Когда я учился в школе, мне часто говорили, что Я – последняя буква в алфавите. Думаю, и вы слышали подобное в свой адрес. Системы воспитания и образования твердили: «Не якай», «Скромность – лучшее украшение женщины», «Коли хороша – не хвастайся, и так заметят», «Не тот дурак, кого люди хвалят, а тот, кто сам хвалится», «Всякая жаба сама себя хвалит». Скромность хороша, если она к месту. Чаще скромность путали и путают с подавлением воли, мнения, мыслей, ценностей и чувств. Оттого и вырастают неуверенные в себе «дети».
Много лет я думал о принципиальной разнице между мужской и женской самооценкой. Она действительно есть, и достаточно существенная. Вспомните русский алфавит. Он начинается с буквы А и заканчивается буквой Я. Будь моя воля, я бы видоизменил алфавит. Для мужчин я бы все оставил так, как есть. А, Б, в, Г, Д, ……. и наконец Я. Да, прежде чем мужчине сказать «Я – Мужчина», он должен пройти этапы собственного становления.
Многие представители сильного пола не любят меня за озвучивание этой темы. Никто не хочет признаваться себе в собственной глупости, лени, безответственности. Тем более идти в страхи и комплексы. Это нормально, психика избегает некомфортных стратегий.
Давайте обратимся к истории. Не так давно человечество выживало. Лишь последние столетия мы обрели цивилизованность, и нам не приходится в страхе оглядываться, боясь нападения дикого зверя или врагов из соседнего селения. Психика и генетика не способны модернизироваться с такой же скоростью. Вы, конечно, можете возразить: «Марк, мы живем в современном мире, причем здесь многовековая история?»
Дело в том, что генетически мы с вами еще сонастроены с прошлым. Сколько еще необходимо времени чтобы, например, гормональная система, иммунитет, репродуктивная система изменили свою структуру? Это неизвестно! Настройки нашего организма такие же, как у человека живущего 3–5 тысяч лет назад. А значит, и запрос на удовлетворение своих потребностей также идентичен. Другими словами, мужчина, живущий две тысячи лет назад, жил с запросом на признание и принятие. Как он этого достигал? Чтобы выжить, мужчина с юных лет познавал какое-либо ремесло. Учился охоте, рыбалке, обработке земель, а также изучал военное дело. Для чего? Чтобы стать крепкой опорой для стареющих родителей, для продолжения рода, для собственного выживания.
Жизнь действительно была опасной. Например, из группы охотников в 15–20 человек живыми могли вернуться 5–6 мужчин. Мало того что выжил, так еще и пищу добыл. А мужчина, выживший в сражении? Ловкий рыбак? Успешный ремесленник? Как к ним относилось мужское окружение и женщины? Мужчины стремились быть сильными и успешными, а женщины выбирали таких продолжателями рода. Мужчина выбирался по принципу – с кем выживу я и мои дети. Сегодня этот принцип нарушен при активном участии самих же мужчин.
«Всем женщинам нужны только деньги!» Нет не деньги! Все женщины хотят жить! Не в голоде, а в изобилии и безопасности. Давайте перенесем эти деструктивные доводы мужиков на тысячу лет назад. Женщина говорит: «Я создам семью с сильным мужчиной, способным защитить, добыть еду и обеспечить кров». Ответ мужчины из прошлого: «всем женщинам нужны только лоси, рыба, шкуры животных и шалаш». Конечно, подобные высказывания в прошлом были невозможны. Мужчина понимал, что он является источником жизни. Тысячу лет назад женщину красивыми речами и балабольством взять было невозможно. Она понимала, кто напротив нее!
Чтобы еще лучше осознать принцип взращивания мужской самооценки, давайте поговорим о некоторых гормонах. Эндорфин – гормон счастья и радости. Кроме удовольствий, эндорфин и бета-эндорфин помогают человеку выжить в опасной ситуации. Активная выработка этого гормона происходит во время физической активности, при которой мышцы человека работают на пределе возможностей.
Улавливаете взаимосвязь? В сражениях, в победах, в тяжелом труде и выживании мужчина насыщал свой организм эндорфином и кайфовал от своих достижений. Это значит, что он сам мог регулировать степень удовлетворенности своей жизнью, управляя своей гормональной системой. Еще более интересный момент заключается в том, что эндорфины имеют свойство вызывать привыкание. Например, бета-эндорфин часто называют эндогенным опиатом. Другими словами, это самый настоящий наркотик, на который подсаживались воины, охотники, тяжело трудящиеся и выживающие мужчины. У мужчины формировалась зависимость быть мужчиной. Лучше не придумаешь!
А если рассмотреть такой гормон, как дофамин, все вообще становится на свои места. Дофамин отвечает за мотивацию и наслаждение. Он начинает вырабатываться в момент движения к цели и доходит до своего пика в момент ее достижения. Например, охотник, идущий по лесу и выслеживающий добычу, уже насыщается дофамином. Как только зверь убит, выброс дофамина достигает пиковых отметок и вводит охотника в состояние эйфории и кайфа. Дофамин часто так и называют гормоном охотника.
Если привести пример, ориентируясь на современные реалии, представьте мужчину, который поставил перед собой цель запустить бизнес-проект. Как только он начал прописывать бизнес-план, дофамин начал свою работу. Когда бизнес уже приносит прибыль, результат достигнут, дофамин работает на пике возможностей. В моменты активности дофамина в головном мозге закрепляется нейронная цепочка, которая связывает выполненное действие с полученной эйфорией. Именно это заставляет и мотивирует мужчину добиваться поставленных целей. Круто? Еще бы!
А если подробно изучить работу тестостерона, серотонина, адреналина, норадреналина, можно сделать простой вывод: мужчина получал удовольствие от своей значимости и самооценки, через действия, достижения и победы. В описанных мною примерах вы где-то увидели ответственность женщины за повышение самооценки у мужчины? И не увидите! Мужчина взращивает свою самооценку самостоятельно, и женщина к этому не имеет отношения!
К сожалению, в современном мире многие мужчины нашли другие источники получения дофамина, эндорфинов и других важных гормонов. Эти способы всем известны! Еда, алкоголь, наркотики, игромания и секс! Проще всего соблазнить женщину и почувствовать себя «победителем». Только результат от этих «побед» длится недолго. Так, мужчины впадают в зависимость от секса с разными женщинами, часто меняют партнеров, изменяют своим женам, заводят любовниц. Конечно, потребность в дофамине и эндорфине – это не единственная причина деструктивного сексуального поведения, их достаточно много.
Уверен, вы слышали от мужчин: «Мужчина – охотник!» С этим никто не спорит! Конечно, охотник, если он охотится на зверя. Чаще всего этой фразой мужчина объясняет свои хождения по женщинам и оправдывает поведение, в основе которого лежит больное сексуальное либидо. Охота и распутство не имеют ничего общего. Можете представить себе охотника, который вышел на охоту за женскими влагалищами? Ну бред же! С одной стороны, запрос мужчин на признание и принятие вполне объясним, так как он продиктован самой природой, а с другой стороны, этот запрос удовлетворяется в обход тех же законов природы. В результате – неуверенные в себе мужчины стремятся повысить самооценку не через достижения и победы, а через соблазнение женщин, наркотики, алкоголь, еду и видеоигры. В этой книге я не буду подробно описывать отношения мужчины и женщины (об этом в следующих книгах), лишь изредка буду приводить примеры для большей наглядности.