Русская Православная Церковь является одним из важнейших общественных институтов современности. На разных исторических этапах своей деятельности она осуществляла духовное руководство народов, населявших обширные территории. Чтобы лучше понять значение Православной Церкви в процессе освоения Дальнего Востока, требуется в деталях рассмотреть миссионерское служение дальневосточного духовенства во второй половине XIX – начало ХХ в.
Миссионерство – чрезвычайно сложный род пастырского служения, посильный лишь людям глубокой веры и безграничной любви к своему делу. Следует отметить, что миссионерская деятельность на Сахалине осуществлялась на фоне активизации влияния Православной Церкви в других регионах Российской империи. Задолго до освоения острова на сопредельных с Сахалином территориях Православная Церковь уже окормляла население, причем как русское, так и коренное.
Опыт служения духовенства острова Сахалин уникален, так как он затрагивал все стороны жизни православного пастыря и опирался на пройденный путь православных подвижников Сибири и Дальнего Востока. Однако, до сих пор исследователями не предпринимались попытки дать оценку деятельности духовенства острова Сахалин во второй половине XIX – начале ХХ в. Тема монографии никогда не являлась предметом отдельного исследования при наличии работ, освещающих миссионерскую деятельность священнослужителей Дальнего Востока. Ее актуальность определена необходимостью обращения к историческому опыту служения духовенства острова Сахалин в связи с развитием миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе. Глубокое изучение и понимание проблем деятельности миссионеров прошлого поможет решению задач современной миссии, отысканию правильных путей для эффективного служения православных миссионеров в Дальневосточном регионе и других регионах России.
Важнейшей задачей Церкви является привлечение в благодатное лоно людей и народов путем апостольского благовестия. Согласно Священному Писанию, обязанность миссионерства – распространение христианства, возложенное Господом Иисусом Христом на всех членов Церкви. Однако, прежде всего, она лежит на лицах, облеченных церковно-иерархической властью – епископах и священниках, несущих прямую ответственность за созидание и утверждение Церкви в этом мире. Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их исполнять все, что Я заповедал вам» (Мф.28:19–20). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15–16).
Практическое воплощение этой важной заповеди духовенством невозможно без следования основным принципам православного пастырства и миссионерского служения, выработанным еще в апостольские времена. Главным из них является умение миссионера приспосабливаться к миссионерской среде, понимать и разделять жизнь людей, на которых нацелена его проповедь по слову апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9; 22).
Другими необходимыми условиями успешного миссионерского служения являются: отсутствие насилия над людьми, обращаемыми в лоно Церкви, а также готовность пастыря-проповедника к самопожертвованию, что есть выражение любви к обращаемым людям, доказательством глубокой веры и преданности проповедуемому учению: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12–13).
Идеалом пастырского служения, которое сегодня вбирает в себя основные принципы ведения миссионерской деятельности, является самоотречение ради достижения высокой цели – приведения людей ко Христу. Только через посвящение всей жизни этому делу, благодаря настойчивому преодолению трудностей, возможно исполнить возложенное послушание – быть священником. Успешность такой работы заключается не только во внешних признаках и условиях. Чрезвычайно важно для священнослужителя стараться искать подход к каждому человеку, сообразуясь с особенностями жизни, которые способны накладывать отпечаток на интуитивное сознание людей.
Соответствие служения духовенства Русской Православной Церкви второй половины XIX – начала ХХ в. на острове Сахалин вышеозначенным требованиям, предъявляемым Церковью к пастырю-миссионеру, представляет собой важную теологическую проблему. Ее решение невозможно без учета всей совокупности факторов: климатических, географических, экономических, политических, влиявших на жизнь и деятельность священнослужителей в этом отдаленном островном регионе.
