Глава 1. Разновидности детских клубов

Еще лет 10–15 назад детских клубов практически не существовало, а если они и были, то встречались довольно редко. Сейчас же в спальных районах больших городов чуть ли не в каждом квартале появились детские клубы – с разными названиями и вывесками, с очень похожими или совершенно отличающимися интерьерами. А бывает и так, что в одном районе работает несколько клубов с одним и тем же названием.

Такое количество детских клубов и их разнообразие ставит начинающего бизнесмена в тупик. Хорошо, если будущий руководитель ранее посещал развивающие занятия в каком-либо клубе и имеет хотя бы поверхностное представление об организации детского развивающего центра. А если нет? Как тогда создать свой клуб? Где прочитать о его устройстве?

Информация, размещенная в Интернете, довольно скудна и не дает общего представления об организации детского клуба, о том, в какой последовательности нужно действовать, чтобы открыть его. В данной книге как раз и приводятся сведения, которые помогут организовать такой бизнес. Но прежде всего мы с вами рассмотрим, какие встречаются разновидности детских клубов и чем они отличаются друг от друга. Любой человек с ходу назовет очевидные различия, бросающиеся в глаза: название, размер помещения, интерьер, подход к рекламе, спектр занятий и качество услуг. Разумеется, когда вы планируете организовать собственный детский клуб, необходимо тщательно обдумать и учесть все перечисленные моменты. В книге они также будут постепенно раскрываться.

Однако начинать работу нужно с другого. Создавая проект нового бизнеса, вы должны знать, что велосипед не обязательно изобретать самому. Да, можно построить детский клуб собственными руками, но можно также купить франшизу, то есть уже опробованный бизнес-проект, действующий в подходящем для вас направлении.

В данной главе я в первую очередь остановлюсь на понятии франшизы, на ее преимуществах и недостатках. Вы узнаете, что приобретение франшизы – тоже вариант открытия собственного дела в сфере детских услуг. Все, что касается отличительных особенностей детского клуба, выражающихся в его названии, спектре предлагаемых услуг, возрастных ограничениях, а также структурной модели, – относится ко второму пути построения детского центра, отличного от покупки франшизы: построению собственного клуба, отвечающего только своим субъективным предпочтениям. В конце главы рассматривается самый существенный вопрос – как построить модель собственного детского клуба.

Открытие детского клуба по франшизе

В настоящее время словами «франчайзинг», «франшиза» уже никого не удивишь. Все, кто занимается собственным бизнесом или только решил его создать, знакомы с этими понятиями. По франшизе в России открылись и продолжают расширяться сети «Макдоналдс», «Баскин Роббинс», «Пицца-хат» и др.

По своей сути франшиза – это договор, заключаемый между франчайзером (головной фирмой, правообладателем) и франчайзи (правополучателем, физическим или юридическим лицом, действующим в соответствии с приобретенной франшизой), по которому франчайзер на определенных условиях передает франчайзи право на использование комплекса исключительных прав франчайзера.

Продаются ли франшизы для детского клуба? Конечно, и уже не первый год. Среди зарекомендовавших себя фирм, которые с помощью собственных средств и франшизы построили в стране довольно обширные сети детских клубов, стоит выделить «Сёму» и «Бэби-клуб». Многие другие компании тоже предлагают франшизу, только рекламы у них меньше и сети начали формироваться недавно, то есть количество клубов в каждой из них еще не превысило десятка.

Давайте кратко рассмотрим, что значит купить франшизу детского клуба.

Прежде всего отмечу, что полноценный договор франшизы, принятый во всем мире, на территории России пока не прижился. У нас действует договор коммерческой концессии, который в целом отражает правильное взаимодействие сторон при франчайзинге. Поэтому, если вы захотите познакомиться поближе с франшизой, не удивляйтесь, когда вам предложат почитать договор коммерческой концессии.

Франшиза предполагает коммерческие отношения между франчайзером и франчайзи. Какие именно?

