Примечания

1

Здесь и далее, если не отмечено иное, переводы всех библейских текстов даны по версии Русского синодального перевода. – Прим. пер.

2

Апокриф о Адаме и Еве (также «Слово о Адаме и Евзе от зачала и свершения», «Слово о Адаме, начало и до конца», «Слово о Адаме от начала и до конца и како изгнан бысть из рая») – ветхозаветный апокрифический цикл, который в славянской традиции известен так же как «Адамова книга», или «Житие Адама и Евы». – Здесь и далее, если не указано иное, прим. ред.

3

Здесь и далее все переводы Корана приводятся по изданию: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 17-е изд. М.: РИПОЛ классик, 2023.

4

«Разговор разочарованного со своей душой», или «Спор человека с его ба» (Берлинский папирус 3024) – условное название древнеегипетского философского произведения, которое датируется предположительно XXII–XXI веками до н. э. Папирус с единственным известным экземпляром текста хранится с 1843 года в Берлинском музее.

5

Здесь и далее, если не отмечено иное, перевод цитат Дианы Солобуто.

6

Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 114.

7

Berdiaev N., Spirito e libertà: saggio di filosofia cristiana / Nicola Berdiaev; traduzione di Agostino Miggiano. Milano: Edizioni di comunità, 1947. Pagg. 237–239.(Прим. автора)

8

Плотин. Эннеады / Пер. с древнегреч. и англ. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995. С. 25.

9

Цит. по: Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла // Творения: в 2 т. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2008.

10

Цит. по: Амвросий Медиоланский. Об Исааке, или душе // Собрание творений: на латинском и русском языках: в 9 т. / Пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта. Т. 3 / Сост. Н. А. Кулькова; пер. с лат. Н. А. Кульковой и др. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

11

Цит. по: Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения: в 2 т. Т. 1. М: Сибирская благозвонница, 2008.

12

Там же.

13

Вульгата (лат. «общепринятая») – латинский перевод Библии. Creans malus – досл. с лат. «создает зло».

14

Плотин. Третья эннеада / Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Квадривиум, 2018. С. 159.

15

Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Отв. ред.: В. В. Струве; пер. с аккад. И. М. Дьяконова. СПб.: Наука, 2006. С. 22.

16

Pettinato G., Babilonia, centro dell’– universo, Milano 1988.(Прим. автора)

17

Di Nola A. M., Il diavolo, Roma 1987, pag. 136.(Прим. автора)

18

Сказание об Атрахасисе // Я открою тебе сокровенное слово: литература Вавилонии и Ассирии / Сост. В. К. Афанасьевой, И. М. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 60.

19

Furlani G., Religione babilonese-assira, Roma 1976, pag. 9.(Прим. автора)

20

Petoia E., Vampiri e lupi mannari, Roma 1991, pag. 38.(Прим. автора)

21

Di Nola A. M., op. cit., pag. 146.(Прим. автора)

22

Russel J. B., Il diavolo nel medioevo, Roma-Bari 1990, pag. 23.(Прим. автора)

23

Цезарь, Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. и коммент. М. М. Покровского. М.: Науч. – изд. центр «Ладомир»: Наука, 1993. С. 127. Отец Дит здесь – это бог Кернунн у кельтов, так как Цезарь полагал, что галльский пантеон выглядит, как римский, и называл их богов именами римских.

24

Яджудж и Маджудж как и Гог и Магог – это народы великанов с некоторыми чертами разных животных, что должны пойти войной на Бога и ангелов по окончании Тысячелетнего царства (во время Страшного суда).

25

Здесь речь идет об Иблисе.

26

Di Nola A. M., op. cit., pag. 340.(Прим. автора)

27

Куманская община – еврейская религиозная секта с жесткой изоляцией и дисциплиной, проживавшая в районе Кумрана ок. II–I века до н. э. – I в. н. э. Большинство исследователей отождествляет кумранскую общину с ессеями (оссины, кумраниты), о которых будет идти речь далее.

28

Исследователи кумранских свитков собрали коллекцию из 981 манускрипта, найденного в 1946–1947 и 1956 году в одиннадцати разных пещерах.

29

L’alfabeto di Ben Sira, versione riportata in I. Zwi Kanner, Fiabe ebraiche, Milano 1991, pag. 13.(Прим. автора)

30

Levi P., Lilit e altri racconti, Torino 1981, pag. 22.(Прим. автора)

31

Подробная классификация демонов с описанием каждого из них и инструкциями по вызову и отзыву была составлена Иоганном Вейером в книге «Псевдомонархия демонов» (лат. Pseudomonarchia Daemonum, англ. Hierarchy of Demons) в 1563 году как дополнение к его De Praestigiis Daemonum.

32

Здесь и далее перевод «Плавания святого Брендана» цит. по Плавание святого Брендана: Средневек. предания о путешествиях, веч. странниках и появлении обитателей иных миров / Пер. с лат. и старофр., лит. перелож. ирл. преданий о мореплавателях Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2002.

33

Magnani A., a cura di, La navigazione di San Brandano, Palermo 1992, pagg. 46–47.(Прим. автора)

34

Magnani A. ibidem.(Прим. автора)

Загрузка...