Этот праздник отличается от предыдущего тем, что в нем делается акцент на те небольшие навыки, которые первоклассники уже получили в течение первых нескольких месяцев учебы в школе, на спортивный интерес и желание выиграть в конкурсах.
Действующие лица:
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА – будущая ведьма, возраст которой на данный момент соответствует возрасту семилетней девочки. Это озорная, но добрая шалунья, которая ненавидит колдовское ремесло и желает жить по законам детства. Что-то вроде Пеппи Длинный чулок, только одета она иначе: штанишки до колен, рубаха на выпуск, косички торчат в разные стороны. Одежда яркая, аляпистая: зеленые, коричневые, желтые тона.
ВОРОН АБРАХАС – мудрый наставник маленькой Бабы-Яги, который по долгу службы и по велению старых ведьм должен обучить ее колдовским премудростям и оберегать от разных неприятностей. Он владеет колдовской книгой, по которой обучает малышку волшебным приемам. На голове у ворона белый парик с косичкой времен семнадцатого века, черный накладной нос как у настоящего ворона, (он делается из резины и приклеивается специальным лаком или медицинским клеем БФ). Одет в черный фрак, причем брюки до колен, белые гольфы и остроконечные ботинки. Не забудьте про белую манишку или рубашку, потому что у ворона должна быть белая грудка. Яркий бант красного или коричневого цвета повязывается на шею.
Налицо конфликт – учитель, желающий передать свои знания ученику и ученик, не желающий учиться.
Конкурсы и реквизит к ним планируются в зависимости от количества классов, присутствующих на празднике. Лучше, если их будет не больше пяти. Если есть возможность, можно разбить параллель по три класса. Обязательно должны присутствовать родители и, несомненно, классные руководители.
На сцене ворон Абрахас, который ждет свою маленькую ученицу на урок.
ВОРОН АБРАХАС (возбужденно-обиженный). Это безобразие! Пора начинать урок математики, а она неизвестно где гуляет! Эти современные маленькие ведьмы совершенно несносны! Они ничем не занимаются, ничем не интересуются и ничего не хотят знать! У меня появилось огромное желание клюнуть ее и как можно больнее! Что это я? У педагога не должно быть таких мыслей! Что я говорю! Что я говорю!
Возбужденно двигается по сцене. Именно в таком состоянии его застает маленькая Баба-Яга. Она залетает на сцену с «крысой» в руках, которую она держит за хвост. Это просто игрушка, выполненная таким образом, чтобы была похожа на крысу. Возможны варианты.
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (протягивая крысу ворону). Смотри, Абрахас! Что я нашла!
ВОРОН АБРАХАС (отпрянув в сторону). Что это ты притащила? Выбрось немедленно эту дрянь и вымой руки с мылом! Карр! Как вам это нравится? Вместо того, чтобы заниматься, учиться, читать, писать, складывать и отнимать, она донимает мудрого ворона Абрахаса, который в ней души не чает. (обращается к маленькой Бабе-Яге) Мне это (указывает «крылом» на крысу) совсем не нравится! Ты ничего не знаешь! Ты ничего не умеешь! Карр!
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (начиная сердится). Да, я – ведьма!
ВОРОН АБРАХАС (принимая гордую позу, скрестив на груди «крылья»). Какая же ты ведьма? Ты еще малышка.
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (возмущенно). Что?! Малышка?! Ты говоришь это мне?! Ты забыл, что мне уже двести восемьдесят лет!
ВОРОН АБРАХАС (насмешливо). Сколько? Двести восемьдесят лет? Конечно же, ты – малышка! Вот если бы тебе было пять тысяч лет, тогда бы ты не стала прогуливать уроки и таскать домой всякую гадость. Карр!
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (как будто пытается передразнить ворона). Для меня твои уроки – гадость!
ВОРОН АБРАХАС. Неизвестно что худшая гадость: твои уроки или злые проделки ведьм. Немедленно садись за колдовскую книгу.
Протягивает колдовскую книгу, которую маленькая Баба-Яга отталкивает рукой. Та со стуком падает на пол.
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Не хочу! Она мне противна! В ней даже нет картинок!
