Часть II Питание для новорожденных

Глава 1. Уход за новорожденными

Основные элементы ухода

Неонатальный период, или период новорожденности, начинается с момента рождения ребенка. Его длительность зависит от того, насколько быстро ребенок приспосабливается к внеутробным условиям существования. Условно принято считать, что он продолжается до четвертой недели жизни. Выделяют ранний неонатальный период, который длится в течение недели после рождения ребенка. В этот момент происходит ряд морфологических и функциональных изменений некоторых органов и систем органов, которые при рождении развиты слабо. С момента первого вдоха начинается становление легочной функции, в связи с чем полностью включается малый круг кровообращения, происходит закрытие овального отверстия, запустевают пупочные сосуды. В ЦНС преобладают процессы торможения, поэтому ребенок постоянно спит. Кора головного мозга слабо дифференцирована, из-за чего у новорожденного присутствуют только безусловные рефлексы (сосательный, глотательный и др.). Также происходит резкое изменение гормонального фона, кожи и слизистых оболочек. Все это оказывает сильное стрессовое влияние на ребенка. Состояние адаптации при неблагоприятных условиях может привести к тяжелым заболеваниям, а также проявлению врожденных и наследственных патологий. Именно в этот момент особенно важным является тщательный уход за новорожденным.

К моменту рождения ребенка следует подготовиться заранее: приобрести и поставить в определенное место кровать, купить пеленки и средства ухода за кожей малыша.

Желательно, чтобы кровать была изготовлена из натуральных материалов, например из дерева. Ширина кровати должна составлять 60–70 см, а длина – около 0,8–1 м. Ножки кровати должны быть высокими, боковые стенки должны иметь перекладины, одна из стенок должна опускаться. В кровать следует положить матрац (ватный или волосяной). Матрац можно сделать и самостоятельно: сложить в несколько слоев старое одеяло и простегать его. Он не должен быть слишком мягким, так как это может привести к деформации скелета новорожденного. На матрац можно постелить резиновую клеенку, чтобы не испачкать матрас в то время, когда ребенок мочится. Мыть клеенки нужно ежедневно, поэтому лучше приобрести их сразу несколько. Сверху клеенки обязательно кладут сложенную в несколько раз хлопчатобумажную пеленку, которая предохраняет ребенка от потения. Подкладывать подушку новорожденному не следует, поэтому будет удобно, если головной конец кровати будет приподниматься. Также будет удобно, если кровать будет иметь колесики: ее можно будет легко передвигать для более тщательной уборки помещения или во время проветривания комнаты. Место, где будет располагаться кровать, должно быть хорошо освещенным, сухим, защищенным от сквозняков, температура – от +22 °C до +24 °C для доношенных детей и от +24 °C до +26 °C для недоношенных. Желательно, чтобы не было перепада температур между спальней ребенка и остальными помещениями в доме. Кровать лучше ставить недалеко от окна, но вдали от нагревательных приборов. Во время сна ребенка необходимо защищать от прямых солнечных лучей (для этого используются занавески). Для прогулок с ребенком потребуется коляска, желательно обтянутая кожей, так как это несинтетический материал и легко моется. Лучше, чтобы кузов коляски был жестким, так как он надежнее защищает ребенка от внешних воздействий. Диаметр колес коляски различен: чем он больше, тем легче коляска преодолевает неровности дороги; чем ширина колеса уже, тем хуже сопротивление качению. Накачиваемые шины и амортизирующая подвеска уменьшают воздействие на ребенка со стороны дороги. Для пеленания удобнее всего использовать специально сделанный для этого столик, однако возможно пеленать ребенка и в его собственной кровати. Ни в коем случае нельзя класть ребенка на свою собственную кровать или на стол, не покрытый детской простыней. Для пеленания ребенка необходим следующий минимум (см. табл. 9).


Таблица 9. Пеленание ребенка


Многие родители боятся использовать одноразовые подгузники, так как считают, что они принесут вред здоровью их малыша. Однако многочисленные исследования не подтверждают факта непосредственного вреда для здоровья ребенка. Если же родители считают нежелательным их использование, подгузник можно сделать, сложив марлю углом в несколько раз, а для прогулок поверх подгузника можно надеть клеенку или специальные пластиковые трусики на клепках. Нижний край распашонок должен доходить до пупка, а рукава должны быть длиннее рук ребенка.

Для питания ребенка необходимо купить бутылочки (лучше, если они будут стеклянные) и соски на них. Если мать будет кормить ребенка грудью, то достаточно 3–4 штук. Ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, потребуется 15–20 бутылочек. Также на первое время ему нужно 1–2 пачки специализированных смесей. Посуду для ребенка стерилизуют. Для этого продаются специальные стерилизаторы, которые упростят родителям процесс стерилизации, но стоят они достаточно дорого. Также в продаже есть и подогреватели детского питания, поддерживающие такую же температуру, как и у женского молока.

Для ухода за кожей ребенка потребуются детское мыло или специальный гель, детский крем, нерафинированное растительное масло или бальзам, марганцовокислый калий в кристаллах, раствор бриллиантового зеленого, борная кислота и стерильная вата. Для купания понадобятся ванночка, кувшин и термометр для измерения температуры воды. Лучше, если родители будут иметь дома детские весы. Они позволят ежедневно контролировать прибавку в весе, а соответственно, и корректировать питание малыша. Основным правилом ухода за ребенком является соблюдение правил элементарной гигиены. Помещения, в которых будет находиться ребенок, должны быть чистыми. В детской ежедневно нужно мыть полы слабым раствором дезинфицирующего средства, протирать подоконники и мебель от пыли. Следует регулярно менять постельное белье новорожденного. В отсутствие ребенка нужно проветривать его спальню в течение минимум 10–15 мин. Домашним животным нельзя разрешать входить в комнату ребенка, так как шерсть, летящая с них, попадает на предметы малыша. Не рекомендуется курить в присутствии младенца, даже запах от курящих людей приносит огромный вред его здоровью. Все предметы, используемые ребенком, должны быть стерильными. Посуду и игрушки кладут в холодную воду и держат на огне 5-10 мин после закипания. Одежду ребенка стирают сначала в воде с добавлением детского мыла, затем возможно использование порошков для новорожденных детей. Не следует стирать детскую одежду вместе со своей. Белье сушат либо на свежем воздухе, либо на бельевых веревках. Сушить ее на радиаторе не рекомендуется. Затем ее проглаживают с двух сторон и складывают обратной стороной внутрь.

