Введение

Наше исследование посвящено изучению памятников деревянного церковного зодчества конца XIX – начала XX века на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Актуальность этой темы определяется усилением в настоящее время интереса к истории Русской Православной Церкви, духовной культуре и истории России, к краевой истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, потребностью сохранения памяти об историко-культурном, архитектурном наследии, необходимостью сохранения самого этого наследия нашего региона, преумножения и практического использования опыта храмостроительства прошлого в целях духовного развития нашего Отечества в настоящем и будущем.

Целью нашего исследования является выявление основных особенностей деревянной православной храмовой архитектуры конца XIX – начала XX века на территории Ханты-Мансийского района и выяснение перспектив сохранения и реконструкции деревянных храмов, которые были построены в указанный период времени.

Тема и цель работы обусловили наши исследовательские задачи, которые сводятся к следующим положениям:

проанализировать источники и литературу по теме исследования,

выяснить основные этапы истории становления православной храмовой архитектуры и вероучительное значение ее основных символических форм,

изучить традиции деревянного храмового зодчества в России,

уяснить специфические черты деревянного зодчества в типовых проектах храмов Сибири в конце XIX – начале XX века,

собрать информацию и изографический материал о деревянных православных храмах Ханты-Мансийского района, – реконструировать их архитектурный облик,

обогатить историко-культурное наследие Югры знаниями о православной деревянной храмовой архитектуре рубежа XIX – XX веков,

исследовать техническое состояние сохранившихся деревянных конструкций дореволюционных храмов на территории Ханты-Мансийского района,

определить перспективные направления храмостроения и реконструкции сохранившихся деревянных храмов на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Хронологические рамки исследования охватывают последние десятилетия XIX – начало XX века. Это объясняется тем, что именно в этот период наблюдалось оживлённое деревянное строительство храмов, за которым, к сожалению, последовало время их варварского разрушения и забвения.

Географические рамки монографии охватывают территорию современного Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая в исследуемый период входила в состав Тобольского уезда Тобольской губернии и относилась к III благочинию Тобольского уезда Тобольской епархии.

Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот множества ранее не изученных источников и новых данных о деревянной храмовой архитектуре на территории Ханты-Мансийского района Югорского края в конце ХIX – начале XX века, в их систематическом изучении и обобщении.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных знаний, основных выводов нашей работы при преподавании курсов Церковное искусство, История архитектуры, История Югры, Краеведение, Реставрация деревянных памятников архитектуры. Материал исследования будет интересен и полезен не только для специалистов, но также для преподавателей и студентов светских и духовных учебных заведений, для всех неравнодушных к отечественной истории.

В нашей работе мы использовали как общенаучную, так и конкретно-научную (историческую) методологию исследования. На уровне первой мы прибегали к методам описания, анализа, обобщения, индукции, дедукции, классификации и типологизации. На уровне второй использовали четыре основных исторических метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

Перед публикацией основные положения нашего исследования были опубликованы в статье в статье «Деревянная православная храмовая архитектура конца XIX – начала XX века на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры»[1] на сайте Ханты-Мансийской митрополии, представлены в докладе выступления на VI Лопаревских чтениях в г. Ханты-Мансийске.

Также материалы работы широко использовались в ходе преподавания предмета Церковное искусство на Миссионерско-катехизических курсах Ханты-Мансийской епархии.

Структура нашей монографии обусловлена поставленной темой, целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, три главы с подглавами, заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Источники, справочная и научная литература исследования

Историографическая база данного исследования включает в себя комплекс источников, справочной литературы и научных трудов по избранной теме. Хронологически они распределяются на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский (современный).

1.1. Историография дореволюционного периода

К дореволюционному периоду по нашей теме в основном относятся архивные документы и справочная литература. Научных трудов крайне мало. Это объясняется хронологическими рамками нашего исследования, которые начинаются непосредственно перед революцией 1917 года, когда деревянные храмы на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры только строились и начинали свое функционирование, еще не успев привлечь к себе научный интерес исследователей.

В этот период в основном проходило формирование базы источников: официальных церковных и светских документов, записей свидетельств местных жителей.

В нашей работе мы главным образом пользовались историческими источниками, находящимися в Государственном архиве Югры в г. Ханты-Мансийске[2] и Государственном архиве Тюменской области в г. Тобольске[3]. Именно в них хранится основной массив документов по деревянному храмостроительству Западной Сибири.

