Раздел 1. Депрессия: сущность, виды, причины развития, пути устранения

Для понимания сущности депрессии и оказания людям помощи в возвращении к счастливой жизни большое значение имеет понимание того, кто он – человек, для чего появился на земле. Испытывает состояние депрессии человек, поэтому, только уяснив, что это за человек, как он живет, как понимает жизнь, мы можем помочь конкретному человеку стать на путь истинной жизни. В обыденной жизни люди употребляют понятия «человек» и «личность». В науке нет чёткого определения этих понятий, нет единого понимания их сущности. От рождения «человек» – человек. Личностью человек становится. При этом, есть разный уровень развитости человека, как личности. Человек, прожив целую жизнь, может так и не стать личностью. Разобраться в этих понятиях, определить их связь и отличия невозможно, не приняв идею творения. Люди пользуются понятиями «Бог», «Творец», «Создатель», «Жизнь». Если принять положение, согласно которому человек СОТВОРЁН, тогда возникает необходимость понять, кто он – Творец. Поиском ответа на этот вопрос задавались люди издревле. Однако, только сейчас возникла возможность понять сущность этого понятия и получить ответ на этот вопрос. В Библии находим названия Бога – Сущий, Творец, Создатель, Бытие, Свет, Жизнь. Рассмотрев понятие «Жизнь», как потребность бытия, можем понять, что Творец (Бог) – это процесс развития потребности быть, который осуществляется по этапам: от Хаоса – к осознанию, потом – к постановке цели, к подбору средств реализации цели, к овладению средствами, что позволяет начаться процессу непосредственной реализации потребности. Человек сотворён Богом (Творцом) по своему подобию. То есть, человек, как форма Жизни, потенциально – тоже процесс развития потребности быть. Как потребность, человек развивается в результате взаимодействия целей и средств. Общепризнанным является факт, что человек – это неделимая целостность тела, души и духа. Материальные, а также энергетически – информационные цели (душа) удовлетворяются с помощью средств, в качестве которых выступают другие формы Жизни (люди, воздух, солнце, земля, вода, растения, еда, другие предметы, изготовленные человеком и Природой). Так как цели и средства – неделимы, одно содержится в другом, одно предполагает другое, тогда, можно утверждать, что человек – по своей структуре «Я» плюс «другие». «Я» и «другие» не отделимы друг от друга, «Я» и «другие» составляют единое целое. Однако, люди, понимая, что человек имеет тело, душу и дух, тем не менее, обозначают человека, как «Я», как материально – энергетически – информационную сущность, как тело и душу. Как «Я» человека рассматривают и учёные. Куда девается, при этом, дух? Что такое «дух»? И в этом вопросе нет ясности. Если понять человека, как сотворённого Творцом, тогда, связь человека с «другими» формами Жизни, сотворёнными Творцом, и есть духовность. Сам Творец и есть все формы Жизни, вместе взятые. Дух – это то, что позволяет человеку и любой сотворённой форме Жизни сохранять целостность с Творцом (Богом). При этом, «сохранять целостность с Творцом» означает понимать и воспринимать себя («Я»), как неделимую целостность с «другими», понимать свою структуру, как «Я» плюс «другие» и жить, согласно этому пониманию. Чтобы жить, оставаться в Жизни, каждая форма Жизни должна сохранять целостной свою структуру. Чтобы идти по пути развития, как личность, человек должен сохранять единство с «другими». Без «других» человек не может стать личностью. Рождаясь с потенциальной возможностью развиваться, как личность, в реальной жизни, однако, человек отделяет себя от «других», порою ненавидит их, завидует им, уничтожает. Тем самым, сам препятствует своему развитию, как личность. Почему каждому человеку необходимо развиваться, как личность? Поскольку, только личность способна реализовать смысл жизни, который дан каждому человеку Творцом – совершенствовать Жизнь. Процесс развития человека, как личности – это процесс развития потребности быть. Этапы процесса развития человека – от Хаоса – к этапу накопления знаний о Жизни, человеке, человеческой жизни, явлениях, предметах и т.