Таблица 1 – Хронология жизни и творчества Джона Дьюи
Уже в начале XIX века многие передовые педагоги мечтали создать такую образовательную систему, чтобы с ее помощью каждый человек получил свой шанс развить все свои способности, чтобы ученик и учитель были сотрудниками, творцами настоящего и будущего. Много спорили о демократизации и гуманизации образования, выступали с критикой всей системы образования и воспитания, косной, схоластической, порой весьма жестокой и чудовищно бессмысленной. Так появилась в России идея Царско–Сельского лицея, правда, очень далекая от того, чтобы стать общей практикой.
Русская литература XIX века в творчестве Л.Н. Толстого, В Г. Короленко, М. Е. Салтыкова–Щедрина, А.И. Куприна, А.П. Чехова показала нам накал страстей вокруг вопроса реформы старой школы и идей ее реформаторов. Кризис системы образования в России конца XIX века привел к новым поискам в 20–е годы ХХ века, в послевоенное время и 60–е–70–е годы ХХ века. Советская педагогика потратила много времени и сил на поиск новых путей воспитания и образования «нового человека», общественника, энтузиаста, патриота и интернационалиста. Но проблема воспитания личности, способной самостоятельно решать свои проблемы, делать выбор, отстаивать свое решение оставалась открытой.
Сегодня мы стоим перед этой глобальной задачей нового времени и понимаем, что это для реформирования современной школы самое неотложное, самое главное дело, потому что демократизация образования – вопрос успеха всех наших преобразований в обществе и стране в целом, вопрос нашего завтрашнего дня, нашего будущего.
Поиск новых педагогических идей, способных сдвинуть реформу системы российского образования в нужном направлении, приводит современных педагогов, философов и практиков к изучению богатого опыта и своих и зарубежных педагогов.
И в этом отношении идеи Дж. Дьюи, на наш взгляд, его лабораторный практический опыт и личный труд заслуживают пристального и уважительного внимания.
Обратимся к личности замечательного философа и педагога ХХ века Дж. Дьюи, чей опыт и идеи сыграли свою роль в развитии современных систем образования во всем мире.
Джон Дьюи родился в Америке 20 октября 1859 года в городе Берлингтоне (сев. штат Вермонт), в семье табачного фабриканта. По окончании школы он поступил в Вермонтский университет на факультет по изучению искусств, увлекся философией, под руководством профессора Торрея успешно занимался философией этики. После университета преподавал с 1879 по 1881 год в частной средней школе в Ойл Сити (Пенсильвания), продолжая интенсивно заниматься философией.
В 1881 году в «Журнале философии» выходит его первая статья «Метафизическое восприятие материализма». Статья имела успех и была одобрена философским обществом Сент–Луиса. Дж. Дьюи поступает в университет Джона Хопкинса. Здесь ему посчастливилось учиться у замечательных педагогов, их называли в узком кругу друзей «блистательное трио». Это были Чарльз Пирс, читавшим курс логики, Стенли Холл, специалист в области экспериментальной психологии, и Джордж Морис, преподававший историю философии.
Под их руководством в основном сформировались философские и педагогические воззрения молодого аспиранта, благодаря Морису раскрылась перед молодым ученым вся глубина и мощь философии Гегеля и Канта, гениев философии, психологии и педагогики прошлых эпох и современников.
По рекомендации Мориса Дж. Дьюи начинает преподавать философию в университете штата Мичиган. Здесь он проработает 10 лет и в 1884 году защитит диссертацию на тему «Психология Канта».
В мичиганский период Дж. Дьюи интересуется экспериментальной психологией и находится под влиянием идей Уильяма Джемса. «Принципы психологии» Джемса, представляют собой систематическое изложение бихевиористской трактовки поведения человека.
Возможно, именно поэтому Дж. Дьюи впервые обратиться к социальным проблемам общества и этот интерес к жизни людей, их радостям, страданиям и надеждам не позволит ему в дальнейшем остаться в плену абстрактных философских построений. Жизнь отдельного человека, проблемы его адаптации в среде, проблемы общества в стремительно изменяющемся мире в 80–е годы XIX века, встреча с Алис Чипман, будущей женой и соратнице, знакомство и дружба с прекрасным педагогом Джейн Адамс – всё это сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе и выборе Дж. Дьюи.
