Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Внесение поправок[2] в Конституцию Российской Федерации стало импульсом для совершенствования правовой основы защиты прав несовершеннолетних.
В целях реализации масштабных социальных инициатив Президента Российской Федерации В.В. Путина осуществляются своевременные, в том числе экстренные, меры, направленные на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства и преодоление новых вызовов и угроз в этой сфере, включая угрозы безопасности (антитеррористической, информационной, продовольственной), снижение уровня жизни семей с детьми, демографические проблемы.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые государством меры, которые позволили смягчить последствия небывалого внешнего давления на российскую экономику, финансы, социальную сферу, граждане по-прежнему сталкиваются с административными и бюрократическими барьерами при получении мер социальной поддержки, что свидетельствует о необходимости совершенствования существующего порядка оказания социальной помощи. В условиях низкой рождаемости, которая является угрозой национальной безопасности страны, требуется внедрение дополнительных кардинальных мер, направленных на повышение уровня жизни семей с детьми.
В связи с этим крайне важно выработать надлежащие механизмы защиты прав несовершеннолетних, и особая роль в этой деятельности отведена органам прокуратуры. Прокуроры не только защищают права несовершеннолетних, но и обеспечивают защиту их прав.
Ежегодно прокурорами выявляются свыше 700 тыс. нарушений в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Наиболее значимыми являются вопросы соблюдения прав несовершеннолетних в сфере охраны жизни и здоровья, образования, социальной защиты, в особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Повышенное внимание прокурорами уделяется вопросам доступности и качества оказания медицинской помощи, обеспечения детей необходимыми лекарственными препаратами, наличия квалифицированных специалистов и надлежащего оснащения оборудованием детских медицинских организаций. Значительные усилия приложены к сокращению очередей в дошкольные учреждения. В условиях сложной геополитической ситуации особое внимание уделяется вопросам соблюдения прав граждан, имеющих детей, вынужденно покинувших территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, Украины, а также семей мобилизованных граждан на своевременное получение мер социальной поддержки.
Наряду с осуществлением надзора за соблюдением прав несовершеннолетних и реализацией мер, направленных на предупреждение нарушений в указанной сфере, прокурорами также осуществляется координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних и преступными посягательствами в отношении несовершеннолетних. В рамках координационных мероприятий создаются межведомственные рабочие группы по вопросам повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения преступных посягательств в отношении несовершеннолетних.
Значителен и успешно реализуется прокурорами потенциал по профилактике правонарушений[3], участию в правотворческой деятельности, участию в гражданском и административном судопроизводстве, по уголовному преследованию виновных лиц. Эффективная деятельность органов прокуратуры в данной сфере обеспечивается путем комплексного использования средств прокурорской деятельности, сочетания надзорных полномочий и ненадзорных полномочий прокурора, а также надлежащего методического обеспечения.
Учитывая изложенное, в современных условиях нового осмысления требуют правовые и организационные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации по защите прав несовершеннолетних как комплексного правового института, необходима качественная проработка концептуально-теоретических подходов к повышению ее эффективности. Нуждается во всестороннем анализе сложившаяся ситуация в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, что позволит разработать научно обоснованные предложения, направленные на усиление правовой защиты несовершеннолетних.
Объектом исследования стал комплекс правоотношений, возникающих в процессе осуществления прокурорами деятельности по защите прав несовершеннолетних, предметом исследования – теоретические основы, правовая регламентация и практика деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних.
Цель исследования заключалась в обобщении прокурорской практики, разработке научных положений, имеющих теоретическое и прикладное значение для повышения эффективности деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие научные задачи:
• на основе анализа системы правового регулирования отношений в сфере защиты прав несовершеннолетних разработать теоретические положения, создающие основу для совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере;
• дать характеристику целям, задачам и основным направлениям деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних;
• характеристику состояния законности в сфере защиты прав несовершеннолетних;
• характеристику наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетних, выступающих в качестве индикатора состояния законности;
• характеристику особенностей организации деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних;
• выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности прокуроров по защите прав несовершеннолетних, причин и условий, не позволяющих эффективно противодействовать нарушениям в этой сфере, выработка наиболее оптимальных путей их разрешения;
• разработать новые научно обоснованные положения и конкретные практические предложения, направленные на повышение эффективности деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних.
Эмпирическую базу исследования составили результаты обобщения материалов прокурорских проверок, докладных записок прокуратур субъектов Российской Федерации о результатах проверок исполнения законов в сфере защиты прав несовершеннолетних по различным направлениям (в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, соблюдения прав несовершеннолетних, пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и др.), результаты изучения статистических данных контрольно-надзорных органов за 2018–2022 гг., опубликованные на официальных сайтах ведомств, а также результаты проведенного анкетирования 60 прокурорских работников, обучающихся по программе повышения квалификации начальников отделов, старших помощников прокуроров субъектов Российской Федерации, осуществляющих надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.
Представленная монография является комплексным исследованием правоотношений, возникающих в процессе организации и осуществления деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних. Использование выводов и предложений научного и прикладного характера, сформулированных по результатам проведенного исследования, полагаем способно оказать положительное влияние на правозащитную деятельность уполномоченных органов с точки зрения ее дальнейшего совершенствования.