д. Человека на этом этапе жизни можно обозначить человеком «эрудированным». Следующий этап в развитии человека – овладение умениями самостоятельно приобретать накопленные человечеством знания. На этом этапе человека можно назвать «способным». Следующий этап в развитии человека предполагает умение применять накопленные знания для достижения своих целей. На этом этапе развития человека можно назвать «умным». Следующий этап в развитии личности – этап создания новых знаний, предметов, дел. Человека на этом этапе развития можно назвать «творческим». До этапа «творческий» доходит только человек, развивающийся, как личность, который целенаправленно создаёт что – то для «других», который посвящает результаты своей деятельности «другим». Создать что – то и отдать созданное «другим» – разные этапы в жизни человека. Человека на этапе отдавания созданного «другим» можно назвать «талантливым». Пройдя все этапы развития, как личность, человек переходит на этап «выхода за пределы», то есть, гениальности. Гений – это высший этап развития личности. Как известно из опыта, в наше время до этого этапа доходят единицы. Как мы уже отмечали, цели человека реализуются «другими», которые могут выступить средствами реализации этих целей. «Другие», безотносительно к целям конкретного человека – ничто. Именно, сам человек должен, вступив во взаимодействие с «другими», сделать их средствами реализации своих целей. Например, женская шпилька может быть использована для скрепления волос, для открывания замка, для замыкания в сети и много для чего ещё. Каждый человек может использовать шпильку по своему усмотрению. Но, для этого ему понадобятся знания о самой шпильке и о том предмете, в качестве средства удовлетворения целей которого шпилька может быть использована. Знания – это – главное. Поэтому, очень важно в процессе развития человека не упустить этап накопления информации о Жизни, который начинается с самого рождения человека. Только имея информацию, человек сможет мыслить. Без мышления не обходится ни одно мгновение жизни человека, но, чтобы создавать мысли, человек должен быть обогащён большим количеством информации. Если на этапе «эрудированный» ребёнку «готовые» знания дают родители, воспитатели, учителя, то, на этапе «способный» человек самостоятельно изыскивает способы приобретения информации: это могут быть книги, энциклопедии, другие источники информации. Чтобы информация превратилась в знания, человек должен начать применять её на практике, выполняя дела, предполагающие не только реализацию его личных целей, но, и целей различных «других». Чем с большим количеством «других» вступает во взаимодействие человек, тем большее количество знаний он «вырабатывает». Обладая большим количеством знаний, человек приобретает возможность реализовать цели как можно большего количества «других», тем самым, в более полной мере выполнить свою миссию на земле – способствовать совершенствованию Жизни. С «другими» взаимодействовать каждый человек должен научиться. Нередко, видя потенциальные возможности «другого», человек пытается заставить его выступить средством реализации своих целей, используя, при этом, шантаж, угрозы. Это -тупиковый путь, который, в итоге, приведёт к краху самого человека. «Другой» должен захотеть, или, иметь возможность стать средством реализации целей человека. А, для этого, человек должен изучить особенности «другого», должен научиться взаимодействовать с «другим» так, чтобы были созданы реальные возможности для успешного взаимодействия с ним. Чтобы сделать «другого» средством реализации своих целей, человек должен иметь широкую эрудицию, развитые мышление, память, другие психические особенности, должен уметь проявлять заботу о «других». Человек должен научиться быть средством реализации целей «других». Тем самым, сам человек, создаёт средства для реализации своих целей, обеспечивая себе истинную жизнь. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, только развиваясь, как личность, только, воспринимая себя, как неделимую целостность с «другими», только умея взаимодействовать с «другими», человек обеспечивает себе благоденствие, радость и счастье жизни.

Депрессия – заболевание или способ жизни?

