Проснулись мы с сестрой ближе к десяти утра.
Мама ушла на работу, приготовив нам завтрак. На кухне лежала записка с напоминанием давать Полине лекарство трижды в день перед едой. Пока девочка валялась в кровати, я поставил все окна в квартире на проветривание и включил кнопку электрочайника. «Антигрипп» лежал в одном из верхних шкафчиков – рядом с кофе, чаем и специями. Надорвав пакетик, я высыпал душистый порошок в кружку. И тут же бегло осмотрел ладони. К моему удивлению, раны зарубцевались. С одного применения! На энтузиазме я ломанулся в ванную, выдавил из тюбика еще немного светящейся мази и повторно обработал руки с двух сторон. Мне начинает нравиться местная медицина. Не сравнить с лавками легурийских шарлатанов, мнящих себя целителями.
Умывшись и почистив зубы, я вернулся на кухню.
Чайник закипел и выключился.
Заварив сестре шипучку, я задумался над тем, что попить самому. Меня остро мучила жажда, но память носителя подсказывала, что вода из-под крана – верный путь в инфекционку. Там вся таблица Менделеева, как любила говорить Анна Васильевна.
Питьевая вода стояла на подоконнике – в пятилитровой пластиковой бутылке. Стоп, мама сама таскает эти бутыли из магазина? Илья даже помочь ни разу не предложил? Отвратительно. Здесь придется многое изменить.
Я полез в холодильник и предсказуемо обнаружил там еще одну полуторалитровую бутылку с водой. Это что ж надо сотворить с природой, что простую воду покупают в магазинах? В моем мире хватает лесных источников, рек и озер. Я помню, как наполнял в дождь металлическое ведро, сидя на пиратской триере. А тут получается, что даже готовить на этой жидкости нельзя? Память Ильи тут же меня поправила: можно, у нас стоят дешевые фильтры.
Вода из холодильника оказалась вкусной.
С жадностью выпив первый стакан, я наполнил второй. Реальность, в которую я попал, представляется мне весьма комфортной. Водопровод, душ, мебель и бытовая техника… Посуда – и та стеклянная, а не из глины. Мне, конечно, приходилось участвовать в пирах дворцовой знати, есть на золоте и серебре, но в квартире простых неомских бедняков всё выглядит более продуманным, чем в чертогах властителя Валдорры.
Из кухни можно попасть на застекленный балкон.
– Выпей лекарство! – кричу сестре.
– Я сплю, – бурчит Полина.
Приходится с горячей кружкой идти в комнату.
– Подъем.
Девочка укрывается до подбородка одеялом. Я сдвигаю шторы и наполняю комнату светом. Из окна открывается удивительный вид. Громадный мегаполис, покрытый высоченными жилыми домами и непонятными башнями. Каньоны улиц, по которым снуют потоки машин. И кусочек самого настоящего моря. Вчера зрение меня не обмануло. Неом – приморский город. А еще меня поразила штуковина, проплывающая в небе над заливом. Нечто массивное, приплюснутое, с обилием выступов и надстроек, серебрящееся металлом. Палубы, круглые иллюминаторы, крылья и хвостовое оперение, непонятные шарообразные надстройки…
Летающий корабль.
Память Ильи подтвердила – здешние жители строят летающие корабли.
– Чего залип? – спросила сестра.
Отвернувшись от окна, я протянул Полине кружку.
– Да так… Город красивый.
Девочка чуть не поперхнулась напитком.
Я тут же решил сменить тему:
– Сегодня понедельник. Мама весь день на работе. Вернется поздно вечером…
– И? – Полина не сразу поняла, к чему я клоню.
– Уберемся в квартире. Приготовим ей на ужин что-нибудь.
– Она же не любит, когда мы готовим, – напомнила Полина.
– А мы постараемся.
Полина сделала глоток из кружки и внимательно на меня посмотрела.
– Ты какой-то странный сегодня, братик.
– Да ладно.