Молодые родители зачастую испытывают трудности при пеленании ребенка. Пеленание необходимо для регуляции теплообмена ребенка, так как новорожденные легко перегреваются и переохлаждаются. Пеленать ребенка следует перед каждым кормлением и каждый раз, когда он станет мокрым. Существует несколько способов пеленания детей. Выбор одного из них зависит от состояния здоровья ребенка и времени года. Рассмотрим два вида: тугое и широкое пеленание. При широком пеленании на кровать или пеленальный столик кладут фланелевую пеленку (в холодное время года) так, чтобы широкий конец ее был расположен параллельно длине тела ребенка. Сверху аналогично кладут легкую (хлопчатобумажную) пеленку. Затем снимают с ребенка старые пеленки, кладут его поверх вновь разложенных, одевают подгузник (марлевый подгузник кладется углом между ног, каждый край треугольника туго набрасывается на ребенка), распашонку (при низких температурах сначала хлопчатобумажную, которую запахивают на спине, затем фланелевую – ее запахивают на груди), затем плотно прижимают одну руку ребенка к телу и накидывают угол пеленки с этой же стороны, так же пеленают и вторую руку. Нижний край пеленки подгибают вверх, но так, чтобы движения ног не были скованы. Уголки накидывают один на другой, верхний закрепляют за этот же край. В жаркое время года ручки малыша оставляют открытыми. При этом правила пеленания аналогичны. Широкое пеленание способствует нормальному развитию тазобедренных суставов в случае врожденных дисплазий. Однако практика показывает, что при таком пеленании ребенок ведет себя беспокойно. Пеленку при этом виде пеленания располагают также, как и при тугом. Отличие заключается в том, что нижний конец пеленки перекидывают между ног ребенка. Главный принцип – расправить одежду, так как образующиеся на ткани складки вызывают повреждение кожи. Не стоит надевать на ребенка слишком много одежды, так как это вызовет перегревание.

Для того чтобы ребенок рос здоровым, необходимо соблюдать правильный режим дня. Новорожденные основное время своего существования проводят во сне, в среднем около 20–22 ч в сутки. Однако некоторые дети с самого рождения спят мало, в этом не стоит видеть патологию. Если ребенок спокоен, хорошо ест, много бывает на свежем воздухе, то повода для беспокойства нет. Большинство специалистов сходятся во мнении, что будить ребенка для кормлений не следует, так как у каждого свой биоритм. Ребенок сам выберет для себя оптимальное время бодрствования и сна. Также не стоит перепеленовывать ребенка, если он спит мокрый. Сон ребенка может быть беспокойным, если в комнате громко разговаривают люди и горит яркий свет.

Перед тем как подойти к ребенку, следует помыть руки с мылом. Они должны быть сухими и теплыми.

Необходимо ежедневно следить за кожей ребенка, так как она очень нежная. Эпидермис ее состоит всего из 2–3 слоев, а базальная мембрана представляет собой рыхлую клетчатку, поэтому эпидермис легко отделяется от дермы. Кожа новорожденных богата кровеносными сосудами. Малейшее ее повреждение вызывает появление на теле синяков и ссадин, через которые болезнетворные микроорганизмы проникают в кровь.

К моменту рождения у ребенка уже сформированы сальные железы, а протоки потовых желез развиты слабо, что затрудняет терморегуляцию ребенка. Потоотделение начинается с 3-4-й недели внеутробного существования. Поэтому необходимо дезинфицировать кожу и освобождать ее от продуктов жизнедеятельности. Утренний туалет ребенка проводят каждый день перед шестичасовым кормлением. Глаза промывают смоченным кипяченой водой, раствором фурацилина в разведении 1:5000 или 2 %-ным раствором борной кислоты тампоном в направлении от наружного угла к внутреннему. Каждый глаз протирают отдельным тампоном. Затем омывают лицо ребенка (сначала теплой кипяченой водой, затем водой комнатной температуры) и протирают сухой салфеткой. Иногда новорожденному необходимо санировать полость носа, для чего применяются либо специальные аппараты, либо скрученная в жгут стерильная ватка, смазанная вазелиновым или растительным маслом, либо продезинфицированная груша. Для каждого носового хода используют отдельный тампон. Не стоит эту манипуляцию проводить слишком долго. Туалет наружных слуховых проходов производят сухим ватным тампоном. Для обеих этих манипуляций ни в коем случае не применять острых предметов (спичек, ватных палочек и др.) После отпадения пуповины пупочную рану обрабатывают ватным тампоном, смоченным 2 %-ным раствором борной кислоты или 3 %-ным раствором перекиси водорода, а затем 5 %-ным раствором перманганата калия. Подмывание новорожденного ребенка необходимо после каждого акта мочеиспускания и дефекации. Мыть ребенка с мылом каждый раз не обязательно, так как частое применение детского мыла приводит к высушиванию кожных покровов. В настоящее время вместо подмываний возможно использование влажных салфеток.

Купание ребенка проводится ежедневно с момента заживления пупочной раны. Ванночку перед купанием нужно помыть с мылом и ополоснуть кипятком. Купать ребенка лучше в его спальне при температуре 21–23 °C. Для новорожденных используют только кипяченую воду, имеющую температуру 37 °C. Если пупочная рана еще не совсем заросла, то в воду добавляют перманганат калия, так чтобы вода приобрела бледно-розовую окраску. Количество воды должно быть таким, чтобы тело ребенка было покрыто полностью. Один-два раза в неделю следует купать ребенка с детским мылом, начиная с нижней части туловища. Для смягчения воды можно добавить в нее 100–150 г крахмала, разведенного теплой водой. Новорожденных купают в пеленке, аккуратно протирая тело рукой. Купание должно длиться не более 5 мин. Затем ребенка заворачивают в теплые пеленки и промокательными движениями вытирают кожу. Для предотвращения появления опрелостей кожу смазывают детским кремом или стерилизованным нерафинированным растительным маслом. После применения масла надевать одноразовые подгузники нельзя.

Следует следить и за ногтями ребенка: как только они начинают отрастать, необходимо их подстригать. Для этого используют специальные детские ножницы. Если таких ножниц нет, можно использовать обычные с закругленными концами. Стричь ногти следует в момент, когда ребенок спит. Во время глубокого сна руки ребенка расслаблены, кулаки разжаты. Зафиксировав кисть руки, нужно отодвинуть подушечки пальцев, чтобы нечаянно не повредить кожу, затем коротко остричь ногти.

