В настоящее время президентом Общества является Мартин Энгельберг. – Примеч. ред.
Loidl, 1985; Stary, 1989.
Bühler/Kächele, 1978.
Например, Wallerstein/Kelly, 1980.
Например, Bühler/Kächele, 1978; Wallerstein/Kelly, 1980.
Например, Guidubaldi/Petty, 1985; Kalter/Plunkett, 1984.
Например, Bühler/Kächele, 1978.
Например, Doust, 1983; Wallerstein/Kelly, 1980.
Например, Doust, 1983; Wallerstein/Kelly, 1980.
Например, Bühler/Kächele, 1978; Bernhardt, 1986; Guidubaldi/Perry, 1985; Kalter/Plunkett, 1984; Wallerstein/Kelly, 1980.
Например, Guidubaldi/Perry, 1985.
Например, Bedkower/Oggenfuss, 1980; Bernhardt, 1986; Guidubaldi/Perry, 1985; Leahy, 1984; Wallerstein/Kelly, 1980.
Knapp/Verzentnitsch, 1983; Napp-Peters, 1987; Wallerstein/ Blakeslee, 1989.
Например, Напп-Петерс (Napp-Peters, 1987) о сравнении школьных успехов детей из полных и неполных семей.
Wallerstein/Kelly, 1980 и Wallerstein/Blakeslee, 1989.
Ср. также Wolchik et al., 1985.
Ср., например, историю Ларри (Wallerstein/Blakeslee, 1989, 146 ff.)
Эту проблему мы обсудим позже.
Например, Bernhardt, 1986; Wille, 1985a, 1985b; Wolchik et al., 1985.
Bernhardt, 1986; Psychoanalytic inferences, 1983.
См. экскурс по психоаналитической теории формирования невроза на с. 39.
О концепции реакции переживаний см. в исследовании В. Шпиль 1967 года и на с. 174 этой книги.
К внешним обстоятельствам (в этой связи) относятся и внутренние, под которыми понимаются психическое состояние родителей, их проблемы, чувства и конфликты.
Занимаясь вышеупомянутыми вопросами, психоанализ выходит за рамки своей привычной практики, двигается от чисто терапевтических оценок к педагогическим подходам и их возможностям. На заре психоанализа (в 1920-х – 1930-х годах) применение психоаналитических теорий играло значительную роль в воспитании детей. А последние десять лет наблюдается возрождение традиций психоаналитической педагогики.
Проектная группа состояла исключительно из психологов с психоаналитической подготовкой и педагогов, а также семейных психологов-социологов.
Прежде чем приступить к разговору о полученных данных, надо решить ряд теоретических проблем. В приложении к книге эти вопросы раскрыты подробно, там же освещены выводы, сделанные по итогам методических заседаний.
Методике психоаналитически-педагогической консультации для разведенных родителей будет посвящена отдельная работа..
Собственно говоря, речь в данном случае должна идти не о матери и отце, а об имеющем и не имеющем родительские права (живущем отдельно) родителе. Но поскольку число отцов, имеющих родительские права, невелико, я позволю себе, из соображений удобочитаемости, и далее говорить о «матери» и «отце». Правда, следует взять в расчет, что жизненная ситуация одиноких отцов во многом отличается от ситуации, в которой находятся одинокие матери. Я вынужден пренебречь специфическими проблемами таких отцов. В описанных нами случаях их было чрезвычайно мало, почти все они жили с новой партнершей, были готовы к разводу либо начинали отношения вскоре после него. То есть для полноценного исследования недостает эмпирического материала.
Ср. с. 169 и далее, 273 и прежде всего 302.
См. о психоаналитическом концепте разрешения невротического конфликта на с. 40.
К аспекту невротического удовлетворения я вернусь далее.
Связь между детским и взрослым неврозом см. также в других экскурсах.