Большим подспорьем в нашей работе также были справочные книги, содержащие историческую и статистическую информацию по интересующей нас тематике.


Прежде всего, здесь нужно назвать Описание церквей и монастырей Тобольской епархии[4] и Справочную книгу Тобольской Епархии[5].

Отдельно следует остановиться на пособиях для строительства деревянных храмов конца XIX века. В ответ на потребности в массовом строительстве храмов, начиная с 1840-х – начала 1850-х годов, разрабатывалась специальная серия упрощенных проектов небольших, по преимуществу деревянных, храмов. В частности, в качестве пособия по проектированию храмов в 1898 году было выпущено «Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде существованию церквей в Империи»[6]. Автором Руководства был саратовский инженер-архитектор А.М. Салько.

В 2003 г. издательством «Logos» при поддержке Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского был выпущен альбом «Образцовые проекты церковных строений»[7]. В него вошли лучшие проекты церковных сооружений, одобренные Святейшим Синодом в XIX веке. Особую ценность для нас представляет «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренный для руководства при церковных постройках и селениях». В свое время он был отдельно издан Святейшим Синодом, напечатан в Синодальной типографии в царствование императора Николая II в 1899 г. как переиздание «Атласа проектов церквей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства» 1853 года издания.

1.2. Историография советского периода

В советское время тема нашего исследования не была предметом научных интересов. Храмы безжалостно разрушались. Сохранившиеся переоборудовались в учебные, тюремные, культурно-просветительские заведения.

В тот период писалось множество искусствоведческих работ по истории и символике храмовой архитектуры Средневековой Руси, при чем в светском, даже атеистическом ключе. Этот подход предполагал в лучшем случае игнорирование духовной, вероучительной составляющей церковной архитектуры, а в худшем – атеистическую критику. В этом плане показательны труды Афанасьева К.Н.[8], Воронина Н.Н.[9], Иоаннисяна О.М.[10], Комеча А.И.[11] и Некрасова А.И.[12]

Исключением были работы православных авторов, имеющих ограниченную возможность публиковать свои изыскания в церковных изданиях. Здесь хотелось бы выделить статью Священника А. Ястребова «Храм, его символика и значение в жизни христианина»[13].

Следует констатировать, что проблематика деревянного православного зодчества в Сибири предреволюционного периода не входила в сферу научных интересов как светских, так и церковных авторов.

1.3. Историография постсоветского периода

Нужно признать, что конец ХХ – начало ХХI века стали временем наиболее благоприятным для изучения нашей темы. Это связано с прекращением монополии коммунистической идеологии, с мировоззренческим плюрализмом общества и, конечно же, с интенсивным возрождением церковной жизни. Мы видим, как с каждым годом растет интерес к теме отечественного церковного деревянного зодчества вообще и на территории нашего региона в частности. Это прямо проявляется в росте количества и качества публикаций по нашей теме.

Вопросам истории и символизма православной храмовой архитектуры серьезное внимание уделяют как церковные, так и светские авторы. На основании их работ можно сформировать целостное представление по рассматриваемой теме.

В своей работе для понимания генезиса и символических смыслов православной архитектуры мы, главным образом, опирались на монографии Бобкова К.В., Шевцова Е.В. Символ и духовный опыт православия[14] и Ереминой Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания[15], а также на многочисленные научные статьи этих и других авторов.

В дополнение к монографиям хотелось бы выделить основательные статьи, посвященные архитектурной символике православных храмов Кудрявцева М. и Кудрявцевой Т.[16], а также Никитиной А.В. и Малаховой О.Ю.[17]

Епископ Костромской и Галицкий Александр рассматривает православное зодчество как неотъемлемую часть национальной духовной традиции, важнейший фактор формирования среды обитая благоприятной для духовного и физического развития личности и общества.[18] Исследователь Страхова И.А. изучает православную архитектуру еще шире. Для нее храм – это трансисторический феномен культуры, который обеспечивает преемственность и связь исторических периодов и эпох не только в отечественном, но и в мировом масштабе.[19]

Ученые Ежова Т.В. и Малахова А.В. подчеркивают духовно-нравственный потенциал православного искусства и зодчества, в частности, анализируют их аксиологические и социокультурные аспекты, говорят об их важнейшей роли в современном образовании.[20]

Непосредственно история, архитектурные формы деревянных храмов конца XIX – начала ХХ века на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассматриваются в многочисленных публикациях и справочных изданиях.