Гулять с ребенком следует ежедневно. Первый раз ребенка выносят на улицу всего на 10 мин. Если ребенок спокоен, в следующий день следует увеличить время прогулки на 5 мин. Если же малыш беспокоится, нужно немедленно занести его в дом. На следующий день снова следует вынести ребенка на это же время. К концу первого месяца жизни он должен проводить на улице около 2–3 ч в день. Нельзя гулять с новорожденным при температуре ниже —15 °C. В такие дни дома открывают окно или форточку и кладут перед ней тепло завернутого ребенка на то же время, которое ребенок обычно проводит на свежем воздухе.

В жаркое время года можно положить ребенка на солнце перед открытым окном, так как солнечные лучи способствуют выработке кожей витамина D, обладающего антирахитическими свойствами.

Массаж и гимнастика составляют основы правильного физического развития новорожденного. В настоящее время многие педиатры советуют использовать свободное пеленание, при котором руки ребенка остаются свободными. Для детей с повышенной двигательной активностью применяются распашонки с зашитыми рукавами. К концу первого месяца жизни можно начинать закаливать ребенка, оставляя его в помещении с температурой воздуха не ниже 22 °C нагишом на 1–2 мин. Затем нужно ежедневно увеличивать время закаливания на 1 мин. Появление синюшной окраски кожи, беспокойство свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае следует немедленно завернуть ребенка, при этом немного растирая его кожные покровы. Время от времени нужно класть ребенка на живот.

Новорожденным назначают массаж с целью релаксации мышечной системы. Проводят массаж перед кормлением. Производят выпрямление и сгибание ног в коленном суставе, вращательные движения в тазобедренном суставе, отведение и приведение в плечевом, поглаживание живота и легкое растирание кожных покровов.

Не рекомендуется приучать ребенка к соске. Громкий крик – признак того, что ребенок чем-то обеспокоен. Даже при прогулках на улице ребенок должен спать с закрытым ртом. Если же малыш открывает рот, это может свидетельствовать о заложенности носа вследствие ринита.

Важную роль для развития ребенка имеют игрушки. Новорожденным детям над кроваткой вешают гремящие игрушки или музыкальные, желательно ярких цветов. В первое время малыш воспринимает только красный, желтый, синий и зеленый цвета. Ребенку такого возраста подходят игрушки, которые легко моются, имеют достаточно крупные размеры (чтобы ребенок случайно не мог их проглотить) и изготовлены из безопасного материала.

Своевременная консультация врача-педиатра поможет вовремя снизить риск развития патологий, предупредить возможное заболевание, окажет помощь при уходе за ребенком.

Только тщательно выполняя обязанности по уходу за ребенком, можно сохранить его здоровье и дать все необходимое для полноценного как физического, так и морального развития. Малыш сможет ощутить столь необходимую для него заботу и любовь, особенно в первый месяц своей жизни, когда он только начинает адаптироваться к внеутробным условиям своего существования.

Уход за ребенком при кормлении

Самым важным аспектом ухода за ребенком является его кормление. Только в это время происходит как физический, так и моральный контакт новорожденного с матерью. Процесс кормления должен доставлять удовольствие как ребенку, так и кормящей женщине. Зачастую, особенно сразу после родов, матери испытывают серьезные трудности при кормлении: то ребенок отказывается есть в определенное время, то плохо сосет из груди, то просит пищу раньше времени. Все это происходит от незнания некоторых основополагающих факторов.

Самым важным остается вопрос о том, в какой момент имеет смысл давать ребенку пищу. Несколько лет назад педиатры сходились во мнении, что кормить новорожденного следует строго по часам: каждые три часа, исключая ночное время, для доношенных детей и каждые два часа для недоношенных или больных детей с определенными патологиями по совету врача-педиатра, в том числе и один раз ночью. Однако биоритм каждого ребенка имеет свои особенности. В отведенное для кормления время он может просто отказаться от принятия пищи или спать, и все попытки заставить новорожденного поесть будут бесполезны. В настоящее время рекомендуется прикладывать ребенка к груди по первому требованию. Некоторые специалисты считают, что между кормлениями ребенку нужно давать кипяченую воду по 50-100 мл, а в жаркое время – по 150 мл в сутки. Другие же приходят к мысли, что при грудном вскармливании воду давать не нужно, так как женское молоко состоит в среднем на 90 % из воды, а дополнительная жидкость может вызвать нарушения пищеварения.

Первое прикладывание к груди при отсутствии противопоказаний проводится спустя 3 ч после родов. Первое молозиво содержит наибольшее количество питательных веществ и иммуноглобулинов, способствующих повышению иммунитета новорожденных. Перед кормлением матери следует тщательно помыть руки, а затем и грудь с детским мылом. Затем следует ополоснуть грудь кипяченой водой и вытереть насухо чистой салфеткой. Перед кормлением сцеживают немного молока, с которым из конечных отделов молочных желез удаляются болезнетворные бактерии. Ребенка перед кормлением следует переодеть, на его грудь нужно положить чистую пеленку или слюнявчик, чтобы малыш не запачкался молоком. Если есть весы, желательно взвесить ребенка вместе с пеленками. После кормления ребенка снова взвешивают. Увеличение массы его тела свидетельствует о количестве молока, съеденного за время кормления.

Кормление должно длиться не более 20–30 мин. Если ребенок начинает засыпать, можно вынуть из его рта сосок и вложить его заново. Малыш начнет сосать активнее. Легкое щекотание пяток и пощипывание крыльев носа также помогут разбудить малыша. Хотя зачастую при правильном режиме дня и прикладывании к груди новорожденный, находящийся на грудном вскармливании, сам высосет необходимое ему количество молока за это время. Для того чтобы кормление было наиболее эффективным, необходимо правильно приложить ребенка к груди. Неправильное прикладывание может привести к возникновению воспалительных процессов молочной железы, сопровождающихся резкими болями, появлением трещин в сосках матери, к заглатыванию пузырьков воздуха вместе с молоком, следовательно, частым и обильным срыгиваниям, малыш быстро устает, засыпает, кормление может затянуться даже на несколько часов, но ребенок так и не наестся. В итоге все это приводит к отказу от грудного вскармливания. Когда ребенок голоден, его рот обычно широко раскрыт в форме буквы «О». В этот момент женщина несильно сдавливает всю околососковую ареолу и вкладывает сосок ребенку в рот, причем малыш должен полностью захватить не только сам сосок, но и околососковый кружок. Вероятно, во время первого кормления женщина будет испытывать неприятные ощущения покалывания и даже жжения в груди, но буквально через пару недель это пройдет, а женщина будет испытывать облегчение потому, что ее грудь освобождается от накопившегося молока. Во время кормления стоит придерживать грудь рукой, освобождая нос ребенка, не мешая ему дышать. После нескольких актов дыхания ребенок начинает часто и глубоко дышать. Это нормальное проявление его физиологических функций. Не стоит в это время насильно заставлять ребенка есть, он сам продолжит сосание через несколько секунд. Большое значение имеет поза, в которой женщина будет кормить ребенка. Существует несколько вариантов, один из которых мать выбирает либо по собственному желанию, либо по рекомендации гинеколога (при швах, кесаревом сечении и других патологиях кормить в положении сидя запрещено).