Джейн Адамс основала в Чикаго первое учебное заведение – сеттльмент. Оно предназначалось тем, кто интересовался реформированием общества путем реорганизации образования. Именно сотрудничество с реформаторами кружка Джейн Адамс подтолкнуло молодого философа к мысли преподавать философию через педагогику, философию жизни через реальную жизнь.
Он пишет: «В моем сознании все еще зреет образ школы – школы, где насущная и конструктивная деятельность станет центром и источником всего, и в рамках которой в двух направлениях будет вестись работа: первое – это социальная сторона этой конструктивной индустрии, а второе – взаимодействие с природой поставляющей ей ресурсы. Все соединяется воедино благодаря положительной, конкретной физической привычке видеть и работать руками» [8,12].
Весь смысл образования, Дж. Дьюи, в том, что именно школа должна подготовить индивида, хорошо приспособленного к динамически изменяющемуся окружению. Но появление такой школы возможно только с подготовкой педагогов нового типа, способных быть и психологами и организаторами различного вида активностей ученика, людей свободных от догматического мышления, способных к исследованию и рефлексии. Создание школы как сообщества исследователей, сознающих важность системной педагогической рефлексии, проектной и исследовательской работы, постоянно совершенствующих свое мастерство,специально подготовленных профессионально, технически широко образованных, глубоко нравственных и культурных стало для ученого задачей задач, решение которой определяло успех всего задуманного. «Общество может быть реформировано через школу!» – это ключевая идея философских и психологических поисков Дж. Дьюи.
Но для того, чтобы совершить эту «революцию» в общественной жизни нужно было в первую очередь изменить саму школу, её главную концепцию. Она (новая школа) должна была стать родом общиной, в которой учителя и учащиеся вовлечены в совместное творчество и сотворчество.
В 1896 году Дж. Дьюи и его жена Алис Чипман создают при университете в Чикаго школу–лабораторию, где должны были быть апробированы и проверены его философские и психологические идеи.
Чикагский период в жизни Дж. Дьюи (1894–1904) – это время активных поисков новых форм и методов преподавания, особенно обучения детей в младших классах, где, по мысли американского ученого, собственно закладывается фундамент личности, основа всей жизни человека. Книга Дж. Дьюи «Школа и общество» позволяют нам сделать вывод об успехах её автора на пути создания новой педагогики. Здесь в Чикаго сложились идеи инструментализма. Десять лет кропотливого исследовательского труда, определенный успех и признание коллег были омрачены личными трагическими обстоятельствами в жизни Дж. Дьюи, потерей двух сыновей, мальчиков, подающих надежды.
Колумбийский период Дж. Дьюи в Нью–Йорке (1904–1952) стал для мыслителя важным в развитии его гражданской позиции, общественной значимости, мировой известности как педагога и теоретика. В 1904 году Дж. Дьюи покидает Чикаго, приняв приглашение на должность заведующего кафедрой философии в одном из старейших университетов Америки Колумбийском университете.
В Колумбийском университете он занимается разработкой философских проблем современности, подчеркивая в своих лекциях и философских трудах роль четкой гражданской позиции, которую должен сформировать для себя каждый учитель. Участие учителя в образовательных комиссиях, активная гражданская позиция учителя в определении и становлении образовательной политики в обществе и государстве – это и есть главное достоинство личности, которой можно доверить воспитание другой личности.
Его работы: «Как мы думаем», «Реконструкция философии», «Проблемы человека» и многие другие сделали его имя известным далеко за пределами своей страны. И сегодня актуальны его мысли о «теории опыта и натурализме», где Дьюи – философ и Дьюи – педагог уже совершенно неразделимы.
Опыт, по Дж. Дьюи,– это результат взаимодействия живого бытия с физическим и социальным окружением [2, 71]. Взаимодействие ограничено, оно проявляется в непрерывности природного и социального, физического и духовного, субъективного и объективного. Опыт всегда есть процесс, история. Это весь жизненный мир человека во всех его проявлениях. Если социальное бытие представляет собой естественное продолжение физико–биологических условий, тогда рефлексивное отношение к многообразию своего опыта, осознание сопряженности с природой и культурой, неразрывности мыслей, действий и практики следует рассматривать как необходимое условие свободы, свободного целеполагания и ответственности, а также и условием разумного мышления и поведения. Натурализм это внешняя реальность, окружающий мир – необходимое условие познания как активного действия, позволяющего практически преобразовать реальность, придавая ей форму содержания сознания. Отсюда «главной функцией философии является рационализация возможностей опыта, особенно, – подчеркивает Дж. Дьюи, – коллективного человеческого опыта» [66,85].
