Это был первый послевоенный год. Несмотря на трудности того времени, нашлись денежные средства на организацию летнего отдыха для сотни дошколят детского сада в курортном поселке Манглиси, расположенном в шестидесяти двух километрах западнее города Тбилиси. Это известный на всю Грузию курортный район в горах, где воздух чист и свеж, где сосновые рощи, источающие по утрам запах смолы, где небольшая река Алгети (мы ее называли Алгеткой) в жаркую погоду привлекает отдыхающую на курорте детвору своей прохладой.
Вокруг Манглиси хорошо просматривается таинственная перспектива гор, поросших лесом и кустарником. На их склонах, прилегающих к поселку, крестьяне возделывают поля для выращивания пшеницы, кукурузы и ржи, овощей, содержат луга для пастбищ, где достаточно корма под выпасы коров и овец.
В поселке и окрестностях растут яблони, груши, вишни, черешни, сливы, инжир, грецкий орех, чинары, лещина, кизил, алыча, ежевика, малина. В лесах растет и дикая груша – панта, которая очень хороша в августе-сентябре.
Таким разнообразием плодов, орехов и ягод не могут похвастаться многие курорты Грузии. В поселке было много коров, стада овец, фруктовые сады и приусадебные хозяйства, на которых в пристройках содержали скот, гусей и кур. Землепашцы, садоводы и животноводы поселка Манглиси и окружающих деревень обеспечивали плодами, мясом и молочными продуктами не только жителей поселка и курортников, но и отдыхающих в санаториях, подростков и детей в пионерских лагерях и детских садах.
Такой богатый природными дарами и мягким климатом край издавна привлекал отдыхающих в летнюю пору тбилиссцев.
Отдых малышей нашего детского сада был разбит на три потока, каждый из которых продолжался около одного месяца. Ежемесячное посещение родителями своих чад было организованным, приезжали они на тех же грузовиках, на которых в Манглиси доставляли детей.
Метрах в ста от дач была одна из сосновых рощ, высаженных русским генералом во второй половине XIX века. Саженцы, которые он заказал в Сибири, были доставлены в Манглиси за счет этого щедрого военного, командовавшего войсками, размещенными в этом небольшом населенном пункте. Так были заложены на двадцати гектарах земли сосновые рощи, ставшие гордостью манглиссцев и усилившие притягательность этого поселка в качестве горного курорта. В 50-е годы ХХ века возраст сосен достигал примерно 80–100 лет.
Был июнь. У детского сада собрались родители с детьми, которых готовили к отправке на дачу в Мангли-си, – несколько групп старших и одна группа младших детсадовцев. В это раннее прохладное солнечное утро, наполненное сладковатым запахом цветущей белой акации, родители волновались, не была спокойной и детвора. Им объявили, в какой из автомашин будет ехать их ребенок. Все сразу засуетились.
Провожали меня и моего брата на летний отдых оба родителя. Подойдя к машине, в которой должен был ехать я, узнали, что осталось только одно место для ребенка из старшей группы.
Родителям хотелось, чтобы мы с братом ехали вместе. Кто-то из работников детского сада предложил посадить меня в машину с детьми младшей группы, где находился мой младший брат Вова.
Но это была не моя группа: здесь были малыши, пяти-шестилетки. А мне уже исполнилось семь.
Со слезами на глазах я сказал, что с малышами не поеду.
Увидев реву, из кузова машины (это был грузовой, крытый тентом автомобиль) спустилась уже немолодая, по моим детским понятиям, женщина, подошла ко мне, взяла за руку и попросила у моих родителей разрешения поговорить со мной.
Отвела меня в сторонку и, как бы извиняясь, сказала: «Трудно с малышами ехать. Они такие непоседы. А у меня нет помощника. Помоги мне. А когда приедем, если не захочешь остаться с нами, пойдешь в свою группу».
У меня сразу высохли слезы: ведь ни один взрослый меня никогда ни о чем не просил. Эта тетя попросила. А я ведь почти взрослый и могу помочь.
И тетя повела меня к машине, помогла подняться и усадила около себя. Родители были удивлены тем, что я так быстро согласился.
В машине тетя представилась всем ребятам: «Меня зовут Лидией Дмитриевной, я ваш воспитатель». Зачитала список группы, убедилась, что все на месте, а затем объявила: «С нами едет мой помощник». И представила меня ребятам. Я был горд оказанным доверием.