1. Нужно сесть прямо на удобный стул или кресло, положить себе на ноги подушку, накрыть ее чистой пеленкой. На пеленку положить ребенка, придерживая его голову и спину, другой рукой дать грудь и придерживать во время кормления. Обычно женщине требуется положить что-нибудь под локоть, так как держать руку на весу долгое время достаточно трудно.

2. Можно лечь на бок лицом к ребенку, под локоть подложить подушку, чтобы грудь приняла правильное положение, ребенка положить рядом с собой и придвигать его к себе, пока он не схватит грудь. Преимущество этого способа заключается в том, что опытные матери могут позволить себе поспать во время кормления.

3. Можно принять положение полусидя, положив под локоть и спину подушки, положить голову ребенка на локтевой сустав, нижнюю часть туловища ребенка будет поддерживать подушка или просто колени матери. В этой позе женщина сможет лучше фиксировать положение головы новорожденного, что особенно важно в первые дни после родов.

4. Возможно кормление ребенка на весу, но это достаточно неудобно, так как мать быстро устает.

По истечении некоторого времени мать сама с легкостью выбирает для себя наиболее удобную позу.

Зачастую матери задаются вопросом, как часто необходимо менять грудь при кормлении. Если количества молока матери достаточно, то каждое кормление рекомендуется давать другую грудь. При избытке молока после каждого кормления оставшееся молоко сцеживается из груди, из которой женщина кормила. При недостатке молока в одно кормление можно дать обе груди. Если ребенок ел достаточно долго, но не высосал необходимого количества молока (это возможно в первые дни после родов), то можно дать другую грудь.

Ребенок может отказаться брать женскую грудь. Это зависит от разных факторов. Например, мать съела что-то слишком острое, перченое или соленое. Любая пища изменяет вкус женского молока. Также на его вкусовые качества может повлиять прием медикаментов или мазей, используемых матерями для предотвращения появлений трещин на сосках. Другой причиной может быть плоская или вытянутая форма сосков. В этом случае применяют либо специальные накладки, либо молокоотсос, которые впоследствии могут вытянуть сосок.

После кормления дети часто срыгивают. Это обусловлено несовершенством пищеварительной системы. Для того чтобы уменьшить вероятность срыгивания, не стоит покачивать ребенка во время кормления, а после приема пищи его нужно немного подержать в вертикальном положении. Кормление ребенка также можно осуществлять в вертикальном положении. В таком положении дети легче усваивают молоко, меньше устают при сосании. Для недоношенных детей это особенно актуально, так как акт сосания вызывает у них больше трудностей, чем у полностью здоровых, и такое положение способствует тому, чтобы ребенок как можно больше высосал из груди.

Если по каким-либо причинам мать не может кормить ребенка грудью или грудного молока недостаточно, то приходится давать ребенку специализированные искусственные смеси. Современные смеси хранить не рекомендуется. Приготавливать смеси нужно непосредственно перед каждым кормлением. Для этого нужно развести определенное количество порошка (для каждого вида смеси в пачке имеется мерная ложечка, а количество порошка зависит от веса новорожденного) кипяченой водой или специальной водой для разведения детских смесей. Затем жидкость подогреть до 37 °C. Температуру смеси можно проверить, брызнув на тыльную сторону кисти несколько капель. Температура жидкости должна соответствовать температуре тела. Дырки на сосках должны иметь определенный размер. Лучше всего прокалывать соску нагретой швейной иголкой. Чтобы проверить получившийся диаметр отверстия, нужно перевернуть бутылочку с водой кверху дном. Первое время жидкость будет течь тоненькой струей, затем начнет капать (это признак нормального диаметра отверстия). Через бутылочку можно кормить и сцеженным молоком. Оно хранится в морозильной камере до 3 месяцев, нестерильное молоко хранится в холодильнике 6 ч, стерильное молоко – до 3 ч. Доказано, что при достаточном количестве молока женщина может пропустить одно кормление без вреда для себя и своего ребенка. Однако если часто давать ребенку соску, он может и вовсе отказаться брать грудь. Кормить ребенка желательно в то время, когда он голоден, а не по расписанию. Во время кормления лучше всего держать ребенка на руках, так возникает моральный контакт с матерью. Бутылочку держат под углом, так чтобы молоко полностью закрывало горлышко бутылки. Это исключит попадание вместе с пищей воздуха. Если ребенок отказывается заглатывать соску, а женщина решила кормить новорожденного по расписанию, можно легко надавить ребенку на подбородок, тогда ротик откроется. Если ребенок не доел смесь, не стоит заставлять его. Разница в 20–30 г не окажет никакого влияния на малыша. Не стоит заставлять ребенка глотать слишком быстро, так как он может захлебнуться. Должный уход за ребенком при кормлении позволит сохранить врожденный сосательный рефлекс, обеспечит тесную взаимосвязь матери и ребенка, которая является залогом доверительного отношения родителей и детей в последующем, придаст новорожденному уверенность в собственной защите, обезопасит его от болезнетворных факторов окружающей среды. Важно помнить, что будущее ребенка полностью зависит от усилий, прилагаемых родителями для воспитания с первых дней его жизни. Только тщательный уход, родительская любовь и забота помогут ему правильно развиваться с первых дней жизни. Ведь каждый родитель желает видеть своего ребенка счастливым и здоровым.