На рубеже ХХ–ХХI вв. главной проблемой педагогики стала проблема воспитания личности и отношения к ребенку как к личности.
Кстати в России, имеющей 70–и летний опыт советской педагогики и собственные вековые традиции в народном образовании, многие идеи западной образовательной системы вызывают сегодня вопросы и сомнения.
Подписав Болонскую декларацию, Россия автоматически подписалась и на значительные изменения и модернизацию своей общеобразовательной системы по западному образцу. Поэтому не случайно сегодня поиски рационального зерна в опыте и наследии педагогов прошлых лет, и здесь идеи и опыт таких профессионалов, как Дж. Дьюи, просто неоценимы. Он создал свою концепцию новой школы в период становления демократии в США, в период бурного развития капитализма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дж. Дьюи попытался обосновать свою теорию создания демократического общества, это стало главным мотивом его философских и педагогических исканий. Он стал педагогом– теоретиком прагматического направления, разделяя идеи членов Метафизического клуба Гарвардского университета. Именно в Гарварде родилось философское направление «прагматизм», ставшее визитной карточкой американской философии. Социальная напряженность, нестабильность, неопределенность будущего побудили Дж. Дьюи искать идеи, которые бы, по его словам, «реконструировали» философию и сделали ее действующей, помогающей людям выжить в радикально меняющемся мире. Он пришёл к идее прагматизма не сразу, а только лишь после долгих лет исканий и лабораторных работ. Богатый собственный опыт видным представителем одного из направлений прагматизма, так называемого позднее «инструментализма», утверждающего, что всякая теория, всякая идея, раз она полезна данному индивидууму, должна рассматриваться как «инструмент действия». Главной категорией инструментализма является опыт, в котором субъект и объект сливаются воедино, «координируются». Много и напряженно работал Дж. Дьюи над проблемами «человек и общество», «человек и демократия», «демократия и образование». Наблюдая за изменениями, происходящими в американском обществе и связанными с быстрым процессом индустриализации, философ отмечал реальные деформации демократических идей «отцов–основателей государства».
Основываясь на функциональной психологии, эволюционной теории Ч. Дарвина и прагматических взглядах У. Джемса [66,59] Дж. Дьюи рассматривает философию как науку, а науку как сферу, в которую входят все стороны жизни: социальная, политическая, экономическая и конечно образовательная. Дж. Дьюи увидел в философии прагматизма ценное зерно, а именно: идеи педагогики направлены на решение реальных жизненных задач. Действительно, прагматизм признавал единственным критерием практику, использование эксперимента, умение рассуждать, получение результатов, которые необходимы человеку в жизни.
Своеобразно понимая прагматизм, Дж. Дьюи работает над гносеологической проблемой, утверждая, что «прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находится близко к состоянию научного мышления». Он считал, что развитие личности включает в себя в качестве первоочередной задачи формирование мышления, в основе которого лежит опыт, самореализация, удовлетворение ее спонтанных интересов. Личность должна владеть развитым логическим мышлением для возможности творчества.
Многие ученые, исследующие прагматическую концепцию Дж. Дьюи [166], [115], [143], отмечают, что на вопрос о том, чему следует обучать, Дж. Дьюи предлагал твердо продуманные решения в отношении пересмотра всей практики обучения, благодаря которым школы становятся центрами приближения к жизни, а обучение – продуктом потребностей данного конкретного общества.
Уильям Торрей Харрис был оппонентом Дж. Дьюи в дискуссиях по проблемам содержания образования и ратовал за предметно–ориентированный учебный план в противовес идее Дж. Дьюи об учебном плане, центрированном на ребенке и его интересах.
