Лекарь, не знающий методов диагностики, похож на человека, заблудившегося в пустыне, он никогда не откроет облик болезни.
Целью диагностики в тибетской медицине является установление истинных причин заболевания с тем, чтобы посредством лечения устранить их и вернуть организм в здоровое состояние.
В этом состоит коренное отличие тибетской медицины от аллопатической (западной) медицины, усилия которой направлены лишь на устранение симптомов заболевания, и лечение не затрагивает подлинной сути болезни. Вот почему врач западной медицины, как правило, не находит времени, чтобы узнать обстоятельства возникновения и развития болезни, характер питания и образ жизни своего пациента, его психоэмоциональное состояние, и выносит суждение исключительно на основании жалоб больного и одного-двух явных симптомов и, более всего ориентирован на инструментальные методы диагностики. Если бы врач стремился выяснить суть болезни, то ошибки, при таких скудных данных, были бы почти неизбежны. Как сказано в классическом медицинском трактате «Чжудши», «лекарь, не различающий признаков болезни, пар может принять за дым, а дождевую тучу принять за туман».
Но в том-то и дело, что врач-аллопат изначально видит свою задачу лишь в устранении симптомов, а не лечении болезни – поэтому его действия вполне закономерны. При повышенной температуре он выпишет жаропонижающие средства, при высоком давлении – гипотензивные препараты, при нервном возбуждении – седативные средства, при кожных проявлениях – гормональные мази, при астматической одышке – гормональные ингаляторы и т. д.
Последствия такого «лечения», как правило, бывают плачевными. По существу, человек остается без какой-либо надежды избавиться от своей болезни, попадает в физическую и психологическую зависимость от принимаемых химических средств, а их побочное действие окончательно разрушает его здоровье. Длительным приемом химических препаратов, таких как гормоны и цитостатики, можно добиться кратковременной ремиссии, приглушения основных острых симптомов заболеваний. Но в конечном итоге человек попадает в «мышеловку» – он становится надолго или навсегда привязан к таблеткам, порошкам, инъекциям.
Даже в таком огромном мегаполисе, как Москва, центре культуры и науки, в том числе медицинской, человек, по существу, остается со своей болезнью один на один, несмотря на множество научно-исследовательских институтов, работающих над проблемами лечения самых различных заболеваний. А ведь это огромные учреждения, занимающие десятки тысяч метров площади и оборудованные самой современной и совершенной техникой. Казалось бы, созданы все условия для того, чтобы каждый человек мог получить квалифицированную медицинскую помощь, включая диагностику, чтобы, следуя рекомендациям врача, сохранить или вернуть утраченное здоровье. Однако на деле мы видим совершенно иную картину.
Пациент обращается со своими жалобами к одному врачу, который отсылает его к другому, тот – к третьему. И так начинается бесконечное хождение по кругу, от специалиста к специалисту, каждый из которых рассматривает симптомы заболевания лишь в узких рамках своей специализации. Если же случай не укладывается в эти рамки, врач оказывается бессилен. И конечно, не видя причины недуга, не определив корень зла, он не возьмет на себя полную ответственность за лечение.
Примером медиков, которые могли лечить всех членов семьи (от мала до велика) являлись земские врачи в России в XIX веке. Хотя в их арсенале не было никаких технических приспособлений ни для диагностики, ни для лечения, земские врачи тем не менее овладевали методами народной медицины. Они могли провести полный осмотр пациента, не побрезговав осмотреть не только кожу, слизистые оболочки, но и нечистоты больного (кал, мочу), «включить» обоняние для различения запахов пота, ног, испражнений и прочая. Каждый земской врач мог оказать помощь больному, используя кровопускание из вен (иногда и артерий, при необходимости), поставить банки, «вправить» живот, наложить шину при переломах и даже принять роды. Подобными методами владели эмчи-ламы в буддийских республиках России – Бурятии, Калмыкии, Тыве, куда тибетская медицина пришла вместе с буддизмом. В Бурятии возводились дацаны (храм множества лам), где наряду с философскими факультетами «цаннид» создавались медицинские факультеты «манба».