Во-первых, предусмотрен паушальный (первоначальный) взнос, который имеет разовый характер и размер которого на данный момент – от 150 до 600 тыс. рублей в зависимости от уровня детского клуба, продающего франшизу. В некоторых договорах паушального взноса как такового нет, но сумма, которую следует перечислить при покупке оборудования, значительно превышает 600 тыс. рублей.

Во-вторых, ежемесячно или ежеквартально франчайзи выплачивает фрачайзеруроялти. Порядок его начисления также может отличаться:

• одни клубы выплачивают фиксированную сумму – 5 или 25 тыс. рублей в месяц;

• в других случаях первые полгода ежемесячно выплачивается небольшая фиксированная сумма, потом она повышается (например, с 5 до 10 тыс. рублей) еще на полгода, после чего устанавливается процент от месячной валовой выручки детского клуба.

Роялти предстоит выплачивать независимо от того, что происходит с вашим клубом. Франчайзера не будут интересовать ваши личные проблемы, летний простой, смена помещения или приостановление деятельности по каким-либо причинам. Даже если в договоре указывается процент от валовой выручки, все равно обозначается минимум денежных средств (например, 15 тыс. рублей), которые франчайзер должен получать ежемесячно.

Денежные отношения между франчайзером и франчайзи не исчерпываются паушальным взносом и роялти. Существует также система штрафов для франчайзи, подробно расписанная в договоре коммерческой концессии. Так, сумма штрафа составляет: за несвоевременно представленную отчетность – 20 тыс. рублей; за не вовремя открытый клуб – 5 тыс. рублей; за неправомерное использование товарного знака – 50 тыс. рублей и т. д. Поэтому надо очень внимательно прочитать договор и осознать, что на плечи руководителя детского клуба, приобретенного по франшизе, ложится много обязательств.

Теперь давайте посмотрим, что же вы приобретете, если купите франшизу детского клуба. В договоре четко указывается, что на определенное время вы будете иметь исключительные права:

• на фирменное наименование;

• товарный знак;

• коммерческую информацию, охватывающую опыт организации детского клуба (ноу-хау).

Кроме этих общих моментов, в договоре обычно оговариваются более конкретные вещи: разработка дизайн-проекта детского центра; предоставление всего оборудования или его списка с указанием места приобретения; предоставление полного пакета методических программ и материалов к ним в соответствии со спектром занятий; предоставление документации (в том числе касающейся работы с клиентами) и инструкций, необходимых для полноценного функционирования фирмы, и т. д. Этот раздел договора может выглядеть по-разному. Кто-то подробно расписывает все нюансы, включая сроки установки световой вывески, и регламентирует периодичность оказываемой консультационной поддержки, а кто-то затрагивает эти вопросы вкратце. В любом случае им нужно уделить достаточно внимания, и желательно прочитать договор вместе с юристом.

В договоре коммерческой концессии подробно описываются права и обязанности обеих сторон. Если вы решили приобрести франшизу, ваша задача – не только хорошо разобраться в своих правах и обязанностях, но и четко уяснить обязательства и права франчайзера, то есть понять, какую конкретную помощь он будет вам оказывать в начале деятельности и на протяжении всего действия договора. Например, в отдельных договорах указывается, что франчайзи сам ищет для детского клуба помещение, которое должно соответствовать ряду требований (площадь не менее 100–150 м2, наличие отдельного входа и рабочих комнат определенного размера, местонахождение в спальном районе и т. д.), а франчайзер утверждает или не утверждает найденный вариант. Однако в некоторых случаях франчайзер обязуется помочь в поиске помещения для детского клуба и в заключении договора аренды.

Что еще нужно знать, перед тем как решить, стоит ли заключать договор франшизы?

• У вашего детского клуба не будет собственного наименования, поскольку вы покупаете название вместе с договором и остальными документами. Зато вы автоматически приобретаете наработанную репутацию головного детского клуба.