Так Журавлёва С.С. останавливает свое внимание на анализе традиций деревянного зодчества в типовых храмах Сибири (конца XIX – начала XX века).[21] Непосредственно памятники деревянного храмового зодчества Югры изучает Ведмидь Г.П.[22], в своих работах обобщая результаты своих полевых исследований.

Важные материалы о церковных деревянных памятниках на Тобольском Севере мы находим в работах Николаева О.Р.[23] и Лоншаковой Е.В.[24], в которых обобщается опыт их участия в Славянском ходе – ежегодной комплексной научной, образовательной, воспитательной, нравственной и религиозной экспедиции по территории Западной Сибири.

Дополнительную информацию по нашей теме можно почерпнуть в ёмком справочном издании, посвященном населенным пунктам Югры.[25]

Особым блоком стоят исследования, посвященные отдельным памятникам деревянного православного зодчества на территории Ханты-Мансийского района. Для нашего исследования они имеют наибольшую ценность. Прежде всего, это статья о деревянном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в поселке Селиярово[26]. Паспорт на этот архитектурный памятник составил Аверин А.Я.[27]

Описания других храмов, а также трагических страниц их истории в советский период, мы находим в работах таких современных исследователей, как Завьялова Л.М.[28] и Струсь В.[29]

Анализ научной литературы приводит нас к выводу о недостаточном уровне исследования темы деревянной храмовой архитектуры конца XIX – начала XX века на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В основном внимание уделялось отдельным аспектам поставленной нами научной проблемы, отдельным памятникам, но не проблеме целиком. Несмотря на большие исследовательские достижения за последние десятилетия, наша тема не раскрыта на надлежащем уровне научной полноты, еще очень многие вопросы ждут своего разрешения. Это обстоятельство еще больше усиливает актуальность и востребованность нашего труда на современном этапе.

Глава 2. История и символика православной храмовой архитектуры

2.1. Исторические истоки формирования православной храмовой архитектуры

Обратимся к истории появления христианского храма, который, прежде всего, мыслился как место встречи и молитвенно-сакраментального общения человека с Богом. Понимание этого укоренено в Библии. Изначально оно было воплощено еще в ветхозаветной скинии. Она представляла собой легкую переносную конструкцию, в которой хранился ковчег Завета. В ней Бог являлся и вступал в общение с Моисеем и его преемниками. Позднее при царе Соломоне был построен первый каменный Иерусалимский храм, ставший местом всенародного Богообщения.

В первые века христианства в связи с гонениями на Церковь не строила собственных отдельных храмов, используя уже существующие помещения (Сионская горница, катакомбы). Однако, когда христианство было узаконено, обрело государственный статус и стало массовой религией, возникла необходимость в создании специальных строений для проведения Богослужений, куда бы могли собираться массы верующих. В IV-V вв. в качестве основного типа христианского храма использовалась позднеантичная базилика. Она представляла собой просторное сооружение, вытянутое по продольной оси, имеющее высокий центральный неф в два света и пониженные боковые. Изначально базилики имели светское предназначение. Но благодаря своей вместительности такие здания легко приспосабливались для христианской Литургии.

Ориентацию, внешний вид и внутреннее пространство храмов-базилик сразу же стали наделять символическим значением. По виду он напоминал Ноев ковчег, корабль спасения в бушующем море мирских страстей, плывущий на Восток – символическое место Святой Земли и Царства Небесного. Пространство внутри рассматривалось как священное и мистическое. При этом степень сакральности постепенно нарастала от входа на Западе к алтарю на Востоке. Ряды колонн вдоль центрального нефа как бы отсчитывал шаги верующих по пути к Горнему Иерусалиму, задавали ритм богослужебной жизни

Оригинальный христианский тип храма впервые появляется в Византии в V-VI вв. Это был период формирования особого типа христианской культуры. Новый образ храма был призван максимально полно воплотить в себе христианское вероучение и образ жизни.

Прежде всего, нужно было придать христианским храмам вертикальную ориентацию. Движение по горизонтали, доминирующее в христианских базиликах, не вполне соответствовало христианскому мировоззрению. Ведь, целью христианской жизни является Царство Небесное, именно небо является зримым символом Бога, именно к нему мы поднимаем глаза во время молитвы. Плоские крыши и обнаженные стропила базилик препятствовали устремлению взоров верующих в небеса. Появляется идея купола, символически обозначающего и небо, и Бога.

