Примечания

1

Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Пер, с фр. Г. А. Михалкович. Мн.: Современный литератор, 1999. – 832 с.

2

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 282. В дальнейшем мы обратим еще самое пристальное внимание на взрывную мощь этой, казалось бы, случайной метафоры.

3

«Значит, основная тема Декарта: пробуждение человека – второе рождение. Кстати, его и звали Ренатус, что означает „вновь рожденный“. Это формальное, разумеется, совпадение имени с его жизненным пафосом, но, очевидно, есть какой-то закон внутренней формы, связывающей наши имена или фамилии с жизнью. Наша жизнь часто как бы исполняет то, что заложено во внутренней форме нашей фамилии». (Мамардашвили М. К. Картезианские размышления // Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 519.)

4

Последние слова, произнесенные Декартом перед смертью. См.: Мамардашвили М. К. Указ. соч. С. 507.

5

Декарт происходит из древнего французского рода в Турени. Его фамилия в старой орфографии писалась Des Quartes по названию маленькой земли Les Quartes или Les Cartes, но в XIV столетии получила уже латинизированную форму De Quartis, что дальше трансформировалось в Des Cartes. В ранних французских, английских и голландских изданиях имя Декарта чаще всего пишется именно Des-Cartes (в частности, несколько примеров титульных листов с подобным написанием его имени можно встретить в качестве иллюстраций во втором томе сочинений Декарта, выпущенным издательством «Мысль» в 1994 году).

6

Михаил Рыклин отмечает, что эта передачи разговорной интонации лекций Мераба Константиновича на письме привела к появлению «промежуточного жанра, особой письменной речи, существующей на стыке необходимого текстуального и несводимо устного начал, в зоне их активного взаимодействия. Запись действует при этом как катализатор, как увеличительное стекло, привлекающее внимание к фактуре, бессознательным аспектам речи, к тому, что отвлекает от полного присутствия говорящего „Я“ в порядке речи, его пред-стояния собранию слушающих. В то же время запись работает как второе, замещающее событие речи, постоянно указывающее пальцем на свой исток и первособытие и одновременно от него бесконечно удаляющее». (Рыклин М. «Нежный ветер». Страсти по Мерабу Мамардашвили // Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М. К. Мамардашвили 1994. М.: Ad Marginem, 1996. С. 131—132.

7

Мамардашвили М. К. Указ. соч. С. 530.

8

Деррида Ж. О почтовой открытке… С. 309.

9

Пруст М. Содом и Гоморра: роман. М.: Эксмо, 2012. С. 201—202.

10

Бурдье П. Мертвый хватает живого // Социология социального пространства. СПб., 2007. С. 121—156.

11

Деррида Ж. О почтовой открытке… С. 302.

12

Бродский И. Письмо Горацию. М., 1998. С. 294.

13

Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 484.

14

Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. Семинар. Книга 2. 1954—1955. С. 111. Разумеется, Лакан произносит это с вполне очевидным сарказмом, причем пришедшим на смену откровенной грубости, которую он позволил себе страницей прежде, обозвав Декарта «идиотом» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). С. 110).

15

Декарт Р. Рассуждение о методе… С. 266. В одном из ранних писем к Бекману, отправленному из Амстердама весной 1619 года, Декарт пишет: «Если, как я надеюсь [во время путешествия] я остановлюсь, обещаю Вам тотчас приняться за обдумывание моей «Механики» или «Геометрии» (Декарт Р. Из переписки 1619—1643 гг. // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 583). «Если я остановлюсь», словно бы это и вовсе может не произойти, вопреки воле и надежде, потребности в работе. Во время путешествия длинною в несколько лет у Декарта хватает времени лишь на небольшие письма, короткие весточки объемом в лист или чуть более – почти открытки в ожидании личных встреч и близости общения.

16

Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М.: АСТ, 2004. С. 51 -52.

17

Декарт Р. Из переписки 1619—1643… С. 586.