– Говорю же – странный. За всё время в комп не полез. Ночью не играл. С тобой всё в порядке?
– Меня побили немного.
– Поэтому рейд пропускаешь?
– Я больше не собираюсь играть.
У сестры глаза на лоб полезли.
– Ты?
– Я.
– Не верю.
– Посмотришь.
Я уже встаю, чтобы сходить на кухню и выпить еще немного воды, но меня настигают слова Полины:
– Ты вчера немного изменился. Заботливый какой-то…
– Переоценка ценностей, – буркнул я.
И поспешил ретироваться в другое помещение.
Август выдался жарким. У нас стоял кондиционер, но мама запрещала его включать, чтобы сэкономить на электричестве. К десяти утра столбик термометра за окном перевалил за двадцать градусов. Будет, я думаю, еще жарче. В городе такие вещи переносятся тяжелее…
Мы с сестрой по очереди приняли душ и позавтракали, разогрев вчерашнюю картошку в микроволновке – взятой в кредит, как и всё, что нас окружает. Даже квартира, в сущности, не принадлежит моей семье. Если мать лишится работы и не сможет делать ежемесячные выплаты, банк заберет жилище себе, а нас выгонит на улицу. Суровая правда жизни.
Нет.
Я всё исправлю.
Раз уж я попал в это тело и обрел семью, то должен о ней заботиться. Пусть это семья Ильи Невзорова, но Полина и Анна Васильевна – не такие уж плохие люди. Они заслужили лучшей участи.
Пока сестренка принимала душ и чистила зубы, я исследовал жилье своего носителя. Мебель оказалась старой, местами поцарапанной, с расшатанными дверцами и отслоившимся шпоном. Обои давно не переклеивали, потолок – не перекрашивали. Под ногами – потертый линолеум. Балконов у нас два. Один примыкает к кухне, второй – к гостиной. Оба застеклены и обшиты вагонкой. Одежда в шкафах старая, стираная-перестираная.
Утром до меня с пронзительной ясностью дошло, на каком дне обитает Илья Невзоров.
Обо всем по порядку.
Мы поели, и Полина начала отпрашиваться к подружке. Я запретил, сославшись на указания матери. Постельный режим, и всё такое. Девочка обиделась, включила телевизор в гостиной и погрузилась в просмотр мультиков. Благодаря воспоминаниям Ильи я знаю, что такое телевизор. Плоский экран на стене, позволяющий смотреть различные передачи. Новости, фильмы, шоу-программы. Да что угодно. Служит для развлечения. Илья телек не любит, предпочитает сидеть в глобале.
Что ж, я решил узнать об этом мире побольше.
Глобал – это планетарная информационная сеть, объединяющая миллионы компьютеров. У меня уже голова идет кругом от этих технологий. Многие вещи, воспринимаемые Ильей как повседневность, мне кажутся дикими и неестественными. Я не понимаю, зачем разменивать свою жизнь, уткнувшись в прямоугольник с движущимися картинками. Ты ни с кем по-настоящему не общаешься, не тренируешь свое тело, не зарабатываешь, не наслаждаешься восходами и закатами, женщинами и вином, ветром и солнцем… Жуть. Сестру я из этого вытащу, но позже.
Едва приблизившись к клавиатуре компьютера, я почувствовал ломку. Илья сутками просиживал в онлайн-игре «Корабли Империи», собрав команду таких же безбашенных психопатов. Два десятка малолетних упырей, забивая на свое здоровье, прокачивали звездолеты, перемещались в космической черноте, колонизировали виртуальные миры и сражались с вымышленными противниками. В реале эти парни не могли постоять за себя в драке, ходили пришибленными по школе, не высыпались и почти не виделись с родней. Я удивился, осознав простую вещь. У Ильи Невзорова напрочь отсутствовали планы и амбиции. Этот ушлепок ни к чему не стремился, за исключением виртуальных побед и покупок запчастей к своему кораблю. Лучше сдохнуть, чем прозябать в этой аморфной серости.
Видимо, мой носитель так и поступил.