С использованием куполов возникает вертикальная ориентация христианских храмов. Они становятся одновременно образами универсума, который делится на два мира – мир дольний и мир горний, и образами Церкви, которая вмещает в себя Церковь Небесную Торжествующую и Церковь земную воинствующую. Двум ярусам пространства соответствовали два периода времени «сей век», земной, трагический, тленный, и превосходящий его, вечный, блаженный «будущий век».

Именно такое иерархически дуалистическое понимание действительности было впервые воплощено в шедевре византийской храмовой архитектуры – соборе Святой Софии в Константинополе. По своему конструктивному типу он представляет собой купольную базилику. Однако главный храм Византийской империи так и остался единственным и неповторимым. Ничего подобного никто и нигде больше не строил.

В IX-X вв. в византийских провинциях появляется и распространяется новый тип храма крестовокупольный. Новые храмы были небольшими центрическими постройками с основанием в виде креста. Их композиция отличалась гармоничной лаконичностью, подчеркиванием вертикальной устремленности.

Крестовокупольная структура храма идеально подходит для иллюстрации идеи связи между небом и землей, единения человека и Бога через Крестную Жертву Господа Иисуса Христа. Купол крестовокупольного храма стал по преимуществу символизировать небесный, духовный мир. Особенно это подчеркивали льющийся из купольных окон солнечный свет и изображение Христа в центре. Проникающий сверху свет был символом Божественной благодати, в приобщении к которой состоит смысл христианской жизни. Устремленные к куполу стены рассматриваются как лестница добродетелей, следуя по которой, человек приближается к Творцу, поддерживающие купол столбы – как символы пророков, апостолов, святых, трудами которых созидалась христианская община.

В православных храмах на вершине купола находится глава, на которой устанавливается крест. Это делается во славу главы Церкви – Богочеловека Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, количество которых также имеет символическое значение. Две главы указывают две природы (Божественную и человеческую) в едином Лице Иисуса Христа; три главы – на три Лица Святой Троицы; пять глав – на Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав – на семь Таинств Церкви, сообщающий полноту Божией благодати, и семь Вселенских соборов, догматически определивших основы христианского вероучения; девять глав – на девять ангельских чинов; тринадцать глав – на Иисуса Христа и Его двенадцать апостолов. Иногда бывает еще большее количество глав.

Над входом в храм или рядом с храмом строится колокольня или звонница. Она представляет собой башню, на которой висят колокола, которые употребляются для того, чтобы созывать верующих на общую молитву, а также чтобы возвещать о важнейших моментах Богослужения в храме. Различные виды колокольного звона имеют свое символическое значение. Звон в один колокол называется «благовест», то есть благая, радостная весть о Богослужении. Звон во все колокола называется «трезвон». Он выражает особую радость по случаю какого-либо христианского праздника или торжественного события. Звон колоколов, в связи с каким-то печальном событием, называется «перезвон». С помощью колокольного звона, как и с помощью храмовой архитектуры, Церковь старается отвлекать человека от земной суеты и возводить его душу к вышнему, небесному миру[30].

Хотя в современном православном храмовом зодчестве доминирует крестовокупольная конструкция, сегодня довольно часто также строят храмы в форме продолговатого корабля. Это указывает на Церковь как на корабль по образу Ноевого ковчега плывущий по бурному житейскому морю к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храмы устраиваются в виде круга. Круг является символом блаженной вечности Божией, приобщение к которой является целью христианской жизни. Довольно редко в основание храма может быть положен восьмиугольник. Восьмиугольная форма может указывать на Вифлеемскую звезду ведущую к Богомладенцу Христу, на Церковь, Которая как путеводная звезда сияет в этом мире и ведет нас к Спасителю.

По мнению священника Павла Флоренского, православный храм – высочайший и универсальный синтез всего христианского искусства – поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, хореографии, даже обращения с огнем и дымом. Только в Богослужение все они обретают свое максимальное совершенство[31]. Но главное содержание классического христианского храма не эстетическое, но богословское, вероучительное. Можно сказать, что храм – это богословие в строительных и изобразительных формах.

Богословский смысл храма был определен Самим Богом, Который ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея дал нам четкие указания о структуре храмового пространства и предназначении его частей. Поэтому православный храм конструктивно устроен по образцу ветхозаветного с привлечением новозаветной идеи Креста.

Ветхозаветные Скиния и Иерусалимский храм разделялись на три части: святое святых, святилище и двор. По этому образцу и православный храм имеет три отдела: алтарь, средняя часть храма и притвор. Как и святое святых алтарь символизирует Царство Небесное.

