В жизни по срочности реализации человеческих усилий мы можем различить три возможных случая.
• В партнёрской деятельности вдвоём выполняемые намерения краткосрочны.
• В среде, в кругу участников с неопределённым составом, но способных обобщать свои представления и намерения, возможность видения общих перспектив складывается как долгосрочная.
• А вот в групповой жизни из-за особого состава групп наблюдается усреднение времени активности каждого её участника по посильности для всей группы удержать свои намерения, исполняя их. В этих условиях различимы среднесрочные процессы выполнения намерений.
Потому и с этой точки зрения не случайно то преобладающее значение, которое в наших «методических» рекомендациях отведено работе в микрогруппах (и для детей на занятиях, и для педагогов в системе гостевого обмена опытом[9] – который невозможно заменить традиционными конференциями и семинарами).
Именно в опыте сотрудничества в малых группах культивируется тот опыт замысла, успеха, прогноза на среднесрочную перспективу, который не сложится только за счёт парного общения или общения в большом коллективе.
Наблюдение за ходом взаимодействия людей в малых группах даёт воспитателям и учителям понимание того, как связаны долгосрочная программа их деятельности cо среднесрочной и организуемый ими стиль ведения занятий c развитием отношений в детском сообществе, с личностным ростом воспитанников.