ВОРОН АБРАХАС (не выдерживает). Все! Мне надоело с тобой возиться! Надоело! Отправляйся в обычную школу! Там будут картинки и все остальное! Пойдешь в самый первый класс и будешь первоклассницей! Карр!
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Кем я буду?
ВОРОН АБРАХАС. Первоклассницей!
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Первоклассницей?! А кто это?!
ВОРОН АБРАХАС (насмешливо). Ты даже не знаешь кто такой первоклассник! Тебе двести восемьдесят лет! Первоклассник – это ученик, который учится в школе первый год, в первом классе. Посмотри на этих ребят (указывает на зрителей). Все они – первоклассники.
БАБА-ЯГА (уважительно). Да? Послушай Абрахас, они настоящие?
ВОРОН АБРАХАС (смеется). Какие же они по твоему? Конечно, настоящие, живые мальчики и девочки. Подойди потрогай любого из них.
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА (начинает горячиться). Я не про это! Помнишь, ты читал мне про рыцарей. Они должны были пройти через разные испытания. Только тогда они становились настоящими рыцарями!
ВОРОН АБРАХАС (ошарашенно). Да? Вот об этом я совсем не подумал… Действительно, с одной стороны, они вроде как бы настоящие… С другой стороны, про рыцарей ты верно подметила… Карр… Давай сделаем вот что! Устроим испытания! Докажем, что перед нами настоящие первоклассники, настоящие учителя, настоящие родители! Все настоящее! Это говорю я – мудрый ворон Абрахас! Карр! Итак, мы начинаем испытания! Сегодня вместе с нами: первый «А» класс! Первый «Б» класс! Первый «В» класс!
Каждый класс демонстрирует свое присутствие тем, что учащиеся поднимаются с мест или машут руками или поднимают кверху флажки, шарики и т. д. Ворон таким образом делает перекличку, потому что иногда бывает так, что не все классы присутствуют на празднике. Об этом, конечно, следует знать заранее.
Ворон Абрахас выносит на сцену ребус. Лучше всего ребус изготовить следующим образом: лист ДВП разрезать на полоски 130 * 40 см, выкрасить каждую белой эмалью и наклеить картинки, вырезанные из цветной бумаги. Бумага должна быть темной, чтобы хорошо выделяться на белой поверхности. Хорошо, если картинки будут разных цветов. Слова, зашифрованные в ребусы и предназначенные для разных классов, должны быть одинаковыми по числу букв, чтобы шансы были равны. Лучше всего выбрать слова, в которых пять-шесть букв.
Сначала надо разобрать один из ребусов (лишний), объяснив как именно его расшифровывать. Для этой цели можно вызвать одного или двух учеников и с их помощью найти нужное слово. Тогда ребята не будут путаться при выполнении задания и сделают все быстро и правильно. Затем, ребус-пример убирается совсем и раздаются отдельные ребусы для каждого класса.
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Что это? Рисунки какие-то! Листики, домики, елочки… Абрахасик! Подожди минутку! Я сейчас наколдую и все это станет настоящим!
ВОРОН АБРАХАС. Не надо! Это всего навсего ребус! С помощью этих рисунков зашифровано слово. Нужно сложить первые буквы каждого словечка, обозначающего предмет. Каждый класс будет «колдовать» над своим ребус, а мы посмотрим, кто сделает это быстрее! А пока давайте поучимся.
Проходит предварительная работа, о которой мы уже упоминали. Затем, от каждого класса выходят по три представителя. Двое держат планшет с двух сторон, третий отгадывает. Кто это сделал первым – подает знак. Можно распределить места: Первое, Второе, Третье и так далее. Детям это будет интересно, потому что каждый болеет за свой класс. Маленькая Баба-Яга внимательно следит за очередностью классов, ворон Абрахас «принимает работу», спрашивая какое слово получилось у ребят и как это произошло. Бывает и так, что ребята неправильно отгадывают: не поняли какой предмет изображен, были невнимательны, поторопились. Вопросы ворона должны поставить все на свои места. Типичная ошибка: вместо «автомобиль» дети говорят «машина». Там, где должна быть буква «А» у них получается буква «М» и слово становится непонятным. Праздник должен быть не просто праздником, но и маленьким уроком, на котором через игру дети узнают новое.
