Давайте выделим основные преимущества клубов.
Популярность подписной модели обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сравнительно низкие цены. Стоимость подписки на клубы обычно ниже, чем на популярные онлайн-курсы.
Во-вторых, конверсия в продажу у клубов выше, чем у курсов и тренингов. Например, средний чек подписного клуба составляет около двух с половиной тысяч рублей в месяц, тогда как курсы могут стоить двадцать пять тысяч рублей. Таким образом, низкие доступные чеки и высокая конверсия в продажу – очевидные преимущества.
Добавим сюда и психологический аспект. Пользователям зачастую удобнее оплачивать доступ к контенту ежемесячно, чем разом вносить крупную сумму. Это подтверждается популярностью таких сервисов, как онлайн-кинотеатры, мобильные приложения и программное обеспечение.
Клубы обеспечивают стабильный и предсказуемый доход благодаря использованию рекуррентной системы платежей. Рекуррентными называют платежи, привязанные к банковской карте клиента, которые ежемесячно автоматически списываются, гарантируя владельцу клуба регулярный доход. Это избавляет от необходимости постоянно запускать новые кампании и активно привлекать трафик.
У клубов действительно больше возможностей для продвижения, чем у курсов. Это обусловлено низким чеком и разнообразием контента внутри клуба. Под каждую единицу контента можно создать своё уникальное рекламное сообщение или предложение. К тому же для ведения клуба не нужна образовательная лицензия, которую могут запросить рекламные площадки. Всё это позволяет использовать множество методов для привлечения аудитории и будущих участников клуба. Если постараться, для продвижения курсов можно насчитать не более двенадцати методов. А вот для клуба по подписке я насчитал более пятидесяти способов.
В клубах исполнение обязательств гораздо проще. Это прекрасно понимают те, кто имел опыт создания онлайн-курсов. В случае с клубом ваше обязательство заканчивается предоставлением доступа к контенту, эфирам и закрытому чату. Случаи возвратов практически отсутствуют. Теперь рассмотрим курсы. Там исполнение обязательств продолжается до тех пор, пока ученик имеет доступ к курсу. К тому же курсы часто обещают какие-либо результаты. К примеру, получить профессию, выйти на определённый уровень заработка, похудеть на несколько килограммов и так далее. Если выпускник курса не достигает поставленных целей и не получает обещанных результатов, он может запросить возврат средств. Клубы, в свою очередь, не дают обещаний.
В клубах всё проще, потому что исполнение обязательств моментальное. Вы предоставляете доступ, и на этом ваши обязательства выполнены.
Если вы выбрали гибридную модель клуба, вам достаточно иметь искренний интерес к данной тематике. О форматах клубов я расскажу более подробно ниже, поэтому читайте книгу до конца.
Так почему не обязательно быть экспертом? Потому что контентом будут делиться приглашённые вами эксперты. Не вы!
Допустим, клуб рыболовов. Даже если я не эксперт в этой области, я могу создать клуб любителей рыбной ловли. Для этого достаточно найти опытных рыбаков, профессионалов своего дела. И они в моём клубе смогут проводить эфиры и делиться своим опытом. А благодаря своему интересу к теме я буду задавать им правильные вопросы. Это позволит участникам моего сообщества ценить и уважать меня.
Некоторые из участников интроверты и боятся задавать вопросы, они будут думать: «Сергей, спасибо тебе большое, что ты задал этот уточняющий вопрос, прямо с языка снял!» Понимаете? Мне не обязательно быть экспертом. Вот в чём секрет клуба по подписке.
Чтобы записать курс, нужна экспертность, то есть практический опыт. Для запуска клуба можно выбирать нишу, исходя из интересов, увлечений, профессионального опыта, окружения и имеющейся базы подписчиков.
Сейчас основной тренд в онлайне – это edutainment. Что это такое? Что значит это странное слово? Это смесь между education (образование) и entertainment (развлечение). Люди хотят обучаться и развлекаться.
Я очень часто замечаю следующее. Предоставляешь полезный контент – всё развивается хорошо, получаешь благодарность, реакции и так далее. Но как только делишься каким-то развлекательным контентом, получаешь больше реакций. Дело в том, что людям развлечение более необходимо, чем полезный контент.
А клубы по подписке идеально подходят под данный формат. Просто соберите единомышленников в сообщество, дайте им контент и возможность общаться, и всё.
Вот представьте, рыболов приходит домой, его встречает жена, и ему очень хочется поделиться своими впечатлениями.