По данным Всемирной организации здравоохранения, по прогнозам, к 2020 году, депрессия будет второй (после ишемической болезни сердца) причиной «потерянных здоровых лет жизни и преждевременной старости». Многие люди обращаются к врачам с жалобами на тревогу, нарушение сна, слабость, разбитость, чувство недомогания, головные и телесные боли. Врачами эти признаки отнесены к депрессивному состоянию. При этом, только 5% пациентам устанавливают правильный диагноз при депрессии. На наш взгляд, это происходит потому, что все признаки депрессии характерны и для других проявлений невроза. Людей лечат иногда годами, не достигая никакого улучшения. На наш взгляд, это происходит потому, что неправильно понята природа депрессии, и, лечить её надо совсем не теми методами и средствами, которые применяют в настоящее время. Лечить надо не депрессию, а ЛИЧНОСТЬ, человека, как неделимую целостность материально – энергетически – информационного «Я» с «другими». Попытка понять какое – либо явление отдельно, изолированно от всей Жизни, в целом, заведомо, обречена на неудачу. Понимая это, однако, люди, тем не менее, продолжают это делать. Срабатывает привычка линейно мыслить, так, как нас научили в школе. По – другому люди не умеют, и, даже не представляют, что это возможно. Если мы хотим понять, что такое «депрессия», нам надо, прежде всего, понять, что У ЧЕЛОВЕКА, нет ни мышления, ни памяти, ни болезней, поскольку, человек – это факт бытия, это – Жизнь, и всё, что с ним происходит – это, собственно, жизнь человека. Депрессия и есть способ жизни человека. Депрессивный человек – это человек безразличный, который ничего не хочет (нет целей жизни), а, потому, и ничего не делает (не применяет средств реализации целей). Депрессия – сродни смерти, потому окружающие люди и переживают, глядя на депрессивного человека. Что означает «вылечить» депрессивного человека? Это означает – вернуть человека к истинной жизни, превратить человека безразличного в человека счастливого. Счастливый человек – это тот, кто живёт для «других», который нужен «другим», который заботится о «других», который делает дела для «других», и умеет это хорошо делать. Поэтому, если даже нам удастся вызвать у безразличного человека улыбку, ситуативный интерес, это не решит его проблем и не изменит его, в целом, не изменит его жизнь. Ясно, что депрессия – не временное состояние, в котором находится человек, это – способ, средство, образ его жизни, это – он сам. Депрессия бывает разной степени развития, и «протекает» у разных людей – по – разному. Но, депрессия не возникает «вдруг». Она развивается в течение всей жизни человека, и может начать проявляться у разных людей в разное время жизни, в разном возрасте. «Вылечить» депрессию – это значит изменить человека, его жизнь, это значит – наполнить жизнь человека разными делами, связанными с заботой о «других». Безусловно, обучать человека умению заботиться о «других» надо начинать с самого детства. Надо каждого ребёнка обучать умению выполнять дела, приобретая необходимые для наилучшего их выполнения, знания. Это должно быть целью родителей и учителей, но, для этого, государство, правительство, Министерство образования должны эти цели заложить в идеологию. Родители, которые хотят видеть своих детей счастливыми, должны развивать их, как счастливых, а не как безразличных. Человек может быть счастливым только тогда, когда доставляет радость «другим». Учить человека быть счастливым и не оставаться безразличным, а, значит, и не впадать в депрессию, надо начинать загодя, пока он не повзрослел. А, как быть человеку, если он уже взрослый, и уже – безразличный, и уже – в депрессии? Такой человек должен понять, что его жизнь – в его собственных руках. Он должен начать учиться делать людей счастливыми – именно, в этом его спасение. Только заботясь о «других», человек будет иметь смысл жизни, и будет истинно жить.

Может ли психолог вылечить невроз?

Много споров идёт о неврозе: является он психическим заболеванием, или его может вылечить психолог? Фрейд утверждал, что невроз излечить нельзя. Этот вывод он сделал потому, что считал: у человека есть потребность в самоуничтожении. А невроз, как раз, и есть путь, ведущий к расколу личности. Невроз – это процесс, который на более поздних этапах своего развития переходит в психоз, и может закончиться суицидальными проявлениями.

