Портрет Михаила Лермонтова. Петр Заболоцкий, 1837 год. Государственная Третьяковская галерея.
Барский дом в Тарханах. Shutterstock.com.
О романтической эстетике как об эстетике экспрессивной, то есть связанной с выражением души автора, см. прежде всего классическую книгу Мейера Ховарда Абрамса «Зеркало и лампа» (Abrams M. H. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition. London; New York; Oxford, 1953), а также недавно вышедшую в русском переводе книгу Гвидо Маццони (Маццони Г. О современной поэзии / Пер. с итал. А. Ямпольской. – М.: Новое литературное обозрение, 2024).
Греческое восстание против владычества Османской империи началось в 1821 году. В 1829-м, после поражения Османской империи в Русско-турецкой войне, Греция получила автономию, а впоследствии была признана независимым государством. Во время борьбы пользовалась поддержкой Великобритании, а позже – Российской империи.
Портрет Джорджа Байрона. Гравюра с картины Джорджа Сандерса.
Оссиан (правильнее Ойсин) – легендарный кельтский бард, предположительно живший в III веке. В 1761–1762 годах шотландский поэт Джеймс Макферсон опубликовал цикл эпических произведений, якобы принадлежащих перу Оссиана: эти поэмы получили огромную популярность в Европе и породили моду на кельтскую древность. Впоследствии выяснилось, что поэмы были мистификацией: Макферсон оказался их настоящим автором.
Наиболее подробно особенности жанра и история «байронической поэмы» на русской почве описана в классической книге Виктора Жирмунского «Байрон и Пушкин» (1924). Отсылаем читателя к позднейшему переизданию: Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л.: Наука, 1978.
Об этой особенности лермонтовского творчества хорошо писала Лидия Гинзбург в книге «О лирике» (Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974. – С. 154–157).
Металитературными называют произведения, предмет которых составляет сама литература. Байроновские и пушкинские поэмы могут быть названы металитературными, поскольку за их сюжетами скрывается игра авторов с литературными конвенциями их времени.
Екатерина Александровна Сушкова (1812–1868) – мемуаристка, близко знавшая Лермонтова. Лермонтов был влюблен в нее, затем в отместку за ее безразличие расстроил ее помолвку со своим другом Алексеем Лопухиным. Впоследствии Сушкова вышла замуж за дипломата Александра Хвостова. Фрагменты из ее записок о Лермонтове см., например: М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 86–130.
Портрет Степана Шевырёва. Фотография К. А. Бергнера, литография В. Бахмана. Государственный музей А. С. Пушкина.
Белорусская бурлескная поэма, пародирующая «Энеиду» Вергилия. Была написана в 1820-х годах, приписывается Викентию Ровинскому.
Вацуро В. Э. Поэмы М. Ю. Лермонтова // Вацуро В. Э. О Лермонтове: Работы разных лет. – М.: Новое издательство, 2008. – С. 544.
Описание рукописей см. в комментариях к академическим изданиям Лермонтова, например: Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. – СПб.: Издательство Пушкинского дома, 2014. – С. 582–587 (комментарии О. В. Миллер и Ю. М. Прозорова).
Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. – Л.: Гос. изд-во, 1924. – С. 24. (Эта давняя работа до сих пор остается лучшим описанием лермонтовской поэтики и ее эволюции.)
Там же. С. 27.
Вацуро В. Э. Поэмы М. Ю. Лермонтова // Вацуро В. Э. О Лермонтове: Работы разных лет. – М.: Новое издательство, 2008. – С. 545.
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. СПб.: Издательство Пушкинского дома, 2014. – С. 305, 307.
О роли пародии в этих текстах Пушкина см.: Гаспаров М. Л., Смирин В. М. «Евгений Онегин» и «Домик в Коломне»: Пародия и самопародия у Пушкина // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения. – Рига, 1986. – С. 254–264.
Воспоминания Шан-Гирея см.: М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1989. – С. 52.