В дороге мы не только слушали рассказы и сказки нашей воспитательницы, но под ее руководством пели песни. Тент, покрывавший кузов машины, был без окон, поэтому мы видели лишь дорогу и деревья, растущие вдоль нее.
Несколько раз в пути объявляли привал.
Наконец мы остановились и услышали команду: «Приехали! Выходите из машин!»
Дачный городок размещался в нескольких арендованных частных домах, которые хозяева сдавали каждое лето для отдыха детей из детских садов.
Каждая группа имела свой дом. Кухня была одна на все группы и размещалась в доме по соседству. В каждой группе были выделены комнаты-столовые.
Дом, предназначенный для младшей группы, был с бельэтажем. С открытой веранды на прилегающую местность открывался хороший обзор: пустырь, поросший кустиками цветущей колючки, старая церковь, построенная, как и большинство строений в Манглиси, из местного камня.
Слева от дома был огород, где хозяева выращивали овощи и зелень, но хозяйка дома не позволяла входить на территорию их приусадебного участка.
Лидия Дмитриевна ввела нас в дом, показала нам, где мы будем спать, комнату для игр, чтения и рисования. Больше всего нам понравилась веранда, на которой в хорошую погоду мы будем обедать. Когда все расположились, Лидия Дмитриевна спросила, хочу ли я остаться здесь или пойду в свою группу.
Мне нравился воспитатель, в группе я уже был за старшего. И я остался в ее младшей группе.
Лидия Дмитриевна проявляла заботу о каждом из нас, вовремя находила добрые слова, заботилась о том, чтобы дети хорошо ели приготовленную на кухне пищу.
Многим она казалась вкуснее домашней. Воспитатель утирал носы малышам, плачущим по мамам, отвлекал чем-то, успокаивал, брал на руки, находил подходы к каждому из спорящих малышей.
Вблизи дачи, на возвышенности, она устраивала нам воздушные ванны и загорание в утренние часы или вечером, на закате солнца.
С этой высоты хорошо просматривались пшеничные поля, а вдали – горы, за которыми, как говорил воспитатель, находится город, из которого мы приехали, наш Тбилиси, наш дом.
Педагог-воспитатель Лидия Дмитриевна организовывала занятия в огороде, в сосновой роще, водила в лес лакомиться ежевикой и малиной.
Первая экскурсия, которую она провела с нами, было посещение огорода. Ей удалось уговорить хозяйку дома допустить в огород детей, чтоб показать, как растут овощи, и она обещала, что ребята не повредят грядки и ничего не сорвут. Водя нас между грядками, рассказывала, какие овощи растут на них.
Многие ее воспитанники впервые видели, как растут капуста, помидоры, огурцы, лук, чеснок, тыква, картошка и разная зелень для стола. Она срывала один листок с растения, и каждый из нас рассматривал его, щупал пальчиками и нюхал.
Это нужно было для того, чтобы мы могли определять растения по форме листьев, на ощупь и по запаху, по виду плода.
После таких посещений почти все из нас могли назвать растение по этим признакам.
Мы всей группой ходили в один из соседних дворов, чтобы посмотреть, как хозяин дома будет крепить упавшее гнездо ласточки с птенцами на прежнее место. Но оно, как оказалось, уже было прикреплено вчера у стены к потолку веранды на прежнее место, а ласточки с птенцами ночевали в своем гнезде.
Время шло к обеду, и мы заторопились домой. Хозяин пообещал нам завтра обязательно показать, как ласточки кормят своих детей.
На следующее утро мы вновь пришли к дому. Нам очень хотелось посмотреть, как родители птенчиков будут их кормить.
Лидия Дмитриевна, пока мы ожидали, когда к нам выйдет хозяин дома, прочла нам стишок о ласточке:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Не успела Лидия Дмитриевна дочитать стихотворение и рассказать об авторе, о его названии, как открылась калитка, и к нам навстречу вышел хозяин дома. Он пригласил нас войти во двор и рассказал, что еще вчера ласточки вернулись к своим птенчикам, а сегодня с утра ловят в небе мошек, бабочек и других летающих насекомых и кормят своих детей.
Сколько было радости, когда мы увидели, что ласточки-родители не бросили своих птенцов, вернулись в свое гнездо.