Не забудьте про сладкие призы участникам. Они могут быть небольшими, обычными конфетами, однако их вручение приятно оживит ход праздника.
Ворон Абрахас подводит итоги: в этом конкурсе на первом месте первый «А» класс, на втором – первый «Г» класс, на третьем – первый «Б» класс и так далее.
ВОРОН АБРАХАС. Теперь мы хотим пригласить на сцену учителей, работающих в первых классах, классных руководителей.
Ворон называет классных руководителей по имени, отчеству и фамилии, просит поприветствовать их аплодисментами и приглашает на сцену. Также можно назвать имена и других педагогов, работающих с первоклассниками.
ВОРОН АБРАХАС. Мы с удовольствием представляем слово нашим учителям!
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Абрахасик! Они такие же мудрые как и ты?
ВОРОН АБРАХАС. Конечно. Учить первоклассников – это серьезная и кропотливая работа.
Учителя поздравляют ребят с праздником, желают им успехов, звучат творческие поздравления. Этот момент не должен быть затянут, потому что ведущие переходят к главному.
ВОРОН АБРАХАС. Мы просим наших преподавателей провести небольшой урок. Еще раз рассказать нашим ребятам чему учат в школе. Даже не рассказать, а спеть…
Для того, чтобы исполнить всем известную песню «Чему учат в школе» нужно подготовить фонограмму «минус один», по тональности подходящую под голоса педагогов, обычно это тональность ля минор, аккомпанировать может также концертмейстер или ансамбль. Каждому преподавателю вручается текст песни (что-то вроде плана-конспекта, без которого учитель не придет на урок), потому что нет гарантии, что учителя помнят эту песню наизусть. Можно, конечно заранее отрепетировать этот номер, тогда не нужен будет текст под руками, в случае если вы не хотите устроить сюрприз.
Не забудьте вручить артистам микрофоны, заранее объяснив, что их нужно поднести как можно ближе ко рту. На расстоянии вытянутой руки они не принесут пользы.
Комментарии к песне: Мы советуем выбрать три куплета для исполнения: например первый, второй и четвертый, чтобы момент не был затянут. Три куплета – очень удобный вариант. Учителям также вручаются призы. Они будут тоже очень довольны.
ВОРОН АБРАХАС. Ой, беда! Ой, беда!
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. Что случилось, Абрахас?
ВОРОН АБРАХАС. Разбежались цифры! Перепутались знаки!
Ворон демонстрирует маленькой Бабе-Яге квадратные планшеты, на которых изображены цифры и знаки, составляющие пример. Только все они стоят не в том порядке каком нужно. Помощники держат в руках эти планшеты, так чтобы было наглядно. Например:
2 = 6 8 —
Получается полная чепуха.
ВОРОН АБРАХАС. Попробуй составить математический пример так, как он должен выглядеть на самом деле.
Маленькая Баба-Яга «пробует», но у нее ничего не получается. Она переставляет (передвигает участников по сцене) цифры туда-сюда, но при этом запутывает действие еще больше, под смех зрителей.
Ворон приглашает на сцену одного из первоклассников, присутствующих в зале, который расставляет участников, держащих в руках таблички, по порядку. Каждая табличка имеет размеры 50 х 50 см. Они также выкрашены белой эмалью. На поверхность наклеены цифры и знаки из цветной бумаги, которые должно быть видно издалека.
Первоклассник получает приз.
ВОРОН АБРАХАС. Видишь? Оказывается, это не так просто. Я думаю, что у ребят это получится намного лучше, ведь они – школьники, в отличие от Бабы-Яги. Пусть даже маленькой. Слушайте задание (обращаясь к зрителям)! Сейчас команда каждого класса (она назначена заранее классным руководителем и включает пять человек) получит свой перепутанный «пример» – пять табличек с цифрами и знаками и попробует как можно быстрее привести его в порядок. Для этого всем участникам нужно встать на свои места так, чтобы действие выглядело правдоподобно.
Все планшеты сложены по пять штук, цифры и знаки заранее перепутаны между собой. Команды разбирают каждая свою кучку и начинают «решать» пример. Побеждает та команда, которая составит пример первой. Участникам вручаются призы и они занимают места в зрительном зале.