Глава 2. Питание кормящей матери

Сбалансированность питания

Лактация – выделение грудного молока из молочной железы – энерго– и материалоемкий процесс. Женщина должна увеличить пищевую ценность пищи на 700 ккал. Энергетическая ценность рациона должна составлять 3000 ккал, пища должна содержать 88 г белка, 88 г жира, углеводов 450–500 г. В период грудного вскармливания женщине необходимо полноценное питание, чтобы сохранить полноценный состав грудного молока, обеспечить пищевые потребности ребенка, сохранить свое здоровье. Полноценное питание может быть при ежедневном употреблении в пищу 150–200 г мяса, 100–150 г творога, 20–30 г сыра, 50 г масла, в том числе 15–20 г сливочного и 25–30 г растительного, 1 яйца, 0,5 л молочных продуктов, 600 г овощей, 200 г фруктов, не более 500 г хлеба. Потребление жидкости увеличивается до 2 л. Жидкость должна быть по потребности, искусственное завышение объема жидкости не приводит к усилению лактации. Нормальный диурез свидетельствует о достаточном количестве жидкости в диете. Желательно, чтобы перед каждым кормлением женщина могла выпить стакан кефира, компота или чая с молоком.

При составлении диеты предусматривается разнообразие продуктов:

1) из овощей – зеленый лук, картофель и огурцы;

2) из фруктов и ягод – абрикосы, виноград, вишня, груши, яблоки, арбузы;

3) из молочных продуктов – кефир, ряженка, йогурт, простокваша, молоко;

4) из сушеных фруктов – изюм, курага;

5) зеленый чай.

При кулинарной обработке предпочтение отдается вареной, приготовленной на пару пище. Принимать пищу кормящая мать может 5–6 раз в сутки. Пища кормящей матери должна быть разнообразной (см. табл. 10).


Таблица 10. Средняя суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии


В таблице указаны средние сбалансированные потребности кормящей матери, которые необходимы для хорошего усвоения пищи, жизнедеятельности организма. При сбалансированном питании кормящая мать без ущерба для своего организма обеспечивает питание ребенка. Отклонения от сбалансированного питания противопоказаны кормящей матери.

Нередко кормящие матери по совету окружающих придерживаются различных диет, боясь появления у ребенка диатеза. Такое беспокойство обоснованно, если мать страдает аллергическими заболеваниями. Для женщины, страдающей аллергией, необходима коррекция питания. Следует помнить, что пищевая аллергия у детей чаще появляется на добавки, которые используются в пищевой промышленности при выращивании овощей и приготовлении пищи.

Часто при кормлении грудью могут возникнуть авитаминозы, так как витамины не образуются в организме человека или при кормлении грудью возникает их недостаточное количество.

По последним данным, большая часть населения России испытывает дефицит витамина С, витаминов группы В, β-каротина, витамина Е. К причинам витаминной недостаточности относятся алиментарные факторы или заболевания, ведущие к авитаминозу. Иногда они встречаются комбинированно у кормящей женщины. Чаще всего алиментарная витаминная недостаточность связана с неправильным витаминным набором. Отсутствие или недостаточное употребление овощей и фруктов в рационе приводит к дефициту витамина С, употребление рафинированных продуктов (сахара, изделий из муки высшего сорта, очищенного риса и др.) – витаминов группы В, при вегетарианской диете возникает дефицит витаминов В12 и D.

Следует учитывать снижение витамина С в продуктах в зимне-весенний период, это же касается и витаминов А и D в яйцах и молочных продуктах.

Имеет значение неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, приводящая к дефициту витаминов А, С, В и фолиевой кислоты.

При дефиците полноценных белков может возникнуть недостаточность в организме многих витаминов. Избыток или дефицит одних витаминов может нарушать обмен других. Целесообразен в зимне-весенний период прием витаминных препаратов «Ундевит», «Декамавит» и других зарубежных – «Мультитабс», «Центрум» и др. Зарубежные и отечественные препараты содержат не только витамины, но и минеральные вещества. Необходимо строго соблюдать дозировку витаминных препаратов и не превышать ее (обычно 1 драже в день) (см. табл. 11).


Таблица 11. Содержание витаминов в 100 г съедобной части продуктов, применяемых для питания кормящей матери


Минеральные вещества подразделяются на:

1) макроэлементы – кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор;

2) микроэлементы – железо, медь, марганец, цинк, кобальт, йод, фтор, хром, молибден, ванадий, никель, стронций, кремний, селен, бор.

Большинство населения России, по данным Института питания, недополучает с пищей кальций, железо, йод, селен, в зависимости от местонахождения региона.

Минеральные вещества являются незаменимой составной частью рациона кормящей матери. Их дефицит может привести к заболеваниям как матери, так и ребенка. Так, при употреблении в пищу преимущественно молочных продуктов может развиться анемия у матери, так как, несмотря на хорошее усвоение кальция, в молочных продуктах содержится мало магния и микроэлементов, способствующих кроветворению. При недостаточном количестве кальция в рационе женщины часто развивается разрушение зубов, при недостатке йода может развиться эндемический зоб и т. д.

При кулинарной обработке потеря кальция, магния, фосфора, железа и других микроэлементов растительного происхождения составляет 10 %, животного – 15–20 %. При длительной варке, размораживании мяса в воде потеря всех минеральных веществ увеличивается (см. табл. 12).


Таблица 12. Содержание отдельных макро– и микроэлементов в 100 г продуктов

Микроэлементы

Йод. Потребность в йоде составляет 150 мкг. Поступление йода с йодированной солью составляет 100–200 мкг в сутки. Физиологической дозой является доза до 400 мкг в сутки. Недостаток йода способствует снижению прочности костей, развитию зубного кариеса.

Фтор. Фтор содержится в морской рыбе, продуктах моря, а также в чае. Суточная потребность для кормящей матери – 0,5–1,0 мг.

Цинк содержится в мясе, внутренних органах животных, яйцах птиц. Суточная потребность составляет 15 мг, при одностороннем питании кормящей матери злаковыми и бобовыми у ребенка может возникнуть нарушение роста.

Медь является элементом кроветворения, при ее дефиците может нарушиться образование гемоглобина, ферментообразование. Источником меди в питании являются мясные продукты, печень, рыба, крупы, картофель. Ее дефицит возникает при однообразном молочном питании, белковой недостаточности.

Селен. Источником селена являются морская рыба и морепродукты, яйца, печень, дрожжи. Суточная потребность в селене составляет 50-100 мкг. Он способствует предупреждению окисления жиров и повреждению клеток.

