Здравствуйте, читатели! Благодарю за интерес к теме детского чтения. Если он есть, значит, нам уже по пути!
Но чтобы достичь полного взаимопонимания, предлагаю сверить ожидания и реальность и убедиться, что изложенный в этой книге материал действительно будет вам полезен.
Давайте нарисуем ваш портрет. Эту книгу стоит читать, если вы:
▶ обожающий книги родитель;
▶ время от времени читающий родитель;
▶ редко или почти совсем не читающий родитель;
▶ вообще не родитель, а значимый взрослый в жизни ребенка, например тетя, дядя, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, учитель, воспитатель, друг и т. д.
При этом ваш ребенок раннего (от 0 до 5 лет), дошкольного (5–7 лет), школьного (7–12 лет) или подросткового (12–18 лет) возраста:
▶ не интересуется книгами;
▶ читает редко, не видит в этом ценности;
▶ ненавидит читать;
▶ обожает читать, но одинок в этом увлечении;
▶ читает всякую ерунду.
И вы задаетесь вопросами:
▶ Как сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение?
▶ Как именно привлечь внимание к книгам?
▶ Как разговаривать о прочитанном и нужно ли это?
▶ Как повлиять на качество чтения?
▶ Как осилить школьную программу по литературе?
▶ Как быть, если характер и натура ребенка не располагают к чтению?
▶ Как быть, если у читающего ребенка нет поддержки?
▶ Как выбрать книги среди изобилия предложений на книжных полках в магазинах?
▶ Как научить анализировать текст и видеть смысл дальше сюжета?
▶ Почему я читаю, а мой ребенок – нет?
▶ С какого возраста привлекать к чтению?
▶ Продолжать ли читать ребенку вслух, если он научился делать это сам?
▶ Проявлять ли настойчивость, чтобы приучить к чтению?
▶ Давать ли книги из собственного детства или они уже устарели?
▶ Не вредят ли развитию комиксы?
Давайте я кратко обрисую тот путь, который вы пройдете с этой книгой.
Сначала мы разберемся, стоит ли вообще приучать детей читать, проработаем собственную мотивацию и мотивацию наших детей.
Во втором разделе поговорим о том, как можно встроить чтение в образ жизни любой семьи, разберем множество доступных вариантов – от личного примера до списка традиций.
Третий раздел смело можно назвать «ядром», потому что именно в нем вы найдете конкретные работающие способы зародить интерес к чтению.
Далее мы перейдем к следующим этапам: повышение качества текстов, приобретение навыков работы с ними, развитие и расширение читательского опыта.
И наконец, в последних главах вы найдете краткие комментарии для каждого возраста – из тех, что не упоминались в предыдущих разделах.
Необязательно использовать эту книгу как жесткую инструкцию или стремиться применять абсолютно все рекомендации. Она содержит множество разнообразных способов влюбить детей в чтение, бережно привести их в мир книг, увлечь и вдохновить. Выберите те, которые комфортны для вас и вашего ребенка, соответствуют образу и ритму жизни вашей семьи, и результаты не заставят себя ждать.
Также не стоит бояться, что «приучить» ребенка к чтению могут только фанатичные книголюбы, – это вполне доступно людям с любым читательским уровнем.
По ходу книги я чаще всего обращаюсь к родителям, но при этом имею в виду и других взрослых, интересующихся проблематикой детского чтения.
Искренне надеюсь, что вы найдете в этой книге полезные для себя идеи, практики и рекомендации.