Вопросы интеграции сопровождают человечество на всех исторических этапах его развития. Многие ученые склоняются к тому, что интеграция является развитием концепции космополитизма, которая зародилась в Древнем мире [4]. В ее основе лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран как частей одного целого человечества [22]. Идеи космополитизма в России развивали такие видные деятели, как Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. Ф. Федоров и многие другие. В конце XIX в. русский философ и социолог П. Л. Лавров ввел понятие «космополитическая индустрия и торговля». Он писал о единстве и солидарности человечества. Считал, что одним из важнейших моментов в истории человеческой мысли был тот, когда нации и государствав процессе борьбы за мировое господство пришли к пониманию о единстве человечества и его действительных интересах и потребностях, независимо от расы, национальности и государства. Объединяясь во имя единой цели, будь то обеспечение безопасности жизни населения, достижение определенного социального уровня жизни и др., люди перестают делить интересы на национальные, патриотические т. и., тем самым приходя к идеям космополитизма. Отсюда следует, что интеграция как процесс объединения людей – это основа космополитизма.
Понятие «интеграция» в философии, социологии, экономике, политологии появилось в середине XX века и означало целостность, структуру.
По окончании Второй мировой войны в поисках средств обеспечения безопасности, ликвидации социального неравенства элита стран Западной Европы обратилась к идее единства, которая позднее переросла в философию западноевропейской интеграции. Самым значительным примером реализации так называемой европейской идеи стало формирование и последующая эволюция Европейского Союза. В 1967 г. была создана Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), основными задачами которой на тот момент стали обеспечение военно-политической стабилизации в регионе и содействие экономическому росту стран. Значительно позже интеграционные процессы начались за океаном, в Северной и Южной Америке. В 90-х гг. XX в. в Северной Америке США, Канада и Мексика подписали соглашение НАФТА. В этот же период в Южной Америке был сформирован МЕРКОСУР – Южноамериканский общий рынок.
Сегодня вопросы интеграции также являются актуальными, причем не только в мировом масштабе, но и на уровне отдельного региона, отрасли, предприятия. За последние десятилетия было написано много научных трудов, посвященных развитию теории интеграции. Безусловно, это связано с тем, что процессы интеграции затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, будь то образование, культура, экономика, политика, бизнес.
Интенсивное развитие информационных технологий привело в конечном итоге к глобальной цифровизации современного общества, поэтому реализация идей теории интеграции стала более доступной и реальной.
Теорию интеграции развивали такие ученые, как Р. Шмед, X. Кельзен, Д. Шиндлер, И. Валлерстайн, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, Б. В. Ахлибинский, Г. Павельциг и др. Исследователи рассматривали интеграцию как необходимый этап развития общества. На основе анализа их трудов мы уточнили данное понятия и сформулировали следующее определение: интеграция подразумевает процесс объединения каких-либо элементов в единое целое, в результате которого происходят качественные изменения элементов и/или их взаимоотношений, приводящие к созданию новой системы и ее связей с внешней средой.
В работах ученых Б. А. Ахлибинского, Б. М. Кедрова, А. Д. Урсула и др. рассматриваются разные варианты развития межорганизационных, межфункциональных отношений в процессе интеграции. Элементы, образующие новую систему, могут, во-первых, сохранять способность существовать независимо от интеграционных связей; во-вторых, приобретать новые свойства, которые теряются вне данного взаимодействия; в-третьих, формируют такие взаимосвязи, которые создают качественно новую совокупность свойств и связей, что вне данной системы не могут существовать [3].
Таким образом, потребность в организации процесса интеграции в обществе возникает, когда необходимо вывести систему на новый уровень, объединив функции различных элементов и создав новые цели взаимодействия между ними. Следовательно, интеграция является условием развития систем [14].
Процессы интеграции затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, поэтому нельзя рассматривать их отдельно друг от друга. Мировая интеграция обусловливает культурную, политическую и экономическую интеграции, которые, в свою очередь, определяют интеграцию в образовании и бизнесе. Получив скачок в развитии в послевоенные 50-е годы, идея интеграции сегодня широко и повсеместно используется. Так, в конце XX века в условиях международной экономической интеграции в бизнесе появилась концепция логистики, которая позже трансформировалась в управление цепями поставок. Цепи поставок рассматриваются как объединение разнородных элементов, создающее замкнутый контур между производством и потреблением. Данный контур характеризуется внутренней согласованностью звеньев цепи, с одной стороны, и внутренним равновесием, с другой стороны [31]. В синергетике интеграция рассматривается как процесс и результат нахождения оптимальной структуры связей между элементами, при которой активизируется развитие каждого из них. В общей теории систем определяющим признаком интеграции выступает наличие композиции, при которой эффект от сотрудничества частей превышает сумму эффектов их обособленного функционирования (принцип холизма).
В России в настоящее время компании находятся на стадии активного формирования интеграционных связей внутри цепей поставок. Производственные и торговые предприятия активно внедряют информационные технологии, позволяющие совместно осуществлять планирование бизнес-процессов и управлять ими [35]. Например, крупная российская рознично-торговая компания Х5 Retail Group успешно внедрила и использует в своих цепях поставок процесс S&OP (Saleand Operation) – планирование продаж и операций. На данный момент времени компания совместно с основными поставщиками внедряет методологию по совместному планированию и прогнозированию спроса и управлению запасами (CPFR – Collaboration Planning, Forecast and Replenishment).
Эволюция развития мировых интеграционных процессов позволяет нам сделать вывод, что интеграция характеризуется глубиной проникновения, то есть организация интеграционных процессов осуществляется «сверху вниз», начиная с объединения элементов верхнего уровня и спускаясь к интеграции элементов нижних уровней.
Однако без предварительной интеграции функций в рамках отдельной организации нельзя говорить об успешности интеграционных процессов на межорганизационном уровне.
На основании сказанного можно прийти к выводу, что интеграция – это двунаправленный процесс. На верхнем уровне задается тенденция и определяется необходимость интеграционных процессов, а на уровне отдельной организации создается основа для формирования связей в межорганизационных отношениях.
В философии интеграция рассматривается в диалектическом единстве с дифференциацией. В процессе взаимодействия разнородных элементов рано или поздно появляются процессы, противоречащие тенденции интеграции. При определенных обстоятельствах дезинтеграция приобретает перевес и прерывает интеграционный процесс. На протяжении всей истории человечества всегда существовал дисбаланс обеих тенденций. Проявление соотношения данных процессов объясняет развитие любой системы, поскольку оно обусловлено дифференциацией целого выделением в нем дополнительных функций и объединением в новое целое.
Одним из факторов дезинтеграции являются межорганизационные отношения, которые постоянно находятся в развитии и имеют тенденцию отклоняться то в сторону синергии, то в сторону конфликтов. Управление цепями поставок всегда будет оставаться управлением компромиссов, нахождением баланса интересов компаний-партнеров. Следовательно, логистическая интеграция ограничена экономическими реалиями, которые в данном случае выступают как дезинтеграционные процессы.