Для растущего организма, для нормального его развития необходимы и другие микроэлементы, но обычно они содержатся в достаточном количестве в продуктах питания кормящей матери.

Полезные и вредные продукты в питании кормящей матери

Вредное действие веществ, принятых с пищей кормящей матерью, может оказывать влияние на ребенка. Уже через несколько часов после кормления у ребенка возникают боли в животе, которые проявляются беспокойством. Желудочно-кишечные расстройства могут наблюдаться при чрезмерном потреблении матерью винограда, огурцов, сливы, кураги, инжира. Аллергические реакции могут возникать при употреблении шоколада, орехов, томатов, икры, креветок.

Кормящей матери запрещается употреблять в пищу:

1) алкоголь;

2) продукты, содержащие кофеин (безалкогольные напитки, крепкий чай, кофе и др.);

3) острую пищу (салаты, экзотические блюда и т. д.);

4) продукты, вызывающие образование газов (брокколи, зеленый перец);

5) некачественные продукты (рыба из зараженных водоемов, обработанные пестицидами продукты и т. д.).

Полностью исключены контакты матери с органическими растворителями, а также свинцом и ртутью.

Всем известна эмбриональная фетопатия, возникающая при приеме беременной женщиной алкоголя. Алкогольный синдром плода – это врожденный тип дефектов, связанных с нарушением физического и умственного развития, алкогольная эмбриопатия и эмбриофетопатия, плодный или фетальный алкоголизм. У детей после рождения наблюдается дрожание головы, языка, недостаточность дыхания, повышенная раздражительность, плохой сон, затруднения сосания и глотания, моторная дискоординация. Некоторые из этих симптомов являются признаками абстиненции, т. е. результатом лишения новорожденного алкоголя, если мать употребляла алкоголь во время беременности.

Проявление синдрома усугубляют имеющиеся у ребенка поражения нервной системы. Наиболее тяжелыми являются следующие симптомы:

1) задержка физического развития;

2) дисфункции нервной системы с нарушением умственного развития;

3) микроцефалия;

4) аномалии с ограничением движения.

Каждая женщина должна знать, что употребление алкоголя в период лактации пагубно влияет на дальнейшее развитие ребенка.

Курение

Дети курящих родителей – крохотные пассивные курильщики, могут стать табачными наркоманами, если растут не только в атмосфере табачного дыма, но и получают никотин с грудным молоком. Они начинают беспокойно вести себя. Рожденные курильщиками дети имеют высокий уровень котинина (метаболиты никотина) в моче, такой же, как у взрослых курильщиков. Дети грудного возраста, подверженные действию никотина, имеют повышенный уровень респираторных симптомов и склонность к заболеваниям респираторного тракта.

Синдром внезапной смерти регистрируется у таких детей как в периоде новорожденности, так и в грудном возрасте.

Дети матерей-курильщиц – полуинвалиды, у них снижена сопротивляемость к инфекциям, они отстают в физическом и психическом развитии.

Применение кормящей матерью лекарственных средств

Многие лекарственные вещества, принимаемые матерью, переходят к ребенку с грудным молоком. Одни лекарства попадают к ребенку быстро и в больших количествах, другие – в незначительных количествах. Риск попадания лекарств может усиливаться при комбинированном применении лекарственных средств. В случае, если молока много, концентрация лекарственных средств может быть меньше. Характер проявления действия лекарств может быть различен и зависит от свойств этих лекарств. Наиболее часто появляется сонливость, общее беспокойство, отказ от груди, срыгивание во время и после кормления, желудочно-кишечные расстройства, жидкий стул или, наоборот, запор. Могут появиться аллергические высыпания, в тяжелых случаях – признаки тяжелых отравлений с явлениями нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы, судороги, повреждение функции внутренних органов.

Антибиотики быстро проникают в грудное молоко в больших количествах. При их приеме развиваются желтуха, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушаются функции органов кроветворения, почек, печени, может ухудшиться слух и зрение. Они могут быть причиной дисбактериоза, аллергических высыпаний.

Сульфаниламидные препараты могут вызвать или усилить у новорожденного желтуху.

Ацетилсалициловая кислота может вызвать расстройства желудочно-кишечного тракта, а также мелкоточечные кровоизлияния в кожу. Это относится и к ее комбинированным препаратам (асфен, аскофен и др.), при приеме которых в грудное молоко попадает фенацетин, превращающий гемоглобин в метгемоглобин.

Кофеин и вещества, содержащие его, отрицательно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вызывают рвоту, повышают нервную возбудимость ребенка.

Анальгин и его аналоги являются опасными препаратами при длительном их поступлении в организм ребенка.

Парацетамол накапливается в организме новорожденного, почки не могут его выводить, нарушается функция почек.

Снотворные препараты, такие, как барбитал, фенобарбитал, седуксен, оказывают тормозящее воздействие на центральную нервную систему.

Средства, снижающие артериальное давление, могут вызвать у кормящей матери интоксикацию.

Нежелательно употребление препаратов, регулирующих работу надпочечников, щитовидной железы.

Кормящая мать должна строго следовать рекомендациям лечащего врача, ни в коем случае не заниматься самолечением. Курсы лечения не должны быть длительными.

При использовании растительных лекарственных средств следует обращать особое внимание на их дозировку. Отрицательно влияют на ребенка и не разрешены к применению кормящей матерью следующие средства:

1) аир болотный;

2) арника;

3) барбарис;

4) барвинок малый;

5) безвременник осенний;

6) огуречная трава;

7) крушина ольховидная;

8) лобелия;

9) мать-и-мачеха;

10) можжевельника плоды;

11) окопник лекарственный;

12) омела белая;

13) орех серый;

14) папоротник мужской;

15) первоцвет весенний;

16) пижма;

17) полынь горькая;

18) рута душистая;

19) ревень тангубский;

20) сена;

21) туя;

22) шалфей лекарственный;

23) эфедра.

Разрешены:

1) алтей лекарственный;

2) вяз ржавый;

3) крапива двудомная;

4) малина обыкновенная;

5) овес посевной;

6) одуванчик лекарственный.

Эти лекарственные травы применяются в виде настоев из расчета 1 ст. л. на 1 л воды или настоек по 10–30 капель 2–3 раза в день. Их употребление оправдывается необходимостью для здоровья матери.

Для создания в послеродовом периоде нормального функционирования женского организма, нормализации гормональных изменений рекомендуется следующий сбор трав для кормящей матери.

Состав такой:

Ромашка, сухие цветки – 8 частей.