• Длительное время вашу свободу действий будут связывать не только материальные обязательства перед франчайзером, но и многие другие. Вам придется соблюдать определенные правила сотрудничества: вовремя представлять отчеты, ограничивать проявление собственной инициативы и т. д. С другой стороны, все это время вам будут оказывать поддержку и вы приобретете незаменимый управленческий опыт.

• Договор подписывается на несколько лет (обычно не менее пяти, но этот момент можно оговорить в каждом конкретном случае), в течение которых вы не сможете ни бросить бизнес, даже если он вам разонравится, ни открыть собственный детский клуб.

• При заключении договора франшизы вы остаетесь самостоятельным юридическим лицом. Таким образом, с вас не снимаются материальные обязательства по оплате аренды помещения, выплате зарплаты сотрудникам, уплате налогов и т. д.

Итак, я затронула общие моменты, которые касаются покупки франшизы. В договоре коммерческой концессии достаточно много нюансов, но сейчас нет нужды подробно на них останавливаться. В первую очередь вы должны понять, какой путь вам ближе – помощь опытного бизнес-партнера в сочетании с дополнительными серьезными обязательствами или же полная самостоятельность, сопряженная с риском наделать немало ошибок, но в то же время позволяющая одержать собственные победы.

Модели детских клубов

Открывая свой первый детский клуб, я мало задумывалась над тем, каким он может быть. Клуб был создан по образу и подобию детского центра, куда я целый год ходила со своим ребенком, и в таком формате существует уже который год. Но с течением времени, проанализировав деятельность многочисленных клубов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, я поняла, что не все работают так же, как мы, – есть серьезные отличия, в которых кроются как плюсы, так и минусы. И эти отличия достаточно существенны, чтобы выделить несколько моделей детских клубов.

Многие, ориентируясь на ведущую педагогическую концепцию, сразу делят детские клубы на два типа: «по Монтессори» и «не по Монтессори». О педагогических методиках и концепциях мы поговорим в четвертой главе, здесь же рассмотрим классификацию детских клубов по способу организации занятий и по стилю руководства. На первом этапе развития детского клуба мало кто задумывается об этих отличиях: они не бросаются в глаза и не описываются на сайтах детских центров. Но на самом деле выбранная модель может существенно повлиять на все аспекты деятельности клуба: на составление финансовой части бизнес-плана, на особенности управления коллективом, на материальные вложения в бизнес и, наконец, на уровень трудозатрат руководителя.

Классификация по способу организации развивающих занятий

В зависимости от способа организации занятий можно выделить три модели детских клубов.

«Дворец пионеров» («дворец творчества»). Что представляет собой «дворец пионеров» на современный лад? Прежде всего это детский клуб, предлагающий разнообразные курсы: комплексное развитие, чтение, английский, китайский, немецкий языки, рисование, лепку, шахматы и т. д., – которые рассчитаны на определенный возраст и проходят по утвержденному расписанию. Например: рисование проводится по средам (в 16:00 – для детей от семи до девяти лет, в 17:00 – для детей пяти-шести лет, в 18:00 – для детей трех-четырех лет), музыка – по вторникам, четвергам и субботам (конкретное время тоже зависит от возраста), подготовка к школе – по средам и субботам, чтение – по понедельникам и пятницам.

Итак, клиент приходит в клуб, смотрит расписание и выбирает курсы: «Мой ребенок любит рисовать, значит, пойдет на рисование. Английский язык ему еще рано, в школе выучит – обойдемся. Есть чтение. Интересно… Да, пойдем еще на чтение. А это что? Китайский? Ишь, что придумали! Сам освоит в институте, если понадобится». То есть, предлагая разные курсы «россыпью», руководитель клуба позволяет клиентам руководствоваться при выборе своими личностными предпочтениями. Это несомненный плюс.