В ходе изучения основных направлений деятельности сахалинского духовенства в Синодальный период необходимо применить теологический метод соотносительности, который позволяет дать религиозно-нравственную оценку многогранного подвижнического служения священнослужителей на островной территории. В монографии раскрывается не только процесс выявления степени соответствия служения сахалинских священников-миссионеров идеалам православного пастырства и основным принципам православной миссии, но и мотивация священнослужителей, принимавших решение отправиться на отдаленную островную территорию. Еще одной важной задачей является выяснение путей, методов и результатов пастырского влияния сахалинского духовенства на сахалинское общество.
Теология как часть научного познания окружающего мира имеет свои особенные области и методы исследования[1]. Для того чтобы ответить на поставленные вопросы и раскрыть основные проблемы в служении православного духовенства, необходимо воспользоваться теологическим (богословским) методом. Он позволит дать оценку миссии русского Православия как культурно-исторического явления в истории Церкви с точки зрения исследователя, для которого религиозное сознание является основополагающим[2]. Пользуясь теологическим методом соотнесения, в представленной монографии делается попытка проанализировать результаты, полученные в ходе исследования, в свете важнейших вероучительных истин Христианской Церкви.
Теологическое осмысление служения православного духовенства на Сахалине возможно в контексте исторического изучения становления и развития Православия в этом регионе. Вследствие этого в представленном труде выдерживаются основные принципы исторической науки.
Принцип историзма позволил вписать процессы становления православного образа жизни островитян в общие религиозные и культурные процессы, имевшие место на территории Российской империи.
Степень научной разработанности проблемы.
В отечественной библиографии, представляющей жизнь и деятельность духовенства Православной Церкви на Дальнем Востоке, можно выделить несколько этапов: дореволюционный, советский и постсоветский (современный).
В историографии дореволюционного периода (до 1917 г.) – присутствуют общие оценки и выводы о развитии миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в целом. Она представлена трудами преподавателей духовных академий и церковных иерархов: митрополита Платона (Левшина)[3], митрополита Макария (Булгакова)[4], архиепископа Филарета (Гумилевского)[5], П. В. Знаменского[6], Е. Е. Голубинского[7], А. П. Доброклонского[8] и многих других. К сожалению, исследования этих авторов не дают полного представления о церковной жизни Дальнего Востока в целом и острова Сахалин в частности.
Следует отдельно упомянуть труды знаменитых подвижников-миссионеров Русской Церкви, чья жизнь так или иначе была связана с Дальним Востоком: митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова)[9] и архиепископа Японского Николая (Касаткина)[10]. Итогом их плодотворной деятельности стали воспоминания о служении на самых отдаленных территориях Российской империи.
Советский период (1917–1991 гг.), в связи с господством официальной атеистической идеологии, был полностью лишен объективных научных работ, посвященных проблеме религиозной жизни острова Сахалин. Имеющиеся исследования предвзято оценивали роль русского Православия исключительно в качестве идеологической составляющей царского режима. Об этом в своих книгах писали Никольский Н. М.[11], Грекулов Е. В.[12], Васильев Л. С.[13], Токарев С. И.[14], Угринович Д. М.[15] и др.
Указанные исследования носили пропагандистский, обличительный характер по отношению к Православию, их авторы отрицали многовековую роль Русской Церкви в социальной, культурной и духовной жизни общества, ее огромное позитивное влияние на судьбы народа и государства.
Противоположная, исторически объективная точка зрения присутствовала в немногочисленных трудах зарубежных церковных исследователей этого периода. Одним из них является фундаментальный труд И. К. Смолича «История Русской Церкви. 1700–1917 гг.»[16]. В этом исследовании дается всесторонняя характеристика церковной жизни в России в Синодальный период, в том числе приводятся данные о развитии миссионерства. Однако о православной миссии на Дальнем Востоке и Сахалине ничего не говорится.
Постсоветский период (1991 г. – по настоящее время) – эпоха важных перемен, когда государство и общество стали верно оценивать значение православия в истории и культуре страны, рассматривать Русскую Православную Церковь как хранительницу духовного потенциала России. Интерес к истории Русской Церкви начал постепенно возрастать, стали появляться работы светских и церковных исследователей, раскрывающие важнейшие аспекты истории Русской Православной Церкви.