– Представляешь, я, значит, перловкой подкормил и сазан пошел. Хорошо, что взял кукурузу.
И что ему жена скажет?
– Понятно, борщ на столе, садись ужинать.
То есть ей неинтересно. Ей действительно неинтересно. Она может создать видимость небольшой заинтересованности. Но жена не будет уточнять: а что, сазан охотнее идёт на кукурузу или на червя? Этому рыбаку очень хочется оказаться в окружении единомышленников, чтобы его спрашивали: крючок у тебя тройной, а подсекать пробовал? А в сообществе рыболов он найдёт своих единомышленников и не уйдёт из этого клуба.
Клуб легко интегрировать в продуктовую линейку. Если у вас несколько курсов, и они выстроены в логической последовательности, как продуктовая линейка, то вы можете встроить клуб хоть в начале, хоть в середине, хоть в конце!
Встраивая клуб в свою продуктовую линейку, вы реально обеспечиваете проект стабильной выручкой. Вам не нужно будет сокращать штат, оптимизировать расходы в случае какого-нибудь кризиса. Потому что, когда возникают сложные времена, курсы плохо продаются.
Это отличная новость для вас. Даже в узких нишах за счёт дополнительной монетизации клубы могут генерировать многомиллионные доходы. Даже в тех направлениях, которые на первый взгляд кажутся специфическими.
Дополнительная монетизация – это возможность получать доход от разных источников. Например, клуб мастеров по наращиванию ресниц. Участники клуба также являются чьими-то клиентами. У компаний-производителей они покупают материалы, например, ресницы, клей, ремуверы, пинцеты. В свою очередь эти компании могут быть вашими партнёрами.
Представьте, вы приходите к производителю, это может быть какой-то магазин, и говорите: «Я хочу купить у вас вот эту продукцию. Дайте, пожалуйста, скидку». Вам дают скидку пять процентов. И тут вы предлагаете: «Давайте будем с вами официальными партнёрами. Какую максимальную скидку вы можете мне предоставить, если я обеспечу вам большой поток клиентов? Какая у вас есть оптовая скидка?»
Производитель отвечает, что двадцать процентов. Затем вы эти двадцать процентов делите пополам. В своём клубе участникам вы даёте скидку десять процентов на продукцию этого производителя. Обладатели скидки же сразу становятся привилегированными! А оставшиеся десять процентов идут к вам в накопление. Тогда происходит дополнительная монетизация, и вы зарабатываете помимо рекуррентных платежей.
Кстати, к вопросу о том, что в узких нишах можно много зарабатывать. Маргарита Хорунжая, продюсер клубов по подписке, выпускница нашего курса. Ниша – изготовление натуральной косметики. Как вы думаете, изготовление натуральной косметики в домашних условиях – широкая ниша? Нет, это достаточно узкая ниша.
Так вот, Маргарите за первые полгода клуб по подписке принёс семнадцать миллионов рублей. Из которых восемь миллионов – это дополнительная монетизация. Это действительно очень здорово.
Например, Дмитрий Ащепков, топовый эксперт по продажам, использовал свой клуб, как инструмент прогрева для продажи своих других продуктов.
Он предлагал в своём клубе наставничество, коучинг и другие продукты. И это идеально. Участники клуба становились настолько заинтересованы в продуктах Дмитрия, что стремились их приобрести. Поэтому клуб по подписке – это неотделимый элемент продуктовой воронки. Такое идеальное пространство, где пользователь или подписчик прогревается к покупке вашего продукта за свои же деньги, а вы на этом зарабатываете.
В начале вы сами можете отправлять рассылки, формировать ссылки и размещать записи эфиров. А потом наймёте одного технического специалиста. И всё. На первоначальном этапе этого будет вполне достаточно.
Вы сможете развивать личный бренд и поднять свой статус, потому что станете владельцем, основателем клуба. Вы можете назвать его сообществом или даже союзом – как угодно. Но если вы, допустим, называетесь ассоциацией и оформляете соответствующие документы, то можете именовать себя президентом ассоциации. Фантастика! Когда вы в последний раз были президентом?
Всё это очень сильно развивает ваш личный бренд. После того как я начал запускать клубы, на меня стали выходить СМИ. То же самое происходит с выпускниками моего курса, которые создают платные сообщества. Клуб поможет повысить статус в вашем направлении и будет позиционировать вас как эксперта. И это замечательно!