Как известно, в ветхозаветные времена никто не имел права входить в святое святых за исключением первосвященника один раз в год с кровью очистительного жертвоприношения. Таким образом, святое святых означало Царство Божией, которое было закрыто для людей после грехопадения. Входящий в святое святых первосвященник прообразовал собою Мессию, Христа, Которому надлежало через принесение Жертвы и пролитие Своей Крови на Кресте победить грех, тление и смерть и открыть путь к Царствию Божию для всех людей. Поэтому, когда свершилась смерть Христа на Кресте, закрывавшая святое святых завеса разорвалась надвое. То, что прообразовалось в Ветхом Завете, было осуществлено в Новом. С этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою к Нему приходит.

Средняя часть православного храма соответствует ветхозаветному святилищу. Туда не мог входить никто из народа, кроме священников. Наши храмы открыты для всех верующих. Ведь, теперь для всех открыт путь в Царство Божие, все имеют возможность приобщаться к благодати Божией.

Притвор православного храма исторически восходит к двору ветхозаветного храма, где в свое время находился весь народ. Раньше здесь стояли оглашенные, то есть люди, которые еще только готовились к принятию Крещение и вхождению в общину верных. Сегодня притвор не имеет важного значения. Лишь иногда туда молиться отсылают тяжко согрешивших людей ради их усиленного покаяния и исправления своей жизни.

Алтарь православного храма традиционно ориентирован на восток. Это не только сторона света, где восходит солнце. Самое главное, что восток и приходящее оттуда солнце символизируют Господа Иисуса Христа как Солнце Правды, как Восток, от Которого всему миру воссиял вечный Божественный Свет. В церковных молитвословиях есть тексты, в которых Иисус Христос называется: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Всякий православный храм посвящается Богу Троице и Господу Иисусу Христу. На это указывает крест, лежащий в его основании. При этом каждый носит название того или другого священного события из жизни Христа, Пресвятой Богородицы, имя какого-либо угодника Божия или ангельских сил. Так например, бывают Троицкие, Преображенские, Вознесенские, Благовещенские, Покровские, Михайло-Архангельские, Николаевские и т. д. В том случае, если храм имеет несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого священного события или святого. Все другие дополнительные алтари, кроме центрального главного, называются придельными или приделами. День памяти праздника или святого, которому посвящен храм, называется храмовым (престольным) праздником.

Таким образом, православный храм как архитектурное сооружение является бесценным достоянием христианской и мировой культуры. В нем символически выражается вселенский характер христианской веры, ее интегральная устремленность ввысь, за пределы времени и пространства. На протяжении многих веков и по сей день для верующего сердца храм является домом Божьим, местом Его особенно явного пребывания. Поэтому храм, по определению богословов, это Небо на земле, граница между видимым материальным и невидимым духовным мирами. В его мистическом, сакральном внутреннем пространстве при Богослужении происходит воссоединение и общение человека со своим Творцом, с наибольшей полнотой раскрывается сущность человека как творения по образу и подобию Божию.[32]

2.2. Архитектурная символика православных храмов

Уже в раннехристианских памятниках мы находим указания на символическое понимание храмовой архитектуры. Согласно древнехристианской традиции храм по форме должен напоминать корабль и иметь три двери как указание на Святую Троицу. Корабль, особенно Ноев ковчег, как образ Церкви, актуален для христиан всех времен, включая современный период. Как Ноев ковчег служил спасительным убежищем от всемирного потопа, так и Церковь, возглавляемая Христом и вдохновляемая Святым Духом, является для верующих прибежищем в море греха, страданий и смерти. В связи с этим срединная часть храма по сей день называется «кораблем».

Кроме «корабля», есть и другие части православного храма. Во-первых, основное пространство (кафоликон), обозначающее место земного пребывания людей, в котором они вступают в общение с Богом. Во-вторых, может быть, хотя и не обязательно, трапезная, представляющая собой второй храм. Она указывает на Сионскую горницу – помещение, в которой Господь совершил пасхальную Тайную вечерю. Обычно трапезную строили по ширине апсиды. В-третьих, это притвор (предхрамие), который символизирует мир, оскверненный грехом. В-четвертых, колокольня. Находясь перед входом в храм, она обозначает свечу, горящую во имя Господне, которая в свою очередь является символом молитвы возносимой ко Спасителю.

Загрузка...