Мой клуб организован именно по такой модели. Выше уже отмечалось, что она была выбрана случайно – не сознательно, а по аналогии с другим клубом, деятельность которого была более или менее знакома. Но положительные стороны у этой модели налицо. Мне, к счастью, довелось три года проработать администратором в собственном клубе и понаблюдать за родителями. Так, если они ориентируются на интеллектуальное развитие своего ребенка, то их никакими коврижками не заманишь на рисование, лепку и в арт-студию. Многие хотят, чтобы малыш уже в дошкольном возрасте умел разговаривать не только по-английски, но и по-немецки или по-китайски (вечерами такие родители любят читать литературу о билингвах). А есть и те, кто никогда и ни за что не заплатит деньги за подготовку к школе и за чтение, но на занятия лепкой или танцами не пожалеет средств. Кто из них прав? Все. Потому что родители вправе воспитывать ребенка так, как считают нужным.

Таким образом, данная модель имеет много преимуществ: она позволяет учитывать интересы детей и родителей, дает возможность безболезненно экспериментировать с добавлением и ликвидацией различных курсов. Допустим, вы включили в расписание рукоделие, прорекламировали – а группу набрать не удалось, хотя казалось, что народ должен откликнуться с интересом. Ничего страшного – достаточно вычеркнуть из расписания непопулярные курсы или заменить их чем-нибудь другим.

Есть ли недостатки у такого способа организации занятий? Несомненно. Что не нравится клиентам? Каждый курс стоит определенных денег. Танцы – 4400 рублей в месяц, рисование – 3000 рублей, театральный кружок – и вовсе 6400 рублей… Попробуй-ка оплати все разом. И еще регулярно води ребенка на занятия в разное время. А если детей двое?

Обобщим положительные и отрицательные стороны данной модели детского клуба.

Плюсы:

• родители могут выбирать курсы в соответствии с личностными предпочтениями;

• у клуба есть возможность привлечь больше потенциальных клиентов.

Минусы:

• клиентам приходится тратить много времени и денег на получение услуг;

• руководство клуба должно тщательно продумывать спектр предоставляемых услуг, постоянно анализировать посещаемость разных курсов.

«Развивающий комплекс». Многие московские клубы работают именно по этой модели. В чем ее особенность? Два-три раза в неделю, в определенное время, родители приводят детей на развивающие занятия, каждое из которых длится от часа до двух и включает несколько «курсов» (табл. 1.1).

То есть родители приводят четырехлетних детей в понедельник и четверг к 10:00 на два часа, платят сразу за весь «развивающий комплекс», рассчитывая, что дети научатся читать и считать, рисовать и танцевать, лепить и говорить по-английски.


Таблица 1.1. Пример расписания занятий для четырехлетних детей


Понятно, что в подобное комплексное занятие должны входить курсы, соответствующие возрастным особенностям детей. Но музыка, танцы или ритмика (двигательная активность), рисование или лепка обязательны для всех возрастов. Другими словами, такие комплексные занятия призваны охватить все направления воспитания: умственное, физическое, эстетическое, а иногда и нравственное.

В составлении развивающих комплексов нет особых сложностей: отдельные курсы длятся по 20–30 минут. Сначала дети в одной комнате 20 минут занимаются математикой, потом на 20 минут переходят в другую, где проводится курс «Окружающий мир», и наконец 20 минут уделяют танцам, для чего перемещаются в третью комнату. Можно, конечно, оставаться в одной комнате, но это менее удобно. Во многих клубах все курсы ведут разные педагоги; в то время как первая группа отзанималась на математике и отправилась изучать окружающий мир, вторая группа после танцев пришла на математику и т. д.

Родители охотно платят за такой комплекс, ведь за относительно небольшую сумму они получают как минимум «три в одном». С точки зрения руководства, данный способ организации занятий тоже хорош: меньше зацикливаешься на поиске педагогов, все курсы оказываются заполнены и не бывает провальных (когда группа не набирается), не надо рекламировать отдельные курсы и т. д. Эта модель также очень удобна для работы с малышами, которым не исполнилось года. Они еще не умеют долго удерживать внимание на одном виде деятельности, а в этом случае не существует другой возможности организовать занятие так, чтобы оно длилось не меньше 45 минут и приносило пользу.

