День рождения

Первый день рождения

Самый важный в жизни родителей и малыша день – это первый день рождения. Конечно, ваш ребенок еще не может оценить его значимости, вряд ли вспомнит, кто был в гостях, какие развлечения для него устраивали.

Очень важно сохранить как можно больше фотографий или отснять видеоматериал, который смог бы воспроизвести знаменательное торжество.

Наступила ночь накануне торжественного дня, ребенок мирно спит в своей кроватке, не подозревая о том, какое чудесное превращение ожидает дом, в котором он живет. На стенах, на высоте примерно с рост именинника, запестрели яркие ленты. Любопытный малыш проснется утром и сможет подергать за них, проверить, крепко ли привязали их мама и папа. Яркие воздушные шары, прикрепленные к стульям, можно толкать и бить ладошкой, как неваляшку. Множество ярких ленточек свисает почти до самого пола, дернешь за одну из них – и красивый круглый шар приходит в движение и летит как птичка.

Еще родители могут приготовить огромный лист бумаги и пальчиковые краски. Завтра малыш оставит здесь свой след, создаст первое художественное произведение.

Заставить шары держаться под самым потолком может гелий или статическое электричество. Потрешь шарик о шерстяной свитер, поднесешь к потолку – и он висит, словно его удерживает невидимая рука. Чудеса да и только!

В гостиной, где будет проходить торжественное мероприятие, все готово к приему гостей: пол и потолок усыпаны шарами, разложены детские матрасы (их можно заменить одеялом и подушками), стоит огромный стол, во главе которого находится высокий детский стульчик, специальный, чтобы не было неожиданных падений и травм.

Завтра комнату наполнят детский смех и разговоры взрослых. В этот важный день рядом с малышом будут самые близкие друзья и родственники, мамы и папы с детьми примерно такого же возраста или старше. Большое количество людей или незнакомых лиц пугает маленького именинника, поэтому ограничимся двумя-тремя семейными парами, включая бабушек и дедушек.

С чего же начать самый первый день рождения? Родители уже приготовили сюрприз малышу, который крепко спал и не слышал, как они положили под подушку или прикрепили над кроваткой новую игрушку. Именинник дотянется до нее ручкой и услышит приятный звон. Самое время позавтракать и познакомиться с новым убранством комнаты. Глядишь, и гости подоспеют.

Время торжества лучше назначать сразу после дневного сна или пораньше, с утра, пока именинник и его друзья бодры и полны энергии, не капризничают и не просятся спать.

Пока вы ждете прибытия гостей, можно заняться рисованием или полистать специальную книжку, которую вы сделали для малыша своими руками. На ее разворотах с одной стороны помещена фотография кого-то из членов семьи, а с другой – картинка с изображением животного, птицы, солнышка или домика, то есть всего того, что каждый день попадается малышу на глаза и что ему так важно запомнить в первую очередь. Каждый раз, листая эту книжку, можно придумывать для него все новые и новые истории, серьезные или смешные.

Прибывших гостей встречает папа и принимает поздравления сыну или дочурке. Консервативные бабушки и дедушки могут оставить пожелание в письменной форме на длинном пергаменте – нескольких обычных листах писчей бумаги, склеенных вместе. Все поздравления родители спрячут и будут хранить долгие годы.

Все в сборе. Начинается самое интересное. Взрослые усаживаются за стол, а детишки меряют свой рост и отмечают на специальном метре, прикрепленном к дверям, кто выше. Они уже освоились в новой среде и поняли, что ничего страшного нет. Уверенно ползают или бегают взад-вперед по необычной дорожке: разложенным на полу разным по фактуре тканям, мягким и пушистым, жестким и шершавым. Вместе с мамами дуют на воздушные шары, пытаясь сдвинуть их с места. Можно предложить годовалым детишкам и свистки: у кого-нибудь хватит силы, и игрушка издаст громкий звук. Кто-то под присмотром взрослого сумел выпустить в воздух мыльные пузырьки, что вызывает у всех собравшихся детишек счастливый смех. В этом случае важно быть очень внимательными, чтобы мыло не попало детям в глаза.

Немного утомившись, гости усаживаются за стол. Самое время провести конкурс на лучшего папу, для чего поспрашивать отцов семейств об их детях. В какой день недели родился их ребенок, какой у него был вес при рождении, любимое лакомство и т. д.