Например, протоиерей Владислав Цыпин в своем труде «История Русской Церкви» коснулся темы миссионерского служения духовенства Русской Православной Церкви, обозначив основные направления как внутренней, так и внешней миссии в XIX – ХХ в.[17] В ряде статей и монографий исследователя М. В. Шкаровского рассматривается чрезвычайно трагический период в истории Церкви – гонения в СССР середины XX столетия[18]. Протоиерей Владимир Рожков, автор книги «Церковные вопросы в Государственной думе», рассказывает о церковной проблематике, обсуждаемой в Государственной думе 1906–1917 гг.[19]. В то же время миссия на острове Сахалин осталась за пределами этих исследований.
Большой вклад в исследование миссионерского служения православного духовенства внес профессор ПСТГУ А. Б. Ефимов[20]. В своей работе, освещающей историю миссионерской деятельности Русской Православной Церкви с Х по ХХ вв., он убедительно показал роль Православия в становлении самосознания и формирования культуры русской нации, а также показал его влияние на развитие других народов, как на территории Российского государства, так и за его пределами.
Теме становления Православия на Дальнем Востоке и отчасти миссионерского служения духовенства посвящены некоторые современные диссертационные исследования.
В своей работе И. Р. Скоробач рассматривает становление народного образования на острове Сахалин во второй половине XIX в. Она дает оценку деятельности сахалинского духовенства в сфере школьного дела, определяет его роль в учебном процессе. Чрезвычайно важными сведениями для нашего исследования стали статистические данные об открытии или закрытии школ, а также анализ причин этого явления[21].
В диссертации Е. А. Капрановой раскрыт процесс церковно-административного деления дальневосточных территорий, дан сравнительный анализ деятельности православных причтов в Камчатской и Владивостокской епархиях, показано место острова Сахалин в проводимой церковно-административной реформе[22].
Исследователь А. А. Ипатьева изучила миссионерскую деятельность дальневосточного духовенства Русской Православной Церкви[23]. Она затронула вопросы миссии Православной Церкви на юге Дальнего Востока в целом. В работе присутствует описание образования и деятельности различных миссионерских причтов Камчатской епархии, в том числе Приохотского походного причта, полем деятельности которого был остров Сахалин[24]. Богатые сведения о деятельности Приохотского миссионерского причта приводятся в диссертации Н. М. Векшиной[25].
Большую ценность имеет труд О. А. Курбатова, изучившего положение Православной Церкви накануне Русско-японской войны 1904–1905 гг. и во время проведения военных действий. В работе идет речь об острове Сахалин как месте отбывания наказаний для тысяч каторжан и ссыльнопоселенцев. Автор приводит ценную статистику численности островитян, а также количество действующих причтов в конце XIX века[26].
Диссертация Н. Н. Жуковой раскрывает конфессиональную ситуацию на севере Тихоокеанского региона и Аляски. Она содержит важные характеристики служащего духовенства Камчатской епархии, раскрывает принципы христианизации автохтонного населения, в том числе сахалинского[27].
Исследователь Н. Д. Корсунская изучила метрические книги сахалинских церквей, которые содержат информацию о жизнедеятельности сахалинских этносов. На основе первоисточников Н. Д. Корсунская выявила основные тенденции проникновения христианских традиций в жизнь и быт коренных островитян. Автор обнародовала сведения по открытию первых причтов острова, а также о начале деятельности постоянных священнослужителей[28].
Научные публикации сахалинского исследователя С. А. Пономарева расширяют представление о сложном процессе административного деления островной территории во второй половине XIX века[29].
Диссертация дальневосточной исследовательницы М. В. Гридяевой также затрагивает проблематику административного деления и развития общественной жизни острова Сахалин. Она содержит ценные статистические данные, позволяющие определить соотношение ссыльного и переселенческого населения на острове, выявить состав сахалинской паствы[30].
