Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.
Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят:
1) выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов;
2) содержание расчетного документа и его реквизиты;
3) сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов;
4) движение расчетного документа между учреждениями банков;
5) порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств;
6) порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия. В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
1) платежных поручений;
2) чеков;
3) аккредитивов;
4) расчетов по инкассо.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.
Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ. Банковские учреждения обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России. Расчетные документы, используемые при расчетах, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие данные:
1) наименование расчетного документа;
2) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
3) наименование плательщика, номер его счета в банке,
4) номер банка плательщика;
5) наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
6) назначение платежа (в чеке не указывается);
7) сумма платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр расчетного документа должен
быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. В соответствии со сложившейся практикой в большинстве банков операционный день устанавливается до 13 ч. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.