Котовник кошачий – 8 частей.

Семена фенхеля – 2 части.

Крапива сухая – 4 части.

Цветки лаванды – 1 часть.

Приготовление: 1 ст. л. смеси кладется в стеклянный сосуд, заливается 1 стаканом кипятка, накрывается и настаивается 10 мин, процеживается.

Применение: по 1 стакану 3 раза в день.

Выработке молока способствует ячмень, овес, свекла, морковь, тыква, миндаль, темный рис, листовые зеленые овощи, съедобные морские овощи, густые крупяные супы и каши.

Глава 3. Естественное вскармливание

Питание ребенка грудного возраста грудным молоком оказывает долговременное влияние на физические и интеллектуальное развитие в последующие годы жизни, формирование поведенческих реакций.

Пища – одна из основ, обеспечивающих потребности ребенка в энергии для детей грудного возраста (Кодекс здоровья и долголетия, 2007 г.) (см. табл. 13).


Таблица 13. Нормы потребления белков и жиров для детей до 1 года

* Нормы потребления белка для детей 4–6 месяцев и особенно 7-12 месяцев увеличены по сравнению с международными, поэтому стремиться перекрывать их не следует. Потребности даны в расчете на 1 кг массы тела.


В ходе биологической эволюции человека сформировалось естественное вскармливание как наиболее оптимальное для новорожденного и ребенка первого года жизни. Естественное вскармливание обеспечивает выживание человека. Биологически активные вещества, содержащиеся в грудном молоке, обеспечивают защитное действие, а также корректировку роста и развития ребенка. При естественном вскармливании формируются психофизиологические отношения, которые остаются основой внутрисемейных отношений между детьми и старшим поколением.

Естественным вскармливанием является кормление ребенка путем прикладывания его к груди матери. При сохранении этих условий включается механизм сосания ребенка, обеспечивается сохранение биологической ценности грудного молока, тактильной и психической связи между ребенком и матерью. Приближены, но не восполняют полностью кормление грудью другие способы питания: вскармливание сцеженным грудным молоком, из пипетки, чашки, бутылочки, обработанным материнским или донорским грудным молоком, а также женщиной-кормилицей.

По данным ВОЗ к грудному вскармливанию применяются следующие принципы:

1) исключительно грудное вскармливание;

2) преимущественно грудное вскармливание, когда ребенок получает дополнительно воду, чай, сок, докорм и нерегулярный докорм смесью объемом до 100 г.

Лактация – процесс образования грудного молока – является сложным процессом воздействия гормонов и рефлексов на молочную железу и выработку молока.

Молочная железа состоит из долек, которые состоят из альвеол, пронизанных канальцами и выходящих в водный проток. Специальные клетки, окружающие альвеолы, выталкивают молоко из альвеол в протоки. При подходе к околососковому кружку протоки расширяются, образуются млечные синусы, которые открываются отверстиями на конце соска. Околососковый кружок содержит мышцу и волокна соединительной ткани, а также железы, выделяющие смазку со специфическим запахом и обладающую антибактериальным действием. В области соска и околососкового кружка содержатся нервные рецепторы.

При сосании происходит вытягивание соска, а затем включаются механизмы, способствующие выделению гормонов, регулирующих лактацию: пролактина и окситоцина.

Рефлекс пролактина, выделяемого гипофизом при сосании ребенком груди, заставляет грудную железу вырабатывать молоко. Установлено, что гипофиз выделяет больше пролактина в ночное время, а не в дневное. Ночное кормление помогает регулировать количество выделяемого молока. Имеется определенная закономерность: чем больше ребенок сосет грудь, тем больше молока выделяет грудная железа. В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Кроме этого действия, пролактин подавляет активность яичников, у женщины не наступает менструация. Кормление грудью задерживает возникновение беременности.

Другой гормон – окситоцин – выделяется задней долей гипофиза за счет стимуляции нервных окончаний соска. Окситоцин обеспечивает выделение молока, стимулирует выдавливание его из альвеол в протоки по млечному синусу и вытекание из соска. Окситоцин способствует сокращению мышечных волокон. Это носит название рефлекса выделения грудного молока. На рефлекс окситоцина влияют следующие факторы:

1) психологическая подготовка матери;

2) отсутствие волнения;

3) понимание важности и необходимости грудного вскармливания;

4) исключение всех сомнений в отношении грудного вскармливания.

Выделение молока матерью должно быть приостановлено в случае:

1) ощущения матерью беспокойства и страха;

2) отсутствия желания кормить грудью;

3) уверенности, что кормление питательными смесями благоприятно отражается на ребенке;

4) неуверенности, что грудное молоко – лучшая пища для ребенка.

Если мать хочет кормить ребенка, это способствует действию окситоцина и выделению грудного молока. Кроме этого, окситоцин способствует сокращению матки. Кормление грудью сокращает количество послеродовых выделений.

Изменение состава грудного молока в процессе лактации

Большинство женщин способны к вскармливанию своих детей в течение первого полугодия жизни, только 15–20% обеспечивают им ребенка частично, и лишь немногие в силу определенных причин неспособны кормить ребенка грудью. В процессе вскармливания ребенка грудью происходят изменения в составе и свойствах молока.

В первое время после окончания беременности молочная железа выделяет своеобразный по своему морфологическому составу секрет, называемый молозивом. Это густая жидкость желтого цвета с высоким удельным весом. Молозиво является наиболее ценным питанием для новорожденного в первые дни жизни, когда происходит адаптация ребенка к условиям внешней среды. Молозиво содержит мало жидкости, оно предохраняет почки ребенка от появившейся нагрузки. Молозиво, обладая слабительными свойствами, помогает ребенку освободить организм от первородного кала – мекония, предотвращает появление у ребенка физиологической желтухи.

Кроме этого, молозиво формирует иммунитет у ребенка, помогает пищеварительной системе ребенка подготовиться к процессу пищеварения. Введение новорожденному ребенку заменителей молока может нарушить функционирование его органов и систем (см. табл. 14).


Таблица 14. Состав секрета грудных желез в различные периоды лактации


Калорийность молозива колеблется – сначала она высока, а затем уменьшается:

– в 1-й день в 1 л – 1500 ккал;

– на 2-й день – 1110 ккал;

– на 3-й день – 800 ккал;

– на 4-й день – 750 ккал;

– на 5-й день – 700 ккал;

– на 6-й день – 675 ккал;

– на 7-й день – 600 ккал.

