.5; Дексипп. F.H.G. III. С. 668.

40

Надпись на куске паросского мрамора относит завоевание Сирии и Финикии к 319–318 годам до н. э.

41

Agatharchides. F.H.G. III. P. 196.

42

Магаффи утверждает, что Птолемей занял Кипр в 320 году до н. э., но, кажется, это ничем не подтверждено.

43

Буше-Леклерк, как мы видели, считает, что именно в том походе Птолемей захватил Иерусалим в субботний день.

44

См.: Bouché-Leclercq. I. P. 58, note.

45

В феврале 308 года до н. э. царица Береника родила на Косе сына (будущего Птолемея II). Ernst Meyer. Untersuchungen z. Chronol. d. Erst. Ptol. (1925). S. 65.

46

См. разбор дат и критику мнения Белоха в: W.W. Tarn. Antigonos Gonatas. P. 449 и дальше.

47

Магаффи скептически отнесся к прочтению, предложенному Ревийю, и, возможно, справедливо. Однако в данном случае его вариант, по всей видимости, был принят.

48

Rubensohn. Elephant. P. 22, 23.

49

В основе данного перевода лежит перевод, который дает Магаффи в своей «Истории», с изменениями согласно французскому варианту, приведенному Буше-Леклерком. Перевод Магаффи местами невразумителен, отчасти из-за опечаток. Также см.: Wilcken. Zeitschr. f. äg. Spr. XXXV. S. 81ff.

50

Хабабаш – фараон IV века, вставший во главе египтян в борьбе против персов.

51

Elephant. 1–4.

52

Исократ. Бусирис, 12.

53

«Ветер, который так упорно дует с моря вверх по долине Нила в сторону далекой Нубии, обычно называется северным, но на самом деле это северо-западный ветер, как я могу удостоверить на основании внимательного наблюдения в течение двух сезонов. Следовательно, он дул прямо на берег на пути вдоль побережья от Газы до Пелусия». (M.)

54

«Этот редко посещаемый участок Пелусия был описан Гревиллом Честером в отчете Фонда исследования Палестины за 1880 год, с. 149. Там есть два телля, или холма, которые местные называют Золотой холм и Серебряный холм, потому что в них найдено было множество монет. Теперь их окружает соленое болото, через которое не может пройти ни один верблюд и которое мистер Честер преодолел с большим трудом, временами проваливаясь в грязь по колено. Видимо, здесь, как и в Александрии, море наступило на берег и превратило нижний уровень города в болото. Но, должно быть, его всегда было легко защитить каналами и плотинами, а также стенами».

55

Диодор, XXI. 5.

56

Плутарх (Деметрий, 31) сообщает, что Агафокл, сын Лисимаха, уже был женат на «дочери» Птолемея в 300 году до н. э. Павсаний (I.10.3) утверждает, что жену Агафокла звали Лисандрой. По мнению Евсевия (I.232), Лисандра, дочь Птолемея, вышла замуж за Александра, сына Кассандра (умершего в 293 году до н. э.). Если все это правда, то мы вынуждены предположить, что у Птолемея было две дочери по имени Лисандра. Если же придерживаться версии с одной Лисандрой, то мы должны предположить, что она вышла за Агафокла после смерти Александра, и в таком случае придется отвергнуть утверждение Плутарха как ложное.

57

Плутарх. Деметрий, 32.

58

Евсевий. Хроника, II.118.

59

Иосский декрет, B.C.H. XXVII (1903), с. 394 и дальше.

60

Rehm. Das Delphinion in Milet. S. 306, 307.

Загрузка...