К.Хорни, которая начала заниматься проблемами невроза еще более шестидесяти лет назад, считает невроз болезнью, которую может вылечить психолог, и основным проявлением невроза считает расколотость личности, неспособность человека находить позитивные способы взаимодействия с другими людьми. Такого же мнения придерживается Э.Фромм, который считает всех людей, не находящих средств успешного взаимодействия с другими людьми, больными. Если придерживаться подходов, предлагаемых К.Хорни и Э.Фроммом, то можно утверждать, что больно почти всё человечество. К.Хорни так и говорит: причиной развития невроза у человека является та социальная среда, в которой он живёт. Можно заметить: в обществе людей, унижающих других, стремящихся к самоутверждению путём уничтожения других, завидующих другим, больше всего достаётся людям способным, творческим, талантливым, гениальным. Творческого человека, зачастую, затравливают, вгоняют в стрессовые ситуации. В результате – он теряет уверенность, становится подозрительным, мнительным, боится взаимодействовать с людьми, ожидая от них использования негативных средств – подвоха, насмешек, унижений, сплетен, оскорблений и т.п. Реакция на эти ожидания у разных людей – разная: кто-то становится агрессивным, кто-то прячется от людей, кто-то начинает заискивать перед другими. Не одобряя своих реакций, своего реального поведения по отношению к другим людям, невротик, тем не менее, продолжает использовать именно такие средства. Некоторые люди утверждают, что, вроде бы, «сидит» в них два человека, которые постоянно борются друг с другом. Один понимает, как надо взаимодействовать с другими людьми, а второй «нашептывает» ему совершенно другие способы общения. И, реально зная, как надо вести себя в той или иной ситуации, человек, тем не менее, ведёт себя совершенно по-другому. Анализ жизни невротика позволяет понять, что «сидит» в человеке его своеволие, эгоизм, нежелание подчиняться нормам, принятым в человеческом обществе, желание постоянно быть правым. Этот «второй», как второе «Я» человека, и мешает невротику «выползти» из невроза, когда с ним начинает работать психоаналитик. И именно этот «второй» способствует ещё большему расколу личности. Чем отличается нормальный человек от невротика? Нормальный понимает причины поведения других людей (у него для этого есть знания, опыт), объясняет их себе, прощает других, даже жалеет их, поскольку, видит, что они не обладают теми достоинствами, которыми обладает он. Нормальный человек может поставить себя в позицию другого, понять, почему тот к нему так относится, и, объяснив себе это, может найти способы взаимодействия с ним. Именно этой реакцией на внешнюю, социальную среду, и отличаются нормальные люди от людей, у которых начинает развиваться невроз. Чтобы понять, почему тот или иной человек использует во взаимодействии с другими людьми те или иные средства, необходимо сделать экскурс в историю развития человека, изучить жизнь, которой он жил, начиная со времени рождения. Именно негативные обстоятельства жизни, которые действуют на человека длительное время, и приводят к тому, что у человека, в конце концов, случается «срыв» нервной системы. В связи с этим целесообразно о неврозе говорить не как о болезни, а как о способе жизни человека, как о привычке, которая у него выработалась, как реакция на негативное воздействие социальной среды. Именно поэтому и лечение невротика надо начинать с восстановления всего индивидуального пути его развития. Это поможет понять причины развития невроза. На следующем этапе выведения человека из состояния невроза, необходимо дать ему знания о том, кто он – истинный человек. Именно противоречие, заложенное в понимании сущности человека, и приводит, в итоге, к тому, что у человека развивается невроз. Человек – это неделимая целостность «Я» с «другими». «Другие» – это средства реализации целей человека, без «других» человек не может жить. Поэтому, главным для человека должно быть стремление приносить пользу «другим», проявлять заботу именно о «других». Человек должен беречь «других», поскольку, без «других» он не сможет удовлетворять никакие свои потребности. Всё человеку дают «другие». Раскол личности невротика – это и есть борьба человека между «Я» и «другими». С одной стороны, невротик понимает роль, которую в его жизни играют «другие», с другой стороны – он ненавидит «других», боится их, завидует им, воспринимает их, как своих недругов, врагов. Человек от природы – любовь, а жизнь в обществе делает его ненавистником «других». Человек, который испытывает на себе значительное время, или слишком ненавистное отношение «других», в конце концов, «срывается», и впадает в состояние, которое и называют неврозом. Поэтому, ясно, что невроз можно вылечить, вернув человека в положительную среду, устранив причины, которые способствовали развитию у него негативного отношения к «другим». Чтобы окончательно вылечить человека, необходимо показать ему (научить его) средства взаимодействия с «другими», и помочь ему «овладеть» этими средствами, закрепить эти средства в его личном опыте. Надо научить человека ЖИТЬ ДЛЯ «ДРУГИХ», заботиться о «других». Понятно, что, чтобы у людей не развивался невроз, надо всем людям дать знания об истинном человеке, о его целостности с «другими» формами Жизни (не только с людьми, но и с природой, с животными и т.д.). Надо всех людей НАУЧИТЬ ЛЮБИТЬ «других». К.Хорни и другие психоаналитики, как и вся психология, утверждают, что базисом, на котором развивается невроз, является характер человека. Мы же считаем, что у человека, как формы Жизни, как неделимой целостности с «другими», нет отдельных психологических качеств и психических свойств. Человек – это постоянная смена целей и средств, с помощью которых человек свои цели удовлетворяет. Совершенствование человека – это и есть совершенствование жизненных целей, связанных со стремлением заботиться об удовлетворении потребностей «других» форм Жизни, это – постоянный поиск средств, адекватных проявлению заботы о «других», это – постоянное овладение всё новыми и новыми средствами всё более совершенного удовлетворения потребностей «других». У человека, развивающегося, как форма Жизни, воспринимающего себя, как неделимое целое с «другими», в принципе, не может развиваться невроз. Поэтому, если человеческое общество будет построено, как ЛЮБОВЬ к «другим», оно не будет больным, каждый человек в таком обществе будет счастливым, поскольку, будут наилучшим образом удовлетворены все его потребности. Нельзя любить себя, не любя «других», которые, по сути дела, являются частью человека, неделимым с ним единством. Бывает, что невроз начинает развиваться у человека, который попал в какую-то ситуацию, в которой испытал много негативных эмоций, потрясших его «до глубины души». Он возненавидел тех, кто доставил ему эти негативные эмоции. И решил начать мстить. Как правило, ответом на средства, которые применяет человек, является возникновение у «другого» целей, адекватных этим средствам, с последующим использованием средств, адекватных возникшим целям. Эта цепочка негативных целей – средств и способствует усугублению ситуации, в которую изначально попал человек, способствует развитию невроза. При этом, понятно, что человек, пусть и на некоторое время, потерял духовность, то есть вместо любви к «другим», стал проявлять к ним недоверие, подозрительность, ненависть, осуществил перенос негативного отношения к определённым людям на всех людей вообще, стал использовать во взаимодействии со всеми людьми различные негативные средства. В итоге, он сам же и пострадал, поскольку, именно из-за того, что он перестал воспринимать всех «других», как часть самого себя, у него и произошёл раскол, раздвоение личности. И, как следствие, появились страхи, агрессия, апатия и т.п. явления. Путь выхода из невроза – возвращение к целостности с «другими», ис – целенение. Надо либо самому, понимая механизм развития личности, перестать думать о том и о тех, кто унижал, обижал, уничтожал его. Либо, поняв, что сам себе делает плохо, человек должен примириться, помириться с «другими», с теми, которых он ранее воспринимал, как врагов, либо уйти от взаимодействия с теми, кто доставлял ему отрицательные эмоции, и забыть о них. Поэтому, ясно, что исцеление человека от невроза – в его собственных руках. Наверно, не каждый человек сам сможет «выползти» из невроза – всё будет зависеть от того, как долго у человека развивалась ненависть к «другим», то есть, насколько глубоко невроз укоренился в человеке. Немалое будет зависеть от уровня развития интеллекта, мышления человека, от его умения анализировать жизненные ситуации. Осуществлять самоанализ каждый человек может научиться, если поставит перед собой такую цель. Но, для этого нужны определённые знания. Наверно, лучше, если человек, чувствуя своё раздвоение, борьбу любви и ненависти к одному и тому же человеку, к людям вообще, обратится к специалисту, который и поможет стать на путь исцеления, научит, как надо жить, чтобы возвратить себе радость жизни.

Загрузка...