Между тем во многих случаях болезнь сопровождается таким множеством симптомов, что разобраться в них оказывается весьма сложно. Что делать, если они не укладываются в стандарты мышления врача современной медицины? Как соединить их в единую и ясную картину заболевания? Или пытаться справиться по отдельности с каждым из симптомов в надежде хоть на какой-то прогресс? Чаще всего так и бывает.
Но задумаемся, откуда произошли эти стандарты мышления и разграничение медицинских специализаций? Откуда, например, взялось стереотипное мнение о том, что при повышенном давлении пациенту непременно следует прописать бессолевую диету? Откуда взялось мнение, что соль вредна для организма? И почему люди, которые послушно отказываются от соли и пьют по два-три литра воды в день, не избавляются от отеков и гипертонии? Почему на фоне такого «здорового» образа жизни не происходит желаемого улучшения самочувствия? Давление остается повышенным, даже несмотря на гипотензивные средства и бессолевую диету, отеки нисколько не уменьшаются. Напротив, со временем развиваются еще более тяжелые заболевания, и на месте отеков возникают опухоли. Выходит, что за последние 100–150 лет современная западная медицина так и не сделала никакого прорыва ни в предупреждении, ни в лечении тяжелых хронических заболеваний. Несмотря на все технологические достижения в медицине, больных людей не становится меньше. И не пора ли уже пересмотреть те стереотипные мнения, которые не подтверждаются практикой, в частности, относительно причин, вызывающих болезни? Не говоря уже о патогенезе (развитии) заболеваний. К примеру, существует разница во взглядах врачей западной и восточной медицины на такой продукт, как поваренная соль (NaCl).
С позиций тибетской медицины соль – это продукт, содержащий теплые элементы энергии Ян. Отказ от соли означает прекращение поступления в организм согревающей энергии, что ведет к его «охлаждению» и развитию заболеваний «холодной крови» – атеросклероза, сахарного диабета, рака и др. Если к этому присоединяется потребление большого количества воды, то это усугубляет ситуацию и создает предпосылки для возникновения других болезней, называемых в тибетской медицине болезнями «холода».
К нам в клинику обратилась за помощью женщина, Лариса Николаевна, 56 лет с раком прямой кишки. Выяснилось, что по рекомендации врача она ежедневно пила большое количество холодной воды, полностью отказалась от соли. При этом она всю жизнь питалась пресной пищей, перец и специи не любила и не использовала. Ее рацион состоял в основном из кефира, творога, молочных каш, вегетарианских супов, сырых овощей и фруктов, вареной курицы и паровой рыбы (баранину она не ела, потому что ей не нравился запах). Таким образом, питание было исключительно иньским и нисколько не согревало организм. Неудивительно, что женщина всегда была бледной, худой и быстро утомляемой, постоянно страдала запорами, постоянно мерзла, даже летом куталась в шали, шерстяные кофты и носила носки.
Нельзя сказать, чтобы она выбрала такой характер питания сознательно – просто так всегда готовила ее мать. И вот уже она, в свою очередь, приучила к этому своего сына. На кухне только и слышно было, как хлопает дверца холодильника – йогурты, творожки, бутерброды, все это заедалось холодными сырыми фруктами и запивалось холодным кефиром и соками. В результате мальчик начал болеть: сначала хронические полипы, аденоиды, затем обструктивный бронхит и, наконец, бронхиальная астма.
Расспросив пациентку, я поняла, что причиной заболевания стало регулярное внутреннее охлаждение организма, которое продолжалось в течение долгих лет. Ведь перец и другие пряности не только согревают организм, но и стимулируют нервную систему, активизируя секрецию желудочного сока и улучшая перистальтику желудочно-кишечного тракта. Их отсутствие привело к вялости желудка и кишечника, симптому, называемому в тибетской медицине «снижением огненной теплоты» желудка.
