Вступление

Словарь Merriam-Webster Dictionary (Мериам -Вебстер) определяет закадровое озвучивание как[1]:


1. a: голос невидимого рассказчика (как в кино или телевизионной рекламе),

b: голос видимого персонажа (как в кино), выражающий невысказанные мысли;

2. a: запись голоса за кадром.

Первое известное использование голоса за кадром: примерно в 1947 году.

Википедия объясняет это следующим образом[2]:

«Закадровое озвучивание (также известное как закадровый голос или комментарий за кадром) – это производственная техника, при которой голос (за кадром), который не является частью повествования, используется на радио, телевизионном производстве, при создании фильмов, в театре или в других представлениях. Закадровое озвучивание осуществляется специалистом по определенному сценарию и может быть записано как дистанционно, так и на месте производства… Обычно оно предварительно записывается и накладывается на звуковую дорожку фильма или видео и довольно часто используется в документальных фильмах или новостях для озвучивания важной информации. Закадровое озвучивание так же используется в видеоиграх и для записи сообщений (не для прямого эфира), а также для объявлений и различной информации во время мероприятий и в туристической сфере. Оно также может быть прочитано вживую во время таких событий, как, например, вручение наград».

Благодаря распространению ПК, смартфонов (iOS и Android 5.0+), специализированных записывающих устройств, бесплатного или недорогого программного обеспечения для записи и редактирования, а также USB-микрофонов приемлемого качества, расширяющих возможности использования домашних студий, – цифровая запись произвела революцию в индустрии.


Я описываю закадровое озвучивание как искусство воплощения в жизнь написанных слов. В рамках этого описания существуют различные и конкретные цели для каждого жанра:

1. Рекламные ролики: мотивировать слушателя, прочувствовать и начать действовать.

2. Повествование: для информирования или обучения.

3. Кино, анимация, игры и игрушки: развлекать.

4. Голосовая почта: приветствовать и направлять клиентов.

5. Аудиокниги: развивать воображение.

6. ADR/looping (ADR (Automated dialogue replacement), или автоматическая замена диалога): для улучшения и добавления глубины и специфичности сцены.

7. IVR/AI (IVRInteractive Voice Response, это заранее записанные телефонные сообщения): добавить индивидуальности голосам интерактивного голосового ответа (IVR) и искусственного интеллекта (AI).

Где применяется профессиональное закадровое озвучивание?

Реклама на радио, телевидении и в интернете; короткие рекламные ролики на ТВ; рекламные ролики для телешоу, развлекательные программы и спортивные мероприятия; трейлеры к фильмам в кинотеатре; документальные фильмы; корпоративные презентации для веб-сайтов, электронного обучения, видео с пояснениями к программному обеспечению; озвучивание для интерактивных терминалов, учебных пособий и презентаций; фильмы и игры; акцентирование и добавление атмосферы фоновым голосам, или ADR (дубляж иностранных фильмов и липсинг), чтобы сопоставить движение губ на экране с произносимыми репликами; валла (walla – группа людей в закадровом озвучивании), применяется для создания атмосферы в больших массовых сценах, при дубляже иностранных фильмов, мультфильмов и прочего; мультфильмы; голосовая почта, IVR (интерактивный голосовой ответ) и GPS (система глобального позиционирования); предварительно записанные объявления PA; аудиогиды для музеев, туристических объектов и центров для посетителей.

ПРОБЛЕМЫ ЗАКАДРОВОГО ОЗВУЧИВАНИЯ

Основная проблема говорящего при чтении вслух состоит в том, что это может звучать так, как будто он читает. Вот основные причины:

1. Предложения начинаются с сильного начала и затихают в конце, теряя объем и энергию с каждым словом. Это продукт «рефлексов чтения».

2. Запятые, точки и другие формы пунктуации игнорируются читателем или используются как место для дыхания. Это подсознательное поведение может мешать потоку сообщения и добавлять дополнительное редактирование в постпродакшн, чтобы удалить нежелательные вдохи.

3. Фокусирование на отдельных словах, а не целой мысли.

4. Личная и эмоциональная связь с сообщением отсутствует, что не позволяет ему звучать правдоподобно, реально и спонтанно.

Коммуникация – мощный инструмент

Одним из важных аспектов закадрового озвучивания является то, что речь – это нечто большее чем просто движение рта и языка. Определенные физические движения влияют на тон, высоту и эмоциональность голоса. Шевеление пальцами ног, кивок головы, пожимание плечами, сжатый кулак и другие движения тела влияют на речь. Умение играть на этих инструментах с головы до ног – вот что по-настоящему оживляет слова. Действие в движении. Эмоции в дыхании. Понимание нашего бессознательного поведения и использование этих техник во время разговора помогает оживить сообщение.

Целью данной книги является предоставление профессиональных навыков коммуникации. Если вы озвучиваете рекламу, видеоигру или делаете презентацию для клиента, то методы, описанные в этой книге, непременно улучшат ваши навыки чтения и разговорной речи. Эти «гибкие навыки» обеспечивают:

1. Силу намека, а не требования.

2. Заставить слушателя думать так, будто это его собственное решение.

3. Творческая игра эмоциями, чтобы заставить слушателя чувствовать себя определенным образом.

4. Мотивацию, чтобы слушатель начал действовать.

Четыре уровня обучения

Когда вы изучите многочисленные методы, представленные в этой книге, будьте готовы как к успехам, так и неудачам. Это может быть связано с вашим опытом в бизнесе, стилем текста, жизненным опытом, знанием материала или другими аспектами. Один из способов оценить ваши навыки на примере конкретного сценария или концепции, – использовать эту простую, но комплексную систему понимания себя на данном этапе. В любом случае, вы попадете в одну из следующих категорий:

1. Бессознательно некомпетентный – вам не раз говорили, что ваш голос потрясающий, но никогда не просили прочитать текст каким-то конкретным способом для клиента.

2. Сознательно некомпетентный – теперь вы знаете, что должен быть способ эффективно прочитать текст, но вы не знаете, как это сделать.

3. Сознательно компетентный – вы понимаете трудности чтения чужого сообщения. И вы можете прочитать его так, как они хотят, но это будет звучать слегка натянуто.

4. Бессознательно компетентный – вы выбираете любой сценарий, и он звучит естественно и правдоподобно, будто вы просто разговариваете.

Руководство по обучению

Эта книга насыщена информацией. Она не предназначена для чтения в один присест. На самом деле она лучше всего подходит для пятнадцатинедельного курса обучения в колледже. Каждая глава – это полноценный урок, который требует времени для усвоения. Пишите прямо в книге, или заведите записную книжку. Прочитайте ее несколько раз. Обращайтесь к ней, когда вы столкнетесь с трудностями в своей карьере. Практикуйтесь вслух. Делайте упражнения. Записывайте себя и прослушивайте. Точно настройте свои уши на тончайшие нюансы голоса. Координируйте движения своего тела со словами. Научитесь доверять и использовать свои эмоции.

Погрузитесь и начинайте обучение!

Загрузка...