Оппоненты Дьюи указывали на невозможность состыковывать необходимость и интерес, они считали, что не удастся активизировать деятельность со стороны ребенка, если у того отсутствует интерес к предмету. Гербартианцев Дж. Дьюи обвинял в неумении связать интерес и активность ребенка с предметным содержанием учебного плана. Тем не менее, философия образования была сформулирована и создана. Теория общения является в ней одним из ключевых элементов прагматизма как философии образования. Сама идея философии образования есть идея динамической, меняющейся культуры. Главная задача философии образования – уяснение того, что такое образование и оправдание (если это возможно) самого образования с точки зрения человека, его потребностей. Философия образования это философия оправдания образования как функции жизни. Механизмы осознания образовательных потребностей, условия удовлетворения этих потребностей и определяют смыслы активности института образования. Рефлексия над полем такой активности, в конечном счете, и определяет предмет философии образования. Дж. Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения. Согласно ей роль педагога в процессах обучения сводится в основном к руководству самодеятельности обучающихся и пробуждению их любознательности. Обретение в процессе жизненного опыта знаний и есть, по Дж. Дьюи, образование. Мы разделяем мнение американского ученого Ф.Джексона, что прагматическая педагогика Дж. Дьюи: это скорее способ «как думать?», чем способ «как делать?». Прагматическая педагогика Дж. Дьюи – это не строго очерченная образовательная программа, которую можно легко претворить в жизнь в разнообразных и отличных друг от друга окружениях.
Ученый доказывал что, чтобы не «извращать человеческую природу», детям ничего нельзя навязывать, так как обычаи и правила взрослых – лишь стимулы, вызывающие действия детей и руководящие ими. Разумное и мудрое руководство поведением других людей непременно учитывает имеющиеся у них инстинкты и привычки [61]. Новизна подхода Дж. Дьюи состоит в понимании этих основных элементов в единстве, в органической целостности.
При раскрытии ведущих философско–педагогических понятий Дж. Дьюи опирается на гуманистические идеи Ж.Ж.Руссо [155]. Он разделяет положение Ж.Ж. Руссо о том, что истинное образование – это естественный рост и развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет. Ученый подчеркивал, что детство является периодом бурного роста и развития, когда ребенок активно осваивает окружающий мир, используя свои физические и интеллектуальные силы. Он отмечал, что биологическая и общественная жизнь существует благодаря процессу передачи знаний, умений и навыков. Сложившиеся в обществе понятия о жизни «начинают изначально прививаться человеку в процессе обучения как неосознанно, так и под воздействием явной необходимости, порождаемой социальной жизнью общества, таким образом, воспоминания отдельных людей соединяются в общественную память или традицию» [64,34].
Дж. Дьюи утверждал, что существует разница между образованием, которое извлекает для себя каждый человек, просто живя среди других людей, и специально организованным обучением подрастающего поколения. В первом случае образование носит случайный характер, так как оно осуществляется естественным путем. Во втором случае необходима специальная предварительная подготовка, чтобы обеспечить возможность эффективного участия детей в деятельности взрослых. С этой целью создаются необходимые учреждения – школы, придумывается способ обучения – занятия, вести которые поручают специальной группе людей [61,12–13].
По Дж. Дьюи, недостаточно просто получить какую–то информацию о предмете, чтобы приобрести представление о нем. Необходимо реагировать на объект сознательно, уметь предвидеть направление и возможные воздействия предмета на человека и человека на предмет. Он доказывает, что действие должно обладать смыслом и управляться социально, тогда оно будет воспитывающим. Человек, совершая что–нибудь, не может не учитывать участие других, поскольку они составляют необходимое условие осуществления им своих стремлений.
Таким образом, Дж. Дьюи акцентирует внимание на том, что наиболее фундаментальными средствами управления являются не нравоучения, не личные указания других людей, а влияние на разум, проявляющийся в привычках понимания, которые складываются в процессе согласованного с другими людьми использования разнообразных предметов. Это происходит посредством либо сотрудничества и содействия, либо соперничества и соревнования [61,36–37].
Ученый отмечает, что человеку необходимо отличать проверенные взгляды от простых утверждений, предположений и мнений, развивать открытое стремление к действительно обоснованным заключениям и соответствующим разнообразным проблемам. Многие исследователи отмечают, что любая теория у Дж. Дьюи есть «теория практики» [73], [113], [123], [126].
Образование, по Дж. Дьюи было призвано обеспечить развитие у ребенка способности к ориентации в культуре, рефлексии, социальной эффективности, моральной ответственности, способности к самоконтролю и дисциплине, способности к свободной творческой самореализации во взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми.
