____________________________________________
Чудо как необходимость
Что об этом говорят мудрые люди
Вот что писал архиепископ Иоанн Шаховский:
«Что такое чудо?
Чудо само по себе доказывает только то, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, что есть сверхчеловеческая реальность. В духовной жизни каждого верующего чудо является знаком, ответом от Бога; всякое «внешнее» чудо направлено «внутрь», оно указывает на необходимость изменения внутреннего мира человека.
Аксиома святоотеческой мудрости: чудеса Божии всегда имеют очевидную, благую цель – ободрить, исцелить, вразумить. Ясность цели – приближение человека к спасению – остается критерием Божественности сверхъестественного явления. “Истинное чудо никогда не бывает случайным и смысл его … в раскрытии человеку внутренней духовной стороны жизни”, – писал А.Б. Салтыков.
В тоже время священники призывают к осторожности: «Нельзя определять истину по чудесным явлениям, «в нашем падшем мире нет такого чуда, которого не мог бы подделать сатана…», «православный христианин должен занимать, так сказать, нейтральную позицию по отношению ко всем необычным сверхъестественным явлениям».
Не чудесами спасается человек, но своей жизнью в Церкви. Главное – чтобы мироточили и обновлялись души людей.»
А вот как сказал однажды об этом митрополит Антоний Сурожский:
«Иногда люди задают себе вопрос: что такое чудо? Значит ли, что в момент чуда Бог применяет силу к собственному творению, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет, это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.
Чудо – нечто совершенно иное: чудо это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. В чуде восстанавливается то, что должно бы быть всегда; “чудо” не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но, наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, то Он может действовать в сотворенном Им мире или в каждой отдельной твари свободно, державно.
Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей все еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что Мне и Тебе, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал – то сделайте… Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры. Она неограниченно верит в Его мудрость, и в Его любовь, и в Его Божественность. (см. Ин. 2, 3–5) И в это мгновение, поскольку вера одного человека распахнула дверь и для всякого, кто выполнит, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью».
Как это понимаем мы
Что такое чудо? Насколько я понял, это преднамеренная и целенаправленная стыковка событий этого мира, имеющая целью сближение человека и того существа, кто это устроил. Язычники, например, имеют чудеса от «богов» – падших ангелов. А христиане – от Христа.
Но Христос хочет, чтобы все люди сознательно выбрали добро и обратились к Нему. Поэтому некоторые чудеса Он дает открыто, для всех. Они бывают основаны как на физических законах, так и на внефизических. Разные чудеса: чудо жизни, как организованной, синхронизированной и целенаправленной деятельности миллионов отдельных молекул в клетках тела. Или чудо Туринской плащаницы, изображение на которой не могут объяснить никакие научные исследования. Или чудо пасхального огня в Иерусалиме, который первые несколько минут еле теплый, а потом набирает обычную температуру. И так далее… миллионы чудес вокруг нас.
А есть особые, частные чудеса, даваемые нам каждому укромно. Это случаи исцеления от прикосновения к святыне; спасения от неминуемой телесной гибели; случаи творческого «озарения»; случаи необыкновенного восстановления или распада семьи, бизнеса, судьбы человека.
Такие чудеса имеют разных авторов и ведут в разные стороны.
Как установить авторство чуда?
Для себя понял так:
– чудо от сатаны отвращает от Церкви. После такого чуда его получатель перестает ходить в храм, принимать Таинства, молиться, поститься.
Такое чудо дает радость с подтекстом «нако-ся, выкуси», или «наконец-то мне!.. наконец-то я!..». Радость бурная, часто злорадная, с торжеством победы над конкурентом-человеком или над Богом.
– чудо от Бога привлекает к Церкви. После такого чуда его получатель начинает ходить в храм, принимать Таинства, молиться, поститься.
Такое чудо дает радость с подтекстом…. без подтекста. Чистую, с благодарностью Богу, со слезами благодарности или с радостным удивлением. Радость светлая, ангельского цвета, с торжеством победы над своими греховными страстями и над бесами.
Так вот, любое воспитание человека человеком, как нам кажется – это есть «модель чуда» для воспитуемого. Ведь воспитуемый не может сам шагнуть ближе к воспитателю, потому что пока не знает, как; не может и воздействовать нужным образом на окружающий мир; а воспитатель может, и бережно и терпеливо ведет его по нужному пути, предвидя события, реакцию воспитуемого, опасности и обходы, поражения и победы.
А в трудных условиях дальних плаваний или походов – чудо Главного Воспитателя, если мы идем под Его благословением, приобретает характер постоянной и зримой ежедневно заботы. Здесь Воспитатель и воспитуемые сближаются максимально тесно, и чудеса становятся повседневной удивительной реальностью – если захотеть их видеть.
Чудеса, которые нам подавал Господь в плаваниях, опубликованы в «Книге мужчины».