Мама и папа дали ей прекрасное имя Бусинка. Одна сестрица четырёх храбрых братьев-охотников.
Было это в те далёкие времена, когда в тяжёлые голодные годы стариков, как обузу, бросали в тундре или отвозили в лес. Всех прокормить род бы не смог. Так случилось и в седьмую зиму Бусинки.
Её бабушку Тынэ-нны посадили в старые сломанные нарты, а утром семья должна была ехать дальше, к новым богатым ягелем местам.
Бусинка забралась к бабушке под оленье одеяло и решила остаться со старушкой. Увидят родители, что нет доченьки с ними, и вернутся и за ней, и за бабушкой.
Тепло и уютно под оленьим пологом, и возле бабушки не страшен ни медведь-шатун, ни желтоглазый волк.
Когда утром Бусинка проснулась, то увидела, что стада оленьего нет, и чума родителей нет. Бабушка Тынэ-нны, смирившаяся со своей участью, только молча погладила внучку по голове и вытащила из кармана рыбку-юколу, которая прекрасно утоляет голод и не вызывает жажды. Бусинка достала подаренный братом Утыгеем ножичек, настругала немного рыбки, и, поев, они с бабушкой стали ждать возвращения родителей.
Но к вечеру небо затянуло тёмными тучами, задул ветер с моря и на тундру обрушился снегопад. Конечно, перемело все пути-дороги к брошенным старым нартам с девочкой и старушкой. Рыбка закончилась. Разжечь костёр было нечем. Осталось только петь песни. Их бабушка знала великое множество.
Бабушка Тынэ-нны всё пела бесконечную песню: о храбрых псах Норче и Юрге, которые спасли героя Кодакчэна от Медведицы.
И о том, что, если присмотреться, и на небе есть Большая Медведица, и свои охотники с луками, и зайцы, и злые духи Нижних земель[1].
Во сне Бусинка летала на облаке и встретила Кодакчэна. Он починил им нарты и показал, где искать звёздных гончих псов, чтобы ехать к маме и папе.
– Мне нечего дать тебе, славный герой моего народа, и разве собаки повезут меня, если я не дам им вкусной юколы?
– Меня просто порадовала ваша песня обо мне, ведь пока меня помнят, я жив. И у тебя прекрасные косы, ты можешь их срезать и сплести упряжь в подарок. А уж еду им дадут твои братья, славные охотники.
Отрезала бабушка Бусинке её длинные косы, и стали они плести упряжь. Целый день трудились, и вот упряжь готова. Понесли они её в дар звёздным псам.
– Милые гончие псы! Вот подарок вам от маленькой девочки Бусинки. Отвезите меня к папе и маме. И бабушку тоже.
– Хорошо ли ты плела ремешки, крепкие, не порвутся? А то вот жила одна ленивая девочка, сплела она для нас упряжь, да не старалась, так порвалась упряжь и упала она с неба на землю и с тех пор стала глупой нерпой.
– Нет, я старалась, до сих пор пальчики болят.
Надела девочка упряжь на звёздных псов, запрягла их в нарты, и сели они с бабушкой и поехали прямо по звёздному небу. Даже Большая Медведица их не тронула, только покачала удивленно головой: «Где это видано, чтобы люди по небу летали, да ещё и в упряжке у них были звёздные псы».
– Вон, вон мой чум, вон мама моя стоит и смотрит вдаль, в тундру, куда ушли мои братья искать меня! – закричала радостно девочка.
Спустилась звёздная упряжка прямо перед чумом, и мать Горюнав обняла свою храбрую дочь и вынесла псам целую чашку свежей оленины.
А тут и братья вернулись, и отец.
С той поры никто уже не отважился спорить с духами. И если только заходил разговор, что роду не прокормить стариков, старики напоминали, что приедет за ними девочка на упряжке звёздных псов и снова вернёт их в стойбище.