Бессолевая диета и потребление в больших количествах холодной воды усугубили ситуацию, и, как следствие, у женщины развился рак. Хотелось бы спросить, где тот врач, который скажет: «Я был неправ, назначив этой пациентке пить по два литра воды в день, запретив ей соль, горячую, острую и кислую пищу и рекомендовав питаться пресной едой». Добросовестно следуя этим рекомендациям, Лариса Николаевна не только не поправила здоровье, но, напротив, приобрела рак. Обратившись к врачу, она доверила ему самое дорогое – здоровье, а значит, и жизнь. И разве ее примера недостаточно, чтобы сделать выводы и не назначать бездумно бессолевую диету новым и новым пациентам?
Медицина существует для того, чтобы служить людям, и должна быть связанной с конкретным человеком, с его проблемами и характером, его образом жизни и питания. Не существует болезни отдельно от больного. Это всегда хорошо понимали врачи тибетской медицины, которые, анализируя и обобщая опыт европейской, китайской, индийской, персидской и других медицинских школ, изучали их знания не как абстрактную науку, но всегда проверяли их на практике и отметали то, что не подтверждалось опытом и не помогало излечивать болезни.
Тибетская медицина тысячелетиями создавалась для служения человеку, для сохранения его здоровья и продления его жизни. За это время были накоплены опыт и знания многих поколений врачей, который записывался, передавался, приумножался, и в каждом конкретном случае изучалось то, что могло стать причиной заболевания.
Врач тибетской медицины всегда помнит, что должен лечить не болезнь, а больного, чтобы сделать его здоровым. «Больного можно сравнить с пленником разбойников» – сказано в медицинском трактате «Чжуд-ши», и врач должен вырвать своего пациента из рук этих «разбойников» (болезней). Ведь он – тот, «кто обрушивает на болезни лечение и, как отец, отвечает за жизнь».
Сделать это можно лишь в том случае, если врач безошибочно определит природу заболевания и его причину. После этого он сможет назначить лечение, которое в тибетской медицине состоит из четырех составляющих: правильный образ жизни и питание, согласно конституции пациента, лекарственные средства и внешние методы воздействия (процедуры).
Разумеется, речь не идет о тех случаях, когда необходимы срочные меры – операция, большие дозы антибиотиков, реанимация. Речь идет о лечении хронических заболеваний человека: гипертонии, системных поражений организма (ревматоидный полиартрит, склеродермия, псориаз и др.), сахарного диабета, остеохондроза, бронхиальной астмы, атеросклероза со всеми вытекающими последствиями и множества других тяжелых недугов.
На одном из листов «Атласа тибетской медицины «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл») – культурном и историческом памятнике 17 века – изображено дерево с двумя стволами, на которых имеются листья трех цветов: белый цвет символизирует конституцию «Слизь»; желтый цвет соответствует конституции «Желчь»; красный цвет обозначает конституцию «Ветер». Состояние листьев, то есть конституций, находится в прямой зависимости от правильного образа жизни и характера питания. Человек, не соблюдающий должных правил поведения и питания, подвержен болезням, что отражено на состоянии первого ствола. Второй ствол имеет правильные и красивой формы листья, и его венцом являются два цветка и два плода. Два цветка на Древе Жизни символизируют два главнейших удовлетворения, которые важны в жизни каждого человека: цветок – морального и материального удовлетворения, из которых созревают два плода – здоровья и долголетия. В верхнем углу находится изображение Будды медицины. Люди, следующие учению Будды (думаю, не только Будды, но и других религиозных деятелей, поскольку ни одно из традиционных религиозных учений не направлено против человека), любящие всех живых существ, благодарно принимающие заботы лекарей, верящие в добро и выздоровление, сильные духом, – только такие люди способны к легкому излечению и долгой жизни.