Далее путь наш лежал к полю с золотой пшеницей. У кромки поля, расположенного за околицей нашего поселка, слушали рассказы воспитательницы о росшей там пшенице, о полевых мышах, рассматривали их норы. Узнали о том, для чего они собирают осенью так много зерна и где его хранят.
Пока мы слушали рассказы, недалеко над пшеничным полем запела какая-то птичка.
Лидия Дмитриевна отвлеклась от рассказа о мышах и обратила внимание детей на птичку, певшую над полем. Она очень быстро махала крылышками и находилась на одной и той же высоте.
– Это – жаворонок, – объяснила она, – одна из самых интересных полевых птиц. Живет и вьет гнездо в поле, под кустом сорняка, успевает вырастить птенчиков до того, как здесь пройдет комбайн и скосит пшеницу. Поэт Василий Жуковский написал о жаворонке стихотворение:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна, весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Мы внимательно слушаем, а жаворонок продолжает, захлебываясь, свою переливчатую трель.
Солнышко все жарче начинает пригревать. Пора в свой дом, в прохладу, где нас ждет обед, а после отдыха – уроки по рисованию на веранде нашей дачи.
Воспитательница учила нас рисовать не только цветными карандашами, но и акварелью, показывала, как пользоваться кисточками.
Для рисования специально выбирала время в солнечные утра и дни. Она внимательно рассматривала наши рисунки, помогала что-то дорисовать и хвалила за удачные рисунки.
После занятий Лидии Дмитриевны у нас проявился интерес к природе, желание познать мир растений, птиц и животных. Она относилась к своим воспитанникам так, как поступала бы мама: поддерживала, хвалила, учила, вела беседы, никого не наказывала за проступки.
Она спала в детской спальне и контролировала сон детей. А прежде чем мы засыпали, рассказывала нам сказки и детские стихи своих любимых поэтов. Сегодня она рассказала ненецкую сказку «Кукушка». Дети плакали, жалея маму кукушку и ее детей, но на вопрос воспитательницы: «Кто из вас не принес бы чашку воды, которую просила мама?» – ручки подняли все со словами: «Я бы принес воду маме».
Чтоб дети засыпали в хорошем настроении, она начала читать отрывок из стихотворения:
По лесу бродили часто мы вдвоем;
Старику там каждый кустик был знаком.
Знал он, где какая птичка гнезда вьет,
Просеки, тропинки знал наперечет.
А какой охотник был до соловьев!
Всю-то ночь, казалось, слушать был готов,
Как в зеленой чаще песни их звучат…
И еще любил он маленьких ребят.
Прочитав про соловьев, она спросила ребят:
– Кто из вас слушал песни соловьиные? А кто видел соловья? Возможно, мы здесь, в Манглиси, услышим и увидим соловьев.
И продолжала читать стих:
На своем крылечке сидя каждый день,
Ждет, бывало, деток он из деревень.
Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!»
«Дедушка, найди мне беленький грибок!»
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать!»
«Посулил ты белку, дедушка, поймать!»
«Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!»
– Далее это стихотворение «Старик», которое написал поэт Алексей Плещеев, буду читать вам следующим вечером. Спокойной ночи, малыши!
Это стихотворение многие из нас запомнили и потом просили своих дедушек сделать какую-нибудь игрушку или рассказать сказку.
Вторая встреча с Лидией Дмитриевной состоялась через пятнадцать лет. Она работала в том же детском саду, находящемся на финансовом обеспечении организации, в которую я получил назначение после окончания финансового училища.
Ко мне, новому непосредственному финансовому начальнику, пришла познакомиться и рассказать о своих проблемах заведующая этим детсадом.
От нее узнал, что бывший работник финансового отдела экономил деньги не только на ремонте помещений детского сада, но и на приобретении игрушек, бумаги, карандашей и красок для детей.
Как бы в подтверждение своих слов она рассказала об одном педагоге-воспитателе, который за свои деньги покупает для детей игрушки, краски, бумагу, карандаши. Вот недавно приобрела красивую немецкую куклу за двадцать семь рублей при ее зарплате шестьдесят пять рублей в месяц. И рассказала, как это было.
В магазине «Детский мир» на площади Ленина продавали немецкие куклы. Когда педагог-воспитатель увидел красивую куклу, попросил продавца выписать счет, чтобы перечислить деньги через банк. Но ему ответили, что, пока он перечислит деньги, кукол уже не будет. Их распродадут сегодня же.