Сдох на кресте.
Неужели от болевого шока?
У Повелителя я спрашивать не стану – для него это мелочи, отвлекающие от более важных дел. Думаю, здоровье у Ильи хлипкое. И всё же, парень умер и воскрес – со мной внутри. Встречайте обновленную версию Ильи Невзорова. Версию, прокачанную до уровня безжалостного убийцы и мага, унаследовавшего демонические способности отца.
Что ж, глобал можно использовать и в целях самообразования.
Я запускаю компьютер, открываю браузер и начинаю вбивать поисковые запросы. Стартую с древнейшей истории, но быстро дорубаю, что изучать ее придется долго. Угасшие цивилизации, войны и открытия, путешествия и революции… Сосредотачиваюсь на теме, которая действительно важна.
Магия.
Сейчас 2022 год, причем летосчисление ведется с момента рождения неизвестного мне пророка. Точнее, полубога. Погибшего, кстати, на кресте, в чем я усматриваю забавное совпадение. Никто не слышал о магии до 1913 года, когда на Земле появились демоны и одаренные. Сверхдержавы вели мировую войну, активно применяя пушки, танки и огнестрел. Внезапно появились Четверо Призывателей. Эти персонажи высвободили силы, которыми не смогли управлять. Произошла невообразимая хрень, серия катаклизмов едва не погубила современную цивилизацию. Впрочем, вместе с демонами в эту реальность пришла прана. Появились люди, наделенные Даром. Сильнейшие маги планеты выступили против Призывателей и сумели одержать победу. К тому моменту о войне все забыли – у народа появилась куча новых проблем. Классическая бойня завершилась досрочно и переросла в мистическую мясорубку, суть которой простые смертные осознали спустя годы.
Экзорцисты изгнали сильнейших духов Бездны, а самих Призывателей убили. С тех пор класс Призывателей перестал существовать, но потусторонние силы остались. Возникла гильдия демонологов. Ныне – тайный орден. Люди вдруг обнаружили, что владение праной передается по наследству, и роды аристократов-одаренных молниеносно укрепили свои позиции. Магические способности тоже развивались и усиливались от поколения к поколению. Мелькали десятилетия. Старшие роды возвысились над младшими. Закон крови гласил: каждое последующее поколение аристо сильнее предыдущего. Развернулась борьба за власть и мировое господство. Чтобы выиграть в гонке, самые умные начали объединяться в кланы. Эти структуры поглотили десятки и даже сотни родов. Доминировали, как и прежде, старшие.
В 1936 году мир потрясли Клановые Войны. За десять лет аристократы перекроили политическую карту мира до неузнаваемости. К 1946 году не осталось ни одной сверхдержавы, развязавшей мировую войну. Правительства стали марионеточными, за каждым президентом или парламентом стоит клан. Что интересно, один клан может контролировать несколько государств – одаренность не знает границ. Есть концерны и корпорации, но они управляются гильдиями. В состав которых, опять же, входят маги. Замкнутый круг. Получается, один старший род может управлять кланом, парой-тройкой марионеточных правительств и оказывать значительное влияние на планетарную экономику через гильдии. Думаю, вы уже поняли, что великие рода сказочно богаты. Неприлично богаты, будем откровенны.
Религии вымирают.
Богам во все времена поклонялась чернь, но во что верить, если чудеса демонстрируют одаренные? Новый культ – это сверхспособности. А научиться колдовать может кто угодно при благоприятном стечении обстоятельств.
От истории я плавно перешел к географии.
В мире аристо и транснациональных корпораций рубежи – штука условная. И всё же, государства не исчезли. Сейчас наиболее цивилизованными считаются три страны. Это Европейская Московия, простирающаяся от Урала до пролива Ла-Манш. Азиатский Пандем, охвативший большую часть Сибири, бывшие Китай, Монголию, Японию и всю юго-восточную Азию. Индия, поглотившая Непал, Бутан, Пакистан, Шри-Ланку и несколько архипелагов. Британия утратила былое величие, но сохранила самостоятельность. Османская империя развалилась, окрестности Стамбула впали в варварство. США не сумели выйти из Великой депрессии и распались.