18

«В большом городе, где я нахожусь и где, кроме меня, все занимаются торговлей, каждый настолько погружен в извлечение прибыли, что я всю свою жизнь могу ни кого не видеть. Ежедневно я прогуливаюсь среди толпы народа с такой же свободой и безмятежностью, с какой Вы гуляете по своим аллеям, причем попадающихся мне навстречу людей я воспринимаю так же, как Вы – деревья Вашего леса или пробегающих там животных» (Там же. С. 595).

19

«Жажда спокойной жизни в соответствии с принятым мною в ее начале девизом – bene vixit, bene qui latuit – побуждает меня скорее радоваться возможности освободиться от страха, вызванного большим количеством знаний, чем мне желательно, приобретенным посредством моей книги, нежели досадовать на потерю времени и труда, затраченного мною на ее сочинение» (Декарт Р. Из переписки 1619—1643… С. 597). По всей видимости, именно на этот фрагмент письма обращает внимание Мамардашвили, когда говорит, что среди записей Декарта «мы можем прочитать, что хорошо прожил тот, кто хорошо скрывался. И вот, даже в самых откровенных, казалось бы, таких его признаниях, в такой сокрытости он и предстает перед нами» (Мамардашвили М. К. Указ. соч. С. 508). У Овидия (Скорбные элегии III, 4, 25) эта строка звучит: Créde miní, bene quí latuít, bene víxit, et intra Fórtunám debét quísque manére suám.

20

Декарт Р. Цит. по: Фишер К. История новой философии: Рене Декарт…. С. 83.

21

Мамардашвили М. К. Указ. соч. С. 508.

22

Декарт Р. Беседа с Бурманом // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 470

23

Декарт Р. Рассуждение о методе… С. 252.

24

Поль Валери совершенно обоснованно называет стиль Декарта «восхитительным»: «До него никогда философ не показывал себя столь намеренно в театре собственного мышления, платя собственной персоной, осмеливаясь говорить „Я“ на протяжении целых страниц; и особенно замечательно это у него получается, в восхитительном стиле, когда он составляет свои „Размышления“… Я только что сказал: восхитительный стиль…» (Валери П. Цит. по: Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. С. 336). А вот что Валери пишет по-поводу известного фрагмента о куске воска из второго «Размышления о первой философии» (Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 25—28): «Как чисто произнесены эти строки! Эта чистота не запятнана никаким стремлением произвести эффект. Как сдержанна мудрая простота их движения! Здесь нет ни одного слова, которого можно было бы избежать и выбор которого не казался бы при этом тщательно обдуманным. Я здесь вижу речь, образцово прилаженную к мысли, и в этом образце ровная и незаинтересованная манера, свойственная геометру, который формулирует пропозиции, сочетается с некоторой скромно поэтической грацией, особенно ощутимой благодаря ритму, плавности и хорошо размеренной структуре этого маленького фрагмента». Говоря о «Рассуждении о методе» Валери пишет о «чарующем повествовании» Декарта: «Сами по себе основные положения „Рассуждения о методе“ недолго могут удерживать наше внимание. Если что и притягивает мой взгляд, так это, начиная с чарующего повествования о его жизни и обстоятельствах, в которых начался его поиск истины, его собственное присутствие в этой „прелюдии к философии“. Меня притягивает, если угодно, узус Je и Moi в труде такого рода и звук человеческого голоса…» (Валери П. Цит. по: Разумовский И. С. Картезианские штудии Поля Валери // Вопросы философии. – 2014. – №9. – С. 164).

25

Деррида Ж. Поля философии… С. 305—306.

26

Гачев Г. Французский образ мира и стиль мышления (по Декарту) // Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М. К. Мамардашвили 1994. М.: Ad Marginem, 1996. С. 202. «Мой подходи к Декарту – не философский, а филологический, культурологический. Он находится в отношении дополнительности к тому строго философскому подходу, который развивает в своей книге Мераб Мамардашвили. Он, как и другие профессиональные философы, маниакально приникает к без-образному «когито». Я ж, напротив, выискивал образы у Декарта. Их у него много: в «Началах философии», в «Трактате о свете», в «Описании человеческого тела».