И. В. Ходыкин в своей диссертации затрагивает процесс становления миссионерского служения в местах лишения свободы, приводит важные сведения о служении духовенства в тюрьмах Российской империи в XIX столетии[31].
Ряд научных работ посвящен деятельности священнослужителей Православной Церкви во второй половине XIX века. А. Н. Смагин изучил роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России. Сахалинская тема в диссертации затронута выводами автора о значении окончания территориальных споров между Россией и Японией для миссионерского служения Православной Церкви. Автор подробно рассматривает составляющие части материального обеспечения церковных причтов Камчатской епархии, в чью юрисдикцию входили и сахалинские храмы. Сравнительный анализ пастырской нагрузки священнослужителей Камчатской епархии показал наибольшую занятость именно сахалинского духовенства[32].
В работе А. И. Конюченко рассматривается исключительно положение священнослужителей Российской Православной Церкви в центральной России. Ему удалось выявить общие черты для разных регионов, проследить влияние на их деятельность церковно-административной реформы XIX века[33]. А. В. Скутнев в своем исследовании описывает положение приходского духовенства в условиях кризиса во второй половине XIX – начале ХХ в. Негативные последствия кризиса, по мнению А. В. Скутнева, сказались на результатах работы священнослужителей Камчатской епархии, в том числе и сахалинских[34].
Процесс институализации Православной Церкви на Дальнем Востоке описан в работе И. А. Ермацанс. Она дает оценку деятельности некоторых архиереев Камчатской епархии, в том числе по отношению их к острову Сахалин[35]. В работе М. Б. Сердюк раскрываются важные аспекты межрелигиозных отношений на Дальнем Востоке[36].
Вопросам истории Русской Православной Церкви на Сахалине посвящены труды А. И. Костанова. В монографии «Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах» автором дан обзор истории распространения Православия на островах с XVII по XIX в. В ней оценивается роль православного населения в освоении Тихоокеанского побережья России, прослеживаются судьбы сахалинских храмов[37]. Другая книга А. И. Костанова «Благовест над островами» представляет собой реконструкцию церковной жизни на Сахалине в целом, без детального ее изучения. Значительная часть представленной книги посвящена современной жизни Южно-Сахалинской и Курильской епархии[38].
Необходимо отметить научные труды сахалинского исследователя Н. В. Потаповой «Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX–XX вв. (на примере Сахалина)»[39] и «Сахалин в епархиальной прессе конца XIX – начала ХХ в.»[40]. Первая монография является обобщающей работой, призванной выявить основные черты развития государственной вероисповедной политики Российской империи на Дальнем Востоке и на Сахалине. Вторая работа содержит ценный материал о жизни островных приходов, почерпнутый из епархиальной прессы.
Все приведенные работы затрагивают различные аспекты истории Российской Православной Церкви на Дальнем Востоке и Сахалине, однако многие важные стороны церковного служения православного духовенства этого региона, его миссионерской деятельности остались за их рамками, что составляет перспективу дальнейшей разработки избранной темы.
Источниковая база монографии содержит как неопубликованные, так и опубликованные источники. Сложность в сборе сведений о Православной Церкви на острове заключалась в разобщенности имеющегося исторического материала, причем документы, раскрывающие религиозную жизнь на Сахалине, отложились в разных архивах.
Следует отметить, что в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг., японской оккупации острова, Гражданской войны 1918–1921 гг. и ликвидации в 1950-е г. лагерного строительства значительное количество сахалинских архивных материалов было бесследно утрачено. Сохранившиеся документальные источники попали в архивы Приморского края, а часть отложилась в архивах Сахалинской области.
