Вы ищете работу? Работу, которая будет отвечать вашим требованиям. Работу, на которой вы сможете проявить свои навыки и способности. Работу, которая будет соответствовать вашему социальному статусу, которая сможет обеспечить нужный доход. Но таких, как вы, много. Больше, чем рабочих мест. Поэтому устроиться на такое место для вас – удача. Эта глава для тех, кто хочет научиться ее ловить.
Начнем с того, откуда же вы сможете узнать о работе?
Прежде всего это:
– объявления в газетах, профессиональных журналах, транспорте, на досках объявлений;
– объявления о наборе сотрудников по радио и телевидению;
– обращение в городские и районные центры занятости населения, на биржу труда;
– обращения в частные агентства по трудоустройству (рекрутинговые фирмы);
– публикации статей познавательно-событийного содержания о фирме с приглашением специалистов;
– объявления, распространяемые на улице и разложенные в почтовые ящики.
Для того чтобы поймать удачу – найти хорошее место – требуется успешное выполнение двух шагов: первый – найти вакансию, второй – ее получить. С первым шагом мы с вами уже разобрались. А вот со вторым могут возникнуть некоторые трудности. Ибо здесь надо суметь доказать потенциальному работодателю, что именно вы – наиболее подходящий сотрудник для предоставляемой должности, который сможет справиться с необходимым объемом работы лучше и качественнее остальных кандидатов. А значит – конкуренция и, следовательно, борьба.
Идя на собеседование, вы должны четко осознавать: работодатель возьмет на предоставляемую вакансию только того, кто будет в его глазах удовлетворять всем установленным им требованиям для искомого кандидата, и скорее всего, в чем-то даже превосходящего их. Даже если требования работодателя кажутся вам чересчур высокими для предполагаемого оклада или характера работы, на их снижение не надейтесь.
В противном случае место получит тот, кто, не отвечая указанным требованиям, на деле сумеет убедить в обратном будущего работодателя. Более того, тот, кто сумеет это сделать, имеет шанс получить нужное ему место и в том случае, если среди его конкурентов будут люди, реально обладающие достоинствами, необходимыми для этой работы, но по каким-либо причинам работодателю менее приглянувшиеся.
Итак, вывод первый: уже до того, как пойти на собеседование, вы должны знать, каким хочет видеть работодатель кандидата на предполагаемую вакансию и каким образом вы будете стараться уверить его в том, что соответствуете этому образу.
Особенно важно учитывать эти соображения при заполнении анкет. Ибо, если ваши анкетные данные окажутся недостаточно впечатляющими, то до устного собеседования дело может и не дойти.
Но анкета – это только бумага. И без бумаги в наше время иногда можно и обойтись. А вот без личного знакомства никогда. Поэтому главное и, наверное, самое трудное для устраивающегося на работу – пройти индивидуальное отборочное собеседование. Но, об этом, как о самом трудном, мы поговорим в конце главы.
Итак, вы выбрали наиболее приемлемый для вас способ и нашли работу. Если это объявление с телефоном, то вам придется позвонить, чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы. Но не думайте, что это так просто, ведь искусство ведения телефонных переговоров – важнейший профессиональный навык любого делового человека.
Первый телефонный разговор является первым знакомством с фирмой, а фирмы с вами, и на его основании формируется устойчивое эмоциональное впечатление о вас. Высокомерный, раздражительный тон, грубые выражения, неправильное произношение, мнимое отсутствие интереса к работе, выраженное в вашем разговоре с представителем фирмы, навсегда отдалит вас от перспективы занять место в этой организации.
И наоборот, умение повлиять на собеседника в желаемом направлении, оставить наилучшее впечатление о себе, возбудить желание работать именно с вами позволит максимально приблизиться к желаемой цели.
Во время телефонного разговора поступают первые сведения и формируется первое и зачастую самое верное впечатление о вас, принимается важнейшее решение – подходите вы или нет, пригласить ли вас на собеседование.
Будьте готовы к тому, что в ходе телефонного разговора работодатель проанализирует, что и как вы говорите, а именно: соблюдаете ли этикет телефонных переговоров, какие выражения и речевые обороты вы употребляете и каким тоном ведете беседу.
Типичные ошибки в телефонном общении, которых вам совершать ни в коем случае нельзя:
– неподготовленность к разговору;
– недружелюбие, сухость в общении;
– немногословие, граничащее с невежливостью;
– стремление побыстрее закончить разговор, «бросить трубку».
Естественно отсюда исходят и другие ошибки, которые вам также ни к чему:
– невольное высокомерие и снисходительность в выражениях и интонациях;
– долгие паузы для поиска документов, отвлечение внимания на других людей и другие дела;
– плохое владение своими чувствами и эмоциями;
– неуверенное поведение, заискивающий, тихий и робкий тон разговора, обидчивость на критические замечания, готовность подчиниться воле и желаниям собеседника, неумение отстоять свои интересы.
Можно также назвать ошибки, возникающие из-за плохой подготовленности к разговору:
– неконкретные вопросы и уклончивые ответы;
– дезинформация и сокрытие правды о себе;
– излишнее внимание ко второстепенному в ущерб главному;
– «топтание на месте» и «переливание из пустого в порожнее»;
– безрезультатность разговора, когда не формулируется итоговое решение, к которому должны были прийти собеседники.
Давайте подведем итоги сказанному и сформулируем правила делового этикета телефонных переговоров, которыми вы должны руководствоваться, чтобы произвести благоприятное впечатление и добиться того, чтобы вас пригласили на собеседование.