После этого папы с малышами на руках наперегонки бегают по кругу, имитируя самолеты, катают детей на мяче. Для этого кладут их животом на упругий шар, придерживают за бока и катают взад-вперед, приговаривая, например: «Сейчас к деду мы поедем, к маме на мяче подъедем…».

Годовалым крошкам придутся по вкусу и следующие развлечения.

● Ходьба за руку с мамой или папой по скамейке, сооруженной из доски и двух опор, под стихотворение Агнии Барто «Идет бычок, качается».

● Качание на одеяле, как в гамаке. Эта забава может так увлечь детей, что они не захотят заниматься ничем другим. Папам понадобятся силы и осторожность.

● Перекатывание и бросание мячей и шаров. В большой коробке из-под обуви или бытовой техники можно сделать круглое отверстие и забрасывать внутрь пластмассовые шарики.

● Салки-догонялки. «Ой, поймаю-поймаю», – пугает мама, а в ответ слышится детский смех. Или наоборот, мама делает вид, что убегает от ребенка, а когда он наконец настигает ее, крепко обнимает его и целует.

● «Тропа препятствий». Детишки проползают под стульчиком или «перелетают» с помощью взрослых через подушки и другие препятствия.

● Прятки с платком. Для этой забавы лучше всего использовать прозрачные газовые платки разных цветов. Взрослые называют цвета платков, а потом набрасывают их на детишек, делая вид, что малыши под ними исчезают и снова появляются.

Восторг детей вызовут танцы на руках у мамы или прыжки на матрасе. Это еще один вид занятий, который никогда им не надоедает.

Завершит торжество традиционный «Каравай» и праздничный торт со свечой.

Игра-хоровод «Каравай». Родители напевают незатейливые слова, ходят по кругу, в центре которого на мягкой подушке сидит виновник торжества.

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Руками показываем, какой большой и круглый наш пирог.

Вот такой вышины!

Поднимаем руки как можно выше, тянемся вверх.

Вот такой низины!

Опускаем руки к полу.

Вот такой ширины!

Разбегаемся, образуя большой круг, хоровод.

Вот такой ужины!

Сходимся к центру, осторожно касаемся руками именинника, щекочем и смешим его.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

После этих слов именинник должен выбрать кого-то. Но поскольку он еще маленький, можно просто всем вместе похлопать в ладоши. Кто-то из родителей или оба поднимают малыша, обнимают и целуют со словами, которые обычно должен произносить виновник торжества:

Я люблю, признаться, всех,

Ну а (имя) больше всех.

После этого под дружные аплодисменты и поздравления выносится торт со свечой.

Проконтролируйте, чтобы кроха не схватил яркий огонек рукой. Ничего страшного, если первую свечку помогут задуть пришедшие гости или мама с папой.

За несколько дней до знаменательной даты потренируйтесь с именинником в задувании свечей, покажите, как это делать.

Действуйте по обстановке и настроению детей. Уловить его не составит труда: маленькие гости, как говорящая открытка, незамедлительно дадут вам понять, если что-то пошло не так. Самое главное, чтобы малыш был доволен и весел, не оставался без присмотра взрослых. Будьте готовы к тому, что у вас не окажется ни одной свободной минутки для того, чтобы поговорить с подругами или выпить за здоровье годовалого именинника.

Лучшим подарком в первый день рождения является присутствие мамы и папы, общение и игры с ними. Посвятите этот день самому важному для вас человеку.

При подготовке к празднику помните, что ребенок еще маленький и ему может не хватить сил на все задуманные вами развлечения.

Праздник для детей двух и трех лет

Всем известно, что яркие разноцветные шары приводят в неописуемый восторг детей любого возраста. Купите шарики из достаточно плотной резины, надуйте их, стараясь, чтобы они не приобрели грушевидную форму, – это убережет их от частого лопания. Громкий звук пугает малышей и служит причиной слез. Шарики можно подвязать цветными ленточками к стульям, дверным ручкам так, чтобы малышам пришлось тянуться за ними, или просто разбросать по полу. Ярко, красиво, а главное – дети полчаса, а то и больше, будут заняты любимой игрой. Они смогут бегать по комнате, подбрасывать шарики, сгребать их в охапку и снова толкать маленькими ручками и ножками.