Дж. Дьюи сформулировал основные принципы своей концепции образования, которые определили направление многих педагогических инноваций ХХ века:
− обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе;
− в управлении школой и в практике ее работы следует применять демократические принципы. Дж. Дьюи рассматривал принцип демократического участия всех членов школьного сообщества как средство приобщения индивида, будь то ребенок или учитель к реальной жизни всего общества;
− познавательная мотивация – важнейший фактор успеха образовательной системы. Тем не менее, Дж. Дьюи проводил четкое разграничение между простым любопытством и собственно познавательной мотивацией. Он утверждал, что именно учитель несет ответственность за зрелое педагогическое руководство учащимися и что только неопытность педагога или его неорганизованность могут привести к тому, что учащиеся занимаются «кто чем хочет».
➢ В рассматриваемый период выдвигались новые требования к сфере образования. Большое внимание уделялось совместному использованию теории и практики, организации деятельности с опорой на жизненный опыт ребёнка. Сформировалось понимание процесса воспитания как неотъемлемой части социальной жизни, необходимости учитывать в воспитании и обучении личностные качества ребенка, мотивацию его активности, творческие способности возможности.
➢В основе идей, развиваемых Дж. Дьюи, лежат положения прагматической педагогики Ж.–Ж. Руссо, У. Джемса, И. Канта.
Педагогические идеи Дж. Дьюи неразрывно связаны с его философским мировоззрением, социальными взглядами, моральными принципами. Преданный идеям демократии, он не мог не видеть всех её несовершенств, цинично обнаженных в расслоенном и политически нестабильном обществе. Он разделял страдания и надежды миллионов своих соотечественников и видел в развитии и усовершенствовании системы образования путь к подлинной демократии.
Реорганизация школы как главного инструмента демократизации всего общественного устройства была для Дж. Дьюи тем рычагом, которым можно перевернуть мир.
Но для этого необходимо было коренным образом пересмотреть саму концепцию школы:
Во–первых, не допускать существования разных школ для детей из разных социальных слоев общества.
Во–вторых, не допускать деления школ на уровне обязательного обучения на разные учебные потоки.
В третьих, найти оптимальное решение вопроса «Чему и как учить детей в школе».
Дж. Дьюи писал: «Школы сообщают главным образом готовую информацию, не развивают критическое мышление, а используемые методы обучения притупляют врожденную любознательность детей… Пока не найдено правильное решение вопроса «чему и как учить?», образовательная деятельность школ будет представлять угрозу для демократии». Дж. Дьюи считал, что если у индивида нет или недостаточно навыков индивидуальной исследовательской работы и рассуждения, то он умственно невоспитан, независимо от того, насколько он богат знаниями. Поэтому главной задачей воспитания, по Дж. Дьюи, следует считать необходимость создания условий, содействующих развитию навыков умственной дисциплины. Поэтому в педагогической системе Дж. Дьюи есть безусловные приоритеты:
– ребенок – исходная точка, центр всего;
– развитие ребенка, его рост – мерило процесса обучения и воспитания;
– все предметы программы должны служить росту развития ребенка, они лишь инструменты в этом процессе;
– личность и характер ребенка важнее школьных предметов;
– цель обучения не знания, а выявление потенциала личности;
– никакие знания не должны быть внедрены в ребенка извне, все должно быть достигнуто посредством его ума, мышления;
– количество и качество обучения определяется не программами, а самим ребенком;
– знания должны иметь практическую пользу для ребенка.
Рисунок 1 – Основные педагогические идеи Дж. Дьюи
Поэтому американский педагог с самого начала своей деятельности стремился, прежде всего, преобразовать саму систему образования, справедливо видя в этом залог благоприятных будущих изменений в обществе. И он был прав. Одна из главных бед нашего современного общества состоит не в недостаточно высоком уровне среднего и высшего образования, а в том, что Дж. Дьюи называл отсутствием навыков умственной дисциплины. И хотя система педагогики, которую предложил Дж. Дьюи, подвергалась и подвергается нападкам и критике, но, во всяком случае, возможности и методы реформы педагогики и всей системы образования он продумал и обосновал четко и ясно, как истинный философ. Ещё в ХХ веке Дж. Дьюи выдвинул совершенно оригинальную идею непрерывного образования, образования для всех возрастных групп. Это значит, что человек в любом возрасте, извлекает из своего личного опыта все, что из него можно извлечь в данное время. «В процессе приобретения различных привычек посредством учения способен приобрести и привычку к учению. Тогда совершенствование становится осознанным принципом жизни» [61,21].
Образование Дж. Дьюи считал главным инструментом общества для своего совершенствования, демократизации, обеспечения гражданам равных возможностей. Только через правильное образование человек может реализовать свои социальные инициативы [61,71].