Однако и здесь есть свои минусы. Во-первых, как уже упоминалось, у каждого родителя есть свои предпочтения. Поэтому, составляя комплекс, надо непременно включить в него курсы, которые пользуются спросом у большинства. Во-вторых, такие занятия подходят только для дошкольников. Если же вы планируете работать и с ребятами постарше, то однозначно понадобится перейти на специализированные занятия: совместить бисероплетение, английский язык, театральную студию и танцы уже не получится. Дети растут, их индивидуальные особенности и наклонности становятся все более выраженными, да и родители начинают выбирать конкретные курсы и кружки, поскольку школа отнимает много времени.

Итак, обобщим положительные и отрицательные стороны данной модели детского клуба.

Плюсы:

• клиентов всегда радует ситуация, когда можно платить меньше, а получать больше;

• у клуба не бывает провальных курсов;

• можно организовать занятия с малышами до года.

Минусы:

• в клубе должно быть несколько учебных комнат, а это не все могут себе позволить;

• такой способ организации занятий подходит только для дошкольников;

• с самого открытия в клубе должны работать несколько педагогов, которые будут вести все курсы.

Смешанная модель. Вы можете предлагать и отдельные курсы, и комплексные занятия. Надо лишь четко составить расписание, продумать, что стоит предлагать для детей того или иного возраста, и отобрать отдельные курсы, которые не сильно пересекались бы с «развивающими комплексами» и были востребованы.

Классификация по стилю управления клубом

Стиль руководства не всегда заметен со стороны, но именно он оказывает решающее значение на организацию работы в целом, на поиск персонала и на финансовые затраты клуба. Здесь также различают три типа клубов.

«Все в одних руках». Отличительная особенность данной модели – единоначалие. То есть директор лично руководит педагогами и занимается организацией всей работы вплоть до мелочей. Это значит, что директор вместе с администрацией клуба заботится о поиске клиентов (следит за оформлением и расклейкой листовок, остальной рекламной деятельностью), приобретает оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий (магнитофоны, цветную бумагу, клей и др.), участвует в создании развивающих методик и т. д. Он тщательно, «под себя», подбирает педагогов, которые работают в клубе, а также задает тон коллективу – все сотрудники должны соответствовать требованиям, которые предъявляет руководитель, и строго придерживаться правил поведения в клубе.

Так у каждого клуба появляется свой стиль, который напрямую зависит от личностных качеств и предпочтений директора. Ведь у любого руководителя имеются субъективные представления об организации бизнеса и свои приоритеты.

Задача педагога – провести хорошее занятие либо по готовым методикам, либо по своим программам, если они устраивают директора. Именно за это педагог получает зарплату, оговоренную с руководством. Он не обязан заботиться о наличии магнитофонов в клубе и не должен расклеивать листовки.

Обобщим положительные и отрицательные стороны данной модели детского клуба.

Плюсы:

• руководство контролирует всю деятельность клуба;

• только так можно создать концептуальный, сильный клуб, способный выдержать жесткую конкуренцию.

Минусы: организация всей работы клуба требует от директора высоких трудозатрат.

«Творчество свободных художников ». По этому принципу весьма успешно действуют многие московские клубы. Детский центр набирает педагогов, которые работают по своим программам, а также предоставляет собственные помещения в аренду другим ИП или ООО, преподающим, например, театральное искусство или танцы. Администрация клуба и педагог (ИП) делят между собой обязанности (поиск клиентов и расклейку объявлений, покупку необходимого оборудования и т. п.) и распределяют полученную выручку пропорционально внесенному вкладу. Например, педагог сам расклеивает листовки, приносит магнитофон, диски и пособия (а после занятия уносит домой) и получает 60–70 % от общего дохода. Клубу, соответственно, достается 30–40 %. Или клуб берет на себя расходы на листовки и остальную рекламу, оснащает помещение, а педагог проводит занятия по своим методикам и сам подготавливает пособия. Тогда доходы делятся поровну.

