Часто это страх, который появляется не сразу. Его можно назвать накопленным. Какое-то стрессовое событие могло случиться до этого.
Например, ребенок потерялся в магазине или еще где-то, либо был переезд, либо какие-то глобальные изменения в семье (смерть близких, развод, рождение еще одного ребенка).
Мой сын потерялся в зоопарке на восемь минут. Так получилось, что он поехал на самокате в одну сторону, а муж в другую.
Ему было шесть лет. До этого он уже оставался дома один или с собакой, и ему это даже нравилось. Но после случая в зоопарке он почти целый год не то что один дома не мог оставаться, а даже стал бояться быть один в комнате. Боялся даже в местах, где вокруг есть знакомые люди: например, в палаточном лагере на отдыхе. Стал бояться засыпать. Ждал меня у туалета, все время проверяя, не исчезла ли я оттуда. О том, чтобы пойти куда-то одному, и речи не шло, хотя до этого в деревне он смело ходил к соседям за чем-нибудь даже в темноте.
Что происходит с психикой ребенка в стрессовый момент? Шоковая травма. Если мы не можем напасть или убежать (привет нашей рептильной нервной системе!), психика сдается, чтобы не умереть эмоционально. Животные притворяются мертвыми, а мы «отключаем» часть себя, чтобы почувствовать себя в безопасности, но те невыносимые чувства (страх, ужас, гнев, ярость, боль) вытесняются, а дальше начинают «стучаться» к нам в похожих ситуациях. Например, как в ситуации выше, когда ребенок остается один. Чувства страха и тревоги возникают снова, но ребенок вновь не может их переварить, контейнировать и чувствует просто тот свой старый страх, поэтому и бежит к нам или ходит за нами хвостиком.
Не надо мучать ребенка словами: «Как ты меня достал! Дома куча народу, что ты ходишь за мной по пятам?» Ребенок сам страдает от этой зависимости. И если этого не было раньше и началось вдруг, это точно неспроста.
Поэтому первое: относимся к страху ребенка с пониманием и сочувствием: «Да, сынок (доченька), я понимаю, что тебе страшно одному (одной)».
Второе: начинаем программу ежедневных тренировок примерно по такому плану:
1) предлагаем ребенку посидеть вместе. В это время трогаем ребенка, поглаживаем, прижимаем к себе, похлопываем от макушки до пяток. Это заземляет, возвращает ребенка в тело, он выдыхает в этот момент, включается парасимпатическая система, которая помогает снять напряжение и восстановить нервную систему;
2) проговариваем чувства ребенка: «Знаю, что тебе страшно. Покажи, как ты боишься. Дрожишь? Давай вместе подрожим!» И потряситесь вместе с ребенком, подрожите. Обычно ведь мы говорим: «Да не бойся! Ну что тут страшного?» – и не даем тем самым ребенку прожить его чувства. Он их подавляет, и они в него снова с большей силой «стучатся». А когда мы проговариваем их, то разрешаем и даже, более того, подталкиваем это чувствовать и одновременно отпускаем страхи;
3) предлагаем ребенку подышать: «Глубокий вдох, долгий выдох. Посмотри, как надувается твой животик, как будто у тебя там шарик. У тебя какого цвета будет шарик? У меня синий. Поехали!» И повторяем пять раз. Дыхание тоже очень успокаивает и возвращает из тучи страхов в себя, в свое тело, стабилизирует психику;
4) предлагаем ребенку обратить внимание на свои игрушки. «Вон сидит заяц и говорит: “Я с тобой!” И мишка говорит: “Мы вместе в комнате, я на тебя смотрю и любуюсь, какие у тебя волосики, какие штанишки/платьице, как ты играешь!” А что еще он говорит (наклоняемся к мишке)? Говорит: “Я тебя люблю!”» Можно обнять ребенка игрушкой, погладить большой мягкой лапой головку и все тело. Это расширяет видение и восприятие ребенка. Когда страшно, то все очень сужается. А это расширение и погружение в волшебный мир тоже гармонизирует и успокаивает;
5) отвлекаем ребенка делами: «А сейчас я включу тебе аудиосказку, и ты будешь лепить. Слепи мне один колобок и грибочек, а я приду к тебе через пять минут с сюрпризом».
И если получилась эта маленькая программа тренировки, очень хвалим ребенка, что он смог побыть сам, один, и дарим маленький подарок.
В следующий раз уходим уже на десять минут. Ребенку предлагаем что-то нарисовать, собрать конструктор или мозаику. Тренировку обязательно закрепляем якорями – небольшими «призами» и своей сильной эмоциональной реакцией: «Круто! Ты победитель! Здорово, что у тебя получилось побыть одному!»
Не торопитесь. Тренировки сначала должны быть совсем короткими. Первые несколько раз оставляйте ребенка не больше чем на пять минут. А потом каждый день понемногу увеличивайте это время.
Главное: создать условия, чтобы показать самому ребенку, что он справляется и у него получается. Дальше само пойдет.
Жил был щенок. Звали его Зайка. Он очень всего боялся. (Делаем вибрирующие движения по всему телу.)
Дрожит как заяц, если услышит, как мяукает кошка. (Делаем царапающие движения по телу ребенка.) Прячется под диван, если сольется вода в туалете. (Проводим волнистые линии от плеч до поясницы, барабаним, а потом засовываем ладонь под разные части тела ребенка, если он лежит на животе, то под живот, если на спине, под спинку.) А если позвонят в дверь (прижимаем указательный палец к спине и говорим: «Дзынь-дзынь!»), то мигом залезает на руки к своему хозяину мальчику Ване (подставляем имя и пол ребенка) и скулит. (Прячем ладони под мышку ребенку и замираем.)
А еще Зайчик везде ходил за Ваней и все за ним повторял. («Шагаем» двумя пальцами по телу ребенка.) Пойдет мальчик на кухню перекусить, и Зайчик за ним, бу-дет кушать свой корм.