Аналогичный эффект на малышей производят мыльные пузыри. Дети обожают гоняться за ними, ловить руками, любят, когда они лопаются. Если вы используете мыльные пузыри, помните две вещи: от них щиплет глаза и пол после мыла очень скользкий. Поэтому, заранее подготовьте старую скатерть или кусок ткани. Расстелите ее на полу, где будете пускать мыльные пузыри. Это убережет детей от падения, а также спасет ваш любимый ковер или чистый пол. После того как дети наиграются, просто уберите ткань, вытрите остатки мыльного раствора – и можно продолжать торжество.

Позаботьтесь о безопасности детей, предупредите, чтобы они берегли глазки.

Украсить и преобразить детскую комнату, помимо шаров, помогут старые обои. Закрепите английскими булавками на одной из стен длинную полоску. Наклейте на нее детские фотографии, иллюстрирующие памятные моменты из жизни виновника торжества: как малыш рос, учился рисовать, клеить, играл и веселился.

И то и другое под силу любой маме, даже не обладающей талантом художника. А мастера изобразительного искусства наверняка создадут на обоях настоящую волшебную страну, главным героем которой будет малыш. Не за будьте оставить свободное пространство, примерно 1 × 1 метр. Это для юных гостей. В начале праздника предложите прибывающим друзьям малыша, пока вы ждете остальных гостей, нарисовать что-нибудь памятное. Вооружите их красками и фломастерами, контролируйте, чтобы никто из детей не увлекся и не начал рисовать на ваших новых обоях. На плакате можно оставлять свои отпечатки, обводить ладошки, рисовать цветы, животных и все что душа пожелает. А мамы могут подписывать творения своих детей. Вот будет интересно развернуть этот плакат через 5 лет и посмотреть, кто оставил свой «след в истории»!

После того как детишки порисовали в свое удовольствие, самое время немного подкрепиться, а потом приступить к играм и веселым забавам.

Помните, что в этом возрасте детям сложно играть самостоятельно, особенно если ребенок «домашний», не ходит в детский сад. Важно, чтобы кто-то из взрослых задавал темп игры, устанавливал и объяснял несложные правила. Все время будьте рядом, помогайте ребенку преодолевать препятствия и выполнять задания, старайтесь научить его взаимодействовать не только с родителями, но и с другими детьми.

Малышам двух и трех лет придутся по вкусу игры с повторением движений, хороводы, игры-стишки и игры-песенки, а также конкурсы с распознаванием цветов, отгадывание животных, различные «тропинки препятствий» и, конечно же, прятки.

Игры-стихотворения. Это особая разновидность игр, они поддерживают определенный ритм и поэтому очень нравятся детям. Взрослый медленно и внятно произносит вслух одну за другой строчки простых стихотворений и показывает движения, которые иллюстрируют их содержание.

Вспомните, например, всем известное стихотворение «Мишка косолапый».

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ:

«Больше я не буду шишки собирать,

Сяду на машину и поеду спать!».

Обычно, читая это стихотворение, мама и малыши ходят, покачиваясь из стороны в сторону, как медведи, наклоняются, словно собирают шишки. Потом демонстрируют, как шишка попадает в лоб, для чего кулаком касаются собственного лба. Топают ногой и грозят пальцем, а после, взяв в руки воображаемый руль, едут на машине и укладываются спать (ладошки лодочкой кладутся под щеку).

Лучше повторять игру несколько раз, чтобы дети могли запомнить движения.

Аналогичным образом иллюстрируются и другие стихотворения.

Например, взрослый читает стихотворение «Веселые обезьянки».

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

При этих словах топаем правой ногой.

Левой ножкой топ, топ!

При этих словах топаем левой ногой.

Руки вверх, вверх, вверх!

Поднимаем прямые руки, тянемся вверх.

Кто поднимет выше всех?

Вверх до неба,

Тянемся вверх.

Вниз до травки.

Садимся на корточки и касаемся руками пола.

Вверх до неба,

Тянемся вверх.

Вниз до травки.

Садимся на корточки и касаемся руками пола.

А теперь покружились

Встаем, кружимся вокруг своей оси.

И вниз повалились.

Все садятся на пол, а потом падают.

Хороводы строятся по тому же принципу. Исполняется короткая песенка, дети ходят по кругу и выполняют движения, о которых поют. Например, игра-хоровод «Три веселых братца».

Три веселых братца гуляли по двору,

При этих словах все идут по кругу, держась за руки.