Сказанное совершенно не означает, что директор не интересуется происходящим в клубе, но он явно перекладывает часть забот на плечи педагогов или других предпринимателей. Мне известны два детских клуба, которые давно и благополучно придерживаются этой модели. Следует, правда, заметить, что они «сидят» на госаренде помещения.

В реализации данной модели тоже есть ограничения: она не годится для маленького клуба с одной рабочей комнатой, поскольку в подобной ситуации цена неудачи слишком высока. В маленьком клубе все должно быть безупречно!

Обобщим положительные и отрицательные стороны данной модели детского клуба.

Плюсы:

• клуб не несет больших материальных затрат;

• педагог сам заботится о клиентуре, так как от этого зависит его доход.

Минусы:

• педагог может работать не очень старательно, вследствие чего снижается доход клуба;

• сложно создать концептуальный клуб;

• такой вариант организации занятий не годится для маленького клуба.

Смешанная модель. В данном случае за проценты работает только часть педагогов, обычно преподаватели рисования, шахмат, театрального мастерства и т. п.

Итак, познакомившись с разными моделями детских клубов, вы сможете более предметно проанализировать деятельность конкурентов, а также выбрать ту модель, которая подходит для вас лучше всего.

Выбор названия для детского клуба

Выбрать название для детского клуба не такое уж сложное дело. Но и не самое простое. Недаром говорят: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Итак, давайте разберемся, какую «яхту» и каким именем мы будем называть.

Начнем с того, что «яхты» у нас две – сама фирма (ООО, ИП, AHO, ЧДОУ и т. д.) и детский клуб – и обеим нужны названия, которые могут не совпадать. Например, фирма может называться ООО «Ольга Ивановна Петрова», а детский клуб на вывеске и на листовке – «Умничка», либо «Ладушки», либо как-нибудь иначе. Если вы выбираете наименование клуба, не совпадающее с юридическим названием фирмы, то не забудьте оформить все приказом.

В нашем случае названия фирмы и клуба совпадают, причем мы стараемся избегать сокращенного варианта «Умничка», так как в слове «эко-клуб» присутствует особенность, отличающая клуб от всех других детских центров города Москвы, – эко-интерьер.

Чтобы узнать, каким может быть название, сперва проанализуем наименования действующих клубов, а потом разберемся с правилами нейминга.

В Москве открыто очень много клубов с самыми разными названиями: «В некотором царстве», «Сёма», «Азбука». «ЯСАМ» и т. д. Все названия можно разбить на несколько групп.

• Названия, связанные со сказками, мультфильмами, сказочными героями и авторами сказок: «Сказочный кораблик», «Золотой ключик», «Сказка», «Крошка Енот», «Андерсен», «Семицветик», «Капитошка», «Маленький принц», «Акуна-матата» и т. д.

• Названия, совпадающие с наименованиями детских игрушек и игр: «Юла», «Кубики Club», «Классики» и т. д.

• Названия, заявляющие о развивающей направленности клуба: «Клуб Почемучек», «Азбука», «Развитие», «Умный малыш», «Академия развития», «А + В», «Знайка», «Маленький гений», «ЯСАМ» и т. д.

• Названия, содержащие отсылку к детскому возрасту: «Бэби-клуб», «Резиденция детства», «Маленькая страна», «Академия детства», «Студио-пупс» и т. д.

• Названия, совпадающие с именами людей: «Тёма», «Сёма», «Филиппок», «Алиса» и т. д.

• Названия, пришедшие из «пионерской» эпохи: «Бригантина», «Горизонт», «Орленок» и т. д.

• Географические названия: «Яуза», «Сетунь», «Детский клуб на Ленинском» и т. д.