27

Декарт Р. Ответ на вторые возражения против «Размышлений о первой философии» // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 106.

28

Основная часть текста данной главы была впервые опубликована в форме статьи в журнале «Философия и культура»: Гайнутдинов Т. Р. Картезианство и психоанализ. // Философия и культура. – 2015. – №2.

29

Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 86

30

Там же. С. 85 – 86.

31

Там же. С. 91.

32

Мы могли бы здесь сослаться, без всякого преувеличения, на сотни отрывков, фактически превратив данное примечание в переписывание текстов Декарта. Впрочем, наша работа и без того излишне часто прибегает к защитной уловке цитирования. Поэтому, приведем лишь несколько примеров, взятых скорее случайно или же, исходя из соображений краткости. В «Правилах для руководства ума» Декарт замечает, что «…во всяком вопросе, подлежащем разрешению посредством дедукции, есть один ровный и прямой путь, которым мы можем легче всего переходить от одних терминов к другим, все же прочие являются более трудными и окольными» (Декарт Р. Правила для руководства ума… С. 147). В «Разысканиях истины» Евдокс, от лица Декарта, обращается к своему собеседнику – Полиандру: «Я вижу, что должен поручить тебя твоему собственному усмотрению и заботиться лишь о том, чтобы вывести тебя на правильный путь» (Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 169). И, наконец, отвечая на возражения Пьера Бурдена против «Размышлений о первой философии», Декарт пишет: «Лучший путь для достижения цели – отбросить раз и навсегда все свои прежние мнения как недостоверные или ложные, а затем, перебрав каждое свое мнение по порядку, сохранить лишь те, кои они признают истинными и несомненными» (Декарт Р. Седьмые возражения с примечаниями автора, или Рассуждение о первой философии // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 353). Близость между Декартом и Фрейдом, можно, среди прочего, обнаружить именно в этой преданности проблематике «пролагания пути». Важность метафоры «проложенного пути» для Фрейда довольно подробно разбирает Жак Деррида в статье «Фрейд и сцена письма» (Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Письмо и различие. М., 2000, С. 319 – 369). Удивляет при этом, что Деррида, обычно столь внимательный к подобного рода параллелизму, в этом тексте не проводит никаких аналогий с картезианством.

33

Декарт довольно часто говорит о необходимости двигаться в процессе познания «шаг за шагом». См., в частности, IV и V «Правило для руководства ума»: «Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать» (Декарт Р. Правила для руководства ума… С. 86). «Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо обратить взор ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придерживаться его, если шаг за шагом сведем запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаемся, исходя из усмотрения самых простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих» (Там же. С. 91). Безусловно, необходимо обратить внимание также на письмо к неизвестному адресату (предположительно Жану Делонэ), написанное Декартом в конце мая 1637 года (Декарт Р. Из переписки 1619 – 1643… С. 599).

34

Декарт Р. Страсти души… С. 538.

35

Freud S. La Naissance de la psychanalyse. Lettres à Wilhelm Fliess (1887 – 1902). P.: PUF, 1969. P. 206.

36

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 385.

37

Деррида Ж. Поля философии… С. 44.

38

Декарт Р. Письмо Декарта королеве Кристине // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 558. Помимо прочего, мы сталкиваемся в этом примере с прекрасной иллюстрацией лакановского «объекта а»: немного косящий взгляд, как причина возникновения желания, и, даже более, сославшись на семинар Лакана 1969/70 гг. («Изнанка психоанализа»), мы могли бы назвать его источником прибавочного наслаждения. Вот оно – картезианство без утайки.

39

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. С. 132—133.

40

Декарт Р. Страсти души… С. 500.

41

Декарт Р. Письмо Декарта Антуану Арно // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 563.

42

Там же. С. 564.