Илья Невзоров живет в Европейской Московии.
Если уж быть совсем точным – в Неоме. Название получилось от сокращения слова «Неомосква». Большая часть Старой Москвы погибла в катаклизме по вине демонов. Этот же катаклизм привел к образованию Славянского моря, которое соединяется узким проливом с Балтийским. Неом – портовый город, один из крупнейших мегаполисов Земли. Тут проживает около пятнадцати миллионов человек, и этот факт с трудом укладывается в моей голове.
Добро пожаловать в социальное неравенство.
Формально Московией управляет президент. Есть даже непонятная структура, именуемая Думой. Нечто наподобие совета капитанов Валдорры. Все эти властители делают вид, что руководят страной, но в реальности все рычаги сосредоточены в руках великих родов. Потомственные аристократы, наделенные Даром, обладают весомыми привилегиями и стоят над законом. Дворянские титулы получили люди, чьи предки установили контроль над Московией и вышли из Клановых Войн с наименьшими потерями.
Безусловно, одаренные продолжают появляться. Точнее – пробуждаться. Обретение сверхспособностей не гарантирует дворянский титул, но может послужить входным билетом в клан. Насколько я понял, есть четыре могущественных клана, постоянно враждующих между собой. Каждое такое объединение включает по два-три великих рода, сотни семей попроще и несметную армию пробужденных, используемых в качестве пушечного мяса. Известен добрый десяток малочисленных кланов, чей вес на мировой арене незначителен. Ну, и существуют знатные фамилии, которые по разным причинам не примкнули ни к одному объединению.
Следующая прослойка – мещане без герба, открывшие в себе Дар. Зачастую это слабые маги, имеющие некоторые перспективы развития. Подняться таким ребятам тяжело, но реально. Кратчайший путь наверх – через кланы и гильдии. С первыми всё понятно, а вот вторые объединяют волшебников с полезными для современного общества навыками. Уважением пользуются гильдии пилотов, оружейников и татуировщиков. Ну, и демонологов, хотя они формально превратились в орден. Пилоты, как оказалось, управляют исполинскими летающими кораблями, один из которых я видел в своем окне. Демонологи сражаются с духами Бездны, которые вселяются в людей, вещи и дома. Оружейники конструируют зачарованное оружие. А вот фишку с татуировщиками я просек не сразу. При чем тут магия вообще? Усиленный поиск привел к пониманию простого факта: некоторые одаренные научились создавать на теле человека узоры, обладающие защитными функциями. Аналог амулетов. Противоударные татуировки, символы успеха и удачи, орнаменты против болезней и психических атак… Всего не перечесть. Так вот: пробуждаешь в себе Дар, вступаешь в гильдию или клан, начинаешь поднимать бабло и нарабатывать авторитет. А там, глядишь, твой сын или внук обзаведутся дворянским титулом.
Третий слой – простолюдины.
Нет, не так.
Бездари.
Клановый простолюдин – не ровня такому, как я. В сословной иерархии семья Невзоровых занимает нижнюю строчку. Полное дно. У нас ограничен выбор профессий и специальностей, нам не суждено вступить в клан или магическую гильдию. Базовое образование, захудалый техникум, заводские окраины – вот моя судьба. Еще один вариант – отучиться в мореходном училище и заключить кабальный контракт с какой-нибудь транспортной компанией. Устроиться на корабль, месяцами не заходящий в Неом. Вариантов много, если вдуматься, но к богатству и процветанию они не ведут.
Так, хорошо.
А что там у нас с праной?
Это вроде как энергия такая, хлынувшая в мир после прихода демонов. Энергия жизни и всего сущего. Праной пропитано буквально всё, что нас окружает, но добраться до нее непросто. Для этого в сознании человека должен открыться центр, отвечающий за циркуляцию праны. Так называемая чакра восприятия.