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) – Ф.122 «Главное тюремное управление при Министерстве юстиции» содержит источники, позволяющие сделать выводы о количестве служащего на острове Сахалин духовенства, о снабжении церковных причтов утварью и литературой, а также о сооружении новых церквей и часовен. Исторические свидетельства помогли проследить изменения в штатах управления острова Сахалин;
Ряд фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) – Ф. 796 «Канцелярия Синода», Ф. 797 «Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода», Ф. 799 «Хозяйственное управление при Синоде», Ф. 391 «Переселенческое управление МВД» содержат документы как церковного, так и светского делопроизводства. Здесь находятся отчеты правящих архиереев, путевые заметки, сведения о коренных жителях дальневосточных территорий, в том числе и острова Сахалин. Полученные сведения о материальном обеспечении служителей Духовного ведомства помогли проследить порядок и особенности выплаты жалования духовенству Камчатской и Владивостокской епархий. Большую информативную ценность имеют исторические свидетельства об открытии и работе миссионерских станов, их финансировании, о происшествиях, о вольном заселении островной территории, а также о вопросах наделения земельными участками церквей Приамурской области.
Региональные архивы также располагают богатыми собраниями документов на избранную тему.
Особое значение имеет Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ), фонды которого содержат основную массу использованных в работе источников— Ф. 244 «Владивостокское епархиальное управление дальневосточного областного церковного управления в г. Чита Священного Синода и Высшего церковного Совета Русской Православной Церкви г. Владивосток», Ф. 702 «Канцелярия Приамурского генерал-губернатора», Ф. 757 «Благовещенская духовная консистория», Ф. 1009 «Камчатская духовная консистория г. Благовещенск», Ф. 1133 «Канцелярия губернатора Сахалинской области г. Александровск-Сахалинский», Ф. 1137 «Сахалинская областная тюрьма г. Александровск-Сахалинский», Ф. 1154 «Начальник Южно-Сахалинского округа п. Корсаковский», Ф. 1164 «Александровский окружной начальник поста Александровского».
В указанных фондах также собраны документы как церковного, так и светского делопроизводства. Документы духовных консисторий – клировые ведомости и послужные списки сахалинского духовенства, отчеты, доклады и письма благочинных, путевые заметки правящих архиереев. Различные инстанции военных и гражданских властей представлены отчетами начальников и губернаторов острова Сахалин, записками начальников округов и островных тюрем, перепиской с настоятелями церквей по хозяйственным и прочим вопросам. Довольно обширный фонд канцелярии начальника острова Сахалин позволил посмотреть на жизнь православных священнослужителей изнутри, дать соответствующую оценку их деятельности в период формирования сахалинского общества.
Документы, которые касаются церковной жизни острова, сосредоточены также в Государственном историческом архиве Сахалинской области (ГИАСО) – Ф. 20 «Документы военного губернатора острова Сахалин» и Ф. 1038 «Объединенный фонд документов по истории острова Сахалин».
Среди документов здесь присутствуют записки о состоянии церковной жизни и сведения об отдельных станах Камчатской епархии, а также отчеты сахалинских губернаторов.
Для более полного раскрытия представленной в монографии темы был использован корпус опубликованных источников.
В этом списке особое место занимает издание А. П. Чехова «Остров Сахалин». В книге автор дает оценку религиозной ситуации, приводит некоторые факты из богослужебной жизни островных приходов[41]. Также представляют ценность труды и воспоминания Ч. Г. Хоуза, Н. Я. Новомбергского, А. М. Разумовского, А. А. Панова, В. М. Дорошевича и А. П. Саломона. Некоторые работы перечисленных авторов представляют собой не монографии, охватывающие широкий спектр проблем, а статьи по отдельным узким вопросам.
Особенно ценным материалом являются дневники и воспоминания служившего на острове духовенства. Они публиковались в различных периодических изданиях: «Владивостокские епархиальные ведомости», «Камчатские епархиальные ведомости», «Тюремный вестник» и «Церковные ведомости». Протоиерей Александр Унинский, иерей Александр Городнов, иерей Алексий Кукольщиков[42] и другие пастыри Сахалина оставляли после себя воспоминания о службе на острове, давали характеристику проживающему там населению, подмечали как положительные, так и отрицательные тенденции в религиозной жизни островитян.