Примечания

1

Сáлизи, Сáлюзи – ныне дер. Котельниково в Гатчинском районе Ленинградской области.

2

Есть мнение, что именно этот трагикомический случай послужил основой для фельетона Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Красный Калошник-Галошник», в котором милиционеры вымышленного города Колоколамска выстрелами сбили воздушный шар, приняв его за вражеский. В названии шара явно слышится отсылка к первоначальному названию «МХР» – «Красный химик-резинщик».

3

ГАРФ, ф. Р8429, оп. 1, д. 45, л. 39.

4

Речь о немецкой дирижаблестроительной компании Luftschiffbau Schütte-Lanz, выпустившей до и во время Первой мировой войны больше двух десятков жёстких дирижаблей собственной конструкции. Вальтер Блейштейн (Walter Bleistein) одно время был её директором и главным инженером.

5

«Это было бы похоже на сон!»

6

ГАРФ, ф. Р8429, оп. 1, д. 40, л. 20.

7

ГАРФ, ф. Р3316, оп. 19, д. 903, л. 268.

8

ГАРФ, ф. Р3316, оп. 19, д. 903, лл. 263–264.

9

ГАРФ, ф. Р5446, оп. 7а, д. 197, лл. 11 об., 12 и об.

10

РГАЭ, ф. 9527, оп. 1, д. 66, л. 127.

11

РГАЭ, ф. 9527, оп. 1, д. 66, л. 146.

12

В СССР до 1931 года хозяйственный (бюджетный) год исчислялся с 1 октября по 30 сентября.

13

Небольшие немецкие полужёсткие дирижабли RK 27 и PN 28, построенные в 1929 году, использовались в качестве носителей рекламы шоколада марки «Трумпф».

14

РГАЭ, ф. 9527, оп. 1, д. 75, л. 35 об.

15

РГАЭ, ф. 9527, оп. 1, д. 137, лл. 11 об. – 12; д. 138, лл. 136 об., 137, 137 об., 138, 143 об., 144.

16

Zeppelin-Hallenbau GmbH.

17

РГАЭ, ф. 9527, оп. 1, д. 137, л. 11.

18

РГАЭ, ф. 9574, оп. 2, д. 34, л. 51.

19

Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ) создали в марте 1930 года на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ) и уже в августе реорганизовали в Московский авиационный институт (МАИ). Впоследствии из МАИ был выделен дирижаблестроительный факультет, оформившийся в Московский дирижаблестроительный институт (МДИ), который вместе с Воздухоплавательной школой образовал Дирижаблестроительный учебный комбинат (ДУК) – главное учебное заведение Аэрофлота, готовившее советских воздухоплавателей.

20

Комнаты в коммунальных квартирах на двух верхних этажах этого здания предоставлялись инженерно-техническим и административным работникам-дирижаблестроителям. В наши дни оно имеет адрес: ул. Садовая-Сухаревская, д. 6, стр. 1.

21

Ныне Савёловское направление Московской железной дороги.

22

РГАЭ, ф. 9574, оп. 1, д. 116, л. 52.

23

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. «О состоянии обороны СССР».

24

Одновременно являлся председателем ВСНХ РСФСР.

25

Инициалы в документах комиссии не приведены. Едва ли можно согласиться с Л. Самуэльсоном, который указал «С. П.» [66, с. 130], очевидно, имея в виду будущего знаменитого главного конструктора: в то время 23-летний Сергей Королёв, в феврале 1930 года получивший свидетельство об окончании МВТУ, делал первые шаги в профессии. При всём уважении к его таланту трудно представить, чем начинающий инженер-аэромеханик мог быть полезен комиссии Политбюро. Вероятно, речь о Георгии Никитиче Королёве, работавшем директором московского авиамоторостроительного завода № 24 им. Фрунзе, который в 1933 году был выдвинут на должность начальника Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) Наркомтяжпрома и занимал её до 1935 года.

26

ГАРФ, ф. Р5446, оп. 17, д. 185; [66, с. 130].

Загрузка...