Поэтому перед ученым стояла задача найти и указать обществу способ научить практике жизни каждого члена социума, помочь каждому самостоятельно развить и реализовать свои способности.
Ученый в своих трудах по педагогике выделил три цели образования:
− развитие в согласии с природой;
− социальная эффективность;
− приобщение к культуре.
Организация развития детей в согласии с их природой требовала сделать ребенка центром образовательного процесса, а не его пассивным объектом.
Дж. Дьюи понимал важность учета в этом процессе естественных закономерностей роста человеческого организма; этапов созревания человеческой психики.
Ученый придавал большое значение и формирующему образовательному влиянию общества. Он утверждал, что социальная среда формирует интеллектуальные установки поведения индивидуума путем вовлечения его в деятельность, которая имеет определенные цели и влечет за собой определенные последствия. Самое главное в личности формируется под воздействием среды.
В данном случае сознательное, целенаправленное образование может только предоставить возможности для более полного проявления сформировавшихся таким образом способностей. «Оно может лишь отшлифовать их и предоставить объекты, которые сделают их проявление более продуктивными и осмысленными» [62,19– 22]. Социальная эффективность это способность человека достойно участвовать в общем опыте, что является основой нравственности. Для него нравственные и социальные качества поведения в конечном счете идентичны. Понимание социальной эффективности он наполнял демократическим содержанием и связывал с культурой: «Педагогический смысл социальной эффективности как цели образования должен состоять в развитии способности свободно и полно участвовать в общей деятельности. Этого нельзя достичь вне культуры, поэтому результатом образовательного процесса является приобщение к культуре, поскольку, участвуя во взаимодействии с другими людьми, человек неизбежно учится, приобретает более широкий взгляд на мир и узнает многое, чего никогда не узнал бы, не взаимодействуя с другими людьми. Вероятно, индивидуальную культуру лучше всего определить как способность к постоянному расширению спектра смыслов и точности их интерпретации» [160].
Дж. Дьюи обосновывает идею неразрывной связи «опыта» с понятием «образование». Он понимал опыт как результат взаимодействия живого бытия с физическим и социальным окружением, как процесс, историю, как жизненный мир человека во всех его проявлениях [116,103]. Его представление о сущности и значении опыта, наряду с содержанием обучения, часто сводят к фразе «учиться через деятельность». Ученый утверждал, что образование основано на личном опыте человека, поэтому так важны частые и близкие контакты между детьми и взрослыми важно общение для непосредственной передачи опыта взрослого ребенку. Великий педагог выступал за создание сообществ, в которых учитель – старший член сообщества, регулировал бы взаимоотношения всех членов коллектива и отвечал бы за взаимопонимание между ними.
«Опыт» является центральным понятием в педагогических идеях у Дж. Дьюи. Ученый считает огромной ошибкой рассматривание опыта как познания, а данных в нем объектов как познаваемых или непознаваемых. Напротив, существует множество более первичных способов отношения к вещам и обращения с ними. Мы прежде всего обладаем вещами, наслаждаемся ими, используем их или страдаем от них. Для Дж. Дьюи опыт – это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности. Дж. Дьюи отвергает как лишенную смысла саму постановку вопроса о познании внешнего мира человеком вне зависимости от его сознания.
Наука не может дать ответа на все вопросы повседневной жизни, она сама возникла из человеческого опыта и человеческой любознательности, она является выражением человеческих способов понимания жизни природы, продуктом творческого разума в его попытках понять этот мир, ее истинность проверяется всем богатством повседневного опыта.
Дж. Дьюи доказывает, что развитие человека невозможно без личной заинтересованности. «Не существует таких предметов, которые в равной мере развивают умы всех людей. Если работа не затрагивает личные интересы индивида, он не будет прикладывать свои силы для ее выполнения. Как бы прилежно он ни работал, старания его не идут на пользу дела, а большей частью расходуются на моральные и эмоциональные попытки сконцентрировать внимание на предмете» [16,14]. Исходя из этого, Дж. Дьюи делает вывод о решающем влиянии интересов ребенка на выбор предметов, которые взаимосвязаны с реальной жизнью. Любой предмет интеллектуален по своей способности возбуждать и направлять серьезное исследование в рефлексию. «Что для одного делает геометрия, то может делать для другого работа с лабораторными приборами, музыка или практика» [64,15].