Три веселых братца затеяли игру,

Делали головками ник-ник-ник,

Все кивают головой или наклоняют ее вправо, потом влево.

Пальчиками ловкими чик-чик-чик,

Делаем руками упражнение «ножницы». Руки прямые, сначала правая рука идет сверху и перекрещивает левую, потом наоборот.

Хлопали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопаем в ладоши.

Топотали ножками – топ-топ-топ.

Громко топаем ногами.

После хороводов, прыжков и веселой беготни самое время немного отдохнуть, сменить род занятия, поиграть в спокойные игры.

Угадай-ка животное. Дети вместе с родителями усаживаются на пол. Перед ними раскладывают игрушки или картинки, изображающие известных им животных. Кто-то из взрослых незаметно издает звук, имитирующий голос котенка, собаки или другого «представителя животного мира» из тех, что расположились на полу. Другой взрослый спрашивает, чей это голос. Ребенок должен ответить и указать на это животное. Можно изменить правила. Мама берет в руки одну игрушку и просит сказать, что говорит то или иное животное. Малыши лают, рычат или пищат.

«Норка». Расскажите детям, что у всех животных есть домики: норы, дупла, пещеры, берлоги. С хитрым видом предложите ребятам отправиться в один из таких домиков-норок. Его легко соорудить. Попросите это сделать папу или кого-то из взрослых, пока вы играете в угадывание и превращение в животных.

Соедините несколько стульев или табуреток, накиньте на них покрывало или простыни – и норка готова. Важно, чтобы она была не слишком темной, так как дети могут испугаться.

Зато потом дети надолго оставят вас в покое, исследуя домик и ползая по нему. Хотя не исключено, что им придется по душе совместное ползание, например паровозиком или парами – мама и малыш.

Приготовьтесь к тому, что вам предстоит стать «первооткрывателем» и показать на личном примере, как залезать в норку.

Еще одна увлекательная и интересная забава – прятки с игрушкой.

Мама или папа прячут в комнате любимую игрушку ребенка и просят ее найти.

– Где зайчик? – спрашивают родители. – Может, под диваном?

Все вместе подбегают к дивану, наклоняются, смотрят, но там его нет Выдвигается следующее предположение. Например, под столом. Там опять нет.

– А может, зайчик пошел в ванную, решил помыться?

Наконец зверек обнаруживается. Все радуются, мамы отмечают, какие молодцы ребятишки. Зайчик может тут же снова спрятаться, вот такой он шустрый, проказник. Лучше, чтобы он обнаруживался на третий или четвертый раз, иначе дети потеряют интерес к игре.

Спрятаться могут также мама или бабушка, то есть кто-то из взрослых. А дети с папой отправятся на ее поиски.

Например, поиски мамы можно обыграть так.

– Ой, беда, куда она пропала? – мотаем головой, пожимаем плечами, показывая всем видом огорчение.

Потом бодрым голосом, так, словно вас осенило, предлагаем:

– Ребята, давайте отыщем маму, бежим скорее за мной. Давайте быстрее! На кухню! Посмотрим в ванной! А может, в спальне?! Ага! Вот она! Нашлась!

После этого все обнимают маму, взрослые хвалят малышей, без которых они ни за что не справились бы.

Очень важно, чтобы взрослые энергично и весело предлагали малышам совершить тот или иной процесс, мотивировали их.

«Пара – не пара». Выберите для игры и разложите на полу несколько однотонных носков разного цвета. Возьмите один, а остальные отложите в сторону. Попросите детей найти второй носочек, братца и товарища первого.

Вместо носочков могут использоваться рукавички, платки или два набора фломастеров.

«Стрелки и ловцы». Еще одно любимое занятие ребятишек – перекладывание предметов из одной емкости в другую. Усложним им задачу. Дети будут бросать мягкие бумажные шарики в пластмассовое ведерко, которое держит папа, стараясь проявить ловкость и поймать их.

Бросаем мячики в ведро,

Попасть в него нам нелегко.

Проверим, кто из детей самый меткий, а кто из пап самый ловкий.

«Хвостики». Теперь самое время подключить к игровому процессу мам. Они так похожи на лисиц изящной походкой, только хвоста, которым можно вилять, у них нет. Но ничего, это дело поправимое. Берем длинные веревки или шнурки, к концу которых привязываем кусочек ткани, а в идеале меха. Мамам к поясу крепятся эти хвостики, а детишки пытаются схватить их и оторвать.