43

Декарт очень настойчиво акцентирует внимание на недостатках памяти и необходимости их восполнения. В особенности это очевидно в работе «Правила для руководства ума». Мы приведем лишь несколько примеров: «слабость памяти нужно возместить неким последовательным движением мысли»; «когда память… оказывается неустойчивой и слабой, она должна быть восстановлена и укреплена посредством этого непрерывного и повторяющегося движения мысли»; «так как память зачастую подвержена ошибкам, то для того, чтобы мы не были вынуждены уделять некоторую часть нашего внимания ее восстановлению, в то время когда мы заняты другими мыслями, искусство весьма кстати открыло возможность применения письменности» (Декарт Р. Правила для руководства ума… С. 97, 111, 143). Мы вплотную подходим здесь к проблеме письма как экстериоризации памяти, особого рода восполнения, «восстановления», «освобождения памяти». Подробно не останавливаясь на этом вопросе, мы можем лишь, не без некоторого удовольствия, отослать к работе «О грамматологии» Жака Деррида (Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. – 512 с.). Деррида отмечает, что, по меньшей мере, начиная с «Федра» Платона, письмо воспринимают в качестве служащего памяти технического средства, некоторого внешнего протеза, компенсирующего внутренние недостатки и изъяны памяти.

44

Деррида Ж. Фрейд и сцена письма… С. 365. Впрочем, это уже след деконструкции в большей степени, чем картезианства. Об этом же Деррида говорит в известном докладе «Différance», прочитанном 27 января 1968 года во Французском философском обществе: «Поскольку след является не присутствием, а симулякром присутствия, которое выбивается, смещается, отсылается, не имеет, собственно говоря, места, стирание принадлежит самой его структуре. Не только стирание, которое всегда должно иметь возможность настигнуть его, иначе он был бы не следом, а неразрешимой и монументальной субстанцией, но и стирание, которое с самого начала игры конституирует его в качестве следа, устанавливает его в изменении места и заставляет его исчезать в своем явлении, выходить из себя в своем полагании» (Деррида Ж. Поля философии… С. 47).

45

Деррида Ж. Шибболет. СПб., 2002. С. 92.

46

Там же. С. 48, 91.

47

Декарт Р. Мир, или трактат о свете // Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 182.

48

Classen C. Worlds of Sense: exploring the sense in history and across cultures. L.; N. Y.: Routledge, 1993. P. 52.

49

С незначительными изменениями данная глава впервые опубликована в журнале «Философия и культура»: Гайнутдинов Т. Р. Место писания тела в структуре бытия // Философия и культура. – 2014. – №8.

50

Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 350.

51

Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 22.

52

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 198.

53

Там же. С. 199.

54

Декарт Р. Первоначала философии… С. 356.

55

Там же. С. 353.

56

Там же. С. 354. Интересно отметить, что страницей далее Декарт проводит различие уже непосредственно между категориями «место» и «пространство»:»«Место» и «пространство» различаются по названию, ибо «место» точнее обозначает положение тела, нежели его величину и фигуру, тогда как, напротив, мы думаем скорее о последних, когда говорим о «пространстве»» (Там же. С. 355). В своей работе, оперируя данными понятиями, мы старались удерживать различие, проводимое, – без лишней строгости, – Декартом.

57

Мерло-Понти М. Указ. соч. С. 137.

58

Декарт Р. Письмо Декарта Антуану Арно… С. 565.

59

Декарт Р. Размышления о первой философии… С. 13.

60

Там же. С. 25—26.

61

Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999. С. 38.

62

Там же.

63

Там же. С. 39.

64

Там же. С. 43.

65

Там же. С. 31, 34.

66

Задгер И. Эротика кожных и слизистых покровов и мышечной системы // Психология и психопатология кожи: тексты. Ижевск, М., 2011. С. 20.

67

Декарт Р. Страсти души… С. 529.

68

Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного. // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 425.

69

Там же. С. 435.

Загрузка...