Наиболее сложными в христианском богословии являются темы десятины, пожертвования, а также планирования и управления. Большинством христианских богословов не уделяется должного внимания изучению вопросов, связанных с деньгами и имуществом, что в результате приводит к недостатку знаний и многочисленным дискуссиям по этим вопросам. Студенты в христианских семинариях как правило изучают духовные дисциплины. По словам многих пасторов семинарии не дают практически никакого образования в сфере финансов, зато они обладают богатыми духовными познаниями и опытом изучения Библии; так что духовное состояние пасторов, как мы надеемся, находится в хорошем состоянии. Они знают как проповедовать, читать на Библию на греческом языке и консультировать людей, но немногие из них являются специалистами в планировании и управлении с библейской точки зрения.
Возможно, деньги являются не-библейской темой? Может быть это правильно, что пасторы избегают разговоров о деньгах? Перечитывая Библию, можно обнаружить, что эта тема весьма популярна среди авторов. Находясь в пустыне, Иоанн Креститель призывал людей покаяться в своих грехах, а те спрашивали его, что они должны были делать:
“И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.” (Луки 3:10-14)
Ответ Иоанна Крестителя касался только денег и имущества, которым те владели. Он говорил об одежде, пище, налогах и зарплате. Сегодня многие христиане такие ответы не считают “духовными”, предпочитая использовать такие слова, как “молись Богу”, “ходи в церковь”, “ежедневно читай Библию”. Будучи вполне духовным, Иоанн Креститель понимал, что измененное отношение к имуществу и деньгам свидетельствует о подлинном преображении человека.
Во многих притчах, которыми Иисус Христос учил людей, Он использовал примеры денег (Матфея 25:14-30; Луки 19:11-27; Луки 15:8-9), имущества (Матфея 21:33-41; Луки 15:1-7; Луки 20:9-16), богатства (Мф. 13:44-46), зарплаты (Матфея 18:23-35; 20:1-16) и богатых людей (Матфея 24:45-51; Луки 7:41-43; 12:16-21; Луки 15:11-32). Он использовал примеры из реальной жизни, такие как, пример бедной вдовы в храме (Марка 12:41-44), одобрил решение Закхея раздать половину своего имения нищим (Луки 19: 5-10) и многие другие примеры. Многие ветхозаветные стихи проясняют, как обращаться с деньгами и формировать честные финансовые отношения между евреями. Как пример, можно привести богатых людей, как Авраам, Лот, Иов, Иаков (Израиль) и Соломон. Джон и Сильвия Ронсеваль написали: «Второй по значимости темой, которой уделяется внимание в Библии, по имеющимся оценкам, является имущество и наше отношение к нему. Чуть ли не каждый седьмой стих в Евангелии от Луки посвящен этой теме. Однако мы не придаем должного значения такой близкой Божьему сердцу теме, считая ее неловкой. Пока мы, упуская из вида самое важное, в наших учебных помещениях предаемся детальному толкованию выбранных библейских отрывков, община разрушается» [Ronsvalle, Ronsvalle, 1994]. Повторюсь, что чуть ли не каждый седьмой стих в Евангелии от Луки посвящен этой теме, указывая на то, что Лука придавал этой теме большое значение. Резюмируя все притчи Иисуса Христа, Баррет пришел к заключению, что «Из-за настолько сильной привлекательности материализма, Христос посвятил две трети Своих притч предостережению от этого Своих учеников. Иметь дело с деньгами, имуществом, а также отношения между богатыми и бедными – это вынужденная, ежедневная, большая часть нашей жизни, хотя в наших церквях почему-то эта тема считается неловкой»[Barrett, 1994]. Для Иисуса Христа эта тема не была щекотливой, напротив Он многократно ее использовал. Пауэлл написал: «Мы не должны любить или служить деньгам – мы должны их использовать» [Powell, 2006].
Почему и как деньги стали своего рода щекотливой темой в церквях? Христианство стало основной религией в мире после окончания периода ранней церкви, что стало возможным благодаря обращению в христианство императора Константина Великого. В течение следующих нескольких сот лет церковь была самой влиятельной организацией в мире. Католическая церковь обладала огромным имуществом, включая землю и недвижимость. После разделения Церкви на католическую и православную, возникла новая проблема – куда отправлять деньги от поместных церквей, в Рим или Константинополь? Из-за многочисленности обеих церквей и необходимости иметь значительное количество священнослужителей, вопрос финансов обрел большое значение для них, в том числе богословские обоснования. Большая часть восточной православной церкви выбрала учение о святой нищете. [McMullen, 2014] Западные же католики пошли по-другому, путем накапливания как можно большего количества денег, где индульгенция вызывала наибольшие сомнения, когда, продавая спасение людям, священники становились продавцами. Кто-то, рано или поздно, должен был выступить против этой системы, что и произошло, когда “Лютер, начав разрушать этот карточный домик, к 1520 году получил, приносящее полную свободу, откровение, которое выразил в богословском послании, говоря, что спасение бесплатно, чтобы его обрести никому не нужно что-то делать, не говоря уже о том, чтобы за него платить. Практически все виды протестантизма откажутся от всей или большей части пенитенциарной системы, включая индульгенции”. [Duggan, 2014] Такая связь католической церкви того времени и денег являет собой пример нездоровых взаимоотношений. После реформации церкви, протестанты, провозглашая, что за спасение ничего не надо платить, боролись против индульгенции. Но, как это часто бывает, в борьбе c индульгенций сами деньги стали восприниматься в церкви как «проблема».