С трехлетними детьми игра может продолжиться: шнурки крепятся ребятам, которые со всем проворством и быстротой, на которые способны, пытаются улизнуть от охотниц за хвостами – мамами.

Забавное гадание. Интересным занятием и для детей, и для взрослых будет праздничное гадание, предсказание будущего. Перед детьми выкладывают несколько предметов, например цветок, кольцо, ручку, клубок ниток, мячик, листок бумаги.

Мамы внимательно наблюдают, что возьмет ребенок, трактуют смысл и значение предмета непосвященным. Так, цветок – это счастливая жизнь, кольцо – большая любовь, ручка – деловой образ жизни, катушка ниток – долгая любовь, мячик – достижения в спорте, лист бумаги – богатая жизнь.

Кукольный театр. Занавесом для такого театра может служить одеяло, накинутое на стол или закрепленное в проеме двери. Если вы умеете шить, можете изготовить самостоятельно главных героев из старых варежек, а можете купить кукол в магазине.

Сказка должна быть короткой, желательно на известный детям сюжет. Роли исполняют и озвучивают взрослые.

В конце можно предложить детям надеть варежку и поговорить от лица персонажа или побеседовать со сказочным героем, которого озвучивает взрослый.

Хороводы и танцы в кругу. Организуйте с детьми круг, в середину должен стать именинник. Возьмитесь за руки и начинайте водить хороводы то в одну, то в другую сторону. Напевайте вместе известные детские песни или танцуйте, кружитесь и прыгайте под любимые мелодии из мультфильмов. Ребятишки с радостью будут бегать вокруг именинника, то держась за руки, то беспорядочно перемещаясь по комнате.

Праздник завершается традиционным «Караваем», выносом торта со свечами. Именинник вместе с родителями загадывает желание и задувает свечи, его также поднимают на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет.

Праздник для четырех– и пятилетних детей

В этом возрасте дети очень стремятся быть самостоятельными но все еще мечтают, чтобы мама и папа состязались и играли с ними, наблюдали, как они делают успехи, поддерживали, если что-то не получается.

Не обойтись вам без воздушных шаров, мыльных пузырей и призов. Я знаю, что многие взрослые до сих пор неравнодушны ко всем этим составляющим празднества.

Играйте вместе с детьми, демонстрируйте им свои эмоции, искренне поддавайтесь, а иногда наоборот – побеждайте. Покажите ребенку, что в каких-то конкурсах он гораздо быстрее и проворнее, чем вы.

Любимые шарики. Надуйте и разбросайте по комнате воздушные шары. Можно побегать, покидать их, кто дальше, кто выше. Устроить веселые воздушные эстафеты, например проскакать, зажав шар между ног.

«Раз-два-три, свое имя назови». Все гости в сборе. Самое время познакомиться. Очень часто состав приглашенных людей меняется и маленькие друзья именинника не знают друг друга по именам. Попросите детей хором назвать имена на счет «три». Кто громче, того вы и услышите. У вас должен получиться дружный хор одновременно говорящих детей.

Украсят и оживят комнату веселые воздушные человечки. Как их можно сделать? Свяжите вместе два шарика. На одном дети, вооружившись фломастерами, нарисуют веселые лица, а на втором руки и ноги. Вы тем временем нарежьте куски гофрированной цветной бумаги. Из нее можно сделать красочные банты или юбочки, красивые локоны или шапочку, которые легко приклеиваются или подвязываются ленточкой. Нарядный воздушный гость готов. Он послужит прекрасным украшением, а также повеселит и развлечет ребят. Ведь человечек прекрасно прыгает, летает, сидит, стоит и танцует.

После этого сообщите с грустью в голосе:

– Ой-ой-ой, ничего не понятно. По-моему, всех девочек зовут Машами, а мальчиков Максимами. Правильно? Нет? Хорошо. Давайте так, кому я шар бросаю, тот громко имя называет.

Дети представляются, после чего вы выясняете у ребятишек, почему все нарядные и веселые, в связи с каким праздником они собрались вместе. В честь этого события предложите устроить салют – громко-громко похлопать, потопать, попрыгать и присесть столько раз, сколько имениннику лет или сколько собралось гостей.

Загрузка...