Молозиво состоит из молозивных шариков разнообразной формы. Это клетки, содержащие жировые капли. Они считаются результатом жирового перерождения лейкоцитов. Молозиво содержит иммунные тела, много ферментов: каталазу, аминазу, санолазу, пробеазу, а также редуктазу и пероксидазу. Оно богато витаминами А, В, С и др. Молозиво представляет собой концентрированную высококалорийную пищу.

В 1-й день после родов количество молозива составляет всего несколько капель, количество его увеличивается постепенно и к 3-му дню достигает максимума. В других случаях выделение его не увеличивается, но на 3-4-й день молочные железы увеличиваются в объеме, нагрубают, происходит «прилив молока». Молозиво изменяется, с 4-5-го дня грудные железы выделяют переходное молоко, а на 2-3-й неделе молоко становится зрелым, более жидким. Оно содержит все питательные вещества, необходимые новорожденному ребенку.

Зрелое женское молоко белого цвета, имеет удельный вес 1030–1032, кислотность равна 6,9–7,5. Зрелое молоко содержит 87 % воды, 1,2–1,5 % белка, 3,4–4 % жиров, 6,5–7,5 % сахара и около 2 % солей. Зрелое молоко содержит равномерную взвесь жировых шариков одинаковой величины, молозивные тельца отсутствуют.

Женское молоко богато молочным сахаром, лактальбумином и незаменимыми аминокислотами, необходимыми для растущего организма. В женском грудном молоке молочный сахар состоит из β-лактозы, которая противодействует росту кишечной палочки.

Состав грудного молока может меняться во время кормления. Раннее молоко – водянистое, богатое протеинами, лактозой, витаминами, минеральными солями и водой. Позднее молоко получается в конце кормления и содержит больше жиров, оно считается регулятором насыщения.

Состав грудного молока меняется в зависимости от изменения диеты женщины. Когда при кормлении грудь становится мягкой, это не значит, что молоко исчезло. Если ребенок продолжает сосать грудь, то вырабатывается достаточное для него количество молока. Лактационные кризы возникают на 3-4-й неделе жизни ребенка, на 3, 4, 7, 8-м месяцах лактации и продолжаются 3–4 дня. В этих случаях нужно увеличить частоту прикладывания к груди, что помогает ускорить процесс образования молока и увеличить его количество до необходимого для ребенка.

Очень важно отметить преимущества вскармливания грудным молоком.

1. Грудное молоко по качеству превосходит все продукты, которые может получать ребенок. В нем имеется идеальное сочетание питательных веществ и защитных противоинфекционных факторов. К ним относятся:

1) антиинфекционные факторы: лейкоциты, антитела, бифидус-фактор, лактоферин;

2) белки, жиры, углеводы в необходимом количестве;

3) незаменимые аминокислоты;

4) жирные кислоты;

5) молочный сахар, способствующий усвоению кальция, железа, образованию нормальной микрофлоры кишечника;

6) витамины в необходимом для ребенка количестве;

7) фосфор и кальций, необходимые для построения костной системы;

8) легкоусвояемое железо;

9) биологически активные вещества и гормоны, которые не синтезируются в организме ребенка;

10) ферменты, способствующие перевариванию грудного молока;

11) белые кровяные тельца – лейкоциты, уничтожающие болезнетворные микробы;

12) иммуноглобулины;

13) лактоферин, связывающий железо.

2. Грудное молоко не нуждается в приготовлении.

3. Грудное молоко имеет оптимальную температуру для питания ребенка, полностью обеспечивает его необходимыми питательными веществами и водой.

4. Грудное вскармливание удовлетворяет потребность ребенка в сосании.

5. Грудное молоко защищает ребенка от инфекций, обеспечивает полноценный рост и развитие ребенка благодаря наличию биологически активных веществ.

Для успешного грудного вскармливания необходимо соблюдение следующих правил:

1) первое прикладывание к груди следует производить в течение первого часа после родов;

2) не кормить новорожденного любым способом до того, как его приложат к груди матери;

3) содержать мать и ребенка в одной палате;

4) регуляцию продолжительности кормления осуществляет сам ребенок;

5) необходимо поддерживать ночные кормления;

6) следует исключить сцеживание молока до и после кормления;

7) нужно исключить допаивание и докармливание ребенка до 5–6 месяцев;

8) исключить частое взвешивание детей по выписке из родильного дома.

На персонал, обслуживающий беременную и кормящую мать, возлагаются следующие обязанности, рекомендуемые ВОЗ/ЮНИСЕФ (10 шагов):

1) строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до медицинского персонала и рожениц;

2) обучать медперсонал необходимым навыкам для контролирования правил грудного вскармливания;

3) информировать беременных о преимуществах и технике грудного вскармливания;

4) помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов;

5) показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они отделены от своих детей;

6) не давать новорожденным никакой другой пищи, даже если они временно отделены от своих матерей;

7) практиковать круглосуточное нахождение новорожденного и матери в одной палате;

8) поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка, а не по расписанию;

9) не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (сосок и др.);

10) поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

Техника грудного вскармливания

Грудное вскармливание представляет собой процесс взаимодействия как матери, так и ребенка.

Со стороны ребенка должны быть обеспечены следующие рефлексы:

1) рефлекс захватывания при прикосновении к щеке или губе голодного ребенка;

2) сосательный рефлекс (если сосок касается нёба, ребенок начинает делать сосательные движения);

3) глотательный рефлекс, который возникает, когда рот ребенка наполняется молоком. Несмотря на это, ребенок должен научиться держать сосок во рту, в этом ему должна помочь мать. Сосок составляет лишь 1/3 «соски», так как грудь втягивается вслед за соском.

В момент сосания происходит прижатие околососкового кружка языком к нёбу, вдоль языка от кончика до корня происходит движение, выжимающее молоко в рот ребенка. Все это необходимо учитывать при прикладывании ребенка к груди.

Классическое положение ребенка для кормления – сидя или лежа, у женщины должен быть упор спины и ног. Ребенку придается правильное положение у груди.

Положение ребенка при кормлении грудью. Положение ребенка у груди должно быть таким, чтобы женщине было удобно, а ребенок комфортно сосал грудь.

1. Кормление сидя. В данном положении мать должна сидеть в удобной и расслабленной позе. Необходимо использовать скамеечку для ног, подложить подушку под руку, которой мать держит ребенка.

Загрузка...