• Названия на иностранном языке (они часто свидетельствуют о языковой направленности клуба) либо смесь русских и иноязычных слов: «CHILDHOOD», «Green Landia», «Teddy Bear Club», «Смайлик», «Кимберли Лэнд», «Пампа Грин»

• Названия, в которых сразу видна отличительная особенность клуба: «Моцарт-эффект» (музыкальная направленность), «Премьер» (клуб премиум-класса), наш «Детский эко-клуб “Умничка”» (эко-пособия и экоинтерьер), «Английский детский клуб» и т. д.

• Достаточно абстрактные названия, не имеющие отношения к детству и развитию: «Созвездие», «Радуга», «Зодчий», «Зодиак», «Клевер» и т. д.

• Оригинальные названия, не попадающие ни в одну из вышеперечисленных групп: «Ма! Няня», «Сами с усами», «Барбарисыч» и т. д.

Ознакомившись со всеми группами, вы можете выбрать наиболее понравившуюся и затем придумать конкретное название. Скажу, что все упомянутые клубы вполне успешны.

Существует мнение, будто у клуба должно быть оригинальное, современное название – и тогда он однозначно станет популярным. Просто добавьте слово на английском языке – и очередь из клиентов перед вашими дверями будет обеспечена. Мол, современная мама никогда не отведет ребенка ни в «Горизонт», ни в «Буревестник». Однако это не совсем так. Анализ деятельности детских клубов Санкт-Петербурга, Москвы, Московской области, Новороссийска и других городов показывает, что количество клиентов не зависит от названия клуба. Так, в далеко не бедном районе Московской области успешно работает детский клуб «Звездочка». Название самое обычное. У кого-то оно ассоциируется с октябрятским значком на школьном черном фартуке, у кого-то – со звездой на небе. А для некоторых людей звездочка – их собственный ребенок. Как видите, название не отличается ни оригинальностью, ни современностью. Тем не менее клиентов это не волнует – абонементы на все сентябрьские курсы были распроданы уже в апреле. Столь же прибыльно работают известные мне клубы «Ежик и медвежонок», «Дом волшебников», «Солнышко».

Название надо выбирать тщательно, сообразуясь с личными предпочтениями и здравым смыслом. При этом следует ориентироваться на регион, в котором вы проживаете, и на клиентов, которые будут к вам приходить. Чем выше статус клуба и дороже его антураж, тем продуманнее должно быть наименование.

Если название никак не удается придумать, вам стоит познакомиться с правилами нейминга и понять, как они влияют на выбор названия детского клуба. Считается, что имя должно быть:

оригинальным. Насколько? Очевидно, что такие названия, как «Ма! Няня», оригинальны на сто процентов: на всей территории России больше не найдется одноименного клуба. Нужно ли к этому стремиться? Само понятие «оригинальность» подразумевает уникальность чего-либо в определенной выборке. Рассматривая название с точки зрения оригинальности, обязательно проанализируйте названия всех детских центров в своем городе, даже если их очень много. Оригинальным наименование должно быть именно для города, в котором вы проживаете. Во-первых, ваш клуб не будут путать с другим. А во-вторых, вы поступите порядочно, не залезая на чужую территорию и не примазываясь к чужой репутации.

Анализировать названия существующих детских клубов надо и по иной причине. Недавно я помогала открыть детский клуб в Санкт-Петербурге. Будущий директор фирмы уже приобрел в собственность помещение и ночами размышлял о наименовании своей организации. И постепенно родилось неплохое название «Город будущего». Когда я стала расспрашивать довольного бизнесмена о конкурентах, работающих в том же районе, выяснилось, что на этой же улице, в пяти минутах ходьбы, действует детский клуб «Город солнца». Как вы думаете, удачен ли был придуманный вариант? Конечно, нет. А можно ли его считать оригинальным? Для всех клиентов данные «города» сольются в один. Разница-то ведь небольшая, и вряд ли ее кто-нибудь заметит. Такое название только помешает развитию бизнеса;

Загрузка...