Есть три пути для открытия чакры.
Первый – родиться в семье аристократа, поступить в среднюю магическую школу и поработать индивидуально с опытным наставником. Изредка случаются казусы – наследники влиятельных родов задерживаются в развитии. Чаще всего Дар пробуждается у именитых в раннем детстве, но известны случаи закупорки чакры – кое-кто добирается до родовых техник лет в пятнадцать-шестнадцать. Этот путь не для меня. Бездарь не может поступить в среднюю школу волшебства. Даже по социальной квоте.
Второй путь – упорные медитации. Самосовершенствование, возведенное в абсолют. Дорога извращенцев, которые никуда не спешат и готовы потерпеть лет десять-пятнадцать, прозябая всё это время в нищете. Главное преимущество такого метода лежит на поверхности – он бесплатный. Как говорится, дешево и сердито.
Третье решение – прибегнуть к услугам странствующего гуру. Есть мастера, которые помогут открыть чакру за три дня. Максимум за неделю. Услуги мудрых скитальцев влетают в копеечку – тут даже кредиты с закладкой квартир, домов, печени и почек не помогают. Если же деньги удалось отыскать, при этом не нарвавшись на шарлатана, вы получаете Дар и право поступления в среднюю школу, а позднее – в магическую академию. Дальше по накатанной. Гильдия, клан.
Мещане-пробужденные поступают в средние школы по социальным квотам.
Вот он, мой путь.
Остается невыясненным главный вопрос – где взять денег. Кредит не подходит – я несовершеннолетний. Как зарабатывать в этой реальности я пока не представляю, но буду думать над этим в ближайшие дни. Одолжить не у кого.
Порывшись еще немного в глобале, я выяснил, что некоторые гуру заключают со своими учениками долгосрочные контракты. Пробудитель выполняет свою работу, воспитанник обретает Дар, учится в школе и академии, вступает в могущественную группировку и отдает долг. В виде денег или встречной услуги. Действие таких контрактов порой растягивается на двадцать-тридцать лет. Своеобразная зависимость, вроде ипотеки. Гуру воспринимают подобные схемы как инвестиции в старость. Сумма задолженности может быть фиксированной, с нарастающими процентами, но многие учителя предпочитают долю с потенциальных доходов пробужденного. Лотерея, но можно сорвать джекпот. Встречная услуга – экзотическое исключение из правил. Единичные случаи.
Важный момент.
Гуру должен поверить в своего ученика. Ощутить потенциал. Узреть направленность Дара, просчитать выгоды от сотрудничества. Никто не хочет работать на халяву с посредственностями.
У странствующих наставников нет гильдии.
Эти чуваки сами по себе.
Оторвавшись от экрана компьютера, я основательно призадумался. В Легурии ростовщики не пользовались уважением – они сколотили свои состояния на чужой беде. Золото одалживалось под непомерные проценты, и не каждый мог расплатиться по счетам. Многие лишались домов, жен, детей и даже попадали в рабство. Здесь, в Европейской Московии, ростовщичество обрело невероятный размах. Банки и микрокредитные организации вовсю облапошивали народ, создавая в головах иллюзию безбедной жизни. Нищеброды берут в кредит машины, квартиры, еду и турпоездки в жаркие страны. Даже крестьяне Рул-Дарраката не столь зависимы от своего государя. К чему это я? Наша с мамой квартира принадлежит банку, хоть Анна Васильевна и думает, что она – собственник. Мне это не нравится. И я не хочу влезать в подобную кабалу со странствующими гуру, но… Выбор у меня невелик.
Звонок в дверь вырвал меня из потока размышлений.
Я среагировал не сразу.
Громкий звук вновь резанул по нервам. Никак не могу привыкнуть к этим электрическим сигналам. Проще постучать, зачем такие сложности?
Сестра уже выскочила в коридор, приглушив телевизор.
Я направился к металлической двери.
Посмотрел в глазок.
На лестничной площадке стояла женщина в полицейской форме.